Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:13, курсовая работа
При тепловом расчете вновь проектируемого двигателя предварительно рассчитывают параметры действительного цикла, строят индикаторную диаграмму и определяют основные размеры: диаметр и ход поршня.
Исходными данными для расчета являются: Ре - мощность (номинальная),
nн - частота вращения (номинальная), e - степень сжатия.
В ходе расчета необходимо задаваться некоторыми коэффициентами, принимая во внимание данные по существующим двигателям. Порядок расчета следующий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал г. Салехард
Кафедра АТХ
Курсовая работа
По дисциплине:
«Теория, расчет и конструкция тепловых двигателей и энергетических установок»
На тему: «Расчет двигателя»
Салехард 2009г.
ЗАДАНИЕ
Выполнить расчет четырехтактного дизельного двигателя по следующим исходным данным:
Параметры |
ЯМЗ - 238А |
Номинальная мощность ,кВт |
200 |
Номинальная частота вращения, мин-1 |
2300 |
Число и расположение цилиндров |
8-V |
Степень сжатия e |
16,5 |
S/D |
1,0 |
Диаметр цилиндра D, мм |
125 |
Ход поршня S, мм |
125 |
Рабочий объем цилиндров Vл, л |
11,85 |
Скорость поршня ,м/с |
9,8 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт × ч |
209 |
Расположение клапанов |
верхнее |
При тепловом расчете вновь проектируемого двигателя предварительно рассчитывают параметры действительного цикла, строят индикаторную диаграмму и определяют основные размеры: диаметр и ход поршня.
Исходными данными для расчета являются: Ре - мощность (номинальная),
nн - частота вращения (номинальная), e - степень сжатия.
В ходе расчета необходимо задаваться некоторыми коэффициентами, принимая во внимание данные по существующим двигателям. Порядок расчета следующий.
а). Задаемся значениями: То; ро ; Тr ; рr; DТ; ра.
Температура То и давление ро окружающей среды принимаются в соответствии со стандартными атмосферными условиями: То=273+15=298 К; ро=0,1 МПа.
Температура Тr и давление рr остаточных газов зависят от частоты вращения и нагрузки двигателя, сопротивления выпускного тракта, способа наддува.
Для двигателей с газотурбинным наддувом:
рr=( 0,75…0,95 )рк= ( 0,75÷0,95 )×0,22 = 0,165 ÷ 0,209 МПа, рr=0,209 МПа
давление надувочного воздуха рк для существующих двигателей:
рк=(1,5…2,2)ро.= (1,5…2,2)×0,1 = 0,15 ÷ 0,22 МПа, рк=0,22 МПа
Температура остаточных газов зависит в основном от коэффициента избытка воздуха a, степени сжатия e, частоты вращения коленчатого вала, нагрузки.
DТ-степень подогрева свежего заряда во впускном тракте зависит от частоты вращения, наличия наддува и принимается для дизельных с наддувом 0…10 . Принимаем значение DТ =100 .
Давление в конце впуска ра принимается из следующих соотношений
ра = рх - Dра = 0,22 – 0,022 = 0,198 МПа
У двигателей потери давления Dра за счет сопротивления впускного тракта находятся: Dра = ( 0,03 ÷ 0,1 )× рх = 0,0066 ÷ 0,022 МПа, Dра = 0,022МПа
б). Определяем величины: gr (коэффициент остаточных газов), Тa (температура конца наполнения) и hv (коэффициент наполнения) по следующим формулам:
Температура воздуха за компрессором:
,
где nк - показатель политропы сжатия в компрессоре, принимается в пределах 1,4…2. Примем nк = 1,6.
в). В зависимости от принятого значения коэффициента избытка воздуха a определяем массу свежего заряда, введенного в цилиндры двигателя (ориентировочно):
М1 = a lо / 29, кмоль,
где lo = 14,5 кг. воздуха/ кг. топлива – для дизельного двигателя.
М1 = 1,7*14,5 / 29=0,85 кмоль
Для принятия значения a необходимо учесть способ смесеобразования, примем 1,7.
Масса воздуха в кмолях: Lo =lo/29 = 14,5/29 = 0,5 кмоль
Определяем параметры процесса сжатия: n1; рс; Тс; Мс.
