Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 06:18, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – всесторонне рассмотреть систему управления безопасностью дорожного движения.
Цель обусловила ряд задач:
- изучить состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения;
- определить систему государственного управления безопасностью дорожного движения;
- уяснить основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.
Введение………………………………………………………………….....3
Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………..5
Система государственного управления безопасностью дорожного движения…………………………………………………………………………..9
Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения……………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………
Формально структура модели любой частной деятельности как воздействия на объект системного управления в приложении к системе управления безопасностью дорожного движения в общем виде представляется преобразованием потребностей общества П в массивы соответствующих им целей и показателей функционирования системы как измерителей желаемого результата управления.
На входы управляемых объектов, в качестве которых выступает функциональная деятельность того или иного субъекта, в соответствии с целями подается вектор множества сигналов различной природы, преобразуемый далее в фактически реализуемый результат - вектор выходных сигналов .
Принцип управляемости в любой деятельности определяется наличием в системе каналов обратной связи, которые в совокупности с элементом сравнения (ЭС) обеспечивают выработку программы воздействия на объект управления (ОУ), устраняющего разницу между входными и выходными сигналами.
При этом может быть использована любая степень детализации, т.е. под объектом управления можно рассматривать как любой субъект транспортной деятельности, так и конкретный вид этой деятельности. Сигналы представляют собой материальные, информационные, финансовые и иные потоки.
Входные сигналы - это мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, включающие в себя команды (распоряжения, инструкции, законы, стратегии), ресурсы (материальные и финансовые вложения) и т.д.
Внешние сигналы представляют собой различные возмущающие помехи, обусловливающие неопределенность в понимании природы блоков, несовершенство технических средств, нестабильность объекта управления и т.п.
Характер выходных сигналов - это система показателей результатов функциональных процессов (промежуточные координаты) и далее обеспечиваемый субъектом уровень безопасности дорожного движения. Такое представление системы дает возможность сравнения и оценки эффективности деятельности субъектов и всей системы в целом.
Объект управления ОУ можно охарактеризовать множеством пар вход - выход. Тогда модель деятельности любого объекта управления определяется следующей тройкой: W, где W - отношение, определяющее зависимость выхода от входа4.
На практике, например, при оценке экономической эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения измеряется экономический показатель достигнутого снижения уровня безопасности дорожного движения - величина сокращения ущерба от ДТП и соотносится с затратами на эти мероприятия.
Также необходимо отслеживание различных внешних возмущающих помех , способных существенно влиять на безопасность дорожного движения и искажать показатели эффективности работы системы. Для этого применяют корректировку показателей с учетом новых условий, к примеру, изменения численности жителей рассматриваемой территории, числа транспортных средств, объема транспортной работы, менталитета участников дорожного движения.
В сфере обеспечения безопасности дорожного движения все структуры - от правительственных до низовых, производственных - можно представить связанной последовательностью. Каждая структура этой последовательности функционально обязательна и выполняет только свои функции.
Реализация принципа управляемости в любой деятельности означает наличие полного набора функциональных и необходимых элементов в системе каналов обратной связи. Формально к причинам принципиальной невозможности обеспечить в системе управляемые процессы с заданным качеством относятся отсутствие любого функционального блока или функциональной связи и дефекты в организации их деятельности.
Таким образом, система государственного управления безопасностью дорожного движения – это сложная совокупность элементов, направленных на обеспечение сокращение дорожно-транспортных происшествий и жерт на дорогах.
3. Основные направления
деятельности по обеспечению
безопасности и организации
С позиции системного подхода деятельность по обеспечению эффективного и безопасного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда может быть рассмотрена как последовательность действий, осуществляемых на трех уровнях управления, конечной целью которой является безопасность дорожного движения5:
1-й уровень предусматривает
создание системы
2-й уровень предусматривает
непосредственную реализацию
3-й уровень предусматривает
организацию контроля
Исходя из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», основные направления обеспечения безопасности дорожного движения можно сгруппировать в следующие семь блоков:
- установление полномочий
и ответственности
- разработка и утверждение
законодательных и иных
- регулирование деятельности на автомобильном, городском транспорте, в дорожном хозяйстве, осуществление деятельности по организации дорожного движения;
- организация подготовки
водителей транспортных
- проведение комплекса
мероприятий по медицинскому
обеспечению безопасности
- сертификация объектов,
продукции и услуг транспорта
и дорожного хозяйства, лицензирование
деятельности, связанной с обеспечением
безопасности дорожного
- осуществление надзора
и контроля выполнения
Каждый из блоков представляет определенные направления деятельности, участниками которой могут быть как государственные, так и иные структуры любых форм собственности, функционирующие в рамках законодательства.
