Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:10, курсовая работа
Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. В состав региона входят 6 городов, включая 3 областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск), 152 сельских муниципальных образования и 429 сельских поселений.
Территория области 44 100 кв. км., Плотность населения составляет – 22,6 человека на один кв.км, по России – 8,4 человека. В городской местности проживает 67%, в сельской местности 33% населения области.
Представленная Схема территориального планирования имеет принципиально новую структуру и ориентирована на развитие регионального сообщества в новых социально-экономических условиях.
Строительство запланированной тепловой электростанции, а возможно и предприятий на базе альтернативных источников энергии обеспечит области полную независимость области от внешних поставщиков электроэнергии.
Таким образом, топливная, машиностроительная, химическая и пищевая промышленность будут базовыми в перспективном развитии данного сектора экономики и определят экономическое лицо области в территориальном развитии Каспийского макрорегиона.
Оптимистический сценарий приведет к радикальным сдвигам и в развитии аграрного сектора экономического региона.
Более чем в 2 раза увеличится площадь обрабатываемых земель,
более чем в 1,5 раза – поголовье птицы и овец,
почти в 2 раза - поголовье крупного рогатого скота и
в 3 раза – свиней.
Производство зерна возрастет в 8 раз,
мяса – в 3 раза,
молока – в 2 раза,
шерсти – в 2,8 раза.
Важное место при данном сценарии займут меры по внедрения энергосберегающих технологий в производственных процессах, использование альтернативных источников энергии (атомной, ветровой, солнечной), которыми богат регион, опережающее развитие отраслей промышленности с пониженным классом вредности и т.д.
Только при оптимистическом сценарии развития могут быть разрешены противоречия между сельским хозяйством, гидроэнергетики, водными видами транспорта и рыбным комплексом с полным восстановлением естественных нерестилищ. Будет завершена и программа создания природного парка в Волго-Ахтубинской пойме и другие мероприятия по комфортности проживания в регионе.
Транспортный кластер получит своё развитие закреплением Атраханского транспортного узла как пересечения трансконтинентальных направлений Север-Юг и Восток – Запад.
Закрепление транспортных потоков, инвестиционной деятельности, развитию бренда гостеприимства области будет способствовать бурно развивающийся туристический кластер.
Оптимистический сценарий развития пространственной подсистемы Астраханской области при закреплении сложившихся функциональных зон и планировочного каркаса региона внесет в них и весьма существенные коррективы. Так, будут созданы правовые основы земельных отношений и застройки территории, разработан мониторинг градостроительной документации области.
В планировочную структуру
Серьезным мероприятием планировочного характера при оптимистическом сценарии развития станет обеспечение надежной транспортной связи между всеми населенными пунктами региона.
Только оптимистический вариант развития позволит Астрахани превратиться в форпост южной зоны Нижней Волги, в крупный центр инновационной деятельности, экономического и политического лидера в важном Каспийском макрорегионе.
Данный сценарий развития позволит довести инженерное обеспечение территории области до уровня развитых стран мира за рассматриваемый расчетный период.
Стабилизационный сценарий предполагает сочетание в себе отдельных элементов инерционного и оптимистического варианта и выступает как наиболее реалистичный, исходя из позиций оценки сложившейся в последние годы динамики развития социальных и экономических процессов в регионе.
Формирование целей градостроительной
системы Астраханской области
Общей (главной) целью градостроительной системы Астраханской области на проектный срок (20 лет) является достижение воспроизводства и самосохранения социума при соблюдении определённых социальных стандартов.
Цели Схемы:
- на Федеральном уровне – способствовать развитию государственного значения Астраханской области в России, Каспийском регионе, ее динамичному формированию и наращиванию экономического потенциала, прорыву в состав лидирующих субъектов Российской Федерации, расширению научной базы, новых технологий, инновационного процесса, сокращению техногенного загрязнения природной среды.
- на Региональном уровне - обеспечить дальнейшее повышение качества жизни населения и среды обитания, совершенствование сферы социального обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, вовлечение в хозяйственную, экономическую и рыночную деятельность ресурсного потенциала региона и, инициировать формирование перспективных инвестиционных зон, с целью привлечения Российского и внешнего капитала на взаимовыгодных условиях на территории устойчивого развития – Астраханской области, продолжить формирование образованного общества, развитие структуры занятости населения.
