Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:53, курсовая работа
Механическая коробка передач (МКПП) представляет собой набор шестерен, которые входят в зацепление в различных сочетаниях, образуя несколько передач или ступеней с различными передаточными числами. Чем больше число передач, тем лучше автомобиль «приспосабливается» к различным условиям движения.
Преимущества:
• Наименьшая по сравнению с другими типами КПП стоимость и масса;
• Высокие КПД, топливная экономичность и динамика разгона;
• Простота и отработанность конструкции, а следовательно - высокая надежность;
• Не требуют дорогостоящих расходных материалов, просты в обслуживании;
• Благодаря жесткой связи двигателя с ведущими колесами, водитель может более эффективно использовать автомобиль при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью;
• МКПП допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии, поэтому такой автомобиль легко пускается «с толкача» и может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.
Недостатки:
• Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках, необходимость навыка для правильного выбора передачи и плавного переключения передач без рывков;
• Ступенчатое изменение передаточного отношения;
• Малый ресурс сцепления.
1. Введение 4
2. Устройство и принцип работы 5
3. Разновидности систем 11
4. Неисправности 14
5. Разборка МКПП 17
6. Проверка технического состояния 19
7. Устранение неисправностей 21
8. Сборка МКПП 24
9. Техническое обслуживание МКПП 30
10. Вывод 36
11. Список литературы 38
Проверьте состояние задней крышки и убедитесь, что сапун находится в работоспособном состоянии, не загрязнен, а поверхность крышки, соприкасающаяся с картером коробки передач, не имеет повреждений. Очистите магнит от частиц износа деталей.
Небольшие повреждения поверхностей устраните шлифовальной шкуркой. При сборке поврежденные места смазывайте герметиком, применяемым для двигателя. Если детали сильно повреждены или изношены - замените их новыми.
Сальники, уплотнительные прокладки. Проверьте сальники и убедитесь, что на рабочих кромках нет неровностей и большого износа. Износ рабочей кромки сальника по ширине допускается не более 1 мм. Вообще, при разборке коробки передач, все сальники и уплотнительные прокладки рекомендуется заменить на новые.
Валы. Проверьте состояние зубьев шестерен первичного и вторичного валов и убедитесь, что зубья не имеют сколов, забоин и сильного износа.
Проверьте состояние посадочных поясков валов, на которых расположены подшипники. На них не должно быть задиров и износа.
Шлицы и канавки валов также не должны иметь вмятин, задиров и износа, чтобы обеспечить безлюфтовую посадку ступиц муфт синхронизаторов. При наличии дефектов, затрудняющих сборку деталей без повреждений - замените вал новым.
Шестерни. На торцах зубьев венца синхронизатора не должно быть значительного смятия или сколов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев; указанная поверхность зубьев не должна иметь износа.
Подшипники. Шариковые, роликовые и игольчатые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии. Радиальный зазор шариковых и роликовых подшипников не должен превышать 0.05 мм. На поверхностях шариков, игл и роликов, а также на беговых дорожках колец повреждения не допускаются. Поврежденные подшипники замените новыми, игольчатые - в комплекте.
Штоки, вилки. Деформация вилок, штоков и рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках.
Ступицы, муфты, блокирующие кольца синхронизаторов. Проверьте, чтобы ступицы синхронизаторов не имели повреждений, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не должно быть чрезмерного износа блокирующих колец: при осевом зазоре между торцем блокирующего кольца и торцем зубчатого венца синхронизатора шестерни 0.6 мм и менее замените кольца новыми. Не допускаются повреждения или следы заедания на шариках, пружинах и сухарях. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению муфт и блокирующих колец, устраните бархатным напильником. Детали, имеющие повреждения и износ, замените новыми.
Дифференциал. Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, сателлитов и соприкасающуюся с ними сферическую поверхность коробки дифференциала. Проверьте состояние посадочных поясков для подшипников на коробке дифференциала.
При незначительных
Механизм выбора и привод переключения передач. Проверьте состояние рычага выбора передач переднего и заднего хода, упорной втулки и шайбы, осей рычага выбора передач и блокировочных скоб. Изношенные и поврежденные детали замените.
Проверьте состояние штока выбора передач, крепление и состояние рычага выбора передач, состояние сальника и защитного чехла. Изношенные и поврежденные детали замените.