На государственном уровне решаются наиболее фундаментальные проблемы дорожного движения - разработка законодательных и иных нормативных актов, планирование развития автомобилизации, принятие решений о структуре органов управления в рассматриваемой сфере, разработка программ повышения безопасности дорожного движения, программ дорожного строительства, утверждение государственных стандартов и технических регламентов на автомобильные дороги, транспортные средства и т.п. На уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются практические вопросы обеспечения функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда.
Все они входят в компетенцию соответствующих структур управления и подведомственных им организаций и решаются для конкретного региона.
Эти направления охватывают основные виды деятельности по обеспечению эффективного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда, главным образом, применительно к задачам, которые должны решаться специалистами по организации и безопасности дорожного движения. В числе названных направлений большое значение имеют деятельность образовательных учреждений по обучению водителей и различных групп населения правилам дорожного движения и безопасного поведения, медицинских служб по оказанию помощи пострадавшим в результате ДТП, работа средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) по пропаганде безопасности дорожного движения, работа органов страхования и др.
На основе анализа отечественного и зарубежного опыта инженерная деятельность по организации дорожного движения может быть представлена в виде пяти укрупненных блоков6:
1. Основой для разработки
мероприятий по организации
2. Работа по выявлению
участков концентрации ДТП на
существующей дорожной сети, мест
с ограниченной пропускной
В плане выявления опасных мест эту работу должны систематически выполнять подразделения ГИБДД МВД России, обслуживающие данную городскую территорию или дорогу. Изучение опасных мест и оценку пропускной способности могут проводить как сотрудники ГИБДД, так и организации, которым поручена разработка предложений (проектов) по совершенствованию дорожного движения.
3. На основе информации
о состоянии дорожной сети, организации
дорожного движения, данных о
ДТП и участках их
4. Непосредственное участие
в реализации разработанных
5. Оперативные изменения
организации дорожного
В настоящее время все страны с высоким уровнем автомобилизации имеют национальные и региональные программы повышения безопасности дорожного движения, которые позволяют скоординировать мероприятия, направленные на снижение числа ДТП и пострадавших в результате ДТП.
Основным показателем эффективности мероприятий по безопасности дорожного движения считается численность погибших на 1 млн. км пробега парка транспортных средств.
Основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в странах с высоким уровнем автомобилизации в настоящее время схожи, они основаны на применении системного подхода, в рамках которого были пересмотрены базовые принципы дорожного движения и его безопасности.
Изменения затрагивают, прежде всего, баланс ответственности за безопасность движения. Практика показывает, что новая этика, новый подход и новые представления о безопасности дорожного движения стимулировали множество нововведений в дорожно-транспортном комплексе и открыли новые инновационные перспективы.
В Скандинавских странах (Швеции, Финляндии, Норвегии) стратегической целью нации является достижение нулевого уровня погибших и серьезно раненых в ДТП людей благодаря Концепции нулевой смертности (Vision Zero Concept).
Концепция нулевой смертности означает принципиально новый взгляд на проблемы, связанные с безопасностью дорожного движения. Концепция нулевой смертности основывается на программно-целевом подходе и рассматривает дорожно-транспортную систему как единое целое, компоненты которого - дороги, транспортные средства и пешеходы - во взаимодействии друг с другом гарантируют безопасность.
Концепция нулевой смертности состоит из ряда основополагающих элементов, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение безопасности.
В их число входят этические принципы, особенности человека, ответственность, научные данные, а также взаимодействие и взаимозависимость всех составляющих дорожно-транспортной системы.
В основе Концепции нулевой смертности лежит этический принцип неприемлемости гибели людей и получения ими тяжких телесных повреждений на дорогах. Единственное приемлемое число погибших и получивших тяжкие телесные повреждения - это ноль.
Основная идея Концепции основана на понимании того, что дорожно-транспортная система должна учитывать тот факт, что человек не совершенен. Незначительные ошибки на дорогах слишком часто ведут к гибели людей.
Обеспечение безопасности дорожного движения в рамках Концепции нулевой смертности предполагает принятие всех возможных мер для предотвращения и смягчения результатов человеческих ошибок, а значит - предотвращения гибели людей и получения ими тяжких телесных повреждений.
Информация о работе Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения