Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы – всесторонне рассмотреть систему управления безопасностью дорожного движения.
Цель обусловила ряд задач:
- изучить состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения;
- определить систему государственного управления безопасностью дорожного движения;
- уяснить основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………..5
Система государственного управления безопасностью дорожного движения…………………………………………………………………………..9
Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и организации дорожного движения……………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

одд тема № 78.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

Формально структура модели любой частной деятельности как воздействия на объект системного управления в приложении к системе управления безопасностью дорожного движения в общем виде представляется преобразованием потребностей общества П в массивы соответствующих им целей и показателей функционирования системы как измерителей желаемого результата управления.

На входы управляемых объектов, в качестве которых выступает функциональная деятельность того или иного субъекта, в соответствии с целями подается вектор множества сигналов   различной природы, преобразуемый далее в фактически реализуемый результат - вектор выходных сигналов  .

Принцип управляемости в любой деятельности определяется наличием в системе каналов обратной связи, которые в совокупности с элементом сравнения (ЭС) обеспечивают выработку программы воздействия на объект управления (ОУ), устраняющего разницу между входными и выходными сигналами.

При этом может быть использована любая степень детализации, т.е. под объектом управления можно рассматривать как любой субъект транспортной деятельности, так и конкретный вид этой деятельности. Сигналы представляют собой материальные, информационные, финансовые и иные потоки.

Входные сигналы - это мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, включающие в себя команды (распоряжения, инструкции, законы, стратегии), ресурсы (материальные и финансовые вложения) и т.д.

Внешние сигналы представляют собой различные возмущающие помехи, обусловливающие неопределенность в понимании природы блоков, несовершенство технических средств, нестабильность объекта управления и т.п.

Характер выходных сигналов - это система показателей результатов функциональных процессов (промежуточные координаты) и далее обеспечиваемый субъектом уровень безопасности дорожного движения. Такое представление системы дает возможность сравнения и оценки эффективности деятельности субъектов и всей системы в целом.

Объект управления ОУ можно охарактеризовать множеством пар вход - выход. Тогда модель деятельности любого объекта управления определяется следующей тройкой: W, где W - отношение, определяющее зависимость выхода от входа4.

На практике, например, при оценке экономической эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения измеряется экономический показатель достигнутого снижения уровня безопасности дорожного движения - величина сокращения ущерба от ДТП и соотносится с затратами на эти мероприятия.

Также необходимо отслеживание различных внешних возмущающих помех  , способных существенно влиять на безопасность дорожного движения и искажать показатели эффективности работы системы. Для этого применяют корректировку показателей с учетом новых условий, к примеру, изменения численности жителей рассматриваемой территории, числа транспортных средств, объема транспортной работы, менталитета участников дорожного движения.

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения все структуры - от правительственных до низовых, производственных - можно представить связанной последовательностью. Каждая структура этой последовательности функционально обязательна и выполняет только свои функции.

Реализация принципа управляемости в любой деятельности означает наличие полного набора функциональных и необходимых элементов в системе каналов обратной связи. Формально к причинам принципиальной невозможности обеспечить в системе управляемые процессы с заданным качеством относятся отсутствие любого функционального блока или функциональной связи и дефекты в организации их деятельности.

Таким образом, система государственного управления безопасностью дорожного движения – это сложная совокупность элементов, направленных на обеспечение сокращение дорожно-транспортных происшествий и жерт на дорогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления  деятельности по обеспечению  безопасности и организации дорожного  движения.

