Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – всесторонне рассмотреть систему управления безопасностью дорожного движения.
Цель обусловила ряд задач:
- изучить состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения;
- определить систему государственного управления безопасностью дорожного движения;
- уяснить основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………..5
Система государственного управления безопасностью дорожного движения…………………………………………………………………………..9
Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения……………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

одд тема № 78.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….....3

Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………..5

Система государственного управления безопасностью дорожного движения…………………………………………………………………………..9

Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения……………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в России за последние годы приобрели постоянно обостряющийся характер.

Развивающаяся экономика, с одной стороны, стимулирует развитие и расширение автомобильных перевозок, с другой - несет отрицательные последствия, приводя к росту числа дорожно-транспортных происшествий, численности погибших и раненых на дорогах, загрязнению окружающей среды, увеличению экономического ущерба.

В связи с этим перед государством стоит важнейшая задача - обеспечение эффективного транспортного процесса при гарантированном уровне дорожной безопасности, что требует разработки действенных и обоснованных мер для сдерживания уровня аварийности и начала устойчивого процесса повышения безопасности движения на российских дорогах.

Обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте - комплексная задача, для решения которой необходим системный подход, обусловленный созданием эффективной государственной системы управления безопасностью дорожного движения, внедрением в практику современных методов решения задач организации и управления дорожным движением, а также его безопасностью, внедрением отечественного и зарубежного опыта разработки автоматизированных и интеллектуальных систем управления дорожным движением, разработкой эффективного применения нормативных, информационных, технических, методических, экспертных, образовательных средств и технологий.

Важное значение для решения этой комплексной задачи имеет активное участие представителей различных областей знания и секторов экономики: организаций по строительству и содержанию дорожной сети, администраций муниципальных образований, автотранспортных организаций, органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России), средств массовой информации, рекламных и страховых компаний, образовательных учреждений.

Именно сотрудничество и единство цели для всех служб и организаций, имеющих отношение к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, должно поддерживать деятельность, направленную на подавление негативного проявления всех факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, для повышения безопасности дорожного движения.

Таким образом, цель данной работы – всесторонне рассмотреть систему управления безопасностью дорожного движения.

Цель обусловила ряд задач:

- изучить состояние и  пути решения проблем безопасности  дорожного движения;

- определить систему государственного управления безопасностью дорожного движения;

- уяснить основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние и  пути решения проблемы безопасности  дорожного движения

 

Анализ существующих в России проблем в сфере безопасности дорожного движения показал, что не решены принципиальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и, как следствие, создавшаяся ситуация в условиях бурного роста автомобилизации страны постоянно ухудшается.

Ежегодно на автомобильных дорогах городов России погибают 30 - 35 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек.

Начиная с 2000 г. устойчиво растут как абсолютные, так и относительные показатели аварийности: численность погибших в результате ДТП на 10 тыс. ед. транспортных средств (транспортный риск) и численность погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2014 г. транспортный риск составил 9,3 погибших в результате ДТП на 10 тыс. ед. транспортных средств, социальный риск - 23,4 погибших на 100 тыс. населения. Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние годы 2,2...2,6 % валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. руб., в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. руб.), что в несколько раз превышает потери от железнодорожных катастроф, пожаров, других видов несчастных случаев1.

Относительная опасность автомобильного транспорта превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного - в 10 раз. На 1 млрд. пасс.-км на автомобильном транспорте приходится двадцать погибших, на воздушном - шесть, на железнодорожном - два.

По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой в России число ДТП на 1 000 ед. транспортных средств в 7 - 10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других странах.

Низкий уровень дорожной безопасности является следствием действия совокупности негативных факторов, для устранения, влияния которых необходимо совершенствовать функционирование системы обеспечения безопасности дорожного движения для решения следующих проблем2:

- проблема координации  структур, деятельность которых  связана с обеспечением безопасности  дорожного движения, - структур, подведомственных  Министерству транспорта Российской  Федерации (Минтранс России), Министерству  внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерству здравоохранения  и социального развития Российской  Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерству образования и науки  Российской Федерации (Минобрнауки  России), Министерству Российской  Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России) и т.д.;

- проблема комплексного  обеспечения (нормативного, материально-технического, технологического, информационного, кадрового, финансового) деятельности всех  структур системы обеспечения  безопасности дорожного движения;

- проблема научного обеспечения  системы безопасности дорожного  движения как элемента, направленного  на обобщение положительного  мирового опыта, накапливание информации  и знаний о влиянии различных  факторов на безопасность дорожного  движения, разработку технологий, методик, алгоритмов.