а). Показатель политропы сжатия п1 определяется из соотношения:
n1 = 1,41 – 100/nн=1,41 – 100/2300=1,366 ,
где nн – номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя.
б). Давление конца сжатия:
.
в). Температура конца сжатия:
.
г). Масса рабочей смеси в конце сжатия:
, кмоль
д). Теплоемкость рабочей смеси в конце сжатия:
Сv.c=20,16+1,74×10 -3Тс=20,16+1,74×10 -3.1149,58=22,16,
кДж/(кмоль.град).
а). Определяют массу продуктов сгорания в цилиндрах двигателя.
где С = 0,87; Н = 0,125 – соответственно элементарный состав топлива для дизтоплива (ориентировочно).
б). Определяют температуру газов в цилиндре в конце процесса сгорания из уравнений:
,
Сrz – теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении:
Сrz =(20,2 + 0,92/a) + (15,5 + 13,8/a) 10 –4 Тz + 8,314 ,
m -коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси в ходе сгорания
m=
x - коэффициент использования теплоты в ходе сгорания, для дизелей - x=0,7…0,9, примем 0,8.
Нu- низшая теплотворная способность топлива: для дизтоплива - ;
Подставим и после преобразования получим:
0,00244×Tz2 +30.04×Tz + ( - 66192.74 ) = 0
Tz1 = 2220.46 K
Тz2 = отрицательная температура, а она не может быть такой в конце процесса сгорания.
в). Определяют максимальное давление газов в цилиндре по формулам:
рz = l × рc = 1,5×8,96 = 13,44 МПа
где l степень повышения давления, которое примем равным 1,5.
Определяем параметры процесса расширения: n2; рb; Тb.
а). Показатель политропны расширения n2 определяется из соотношения:
n2 = 1,22 + 130 / nн.=1,22+130/2300=1,276
б). Давление и температура конца расширения:
где - степень последующего расширения,
- степень предварительного
Полученные расчетные значения (указанны в скобках) термодинамических параметров процессов цикла необходимо сопоставить с данными табл. 1.
Таблица 1 Предельные значения параметров процессов цикла
Тип двигателя |
pc , МПа |
pz , МПа |
Тс , К |
Тz ,К |
Тb, К |
Двигатели с наддувом |
6…8 (8,96) |
10…15 (13,44) |
1000 (1149,58) |
1900…2800 (2220,46) |
1100…1200 (1082,1) |
а). Определяем среднее индикаторное давление (теоретическое) газов
МПа
б). Определяют среднее индикаторное давление (действительное) газов:
pi = jп р11,
где jп – коэффициент полноты индикаторной диаграммы, учитывающий ее скругление в ВМТ и НМТ, как результат наличия фаз газораспределения, угла опережения впрыскивания топлива или зажигания, а также скорости сгорания топлива. Значения jп принимаются для дизельных двигателей 0,9…0,96.
pi =0,96×1,26=1,2096 МПа
в). Определяем индикаторный КПД цикла:
,
г). Определяем индикаторный удельный расход топлива:
а). Определяем среднее давление механических потерь:
,
где - средняя скорость поршня, принимается по двигателю-прототипу (сп= 9,8 ),
и - эмпирические коэффициенты, приведенные в табл. 2.
Таблица 2 Значения коэффициентов и
Тип двигателя |
|
|
Дизели с неразделенной камерой сгорания |
0,105 |
0,012 |
Дизели с разделенной камерой сгорания |
0,105 |
0,0138 |
б). Определяем среднее эффективное давление газов:
=1,2096-0,2226=0,987 МПа.
в). Определяем механический КПД двигателя:
.
г). Определяем эффективный КПД двигателя:
.
д). Определяем удельный эффективный расход топлива:
.
Полученные расчетные значения (указаны в скобках) индикаторных и эффективных показателей сопоставляем с данными табл.3.
Таблица 3 Предельные значения индикаторных и эффективных показателей современных поршневых двигателей
Тип двигателя |
pi, МПа |
hi |
bi, г/кВт*ч |
pe, МПа |
he |
be, г/кВт.ч |
Дизели с наддувом |
0,8…2 ( 1,2096 ) |
0,42…0,5 ( 0,42 ) |
200…170 ( 201,68 ) |
0,7…1,8 ( 0,987 ) |
0,38…0,45 ( 0,34 ) |
210…175 ( 246 ) |
а). Определяем рабочий объем одного цилиндра по заданным значениям мощности, частоты вращения и расчетному значению среднего эффективного давления газов (ре):
, л ,
где - число цилиндров двигателя, - тактность двигателя.
