Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, курсовая работа
Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.
Схема Выполнена на основе и полностью корреспондируется со «Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на средне - и долгосрочную перспективу» и развивает её положения.
1. Геополитическая ситуация.
Защиту современной Россией своих геополитических интересов в Каспийском регионе следует рассматривать как важную составную часть её усилий по определению собственной роли в Евразии в целом.
Определение правового статуса Каспийского моря включает:
Основными факторами развития политической ситуации на Каспии стали:
Нефть.
Борьба за пути транспортировки будущей нефти из Каспийского региона между Россией, с одной стороны, и Турцией, Азербайджаном и США – с другой, была соперничеством за геополитическое влияние в Каспийском регионе.
Природный газ.
Одной из главных геополитических задач США и западных стран, которую они намерены реализовать в ближайшие десятилетия, является «перекройка» существующей транспортно-хозяйственной структуры региона с целью вытеснения из него России.
Следующие два десятилетия пройдут под знаком строительства магистральных трубопроводов.
Транспортный комплекс.
В геополитическом отношении важным для региона является наличие двух пересекающихся направлений транспортных потоков – меридионального «Север – Юг» и широтного «Запад – Восток»
На Критской конференции (1994г.) были названы приоритетные коридоры в Центральную и Восточную Европу.
Для нашего региона два коридора имеют наибольшую значимость:
Решения о возрождении торгового флота России на Каспийском море и создании Северо-Каспийского морского пароходства были приняты в 1993 году, также были определены основные направления развития Астраханского транзитного узла.
В перспективе экспортно - импортные потоки грузов могут возрасти от 12 до 20 млн. т. в год для стран Каспийского бассейна, Персидского залива, Турции, Индии.
Экологическая безопасность Каспийского региона.
Каспийское море – самое крупное в мире внутриконтинентальное озеро, не имеющим аналогов на Земле.
В
самом водоёме издавна
Общая масса рыбных ресурсов моря составляет 2млн. 900 тыс. т. Считается, что Каспий способен давать ежегодно 500- 590 тыс. т. рыбы, что соответствует 15 млрд.$.
Острота экологических
проблем Каспия обуславливается
постоянно меняющимся уровнем моря
и высокой природной
Биологические ресурсы Каспийского моря, в отличие от минерально-сырьевых являются возобновляемыми и могут служить людям сколь угодно долго. Исходя из стратегических приоритетов всех прикаспийских государств, экологический подход к использованию ресурсов Каспия является безальтернативным.
Южный федеральный округ.
Стабильность этого региона, сохранение его в сфере российского влияния, включая военное присутствие, являются важнейшим условием стабильности всего юга России, ее геополитических и экономических интересов в бассейнах Черного и Каспийского морей.
Зоны конфликтов:
Чечня
Дагестан
Карабах
Абхазия
Южная Осетия
2. Социальная подсистема области.
К комплексным показателям социального развития региона относятся уровень и качество жизни населения.
В проекте учитывались индикаторы состояния социальной подсистемы:
Население.
Естественная убыль населения, впервые зафиксированная в области в 1993 году.
Для Астраханской области характерна сложная миграционная ситуация, связанная с ее географическим положением приграничного региона России. Область выступает в качестве зоны транзитного потока мигрантов, часть из которых оседает на ее территории.
Однако в последние годы отмечается миграционный отток.
Вместе с тем, в настоящее время область обеспечена трудовыми ресурсами относительно высокого качества и сравнительно низкой стоимостью рабочей силы. Наблюдается рост занятых предпринимательской деятельностью, повышается доля экономически активного населения.
Проведённый анализ основных
показателей, характеризующих социально-
Качество жизни
Для Астраханской области в последние годы характерна тенденция роста реальных денежных доходов, реальной начисленной заработной платы, реального размера пенсий и величины прожиточного минимума.
Область занимает первое место по уровню средней заработной платы в Южном федеральном округе, по уровню располагаемых денежных доходов на одного члена домохозяйства и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, второе место по уровню среднедушевых денежных доходов третье место - по производству промышленной продукции на душу населения.
Вместе с тем в области сохраняются сильные межотраслевые диспропорции по зарплате.
Также усиливается неравномерность распределения суммы доходов - основной прирост происходил у высокодоходных групп населения, что подтверждается ростом показателя концентрации доходов (коэффициент Джини), который возрос с 0,320 в 2000 г до 0,370 в 2004 г. (при равномерном распределении коэффициент Джини равен 0).
Состояние жилищного фонда
Уровень и качество жизни населения также характеризуют показатели обеспеченности жилищной площадью и благоустройство жилищного фонда.