Ситуация с аварийностью усугубляется такими тенденциями, как постоянно возрастающая мобильность населения, снижение объемов перевозок общественным транспортом и рост числа личных транспортных средств, нарастающая диспропорция между увеличением числа транспортных средств и протяженностью дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Следствием этого является постоянное увеличение стесненности дорожного движения, рост количества непосредственных контактов, взаимодействий участников дорожного движения, которые во многих случаях носят конфликтный характер и часто перерастают в ДТП.

Такая ситуация характерна для всех стран с рыночной экономикой на этапе роста автомобилизации, что не означает отсутствие возможности стабилизировать и последовательно снижать рост ДТП.

Зарубежный опыт работы по повышению безопасности дорожного движения показывает, что даже при уровне автомобилизации, в 2 - 4 раза превышающем существующий уровень в России, с помощью программно-целевого подхода можно снижать уровень аварийности на 3...5 % в год.

В течение последних десятилетий страны - лидеры в области безопасности дорожного движения (например, Скандинавские страны, Германия) успешно реализовали потенциал простых и недорогостоящих решений.

Прежде всего, речь идет о совершенствовании системы управления безопасностью дорожного движения, информационно-пропагандистской работе с разными группами населения, работе с детьми по профилактике ДТП, решениях по сдерживанию скоростей движения транспортных средств, совершенствовании системы подготовки водителей и их допуску к управлению транспортными средствами, формировании общественного мнения и пропаганды в области безопасности дорожного движения (в частности, использование ремней безопасности, шлемов, светоотражателей).

В результате в этих странах - самые безопасные дорожные сети в мире. Несмотря на высокий уровень автомобилизации, эти страны и в настоящее время продолжают добиваться значительных результатов по снижению аварийности.

Следует отметить, что в настоящее время в России имеет место ситуация, аналогичная ситуации в зарубежных странах 1970-х годах: бурный рост уровня автомобилизации сопровождается резким снижением безопасности дорожного движения, что требует разработки срочных и результативных решений на государственном уровне.

Таким образом, с помощью изучения и адаптации зарубежного опыта для России открывается существенный нереализованный потенциал снижения аварийности, однако эффект возможен лишь в том случае, когда соответствующие решения будут выполняться на основе программно-целевого подхода, который требует координации усилий всех структур, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов на основе научного обоснования приоритетности мероприятий, выработки и реализации долгосрочной стратегии по повышению безопасности дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система государственного  управления безопасностью дорожного  движения

 

Сфера обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов транспортно-дорожного комплекса, состоящую из субъектов транспортной, дорожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения.

К объектам обеспечения безопасности дорожного движения относятся участники дорожного движения, транспортные средства, дороги и их инженерное обустройство и оборудование, технические средства организации дорожного движения, специалисты по организации и управлению дорожным движением и т. д.

Решение проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, зависит от качества функционирования всех ее элементов на всех этапах разработки (при проектировании), изготовлении (при производстве, обучении) и эксплуатации (при использовании по назначению), от их правильной организации, от наличия средств технического и экономического анализа и использования научных достижений в данной области.

Таким образом, сфера обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой совокупность разнородных взаимодействующих между собой функциональных элементов, связанных общей целью функционирования - повышение безопасности дорожного движения, т.е. обладает признаками сложных систем.

К ней применимы все системные атрибуты: цель, структура, процесс (алгоритм), качество (эффективность) функционирования, а также техническая, технологическая и иная реализуемость.

Согласно общей теории систем функционирование системы является процессом достижения поставленной цели при наличии ресурсов, определенной организационной структуры, технологических процессов и условий внешней среды. В идеальных условиях при оптимальной организационной структуре, выполнении всех нормативных требований и отсутствии отрицательных внешних воздействий (или быстрой адаптации к ним системы) цель будет достигнута3.

В процессе функционирования система достигает определенного результата - эффекта. Под эффективностью системы понимается степень фактического достижения результата, т. е. степень соответствия действительного результата тому, который должен иметь место при всей полноте выполнения системой своей функции. Эффективность системы зависит от того, насколько эффективны ее подсистемы, и наоборот.

Для исследования процессов, протекающих в дорожно-транспортной системе или ее подсистеме, используется совокупность методов и средств, обычно применяемых для анализа функциональных или управляемых систем.

Структура системы обеспечения безопасности дорожного движения строится на основе ее первичных элементов - субъектов разных видов деятельности, качество и эффективность работы которых в основном и определяет уровень безопасности дорожного движения.

Общие принципы организации любой деятельности как целенаправленного, а значит, управляемого процесса излагаются в литературе по теории управления.

Цели системы устанавливаются нормативами и целевыми показателями, по которым осуществляется оценка эффективности функционирования системы.

Степень достижения поставленных перед системой и ее подсистемами целей в рассматриваемый момент времени оценивается в форме отношения целевого значения показателя функционирования системы к его текущему значению.

Информация о работе Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения