Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 20:33, реферат
Описание работы
Во время работы автомобильного двигателя температура в течение рабочего процесса изменяется от минимальной 80—120° С в конце впуска до максимальной 2000—2200°С в конце сгорания смеси. Если не охлаждать двигатель, то от действия газов будут сильно нагреваться стенки цилиндров и камер сгорания, головка цилиндров, поршни и клапаны. В этих условиях возможно преждевременное воспламенение рабочей смеси (в карбюраторном двигателе) или заклинивание деталей, т. е. выход двигателя из строя. При высокой температуре уменьшается вязкость масла и оно удерживается на рабочей поверхности цилиндров, поршневых колец и поршней. В результате увеличивается трение и износ трущихся поверхностей взаимно сопрягаемых деталей. Из-за сильного нагрева деталей уменьшается наполнение цилиндров смесью или воздухом и снижается мощность двигателя.
Содержание работы
Введение……………………………………………….………...…2 Общее устройство и работа жидкостной системы………………......3 Приборы жидкостной системы охлаждения: Радиатор……………………………………………………..……..8 Водяной насос……………………………………………………..11 Термостат………………………………….………………………13 Вентилятор……………..………….………………………………15 Подогрев системы охлаждения двигателя перед пуском…………..17 Воздушная система охлаждения……………..……………………..20 Список использованной литературы………………………………..21
Водяной насос.
Для создания в системе охлаждения принудительной
циркуляции жидкости служит
центробежный насос. На автомобилях ГАЗ-53А,
ГАЗ-24 «Волга», ЗИЛ-130 и других водяные
насосы конструктивно объединены с вентиляторами
и имеют общий привод. Водяной насос, укрепленный
на переднем торце блока цилиндров, состоит
из чугунного корпуса и корпуса
крыльчатки. Вал и вентилятор вращаются
на шарикоподшипниках и, запрессованных
в корпус. От смещения
шарикоподшипники удерживаются втулкой
и стопорными кольцами. Для удержания
в них смазки и для защиты от загрязнения
шарикоподшипники имеют уплотнения. На
одном конце вала болтом укреплена пластмассовая
крыльчатка. На другом конце
вала установлены разрезная конусная
втулка и на шпонке ступица шкива
и вентилятора.
Рис. 6. Водяной насос и вентилятор
двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
Уплотнение вала в корпусе осуществлено
самоподжимным сальником,
состоящим из графитизированной
текстолитовой шайбы, резиновой манжеты,
пружины и двух обойм. Сальник вращается
вместе с крыльчаткой, так как выступы
текстолитовой шайбы входят в прорези
хвостовика крыльчатки. Пружина через
резиновую манжету прижимает шайбу к
шлифованной, плоскости корпуса, что предотвращает
вытекание жидкости из насоса. Шарикоподшипники
насоса смазывают консистентной смазкой,
которая не вымывается водой. Перед заправкой
полости подшипников смазкой отвертывают
пробку , закрывающую
контрольное отверстие. Через масленку
смазка подается шприцем в корпус насоса
до тех пор, пока она не начнет выходить
из контрольного отверстия. После этого
пробку ввертывают в контрольное отверстие.
Привод
водяного насоса и вентилятора осуществлен
от шкива коленчатого вала при помощи
клиноременной передачи, состоящей из
двух ремней. Передний ремень охватывает
также и шкив генератора, а второй ремень
— шкив насоса гидроусилителя рулевого
управления. Третий ремень шкива приводит
в действие компрессор. Для нормальной
работы ременных передач натяжение ремней
должно быть не очень слабым и не очень
тугим. Первые два ремня натягивают перемещением
генератора и насоса гидроусилителя рулевого
управления, а третий — перемещением компрессора.
При правильном натяжении прогиб первого
и второго ремней между шкивом водяного
насоса и соответствующими шкивами генератора
и гидроусилителя рулевого управления
под действием силы 40 Н (4 кгс) должен составлять
8—14 мм, а ремня между шкивом водяного
насоса и шкивом компрессора 5 — 8 мм.
Перед
работой необходимо периодически проверять
затяжку гайки крепления ступицы шкива,
так как ослабление крепления шкива водяного
насоса может привести к повреждению вентилятора,
радиатора и насоса. При ослаблении этого
соединения следует немедленно подтянуть
гайку предварительно вынув шплинт. Усилие
затяжки гайки должно быть равным 8,5—10
кгс-м. После подтягивания гайку тщательно
шплинтуют.
Водяные насосы дизелей ЯМЗ-236 и автомобиля
КамАЗ-5320 работают так же, как и насосы
двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А
и др., но имеют некоторые особенности.
Насос дизеля ЯМЗ-236 укреплен с правой
стороны крышки распределительных шестерен,
приводится в действие клиноременной
передачей и не связан с приводом вентилятора.