На начало 2005 года жилищный фонд области составил 18,9 млн. кв. метров общей площади.
12% (2 200 тыс. кв. метров) площади жилых помещений области размещено в ветхих и аварийных строениях.
В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий стояло 28,6 тыс. семей.
Для Астраханской области как и в целом для Юга России характерны пониженная обеспеченность жильем - 19,0 м2/чел.
Здоровье населения
Показатель продолжительности жизни является синтетическим показателем, характеризующим многие аспекты качества жизни. Ожидаемая продолжительность жизни (65,3 лет) в Астраханской области выше среднероссийской (64,82 года). При этом продолжительность жизни мужчин (58,90 лет) значительно меньше, чем женщин (72,39 лет).
Эпидемиологическая обстановка в Астраханской области оценивается как сложная. Ежегодно регистрируется от 242 до 210 тыс. случаев инфекционных и паразитарных заболеваний.
Здравоохранение
В области зарегистрировано 317 предприятий здравоохранения и предоставления социальных услуг.
В целом в здравоохранении занято 12,4 % среднесписочной численности работающих – 39 269 человек.
Степень износа основных фондов здравоохранения составила в 2004 году 39,2 %.
Образование.
В Астраханской области действует 303 учреждения дошкольного образования, 375 общеобразовательных учреждений, 8 детских домов, 29 учреждений начального профессионального образования, 42 – среднего профессионального образования, 41 – высшего профессионального образования
В 2004 году в образовании было занято 43,9 тыс. человек (14,9% занятых на предприятиях и в организациях области).
Инвестиционная
Начальное профессиональное образование. Насчитывалось 29 учреждений с численностью учащихся 11 180 человек.
Среднее специальное (профессиональное) образование. В 20 учебных заведениях обучается 24 041 студент.
Высшее образование. 5 государственных высших учебных заведений обучается 34,2 тыс. студента. В области работает 6 коммерческих высших учебных заведений (включая филиалы), в которых обучается 2,56 тыс. студентов
Послевузовское
Культура
В Астраханской области действуют 272 учреждения культурно-досугового типа, 4 театра, 1 филармония, 12 музеев (включая филиалы).
На конец 2004 года в области работали 299 общедоступных библиотек.
. В расчете на 1000 человек населения приходилось 234 пенсионера. На одного пенсионера приходится 1,8 человека, занятых в экономике. По сравнению с 1991 годом численность пенсионеров возросла на 11,3%.
Средний размер месячной пенсии к концу 2004 года равнялся 1858 рубля, что составляет 24% от среднего размера зарплаты.
Реализуется областная целевая программа «Социальная защита населения Астраханской области до 2006 года».
Миграционное "давление" в Астраханской области пока не создает столь сильного напряжения, как у южных соседей в Ставропольском и в Краснодарском краях. Область всегда была менее консервативна и открыта переселенцам, в южном Поволжье издавна сложились многонациональные общности.
Область является одной из самых полиэтничных среди "русских" регионов страны:
Веротерпимость здесь складывалась веками, и чтобы не потерять ее, в области создано 19 национально-культурных обществ
В настоящее время в Астраханской области проживает около 285,2 тысячи молодых граждан в возрасте 14-30 лет, что составляет 28 % от всего населения области.
В области сформирована инфраструктура молодежной политики, в том числе создана сеть учреждений по делам молодежи.
В области работает 17 муниципальных органов управления физической культурой и спортом.
В целях развития социальной сферы в области в 2005 осуществлялась реализация следующих областных целевых программ: 16 шт
На территории Астраханской области в социальной сфере в настоящее время действует 4 федеральные программы: Национальный проект «Здравоохранение», Национальный проект «Образование», федеральные целевые программы «Доступное комфортное жилье гражданам России», «Юг России».
Общественно-политическая ситуация в регионе достаточно стабильная.
По состоянию на январь 2005 года осуществляется взаимодействие более чем с 600 организациями и объединениями граждан Астраханской области. В том числе:
партии - 34;
объединения профессиональных союзов – 126;
неполитические объединения граждан – 296;
более 30 религиозных конфессий, объединяющих 172 общины;
общественные объединения при УИН – 8;
национально-культурные общества – 19.
Астраханская область является одной из стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. На протяжении последних лет Астраханская область демонстрирует устойчивые темпы роста ВРП и других важнейших показателей социально-экономического развития. Экономика Астраханской области находится в переходном периоде от плановой экономики к рыночной.
Астраханская область в полной мере обеспечена законодательной базой в экономическом секторе. Данная работа проводится систематично.
Информация о работе Схема территориального планирования Астраханской области