Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:53, курсовая работа
Целью курсового проектирования является разработка технологического процесса восстановления шатуна двигателя ЗМЗ-53.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП 190604.23.00.00 ПЗ
ВВЕДЕНИЕ
Постоянная необеспеченность ремонтного производства запасными частями является серьёзным фактором снижения технической готовности автомобильного парка. Расширение же производства новых запасных частей связано с увеличением материальных и трудовых затрат. Вместе с тем около 75% деталей, выбраковываемых при первом капитальном ремонте автомобилей, являются ремонтопригодными, либо могут быть использованы вообще без восстановления.
Поэтому целесообразной альтернативой является вторичное использование изношенных деталей, восстанавливаемых в процессе ремонта автомобилей и его агрегатов. Из ремонтной практики известно, что большинство выбракованных по износу деталей теряют не более 1-2% исходной массы. При этом прочность деталей практически сохраняется. Например, 95% деталей двс выбрасывают при износах, не превышающих 0,3 мм, и большинство из них могут быть вторично использованы после восстановления. С позиции материалоёмкости воспроизводства машин экономическая целесообразность ремонта обусловлена возможностью повторного использования большинства деталей как годных, так и предельно изношенных. Это позволяет осуществлять ремонт в более короткие сроки с меньшими затратами металла и других материалов по сравнению с затратами при изготовлении новых машин. Восстановление деталей стало одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности крупных ремонтных, специализированных предприятий. Создана фактически новая отрасль производства - восстановление изношенных деталей. Вторичное потребление деталей значительно больше, чем потребление новых запасных частей. Так, например, восстановленными блоками двигателей пользуются в 2,5 раза больше, чем новыми, коленчатыми валами в 1,9 раза, картерами коробок передач в 2,1 раза. Себестоимость восстановления для большинства восстанавливаемых деталей не превышает 75% стоимости новых, а расход материалов в 15 - 20 раз ниже, чем на их изготовление. Целенаправленная работа заводов - изготовителей по повышению ресурса рам и кабин, доведению его до срока службы автомобиля способствует резкому сокращению сферы при
менения капитального ремонта (КР) полнокомплектных автомобилей. В последнее время он неуклонно снижается, а для грузовых автомобилей предусмотрен КР только агрегатов. Эта тенденция вызывает изменение функций авторемонтных заводов, которые становятся предприятиями по КР агрегатов. Организационно-техническая перестройка АТП в последние годы ускорилась в связи с изменением социально-экономических условий хозяйствования в нашей стране. Дальнейшее эффективное развитие АТП базируется на идеях и принципах, которые создаются в процессе изготовления новой техники заводами-изготовителями, выполняющими услуги по централизованному ТО и ремонту этой техники.
Целью курсового проектирования
является разработка технологического
процесса восстановления шатуна двигателя
ЗМЗ-53.
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Шатун двигателя ЗМЗ-53 66-1004045-02 расположен в блоке цилиндров соединяет поршень с шатунной шейкой коленчатого вала и предназначен для передачи усилия от поршня (при рабочем ходе) на коленчатый вал и от коленчатого вала на поршень. Конструктивно шатун состоит из стального стержня, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. Верхняя головка шатуна надета на поршневой палец и тем самым соединена с поршнем. Обе половинки нижней головки шатуна надеты на шатунную шейку коленчатого вала и соединены между собой стяжными болтами, гайки которых после затяжки шплинтуют. Чтобы уменьшить трение между деталями и, следовательно, их износ, в верхнюю головку шатуна вставляют бронзовую втулку, а в нижнюю — тонкостенные вкладыши, являющиеся подшипниками скольжения. Внутреннюю поверхность вкладышей заливают баббитом (сплавом олова и свинца).
Материал шатуна – сталь 45Г2, твёрдость материала шатуна НВ 228¸269, ширина 100мм, высота 40мм, длина 255мм, вес 0,929кг.
В процессе работы двигателя шатуны испытывают значительные знакопеременные нагрузки. При движении поршня во время рабочего хода и такта сжатия шатун сжимается силами давления газов, воспринимаемыми поршнем. Силы инерции поршня стараются оторвать поршень от шатуна, а значит – растянуть шатун. При нормальных условиях работы износа шатуна не происходит. При отсутствии смазки или её низком качестве может произойти схватывание, а в следствии этого – проворачивание верхней втулки или вкладышей, что приводит к задирам нижней и верхней головки шатуна. Износ верхней головки шатуна может происходить из-за частой замены верхней втулки. Шероховатость поверхности отверстий головок шатунов Ra=0,63¸0,40 мкм.
1.2. Технические требования на дефектацию детали
Технические условия на контроль-сортировку приводятся в карте технических требований на дефектацию детали. В карте дефектации указаны дефекты, размеры (номинальный, допустимый без ремонта и допустимый для ремонта), а также необходимые технические воздействия. Схема шатуна с указанием мест и значение размеров контроля и дефектовки представлена на эскизе. При контроле детали, поступившей в капитальный ремонт проверяются следующие параметры указанные в таблице 1.
