Технологический процесс восстановительного ремонта шатуна двигателя ЗМЗ-53

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проектирования является разработка технологического процесса восстановления шатуна двигателя ЗМЗ-53.

Файлы: 1 файл

курсач ремонт.docx

— 272.00 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

 

           КП 190604.23.00.00 ПЗ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Постоянная необеспеченность ремонтного производства запасными  частями является серьёзным фактором снижения технической готовности автомобильного парка. Расширение же производства новых  запасных частей связано с увеличением материальных и трудовых затрат. Вместе с тем около 75% деталей, выбраковываемых при первом капитальном ремонте автомобилей, являются ремонтопригодными, либо могут быть использованы вообще без восстановления.                  

Поэтому целесообразной альтернативой  является вторичное использование  изношенных деталей, восстанавливаемых  в процессе ремонта автомобилей  и его агрегатов. Из ремонтной  практики известно, что большинство  выбракованных по износу деталей  теряют не более 1-2% исходной массы. При  этом прочность деталей практически сохраняется. Например, 95% деталей двс выбрасывают при износах, не превышающих 0,3 мм, и большинство из них могут быть вторично использованы после восстановления. С позиции материалоёмкости воспроизводства машин экономическая целесообразность ремонта обусловлена возможностью повторного использования большинства деталей как годных, так и предельно изношенных. Это позволяет осуществлять ремонт в более короткие сроки с меньшими затратами металла и других материалов по сравнению с затратами при изготовлении новых машин. Восстановление деталей стало одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности крупных ремонтных, специализированных предприятий. Создана фактически новая отрасль производства - восстановление изношенных деталей. Вторичное потребление деталей значительно больше, чем потребление новых запасных частей. Так, например, восстановленными блоками двигателей пользуются в 2,5 раза больше, чем новыми, коленчатыми валами в 1,9 раза, картерами коробок передач в 2,1 раза. Себестоимость восстановления для большинства восстанавливаемых деталей не превышает 75% стоимости новых, а расход материалов в 15 - 20 раз ниже, чем на их изготовление. Целенаправленная работа заводов - изготовителей по повышению ресурса рам и кабин, доведению его до срока службы автомобиля способствует резкому сокращению сферы при

 

менения капитального ремонта (КР) полнокомплектных автомобилей. В последнее время он неуклонно снижается, а для грузовых автомобилей предусмотрен КР только агрегатов. Эта тенденция вызывает изменение функций авторемонтных заводов, которые становятся предприятиями по КР агрегатов. Организационно-техническая перестройка АТП в последние годы ускорилась в связи с изменением социально-экономических условий хозяйствования в нашей стране. Дальнейшее эффективное развитие АТП базируется на идеях и принципах, которые создаются в процессе изготовления новой техники заводами-изготовителями, выполняющими услуги по централизованному ТО и ремонту этой техники.

 

Целью курсового проектирования является разработка технологического процесса восстановления шатуна двигателя  ЗМЗ-53. 

1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

    1. Характеристика детали

 

Шатун двигателя ЗМЗ-53 66-1004045-02 расположен в блоке цилиндров соединяет поршень с шатунной шейкой коленчатого вала и предназначен для передачи усилия от поршня (при рабочем ходе) на коленчатый вал и от коленчатого вала на поршень. Конструктивно шатун состоит из стального стержня, верхней неразъемной и нижней разъемной головок. Верхняя головка шатуна надета на поршневой палец и тем самым соединена с поршнем. Обе половинки нижней головки шатуна надеты на шатунную шейку коленчатого вала и соединены между собой стяжными болтами, гайки которых после затяжки шплинтуют. Чтобы уменьшить трение между деталями и, следовательно, их износ, в верхнюю головку шатуна вставляют бронзовую втулку, а в нижнюю — тонкостенные вкладыши, являющиеся подшипниками скольжения. Внутреннюю поверхность вкладышей заливают баббитом (сплавом олова и свинца).

Материал шатуна – сталь 45Г2, твёрдость материала шатуна НВ 228¸269, ширина 100мм, высота 40мм, длина 255мм, вес 0,929кг.

