Транспортировка убойных животных автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить и закрепить уже имеющиеся знания в области ветеринарно-санитарной экспертизы, в области знаний по транспортировке животных на убой автомобильным транспортом, освоить методику подготовки транспорта к погрузке и транспортировки животных на убой. Освоить методики и порядок заполнения сопроводительной документации, прилагающийся к животным, при транспортировке. Выход из форс-мажорных ситуаций во время перевозки и ликвидации стресс-факторов, предупреждение стрессов при перевозке.
Задачей можно назвать углубление в знании ветеринарно-санитарной экспертизы, освоение новых знаний, навыков, на познание работы ветеринарного специалиста в области экспертизы и транспортировки. [3, 4, 5, 10]

Содержание работы

Введение 4
1. Подготовка автотранспортных средств к транспортировке убойных животных. 6
2. Подготовка животных к перевозке. 9
3. Погрузка и размещение животных. 12
4. Влияние транспортировки на организм животного. 16
Заключение. 20
Список используемой литературы. 22
Приложения. 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ВСЭ.docx

— 88.53 Кб (Скачать файл)

Не разрешается в гурты  включать животных во втором периоде  беременности, а также с травматическими повреждениями конечностей, так как они усложняют перегон.

На отправляемый скот составляют в трех экземплярах гуртовую ведомость. В ней указывают: пол, возраст, масть, тавро, вес с разбивкой по упитанности, количество голов и прижизненные пороки шкур. Гуртовая ведомость вместе с ветеринарным удостоверением и путевым журналом передается старшему проводнику или старшему гуртоправу. В путевом журнале указывают необходимые сведения о скоте, выданном фураже и инвентаре. Во время пути в этом журнале отмечают результаты ветеринарного осмотра, пункты отдыха и поения скота, вынужденный убой и так далее.

На каждую партию животных, направляемых для убоя, выдают ветеринарное свидетельство (справку) в установленном порядке, с обязательным указанием всех сведений, предусмотренных формой свидетельства, в том числе сведений о благополучии животных и места их выхода по заразным болезням. [1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 16]

 

3. Погрузка и  размещение животных.

 

Для перевозки животных используют специальные автомобили скотовозы или бортовые. Перевозка скота и птицы в самосвалах запрещена. Крупных животных перевозят на привязи с перегородками 1-2 м для скота и 2 м для лошадей. Мелких животных (свиней, овец, коз) перевозят без привязи. Птицу, кроликов перевозят в клетках.

Кузов скотовоза должен быть исправным, не иметь острых выступов, торчащих гвоздей, чистым и при необходимости продезинфицированным. Для предохранения животных от ветра и сквозняка в холодное время года впереди кузова ставят плотный щит, а в ненастную, морозную погоду и солнечный день, кузов покрывают брезентом.

Пригодность автотранспорта для перевозки животных устанавливает ветеринарный врач хозяйства. Нормы погрузки определяют исходя из типа автотранспорта, местных условий, состояния дороги, времени года, вида животных. Запрещается перевозить животных, особенно свиней, в открытом кузове, при температуре воздуха ниже минус 20 ºС.

Погрузка животных на автомобили-скотовозы  осуществляется с помощью откидного  трапа, в приспособленные бортовые автомашины со специальных площадок-трапов и платформ.

При транспортировке на короткие расстояния (менее 2 ч пути) в приспособленных грузовых автомобилях  крупный рогатый скот можно размещать  тремя способами: продольным – по длине кузова, головой вперед, поперечным, головой к боковой стенке, смешанным  – несколько животных ставят продольно, а сзади одно или два поперек.

При длительных перевозках взрослый крупный рогатый скот размещают  только продольно, головой вперед по ходу движения, прочно привязывая к  переднему борту. Молодняк до 2 лет перевозится без привези, но в таком количестве, чтобы животные могли спокойно лежать в кузове.

Свиней грузят с таким  расчетом, чтобы животные могли свободно лежать. Допускается совместный перевоз свиноматок и кастрированных хряков, взрослых свиней и хорошо развитых подсвинков. В летнее время свиней перевозят в наиболее прохладное время суток, на пол кузова насыпают песок, хорошо смочив его водой. В холодное время года, подстилка должна быть обильной и сухой.

Перевозка свиней в контейнерах. В целях лучшего сохранения качества сырья для мясной промышленности и продуктов убоя, а также механизации процессов погрузки и выгрузки, транспортирования несмешанными группами, ликвидации перегонов в хозяйстве и на мясокомбинате разработана система автотранспортирования свиней в контейнерах КПС-13 (контейнер для перевозки свиней). Один контейнер рассчитан на 13-15 животных массой 110...130 кг. Площадь его - 6,8 м2, размеры – 2960х2300x1000 мм, масса – 486 кг. Средством доставки могут быть седельные тягачи с крупнотоннажным полуприцепом, на котором в два яруса размещается 4-6 контейнеров. Погрузку и выгрузку их осуществляют вилочными автопогрузчиками. После выгрузки свиней, освободившиеся контейнеры грузят на платформу полуприцепа и направляют на санобработку. При транспортировании свиней в контейнерах за один рейс можно перевозить 60-90 голов. При таком способе доставки значительно сокращается количество пороков на шкурах и, соответственно, повышается их качество по сравнению с доставкой в скотовозах. Кроме того, достигается значительная экономия мясных ресурсов из-за снижения зачисток туш.

