Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:02, дипломная работа
Перед автомобильной промышленностью в настоящее время стоят задачи, связанные с увеличением выпуска экономичных автомобилей с дизельными двигателями, позволяющих значительно сократить расход топлива, а следовательно и затраты на него. Одновременно с ростом производства автомобилей особо большой грузоподъемности (110 и 180 тонн) необходимо создавать мощности для выпуска грузовых автомобилей малой грузоподъемности - полтонны. В настоящее время проводятся значительные работы по увеличению выпуска и повышению надежности автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газах.
где i – число пар трения; d=1,0¸1,5 мм – осевая деформация ведомого диска, тогда
Для расчёта пружин демпфера сцепления принимаем:
Момент предварительной
Максимальное напряжение пружины демпфера определяется по формуле:
где n – число ведомых дисков сцепления, т.о. Н´м.
Усилие, сжимающее одну пружину демпфера:
где R=0,08 м – радиус приложения усилия к пружине; z – число пружин.
Принимая во внимание большую жёсткость пружин демпфера, напряжение вычисляем по формуле, учитывающей форму сечения, кривизну витка и влияние поперечной силы:
где К – коэффициент, учитывающий форму сечения, кривизну витка и влияние поперечной силы на прочность; [t]=700¸900 МПа.
где , тогда , а МПа, т.о. – условие прочности выполняется.
Напряжение смятия шлицов ступицы определяется по формуле:
где , а dн=40 мм – наружный диаметр шлицов; dв=30 мм – внутренний диаметр шлицов; ; l=60 мм длина шлицов; z=10 число шлицов; a=0,75 – коэффициент точности прилегания шлицов; [sсм]=15¸30 МПа – допустимое напряжение смятия.
т.о. 22,97 МПа<30 МПа Þ
Напряжение среза шлицов ступицы определяется по формуле:
где b=8 мм – ширина шлицов; [tсрmax]=5¸15 МПа – допустимое напряжение среза.
т.о. 14,36 МПа<15 МПа Þ
Материал ступицы – Сталь 35, 40Х.
Материал ведомого диска – Сталь 50, 65Г.
Вал сцепления рассчитывается на скручивание по диаметру впадин шлицевой части. Задав допустимое напряжение кручения [tmax]=70 МПа, находим:
Проверку шлицов на смятие проводим по формуле:
где – средний радиус приложения окружной силы, м; h, l – высота и длина шлицов ступицы ведомого диска, см.
Проверку шлицов на срез проводим по формуле:
где b=8 мм – ширина шлицов ступицы ведомого диска, см.
[sсм]=15¸30 МПа, [tсрmax]=5¸15 МПа
Усилие на педали выключения вычисляем с учётом увеличения силы нажимных пружин при включении на 20%:
где Рпр=12125 Н – сила давления пружины; u – общее передаточное число привода; hт=0,8 – кпд привода.
,
где u1 и u2 - передаточное число соответственно педального привода и механизма выключения сцепления. Для механического привода:
,
где а=400; b=85; с=110; d=60; l=88; f=17, откуда ; ;
На проектируемом автомобиле сила давления на педаль не должна превышать 200 Н. Следовательно, необходимо предусмотреть установку в приводе сцепления усилителя. Свободный ход педали должен составлять 35¸50 мм, а полный ход – не менее 180 мм.
Рис. 2.1. Механический привод сцепления.
Применение механического
Уход за сцеплением и его приводом заключается в периодической проверке технического состояния, очистке механизмов от грязи, регулировке свободного хода педали, своевременной подтяжке всех резьбовых соединений, смазке вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазки, а также в устранении отдельных неисправностей, возникающих во время эксплуатации.
Нужно тщательно следить за степенью затяжки болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя. Момент затяжки должен быть в пределах 8¸10 кгс´м. Болты затягиваются равномерно, последовательно, крест-накрест.
Основными деталями сцепления, требующими замены или ремонта в процессе эксплуатации, являются подшипник выключения сцепления, накладки и сам ведомый диск, а также нажимной диск и рычаги выключения сцепления.