В процессе работы двигателя  шатуны испытывают значительные знакопеременные нагрузки. При движении поршня во время рабочего хода и такта сжатия шатун сжимается силами давления газов, воспринимаемыми поршнем. Силы инерции поршня стараются оторвать поршень от шатуна, а значит – растянуть шатун. При нормальных условиях работы износа шатуна не происходит. При отсутствии смазки или её низком качестве может произойти схватывание, а в следствии этого – проворачивание верхней втулки или вкладышей, что приводит к задирам нижней и верхней головки шатуна. Износ верхней головки шатуна может происходить из-за частой замены верхней втулки. Шероховатость поверхности отверстий головок шатунов Ra=0,63¸0,40 мкм.

 

1.2. Технические требования на дефектацию детали

 

Технические условия на контроль-сортировку приводятся в карте технических требований на дефектацию детали. В карте дефектации указаны дефекты, размеры (номинальный, допустимый без ремонта и допустимый для ремонта), а также необходимые технические воздействия. Схема шатуна с указанием мест и значение размеров контроля и дефектовки представлена на эскизе. При контроле детали, поступившей в капитальный ремонт проверяются следующие параметры указанные в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование детали (сборочной  единицы). Шатун  66-1004045-02

1

3

2

Материал: Сталь 45Г2

Твердость: НВ 228¸269

Позиция

на

эскизе

Возможный

дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

 Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

1

Износ торцев нижней головки

Штангенциркуль

Калибр скоба

26,60

25,90

Подлежит восстановлению хромированием

2

Износ отверстия под втулку верхней  головки

Калибр пробка

Штангенциркуль

Нутромер

24,3+0,045

 25,007

Подлежит восстановлению под ремонтный  размер 26,27+0,023

3

Задиры на поверхности отверстия нижней головки шатуна

Визуальный осомтр

63,6+0,012

 

 

Подлежит восстановлению железнением, хонингованием и шлифовкой





Таблица 1 – Карта  дефектации детали

 

  • уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головки, контролируется шаблоном 155,95 мм, бракуется при размере менее 155,95 мм;
  • износ отверстия верхней головки шатуна под втулку. При размере более 25,007 мм производят растачивание до ремонтного размера 26,27+0,023 мм;
  • дефектация или износ отверстия нижней головки шатуна. При размере более 63,512 мм ремонтируется.
  • износ торцов нижней головки. Бракуется при размерах менее 25,90 мм.

 

1.3. Дефекты деталей и причины их возникновения

 

Износ отверстия в верхней головки шатуна устраняется расточкой до ремонтного размера втулки (26,27+0,023 мм) с использованием токарного станка типа 1М61.

Износ отверстия нижней головки  шатуна устраняется железнением с последующим шлифованием и хонингованием до номинального размера.

Положительными особенностями  этого способа является:

а). Высокая скорость осаждения  металла на поверхность;

б). Возможность ремонта  деталей с износом более 0,15 мм.

Процесс несения покрытия включает в себя три группы операций: подготовка деталей, нанесение покрытия, обработка покрытия детали.

Подготовка включает механическую обработку: чистовое растачивание с  целью исправления геометрических параметров изношенной поверхности. Далее идёт предварительное обезжиривание с промывкой в проточной воде и анодное травление. Анодное травление способствует повышению прочности сцепления покрытий с восстанавливаемой поверхностью.

Нанесение покрытия осуществляется безванным способом в холодном электролите на асимметричном токе. Обработка детали после железнения включает: промывку деталей в проточной воде, сушку и механическую обработку (шлифование и хонингование до требуемого размера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. План рациональной последовательности и содержание технологических операций

 

При составлении технологического маршрута необходимо учитывать следующие требования:

  • одноимённые операции по всем дефектам маршрута должны быть объединены;
  • каждая последующая операция должна обеспечить сохранность качества работы поверхностей детали, достигнутую при предыдущих операциях;
  • в начале должны идти подготовительные операции, затем восстановительные, кузнечные, слесарно-механические, шлифовальные и доводочные.