Наименование детали (сборочной единицы). Шатун 66-1004045-02 | |||||
1 3 2 |
Материал: Сталь 45Г2 | ||||
Твердость: НВ 228¸269 | |||||
Позиция на эскизе |
Возможный дефект |
Способ установления дефекта и средства контроля |
Размер, мм |
Заключение | |
По рабочему чертежу |
Допустимый без ремонта | ||||
1 |
Износ торцев нижней головки |
Штангенциркуль Калибр скоба |
26,60 |
25,90 |
Подлежит восстановлению хромированием |
2 |
Износ отверстия под втулку верхней головки |
Калибр пробка Штангенциркуль Нутромер |
24,3+0,045 |
25,007 |
Подлежит восстановлению под ремонтный размер 26,27+0,023 |
3 |
Задиры на поверхности отверстия нижней головки шатуна |
Визуальный осомтр |
63,6+0,012 |
|
Подлежит восстановлению железнением, хонингованием и шлифовкой |
Таблица 1 – Карта дефектации детали
1.3. Дефекты деталей и причины их возникновения
Износ отверстия в верхней головки шатуна устраняется расточкой до ремонтного размера втулки (26,27+0,023 мм) с использованием токарного станка типа 1М61.
Износ отверстия нижней головки шатуна устраняется железнением с последующим шлифованием и хонингованием до номинального размера.
Положительными особенностями этого способа является:
а). Высокая скорость осаждения металла на поверхность;
б). Возможность ремонта деталей с износом более 0,15 мм.
Процесс несения покрытия включает в себя три группы операций: подготовка деталей, нанесение покрытия, обработка покрытия детали.
Подготовка включает механическую обработку: чистовое растачивание с целью исправления геометрических параметров изношенной поверхности. Далее идёт предварительное обезжиривание с промывкой в проточной воде и анодное травление. Анодное травление способствует повышению прочности сцепления покрытий с восстанавливаемой поверхностью.
Нанесение покрытия осуществляется безванным способом в холодном электролите на асимметричном токе. Обработка детали после железнения включает: промывку деталей в проточной воде, сушку и механическую обработку (шлифование и хонингование до требуемого размера).
1.4. План рациональной последовательности и содержание технологических операций
При составлении технологического маршрута необходимо учитывать следующие требования:
План рациональной последовательности приведен в маршрутной карте
Маршрутная карта представлена в таблице 2.
Таблица 2 – маршрутная карта
Маршрутная карта |
Группа | |||||
Наименование |
код |
материал | ||||
Шатун |
66-1004045-02 |
Сталь 45Г2 | ||||
N |
Наименование операции |
Оборудование |
Приспособление |
Примечание | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
Мойка |
Машина моечная ОМ-5360 |
Моющий раствор Лабомид 201 |
Все поверхности | ||
2 |
Контрольные операции |
Контрольно-измерительные приборы |
Штангенциркуль, калибр пробка, калибр скоба, нутромер индикаторный. |
|||
3 |
Расточная операция |
Станок 1М61 |
расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=600 с пластинами из твёрдого сплава Т15К16 |
Расточка отверстия в верхней головке шатуна под втулку ремонтного размера | ||
4 |
Расточная операция |
Станок 1М61 |
расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=600 с пластинами из твёрдого сплава Т15К16 |
Чистовая расточка отверстия в нижней головке шатуна для исправления геометрии | ||
5 |
Гальваническая операция |
Абразивная обработка |
Нанесения покрытия на поверхность отверстия в нижней головке шатуна | |||
6 |
Шлифовальная операция |
Токарный станок 3А228 |
шлифовальный круг типа переключения передач диаметром 50 мм, высотой 30мм и зернистостью 40¸10, материал круга 4А20СМ28К5/ПСС4015 |
Шлифовка восстановленного размера до номинального с учетом припуска на хонингование | ||
7 |
Хонинговальная операция |
Хонинговальный станок 3Б833 |
Бруски АС4125/100-М1-100% |
Хонингование до номинального размера | ||
8 |
Контрольная операция |
Контрольно-измерительные приборы |
1.5. Выбор технологических баз
Базовые поверхности следует выбирать с таким расчётом, чтобы при установке и замене деталь не смещалась с приданного местоположения и не деформировалась под воздействием сил резания и усилий закрепления. При выборе баз необходимо учитывать:
При расточке, шлифовке и хонинговании в качестве зажимного устройства используются призмы, т.е. шатун устанавливается в призмы с опорой на плоскость торцом кривошипной головки.
Рисунок 1 – схема базировния.
При обработке, для того, чтобы лишить шатун подвижности используют призмы и опору на плоскость базовой поверхностью. При использовании этой схемы обеспечивается достаточная неподвижность детали и отсутствие деформации при закреплении.
1.6. Выбор оборудования,
режущего и измерительного
При выборе оборудования для каждой технологической операции необходимо учитывать назначение обработки, габаритные размеры деталей, размер партии обрабатываемых деталей, расположение обрабатываемых поверхностей, требования к точности и качеству обрабатываемых поверхностей.
Для обработки деталей, восстанавливаемых гальванопокрытиями, чаще всего применяют абразивную обработку.
Для предварительного чистового растачивания используем токарный станок 1М61 с применением приспособления для центровки нижней головки шатуна. Для расточки используется расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=60° с пластинами из твёрдого сплава Т15К16. Размеры контролируются индикаторным нутромером с ценой деления 10 мкм и пределами измерений 50¸75 мм.
После восстановления железнением деталь подвергается абразивной обработке до номинального размера. Для шлифования используется токарный станок 3А228 с использованием шлифовального круга вместо резца и приспособления для центровки нижней головки шатуна.
При внутреннем шлифовании используют шлифовальный круг типа переключения передач диаметром 50 мм, высотой 30мм и зернистостью 40¸10, материал круга 4А20СМ28К5/ПСС4015. при контроле отверстия используется нутромер индикаторный, цена деления 10 мкм, пределы измерений 50¸100 мкм.
Информация о работе Технологический процесс восстановительного ремонта шатуна двигателя ЗМЗ-53