- на Муниципальном уровне – обеспечить совершенствование системы управления, использование градостроительных рекомендаций и решений для пополнения местного бюджета путем придания им статуса законодательной базы, создания реальных и эффективных условий не только для сокращения оттока женщин фертильного возраста, но и экономически активного населения, а также для привлечения населения из менее развитых регионов, изыскать способы для сохранения площади пахотных и сельскохозяйственных земель, создать механизм, позволяющий контролировать (по Западным образцам) рыночные операции населения с продуктами питания и др. товарами, осуществляемые повсеместно без налогообложения, развивать товарно-экономические связи приграничных и др. МО смежными территориями Южного Федерального Округа, и других субъектов РФ.
В Схеме решаются следующие задачи:
Методика разработки схемы территориального планирования Астраханской области исходит из общей теории градостроительных систем на основе системного подхода.
Схема территориального планирования Астраханской области в её концептуальном выражении представлена в виде градостроительной системы, первый уровень декомпозиции которой определён в следующем виде:
В условиях формирования
рыночных отношений рассматриваются
две сферы экономической
Принципиально новым для градостроительного проектирования и, в частности, для Схемы являются постановка вопроса о безусловной необходимости учета накопленного ущерба под влиянием природных и технических факторов, уязвимости материальных и природных сред в результате последствий осуществления градостроительных и технических мероприятий.
Цели и задачи подсистем региона Астраханская область.
Социальная подсистема, цели:
Для регионального социума – самосохранение и самовоспроизводство, экологически чистые условия на основе прогрессивной экономики, в качественном функциональном, эстетическом, безопасном пространстве;
Задачи социальной подсистемы:
- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
- безусловная приоритетность
инвестиций в человека и,
- значительное сокращение
бедности по мере роста
- улучшение демографической
ситуации на основе
- формирование в социально-культ
- создание для трудоспособного
населения региона
- снижение уровня бедности,
социального неравенства,
Экономическая подсистема, цели:
Для экономической подсистемы – адаптация социальной, пространственной, экологической систем, к внешней и внутренней среде;
Задачи экономической подсистемы:
С этой целью в регионе создаётся реестр точек, зон воздействия с выявлением приоритета в объёме и времени, соотнесёнными с соответствующими ресурсами территории для решения данных задач:
1. Обеспечить устойчивый рост ВРП области на уровне 8-10% ежегодно с опережающими темпами развития сферы услуг, что характерно для современного мирового хозяйства, а в сфере материального производства – отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь ее наукоемких подразделений.
2. Уделяя необходимое
внимание всем структурным
топливно-энергетический,
машиностроительный,
транспортный
нефтегазохимический,
агропромышленный,
рыбопромышленный,
туристический
3. Осуществление комплекса
мероприятий по повышению
В структуре инвестиционного потенциала наибольшие резервы для роста имеет:
инновационная,
производственная
трудовая,
инвестиционного риска –
криминальная,
социальная и
политическая составляющие.
На средне- и дальнесрочную перспективы необходимо разработать и осуществить систему мероприятий по резкому улучшению состояния производственной инфраструктуры области, в частности, водных, трубопроводных и железнодорожного видов транспорта с обеспечением соответствия их мировым стандартам и конкурентоспособности в обслуживании транзитных грузоперевозок по МТК «Север-Юг» и широтным направлениям Казахстан, Центральная Азия – Восточная и Центральная Европа и др.
Модернизация и реконструкция существующих электрических станций и электросетей, реализация запланированного проекта по строительству Астраханской ТЭЦ мощностью 320 МВт с целью ликвидации дефицита электроэнергии и зависимости от ее внешних поставок.
Исходя из обеспеченности природным газом, экономических и стратегических интересов области и страны в целом, нефтегазовый комплекс должен получить не только приоритетное развитие в регионе, но и стать локомотивом перспективного развития других отраслей экономики области, главным поставщиком валюты в местный и федеральный бюджет.
Необходимо предпринять усилия по дальнейшему развитию химической и нефте-газохимической промышленности, хорошо обеспеченных собственной топливной и сырьевой базой (огромные запасы поваренных солей в Ахтубинском районе) и емкий внутренний рынок для сбыта продукции (развитые переработка газового конденсата, пищевая, стекольная промышленность, бытовое хозяйство) – благоприятные предпосылки для возможного создания в Астраханской области предприятия по производству кальцинированной и каустической соды. Перспективным для создания в области может быть и предприятие по производству азотных удобрений на базе огромных ресурсов природного газа с одновременным наращиванием мощностей по производству серной кислоты, также располагающей необходимыми ресурсами сырья и востребованной в больших объемах при производстве азотных удобрений.
Информация о работе Схема территориального планирования Астраханской области