Расчет двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

При тепловом расчете вновь проектируемого двигателя предварительно рассчитывают параметры действительного цикла, строят индикаторную диаграмму и определяют основные размеры: диаметр и ход поршня.
Исходными данными для расчета являются: Ре - мощность (номинальная),
nн - частота вращения (номинальная), e - степень сжатия.
В ходе расчета необходимо задаваться некоторыми коэффициентами, принимая во внимание данные по существующим двигателям. Порядок расчета следующий.

Файлы: 1 файл

Теория, расчет и конструкция тепловых двигателей и энергетических установок.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис.3. Диаграммы сил, действующих в КШМ двигателя


 

д). Строим диаграмму вращающего момента, снимаемого с коленчатого вала (рис.4.)

 

Тe = Ft × r ,

 

где r – радиус кривошипа, r = S/2.

 

Рис.4. Диаграмма вращающего момента одного цилиндра двигателя

 

 

Рис 5 Диаграмма восьми цилиндрового двигателя

 

Для построения диаграммы суммарного вращающего момента многоцилиндрового двигателя производим алгебраическое сложение величин Те одноцилиндрового двигателя с угловым сдвигом 720/i = 720/8 = 90 (i- число цилиндров).

Таким образом, диаграмму  величин Те (рис.4.) необходимо разделить на 8 частей и алгебраически сложить их ординаты независимо от порядка работы цилиндров.

 

 

Рис. 6 Диаграммы суммарного вращающего момента

 

е). Строим диаграмму износа шатунной шейки 

Результирующая сила Rшш, приложенная к шатунной шейке, определяется графическим сложением силы Fs , действующей по оси шатуна, с центробежной силой вращающихся масс кривошипа Fсш:

 

mшк=0,725mш=0,725*3,697=2,6803 кг ,

Fсш= – mшк × rw2 = – 2,6803*0,0595*2412 = –9262,6 Н = – 8,262 кН .

 

Rшш,кН

Те,Нм

 

23,20886502

0

0

18,69463662

-407,8047819

30

9,515735961

-158,9324809

60

11,35036281

350,2773543

90

17,81341194

495,5397166

120

20,35443957

291,7049536

150

20,72813416

0

180

20,36548798

-291,9662165

210

18,16570225

-512,1282532

240

12,61415021

-448,8296656

270

7,875677496

-177,3068394

300

8,885765867

-499,3626286

330

69,12382879

0

360

41,68145723

1714,25467

390

14,47118737

832,4270446

420

17,74005073

800,7077164

450

22,19906702

699,628986

480

23,71932279

371,1288565

510

20,72813416

0

540

20,35443957

-291,7049536

570

17,81341194

-495,5397166

600

11,35036281

-350,2773543

630

9,515735961

158,9324809

660

18,69463662

407,8047819

690

23,20886502

0

720


 

Графическое построение силы Rшш в зависимости от угла поворота кривошипа производится в виде полярной диаграммы с полюсом в точке Ош. Сначала строят полярную диаграмму силы FS откладывая в прямоугольных координатах с полюсом О ее составляющие Fτ, Fк для различных углов j поворота коленчатого вала. Полученные точки конца вектора Fτ, последовательно в порядке углов соединяют плавной кривой, которая является полярной диаграммой силы Fτ с полюсом в точке О. Чтобы получить полярную диаграмму нагрузки на шатунную шейку, достаточно переместить на полученной полярной диаграмме силы Fτ полюс О по вертикали на величину вектора Fсш в точку Ош. Проекция на вертикаль любого вектора полярной диаграммы дает значение нормальной силы, действующей на шатунную шейку и направленную по радиусу кривошипа. Полярная диаграмма, перестроенная в прямоугольные координаты Rшш и j, позволяет определить среднее значение Rшш.cp. Пользуясь полярной диаграммой, можно построить так называемую диаграмму износа шейки. Для построения диаграммы под углом 60° к направлению каждой силы Rшш в обе стороны проводят кольцевые полоски, высота которых пропорциональна соответствующей силе Rшш . Суммарная площадь этих полосок в итоге представляет собой диаграмму износа. Из диаграммы износа шейки видна зона наименьших давлений на нее. Следовательно, в этом месте должно находиться отверстие для подвода масла к подшипнику.

 

 

 

 

 

 

7. КОМПОНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

 

    1. Компоновка кривошипно-шатунного механизма (КШМ) двигателя

 

При компоновке V-образного двигателя проводятся под углом g/2 оси левого и правого цилиндров по отношению к вертикальной оси. В одном из цилиндров намечается положение осей шатунной шейки и поршневого пальца при нахождении поршня этого цилиндра в ВМТ, а положение оси поршневого пальца другого цилиндра определяется засечкой на ось этого цилиндра из точки В дугой радиуса, равный длине его шатуна lш. Угол развала g блока цилиндров определяется из соотношения: g=kj/2, где k-целое число (1,2); j-угол между кривошипами (j=720/i); i- число цилиндров в одном ряду блока.

 

7.1.1 Компоновка и расчет деталей поршневой группы

Компоновку начинаем с отработки головки поршня (Приложение 5). Учитывая конструкцию двигателя-прототипа и установившиеся тенденции в мировом двигателестроении выбираем количество поршневых колец (по прототипу 3), их размеры (hk, hm, t) и расположение, определяем размеры жарового пояса (с) и перемычек между поршневыми кольцами (hм.к.). Исходя, из этих данных намечаем высоту головки поршня (Нг). Задавшись затем толщиной днища (d) и формой его внутренней части, очерчиваем контур камеры сгорания. Выбрав основные размеры поршня наносим его контур на компоновочную схему и намечаем положение оси поршневого пальца, отложив по оси цилиндра от основания юбки расстояние Н1. Вокруг полученного центра вычерчиваем контур бобышки и, проведя силовые ребра к внутренней поверхности днища, окончательно вычерчиваем внутренний контур головки и юбки поршня. Изобразив на схеме поршневые кольца, каналы для отвода масла от маслосъемных колец оформляем внешний контур деталей поршневой группы.