С позиции системного подхода деятельность по обеспечению эффективного и безопасного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда может быть рассмотрена как последовательность действий, осуществляемых на трех уровнях управления, конечной целью которой является безопасность дорожного движения5:

1-й уровень предусматривает  создание системы законодательных  и иных нормативных правовых  актов, а также стандартов на  транспортные средства и технические  средства организации дорожного  движения, строительных норм и  правил на автомобильные дороги, технических регламентов, содержащих  общие требования безопасности  по всем компонентам системы  водитель - автомобиль -дорога - среда;

2-й уровень предусматривает  непосредственную реализацию требований  системы законодательных и иных  нормативных правовых актов 1-го  уровня в процессе создания  транспортных средств, строительства, реконструкции и содержания дорожной  сети, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей  и обучении населения правилам  безопасности дорожного движения;

3-й уровень предусматривает  организацию контроля функционирования  всех компонентов системы водитель  – автомобиль – дорога - среда  в процессе дорожного движения  и принятие соответствующих мер  для поддержания должного уровня  безопасности системы.

Исходя из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», основные направления обеспечения безопасности дорожного движения можно сгруппировать в следующие семь блоков:

- установление полномочий  и ответственности правительства, федеральных органов исполнительной  власти и органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации;

- разработка и утверждение  законодательных и иных нормативных  правовых актов в сфере обеспечения  безопасности дорожного движения;

- регулирование деятельности  на автомобильном, городском транспорте, в дорожном хозяйстве, осуществление  деятельности по организации  дорожного движения;

- организация подготовки  водителей транспортных средств, обучение населения правилам  дорожного движения;

- проведение комплекса  мероприятий по медицинскому  обеспечению безопасности дорожного  движения;

- сертификация объектов, продукции и услуг транспорта  и дорожного хозяйства, лицензирование  деятельности, связанной с обеспечением  безопасности дорожного движения;

- осуществление надзора  и контроля выполнения законодательных  норм, действующих в сфере обеспечения  безопасности дорожного движения.

Каждый из блоков представляет определенные направления деятельности, участниками которой могут быть как государственные, так и иные структуры любых форм собственности, функционирующие в рамках законодательства.

На государственном уровне решаются наиболее фундаментальные проблемы дорожного движения - разработка законодательных и иных нормативных актов, планирование развития автомобилизации, принятие решений о структуре органов управления в рассматриваемой сфере, разработка программ повышения безопасности дорожного движения, программ дорожного строительства, утверждение государственных стандартов и технических регламентов на автомобильные дороги, транспортные средства и т.п. На уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются практические вопросы обеспечения функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда.

Все они входят в компетенцию соответствующих структур управления и подведомственных им организаций и решаются для конкретного региона.

Эти направления охватывают основные виды деятельности по обеспечению эффективного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда, главным образом, применительно к задачам, которые должны решаться специалистами по организации и безопасности дорожного движения. В числе названных направлений большое значение имеют деятельность образовательных учреждений по обучению водителей и различных групп населения правилам дорожного движения и безопасного поведения, медицинских служб по оказанию помощи пострадавшим в результате ДТП, работа средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) по пропаганде безопасности дорожного движения, работа органов страхования и др.

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта инженерная деятельность по организации дорожного движения может быть представлена в виде пяти укрупненных блоков6:

1. Основой для разработки  мероприятий по организации дорожного  движения является информация  о состоянии существующей организации  движения, данные об интенсивности  движения, составе транспортных  и пешеходных потоков, другая  информация о дорожном движении. Такую информацию собирают проектные, дорожно-эксплуатационные, коммунальные  организации, которым поручено разработать  комплекс мер по совершенствованию  организации дорожного движения.

2. Работа по выявлению  участков концентрации ДТП на  существующей дорожной сети, мест  с ограниченной пропускной способностью, участков, где наблюдаются задержки  транспортных и пешеходных потоков, базируется на данных статистики ДТП, сведениях ГИБДД МВД России о нарушениях правил дорожного движения, оценке пропускной способности отдельных элементов дорожной сети, результатах изучения условий движения.

В плане выявления опасных мест эту работу должны систематически выполнять подразделения ГИБДД МВД России, обслуживающие данную городскую территорию или дорогу. Изучение опасных мест и оценку пропускной способности могут проводить как сотрудники ГИБДД, так и организации, которым поручена разработка предложений (проектов) по совершенствованию дорожного движения.