Водяной насос дизеля автомобиля КамАЗ-5320
установлен на передней части блока цилиндров
с левой стороны и приводится в действие
клиноременной передачей от шкива коленчатого
вала. Вентилятор установлен отдельно
на гидромуфте.
Термостат. Необходимую
температуру жидкости в системе охлаждения
автоматически поддерживает
термостат. Он позволяет быстро погреть
холодный двигатель при пуске. На автомобильных
двигателях применены термостаты с жидкостным
и твердым наполнителями. В жидкостные
термостаты наливают легко испаряющуюся
жидкость (смесь 70% этилового спирта и
30% воды). В качестве твердого наполнителя
используют церезин с медной стружкой,
обладающий большим коэффициентом объемного
расширения. Жидкостный термостат состоит
из корпуса с окнами гофрированного баллона
и клапана. Нижняя часть гофрированного
баллона
жестко соединена с кронштейном
и корпусом. К верхней части баллона припаян
шток с клапаном. Шток может перемещаться
в направляющей корпуса. Иногда на клапане
термостата делают небольшое отверстие
или выдувку на кромке для выхода воздуха
при заливке жидкости в систему охлаждения.
В запаянном гофрированном баллоне находится
жидкость, занимающая примерно половину
внутреннего объема баллона. Из баллона
откачан воздух, и при нормальных условиях
он сжат, а клапан закрыт.
Рис. 7. Схемы термостатов:
а — жидкость (двигатель автомобиля
ГАЗ-24); б — с твердым наполнителем
(двигатель автомобиля
ЗИЛ-130); I и IV — термостаты открыты;
II и
Жидкостный термостат работает следующим
образом. Если температура жидкости в
системе охлаждения не превышает 73 °С,
то баллон сжат и клапан закрыт. Жидкость
по перепускному каналу поступает к насосу,
минуя радиатор. По мере прогрева двигателя
жидкость в системе охлаждения нагревается.
При повышении ее температуры свыше 73
— 83 °С жидкость, находящаяся в баллоне,
начинает испаряться, давление в баллоне
повышается и клапан открывается. Охлаждающая
жидкость поступает в радиатор. При температуре
88 —94 0С клапан
термостата открыт полностью.
Термостат с твердым наполнителем
расположен между впускным трубопроводом
и отводящим патрубком. К корпусу постоянно
прижимается пружиной клапан , шарнирно
соединенный со штоком. Последний опирается
на резиновую мембрану, которая зажата
между баллоном и направляющей втулкой.
Внутреннее пространство баллона заполнено
твердым наполнителем. Пока двигатель
не прогрет, наполнитель в баллоне находится
в твердом состоянии и клапан термостата
закрыт. При повышении температуры воды
в системе охлаждения до 70°С и более объем
наполнителя увеличивается, так как церезин
плавится и нажимает на мембрану. Она выгибается
вверх, давит через буфер на шток, который
поворачивает клапан , вследствие чего
охлаждающая жидкость поступает в радиатор.
При снижении температуры охлаждающей
жидкости объем твердого наполнителя
уменьшается и клапан термостата под действием
возвратной пружины закрывается.
Вентилятор. Для
создания воздушного потока, охлаждающего
жидкость,
протекающую по трубкам радиатора,
служит вентилятор, состоящий из крыльчатки
и ступицы со шкивом. Иногда к каркасу
радиатора для более интенсивного охлаждения
в нем жидкости присоединяют направляющий
кожух (диффузор), внутри которого вращаются
лопасти вентилятора (двигатели автомобилей
ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 и др.). Лопасти вентиляторов
штампуют из листовой стали или изготовляют
из пластмассы (двигатель автомобиля ГАЗ-24
«Волга»). Вентиляторы двигателей автомобилей
ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и др. имеют лопасти с отогнутыми
вперед концами. При вращении такого вентилятора
увеличивается подача воздуха и лучше
охлаждается радиатор.
На дизеле ЯМЗ-236 вентилятор приводится
в действие через систему шестерен и получает
вращение непосредственно от шестерни
1 (рис. 8) распределительного вала. Детали
привода вентилятора смонтированы в отдельном
корпусе, который болтами прикреплен к
крышке распределительных шестерен. Шестерня
приводит во вращение вал , установленный
в корпусе вентилятора на шарикоподшипниках.
Самоподжимный сальник, запрессованный
в корпус, препятствует выходу смазки
из подшипников. На переднем конце вала
установлены шкив привода генератора
и компрессора, ступица крыльчатки
вентилятора и резиновая упругая муфта.
От муфты вращение передается вентилятору.
Упругая муфта поглощает силы инерции,
возникающие при значительном изменении
частоты вращения коленчатого вала, и
разгружает вал вентилятора от дополнительных
скручивающих сил.
Для поддержания оптимального температурного
режима двигателя в системе охлаждения
применены жалюзи, вентилятор и термостаты.
В холодную погоду ни в коем случае нельзя
снимать термостат, так как это приведет
к интенсивному износу двигателя, увеличенному
расходу топлива, старению масла, снижению
мощности и к другим нежелательным явлениям.
Таким образом, постоянство теплового
режима является важнейшим фактором экономичной
и надежной работы двигателя.
Подогрев системы
охлаждения двигателя перед пуском
Пусковые подогреватели служат для предварительного
прогрева двигателя перед пуском в холодную
погоду. На автомобиле ЗИЛ-130 по особому
заказу можно устанавливать подогреватель,
работающий на том же топливе, что и двигатель.
Пусковой подогреватель состоит из котла,
постоянно соединенного трубками и
с системой охлаждения двигателя, топливного
бачка, электродвигателя с вентилятором,
регулятора подачи топлива с электромагнитным
клапаном и пульта управления, расположенного
на щитке двигателя.
Рис. 9. Пусковой подогреватель
двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
Ручка переключателя
пульта управления может занимать три
положения: О — все выключено (ручка нажата
до отказа); I — включен электродвигатель
вентилятора (ручка вытянута наполовину);
II — включены электродвигатель вентилятора
и электромагнитный клапан (ручка вытянут
до отказа). Для подогрева электромагнитного
клапана во время пуска подогревателя
в корпусе клапана установлена спираль,
соединенная последовательно со свечой
накаливания и спиралью (сопротивление).
Включается спираль одновременно со свечой
одним и тем же выключателем. Порядок пуска
двигателя при помощи пускового подогревателя
следующий. Подготовляют 32—35 л воды для
заполнения системы охлаждения. Закрывают
жалюзи и
открывают капот двигателя.
В котел подогревателя через воронку
наливают 1,5 л воды и открывают кран. Затем перемещают
ручку переключателя в
положение II на 45 с; включается
электродвигатель, открывается электромагнитный
клапан, и топливо поступает в камеру сгорания
котла. Далее ручку переводят в положение
0 и включают выключатель свечи накаливания.
При нагреве контрольной спирали до светло-красного
цвета загорается смесь, т.е происходит
вспышка, и раздается хлопок. Первоначально
воспламенение топливовоздушной смеси
происходит от свечи накаливания. После
начала горения смеси включают подогреватель,
перемещая ручку переключателя в положение
II. Как только в камере сгорания горение
смеси станет устойчивым, свечу выключают,
и дальнейшее воспламенение топлива происходит
от горящей смеси. В результате сгорания
смеси образуются горячие газы, которые
проходят по жаровой трубе и отдают тепло
жидкости, залитой в котел. Выходящие из
котла горячие газы по лотку направляются
под картер двигателя и нагревают масло;
поднимаясь выше, они обогревают двигатель
снаружи. В связи с этим необходимо помнить,
что подогреватель и двигатель следует
содержать в чистоте, так как замасленный
двигатель и подтеки топлива могут быть
причиной возникновения пожара. Через
1—2 мин после начала работы подогревателя
в котел дополнительно наливают 6 — 8 л
воды. Закрывают пробку воронки, прикрывают
капот и продолжают прогрев двигателя.
Вода в котле закипает, и образующийся
пар проходит в полости блока цилиндров
и головок блока и в виде конденсата стекает
в котел. Когда двигатель прогреется, из
открытой наливной горловины радиатора
пойдет пар. После этого пусковой рукояткой
проворачивают коленчатый вал несколько
раз для распределения смазки по подшипникам.
Свободное вращение коленчатого вала
будет свидетельствовать о готовности
двигателя к пуску. Выключают подогреватель,
переводя ручку переключателя в положение
I (продувка
котла), и закрывают кран . После прекращения
горения в котле ручку
переключателя переводят в
положение 0. (При несоблюдении последовательности
выключения подогревателя может возникнуть
пожар). Выключив подогреватель, пускают
двигатель, закрывают сливной кран патрубка
радиатора, а систему охлаждения заполняют
водой через наливную воронку подогревателя
и горловину радиатора. Если в систему
охлаждения залита жидкость, замерзающая
при низкой температуре (антифриз), то
прежде чем пользоваться пусковым подогревателем,
необходимо убедиться, что антифриз не
застыл, и строго соблюдать заводскую
инструкцию по подготовке пуска двигателя
с антифризом.
Воздушная система
охлаждения
Жидкостная система охлаждения автомобильных
двигателей получила широкое распространение,
несмотря на следующие недостатки: замерзание
воды при низкой температуре, что может
вывести двигатель из строя; образование
на внутренних стенках системы накипи,
уменьшающей теплообмен и вызывающей
перегрев двигателя; увеличение массы
и размеров двигателя из-за наличия двойных
стенок.