.
Литраж двигателя состовляет 10,432 л.
б). Выбираем отношение хода (S) поршня к диаметру (D) по прототипу двигателя и задаемся : по прототипу равняется 1,0:
, мм;
S = (S/D) × D=1,0*119=119 мм.
Определяем литровую мощность по прототипу и по проектируемому двигателю:
Результаты теплового расчета сводим в табл. 4.
Таблица 4 Характеристика двигателей
Параметры двигателя |
Ре, кВт |
nн, мин-1 |
e |
D, мм |
S, мм |
S/D |
Vл , Л |
bе , г/кВт*ч |
Рл,
|
Прототип |
200 |
2300 |
16,5 |
125 |
125 |
1,0 |
11,85 |
209 |
16,88 |
Проектир. |
200 |
2300 |
16,5 |
119 |
119 |
1,0 |
10,576 |
246 |
18,91 |
Индикаторная диаграмма дизельного двигателя построена для номинального режима работы двигателя, т. е. при Ne = 200 кВт и n = 2300 мин –1, аналитическим методом.
Для дизелей отношение изменяется в пределах 1…d .
Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня Ms= 1 мм в мм; масштаб давлений Мр = 0,05 МПа в мм.
Величины в приведенном
AB=S/Ms=119/l,0 = 119 мм; ОА = АВ/(ε–1)= 119/(16,5–1)= 7,68 мм.
Максимальная высота диаграммы (точка г) pz/Mp =13,44/0,05=268,8 мм.
Ординаты характерных точек:
pа/Mp =0,198/0,05 = 3,96 мм;
рс/Мр= 8,96/0,05 = 179,26 мм;
рb/Мр=0,511/0,05 = 10,22 мм;
рг/Мр = 0,209/0,05 = 4,18 мм;
рк/Мр=0,22/0,05=4,4 мм.
Построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом:
а) политропа сжатия px=pa(Va/Vx)n1. Отсюда
рх/Мр , мм =(ра/Мр)(ОВ/ОХ)n1= 3,96(133,07/ОХ)1,36 мм,
б) политропа расширения px=рb(Vb/Vx)n2 Отсюда
рх /Мр, мм =(рb/Мр)(ОВ/ОХ)n2= 10,22(133,07/ОХ)1,282 мм.
Результаты расчета точек политроп приведены в табл 5.
Таблица 5
Политропа сжатия |
Политропа расширения | |||||||
№ |
ОХ |
ОВ/ОХ |
(ОВ/ОХ)^n1 |
px/Mx, мм |
рх, Мпа |
(ОВ/ОХ)^n2 |
px/Mx, мм |
рх, Мпа |
1 |
7,68 |
16,49 |
46,01 |
179,20 |
8,96 |
35,75 |
268,80 |
13,44 |
2 |
10,00 |
12,67 |
32,08 |
127,06 |
6,35 |
25,53 |
209,35 |
10,47 |
3 |
20,00 |
6,33 |
12,45 |
49,29 |
2,46 |
10,54 |
86,45 |
4,32 |
4 |
40,00 |
3,17 |
4,83 |
19,12 |
0,96 |
4,35 |
35,70 |
1,78 |
5 |
60,00 |
2,11 |
2,78 |
10,99 |
0,55 |
2,59 |
21,28 |
1,06 |
6 |
80,00 |
1,58 |
1,87 |
7,42 |
0,37 |
1,80 |
14,74 |
0,74 |
7 |
90,00 |
1,41 |
1,60 |
6,32 |
0,32 |
1,55 |
12,68 |
0,63 |
8 |
100,00 |
1,27 |
1,38 |
5,47 |
0,27 |
1,35 |
11,09 |
0,55 |
9 |
110,00 |
1,15 |
1,21 |
4,80 |
0,24 |
1,20 |
9,82 |
0,49 |
10 |
126,68 |
1,00 |
1,00 |
3,96 |
0,20 |
1,00 |
8,20 |
0,41 |