План рациональной последовательности приведен в маршрутной карте

Маршрутная карта представлена в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 – маршрутная карта

Маршрутная карта

Группа

Наименование

код

материал

Шатун

66-1004045-02

Сталь 45Г2

N

Наименование операции

Оборудование

Приспособление

Примечание

1

2

3

4

5

1

Мойка

Машина моечная ОМ-5360

Моющий раствор Лабомид 201

Все поверхности

2

Контрольные операции

Контрольно-измерительные  приборы

 Штангенциркуль, калибр пробка, калибр скоба, нутромер индикаторный.

 

3

Расточная операция

Станок 1М61

расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=600 с пластинами из твёрдого сплава Т15К16

Расточка отверстия в  верхней головке шатуна под втулку ремонтного размера

4

Расточная операция

Станок 1М61

расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=600 с пластинами из твёрдого сплава Т15К16

Чистовая расточка отверстия в нижней головке шатуна для исправления геометрии

5

Гальваническая операция

Абразивная обработка

 

Нанесения покрытия на поверхность  отверстия в нижней головке шатуна

6

Шлифовальная операция

Токарный станок 3А228

шлифовальный круг типа переключения передач диаметром 50 мм, высотой 30мм и зернистостью 40¸10, материал круга 4А20СМ28К5/ПСС4015

Шлифовка восстановленного размера до номинального с учетом припуска на хонингование

7

Хонинговальная операция

Хонинговальный станок 3Б833

Бруски АС4125/100-М1-100%

Хонингование до номинального размера

8

Контрольная операция

Контрольно-измерительные  приборы

   



 

 

1.5. Выбор технологических баз

 

Базовые поверхности следует  выбирать с таким расчётом, чтобы  при установке и замене деталь не смещалась с приданного местоположения и не деформировалась под воздействием сил резания и усилий закрепления. При выборе баз необходимо учитывать:

  • по возможности выбирать те базы, которые использовались при изготовлении детали;
  • базы должны иметь минимальный износ;
  • базы должны быть жёстко связаны точными размерами с основными поверхностями детали, влияющими на работу в сборочной единице.

При расточке, шлифовке и  хонинговании в качестве зажимного  устройства используются призмы, т.е. шатун  устанавливается в призмы с опорой на плоскость торцом кривошипной головки.

 

Рисунок 1 – схема базировния.

 

При обработке, для того, чтобы лишить шатун подвижности  используют призмы и опору на плоскость  базовой поверхностью. При использовании  этой схемы обеспечивается достаточная  неподвижность детали и отсутствие деформации при закреплении.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Выбор оборудования, режущего и измерительного инструмента

 

При выборе оборудования для  каждой технологической операции необходимо учитывать назначение обработки, габаритные размеры деталей, размер партии обрабатываемых деталей, расположение обрабатываемых поверхностей, требования к точности и качеству обрабатываемых поверхностей.

Для обработки деталей, восстанавливаемых  гальванопокрытиями, чаще всего применяют  абразивную обработку.

Для предварительного чистового  растачивания используем токарный станок 1М61 с применением приспособления для центровки нижней головки  шатуна. Для расточки используется расточной резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане g=60° с пластинами из твёрдого сплава Т15К16. Размеры контролируются индикаторным нутромером с ценой деления 10 мкм и пределами измерений 50¸75 мм.

После восстановления железнением деталь подвергается абразивной обработке до номинального размера. Для шлифования используется токарный станок 3А228 с использованием шлифовального круга вместо резца и приспособления для центровки нижней головки шатуна.

При внутреннем шлифовании используют шлифовальный круг типа переключения передач диаметром 50 мм, высотой 30мм и зернистостью 40¸10, материал круга 4А20СМ28К5/ПСС4015. при контроле отверстия используется нутромер индикаторный, цена деления 10 мкм, пределы измерений 50¸100 мкм.

Информация о работе Технологический процесс восстановительного ремонта шатуна двигателя ЗМЗ-53