Проверьте посадку рычага переключения передач в шаровой опоре. Рычаг должен свободно поворачиваться в опоре, без заедания и не должен иметь свободного хода. Не должно быть ощутимых люфтов в шарнире, соединяющем рычаг переключения с тягой привода. Не допускается деформация тяги привода и повреждение защитного чехла. Деформированную тягу замените или выправьте.
7. Устранение неисправностей
Устранение неисправностей механической коробки передач представлены в таблице 7.1.
Таблица 7.1. причина и способ устранения неисправности мкпп
Причина неисправности |
Способ устранения |
шум в коробке передач (шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление) |
Продолжение таблицы 7.1.
Недостаточный уровень масла в картере коробки передач |
Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун |
Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета, ее можно увидеть на щупе) |
Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно. Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место |
Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен |
Замените изношенные подшипники, шестерни |
передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют | |
Деформирована тяга привода механизма переключения передач |
Выправьте или замените тягу |
Ослабли винты крепления шарнира или рычага штока выбора передач |
Затяните винты (можно на анаэробном герметике для резьб) |
Поломка пластмассовых деталей механизма переключения |
Замените детали |
Неправильная регулировка привода |
Отрегулируйте привод |
Сломаны пружины механизма выбора передач, деформированы его детали |
Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе |
Ослабление посадок вилок переключения передач на штоке |
Подтянуть фиксаторы вилок на штоках |
Не затянуты гайки валов коробки передач |
Затяните гайки |
передачи самопроизвольно выключаются | |
Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора |
Замените дефектные детали |
Неправильная регулировка привода |
Отрегулируйте привод |
Ослабли пружины в механизме выбора передач, изношены штоки |
Замените изношенные детали |
Не затянуты гайки валов коробки передач |
Затяните гайки |
Продолжение таблицы 7.1.
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата |
Замените опоры |
Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи | |
Нет масла в картере коробки передач |
Долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун |
Повреждены подшипники, зубья шестерен |
Замените подшипники, шестерни |
Износ кольца синхронизатора включаемой передачи |
Замените кольцо |
шум главной передачи (шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля) | |
Износ или разрушение подшипников |
Замените разрушенные и изношенные подшипники (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала |
Увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи, изношены их зубья |
Изношенные шестерни замените |
утечка масла | |
Износ сальников: первичного вала, ШРУСов, штока выбора передач, износ уплотнителя вала привода спидометра |
Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач |
Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают сальники |
Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях - замените валы и сальники |
Продолжение таблицы 7.1.
Большой люфт первичного вала коробки передач |
Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените |
Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач, повреждена прокладка между их сопрягающимися поверхностями |
Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладку |
Неплотно завернуты сливная пробка, датчик заднего хода |
Подтяните сливную пробку, датчик |
Почти все неисправности выявляются при движении автомобиля в следующих режимах:
1. На прямой передаче - в натяг, когда зубья шестерен работают с полной нагрузкой при движении автомобиля вперед (по переднему ходу).
2. Накат (выбег) с выключенной коробкой передач, когда шестерни главной передачи могут работать на переднем и заднем ходу с минимальной нагрузкой.
3. Накат с торможением двигателя, когда зубья шестерен главной передачи работают на заднем ходу с повышенной нагрузкой.
На переменных режимах движения могут быть выявлены недостатки в работе всей трансмиссии.
В случае частичной или полной разборки главной передачи рекомендуется проверять состояние и размеры рабочих поверхностей сопрягаемых узлов и деталей для определения степени их износа и возможности дальнейшей эксплуатации.
8. Сборка изделия
Сборка дифференциала.
Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, смазав трансмиссионным маслом полуосевые шестерни, подшипники и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0.4 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 1.0 кгс·м. При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.
Сборка коробки передач.
Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. При этом учитывайте следующее:
Винты крепления рычага и шарнира имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), момент его затяжки 3.4 кгс·м, а винт крепления шарнира - кадмирован (золотистого цвета), момент его затяжки 1.95 кгc-м.
При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого, перед установкой нагретого синхронизатора на вал, между блокирующими кольцами и торцами шестерен устанавливайте специальную прокладку вильчатой формы, которую удаляйте после остывания деталей.
С 1989 г. не применяется упорная шайба на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и шестерни первой передачи (зубчатый венец на вторичном валу стал шире на толщину шайбы, а на торце шестерни нет канавок). Указанные детали невзаимозаменяемы с выпускавшимися ранее. Поэтому при ремонте коробки передач старой конструкции соблюдайте следующие правила:
Информация о работе Техническое состояние, обслуживание и ремонт привода передних колёс