После компоновки поршневой группы выполняем проверочные расчеты на прочность.

Расчет поршня. При  работе двигателя в поршне возникают сложные напряжения от сил давления газов, инерционных и термических нагрузок. Вместе с тем определяющим параметром при расчете на прочность являем толщина днища (d) поршня. Приближенная проверка прочности днища поршня, как круглой пластинки, защемленной по краям и нагруженной равномерно распределенной нагрузкой, может быть определена по формуле:

 

 £ [ ] ,

 

Где рz –максимальное давление газов в цилиндре, МПа.

 

 

Рис 7.1 Компоновка поршневой группы

 

Допускаемое напряжение изгиба для поршней из алюминиевых сплавов АЛ10; АК 4 - [ ] =40…60 МПа без оребрения днища поршня, с оребрением – [ ] =50…150 МПа. Следовательно, на днище поршня применяем оребрение.

Юбку поршня проверяем  по удельному давлению от максимальной боковой силы по формуле:

 

 

Где =0,5…1,0 МПа,

Ню - высота юбки поршня, Нюп – Нг.= 139,2-52,896 = 86,304 мм

 

Относительные размеры деталей  поршневой группы в таблице  11.

 

Таблица 11 Относительные размеры деталей поршневой группы

Наименование размера

Обозначение

Предел значений размеров

 

Значение, мм

Высота поршня

Нп

139,2

Высота жарового пояса

c

20,88

Толщина днища

d

17,4

Высота компрессионных колец

hk

2,9

Высота маслосъемных колец

hm

5,22

Ширина поршневых колец

t

4,64

Высота перемычки между  канавками под поршневые кольца

hм.к

5,22

Высота головки поршня

Нг

52,896

Расстояние от нижней кромки юбки до оси поршневого пальца

Н1

55,68

Толщина стенки юбким

dю

3,48

Диаметр бобышек

db

58

Наружный диаметр поршневого пальца

dн.п

46,4

Внутренний диаметр  поршневого пальца

dв.п

29


Расчет поршневого пальца. Проверяемся удельные давления во втулке верхней головки шатуна и в бобышках поршня.

Удельное давление во втулке верхней головки шатуна:

 

,

 

Где FS - суммарная сила, действующая на поршень,

lг.ш – длина верхней головки шатуна, для бензиновых двигателей и дизелей

 

lг.ш =0,3D=0,3*119=34,8 мм.

 

Удельное давление в  бобышках поршня:

 

Где lб – длина бобышки поршня, для бензиновых двигателей и дизелей:

 

lб =0,98D/2 - lг.ш – 2=0,98*119/2-40,6-2=20,04 мм.

 

В современных двигателях допускаемые удельные давления равны (материал-сталь 20,15Х,15ХН): для дизельных двигателей – =32…40 Мпа; =30…35 Мпа.

Расчет поршневых колец. Размеры кольца определяем на основе нормативов, установленных ГОСТ на поршневые кольца.

Последовательность расчета  следующая.

а). Задаемся величиной D/t=20…25 =25, определяющей упругость кольца.

б). Определяем зазор в  замке кольца S0 при его установке в цилиндр из соотношения S0/t=2,5…4,0 = 4 → S0=4*4,64=18,56 мм.

в). Определяем среднее давление кольца на стенку цилиндра (для грушевидной эпюры давления), МПа:

 

 

Где Е – модуль упругости материала кольца (для чугуна Е=1,2*105 МПа).

 

 

Давление ( МПа ) кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности при каплевидной формы  эпюры давления.

 

 

г). Строим эпюру радиальных давлений кольца на стенку цилиндра по данным таблицы 12.

 

Таблица 12 Относительные радиальные давления для грушевидной эпюры

Угол φ град

0

30

60

90

120

150

180

μж

1,05

1,05

1,14

0,9

0,45

0,67

2,85

p

0,222

0,222

0,241

0,1899

0,09495

0,1414

0,601


 

 

Рис 7.2. Эпюра радиальных давлений кольца на стенку цилиндров

 

      1. Компоновка и расчет деталей шатунной группы

Конструктивные размеры  деталей этой группы приведены в  табл. 13.

 

Таблица 13 Основные размеры деталей шатунной группы

Наименование размера

Обозначение

Предел значений размеров

Значения, мм

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна

l

0,26 (по прототипу)

Внутренний диаметр верхней головки шатуна

dв

46,4

Толщина втулки верхней головки шатуна

dвт

2,9

Наружный диаметр верхней  головки шатуна

dг

58

Длина верхней головки  шатуна

lвгш

40,6

Высота стержня шатуна у верхней головки

Нв

34,8

Высота стержня шатуна в средней части

Нср

34,8

Толщина стержня шатуна

t

4,872

Толщина шатунного вкладыша

dшв

3,48

Толщина перемычки между  отверстием под болт и вкладышем

Dшв

1

Толщина перемычки между  отверстием под болт и наружной стенкой  нижней головки шатуна

Dшн

2

Диаметр шатунных болтов

dшб

13,92

Толщина стенки нижней крышки шатуна

aкш

16,24

Ширина нижней головки  шатуна

агш

110,2

Растояние между шатунными болтами

lшб

95,12

Информация о работе Расчет двигателя