3. На основе информации  о состоянии дорожной сети, организации  дорожного движения, данных о  ДТП и участках их концентрации, наличии опасных мест разрабатываются  проекты по организации дорожного  движения с необходимым экономическим  обоснованием. В зависимости от  поставленной задачи проект разрабатывается  для города (городского района), отдельного  участка (перекресток, участок дороги), автомобильной дороги или городской  магистрали в целом.

4. Непосредственное участие  в реализации разработанных мероприятий  по совершенствованию организации  дорожного движения, осуществляемое  в порядке авторского надзора, дает возможность корректировать  при необходимости проектные  решения и одновременно с этим  проверять их на практике.

5. Оперативные изменения  организации дорожного движения  необходимы при проведении массовых  мероприятий (митингов, демонстраций, спортивных соревнований, праздничных  шествий), а также в случае возникновения  на отдельных участках дорожной  сети заторов (исчерпание пропускной  способности), в местах ДТП, при  проведении аварийно-спасательных  работ. Как правило, места проведения  массовых мероприятий заранее  известны, поэтому службы организации  дорожного движения должны иметь  проработанные и согласованные  с заинтересованными организациями  схемы объезда временно закрываемых  для движения участков дорожной сети. На основе изучения дорожного движения должны быть установлены места возможного возникновения заторов и проработаны схемы движения, предусматривающие установку временных дорожных знаков, светофоров, направляющих конусов и т.п. Реализация оперативных изменений организации дорожного движения, как правило, возлагается на подразделения ГИБДД МВД России, обслуживающие соответствующую территорию.

В настоящее время все страны с высоким уровнем автомобилизации имеют национальные и региональные программы повышения безопасности дорожного движения, которые позволяют скоординировать мероприятия, направленные на снижение числа ДТП и пострадавших в результате ДТП.

Основным показателем эффективности мероприятий по безопасности дорожного движения считается численность погибших на 1 млн. км пробега парка транспортных средств.

Основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в странах с высоким уровнем автомобилизации в настоящее время схожи, они основаны на применении системного подхода, в рамках которого были пересмотрены базовые принципы дорожного движения и его безопасности.

Изменения затрагивают, прежде всего, баланс ответственности за безопасность движения. Практика показывает, что новая этика, новый подход и новые представления о безопасности дорожного движения стимулировали множество нововведений в дорожно-транспортном комплексе и открыли новые инновационные перспективы.

В Скандинавских странах (Швеции, Финляндии, Норвегии) стратегической целью нации является достижение нулевого уровня погибших и серьезно раненых в ДТП людей благодаря Концепции нулевой смертности (Vision Zero Concept).

Концепция нулевой смертности означает принципиально новый взгляд на проблемы, связанные с безопасностью дорожного движения. Концепция нулевой смертности основывается на программно-целевом подходе и рассматривает дорожно-транспортную систему как единое целое, компоненты которого - дороги, транспортные средства и пешеходы - во взаимодействии друг с другом гарантируют безопасность.

Концепция нулевой смертности состоит из ряда основополагающих элементов, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение безопасности.

В их число входят этические принципы, особенности человека, ответственность, научные данные, а также взаимодействие и взаимозависимость всех составляющих дорожно-транспортной системы.

В основе Концепции нулевой смертности лежит этический принцип неприемлемости гибели людей и получения ими тяжких телесных повреждений на дорогах. Единственное приемлемое число погибших и получивших тяжкие телесные повреждения - это ноль.

Основная идея Концепции основана на понимании того, что дорожно-транспортная система должна учитывать тот факт, что человек не совершенен. Незначительные ошибки на дорогах слишком часто ведут к гибели людей.

Обеспечение безопасности дорожного движения в рамках Концепции нулевой смертности предполагает принятие всех возможных мер для предотвращения и смягчения результатов человеческих ошибок, а значит - предотвращения гибели людей и получения ими тяжких телесных повреждений.

Информация о работе Состояние и пути решения проблем безопасности дорожного движения