Овец и коз перевозят  в грузовых автомашинах и приспособленных  автоприцепах. В кузов помещают такое количество животных, чтобы они могли лежать.

Вместимость автомобилей для транспортировки животных такова, чтобы животное могло лежать. В среднем погрузка авто-скотовоза, не зависимо от того, специализированный или оборудованный идет в расчете:

Крупный рогатый скот (вес около 500 кг, включая молодняк)

 

до 30 голов.

Свиньи (вес около 100 кг)

 

до 100 голов

Овцы и козы

 

до 100 голов

Лошади (вес около 400 кг)

 

до 20 голов

Птица, кролики 

в клетках (190х50х40 см)

 

до 20 особей 


Ветеринарный специалист Россельхознадзора должен проверить ветеринарные сопроводительные документы, подготовку автотранспортных средств и контейнеров для перевозки, убедиться в наличии необходимых запасов корма, подстилочного материала и возможности доступа к животным для их осмотра, при  необходимости – кормления, поения и ухода.

Погрузка (выгрузка) животных осуществляется с погрузочно-разгрузочных площадок при использовании специальных  приспособлений – трапов (эстакады, рампы, мостки, сходни, подмостки). Покрытие их должно исключать скольжение, а для предотвращения возможного травматизма животных строят боковые ограждения. Погрузка проводится без побоев животных, используют для понуждения хлопушки, кормовые приманки и электропогонялки. Последние применяют только на взрослом крупном рогатом скоте и свиньях в области задних частей тела. Не допускается захват и подъем животных за голову, рога, уши, конечности, хвост и гриву.

Погрузка животных должна производиться, как правило, днем, в  темное время суток – только при  наличии достаточного освещения, обеспечивающего  проведение необходимых организационных  и контрольных мероприятий, а также исключающего травматизм людей и животных.

Наклон трапа при погрузке животных должен быть не более 30˚ и  иметь боковые ограждения с учетом высоты животных.

В транспортном средстве или  контейнере животным предоставляют  достаточно места (по установленным  нормативам) для принятия ими естественного положения, чтобы они имели возможность ложиться или вставать без нанесения вреда друг другу, во избежание травмирования и гибели.

Для перевозки убойных  животных требуются ветеринарные сопроводительные документы, оформленные в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской федерации от 16 ноября 2006 г. N 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Ветеринарные свидетельства и ветеринарные справки необходимы не только для перевозки животных, но и на корма, предназначенные для них в пути следования. Согласно всем правовым документам, которые были изданы на территории Российской Федерации автотранспорт, предназначенный для перевозки животных, должен отвечать установленным ветеринарно-санитарным требованиям и требованиям обеспечивающим безопасность на дорогах. [3, 4, 5, 6, 10, 15, 16]

 

4. Влияние транспортировки  на организм животного.

Транспортировка всегда ведет к  повышению возбудимости животных, появлению  стрессового состояния, потере живой  массы и травмам. Особенно сильно воздействует на животных длительное неудобное положение тела, тесное и неправильное размещение в кузове, переохлаждение или перегревание. При перевозке автотранспортом часто у крупного рогатого скота отмечают травмы в области грудной клетки, груди и задней части тела, у свиней — раны, царапины, переломы конечностей и ребер.

Перевозка автотранспортом оказывает  значительное влияние на организм животного. Условия размещения, кормления, погрузки и выгрузки (тряска, толчки, разные торможения и т.д.) повышают возбудимость и напряженность животных, способствуют появлению стрессового состояния (отказ от корма и воды, частые позывы к мочеиспусканию, утомление, слабость, потеря живой массы и т.д.), что приводит к снижению живой массы.

Стресс (напряжение) — выработанная в процессе эволюции неспецифическая  реакция организма, направленная на формирование повышенной резистентности и адаптацию в ответ на изменяющиеся условия и неблагоприятные воздействия  внешней среды.

По восприимчивости к стрессу  животные располагаются в следующем порядке: пушные звери, птицы, свиньи, крупный рогатый скот, лошади, собаки, кошки. Стресс возникает независимо от времени года, но легче при жаркой сухой или холодной сырой погоде, при длительно нарушенных условиях содержания и кормления. При этом наблюдается беспокойство животных, изменяется поведенческий стереотип с превалированием повышенной подвижности, учащенного приема корма небольшими порциями, агрессивности. Уменьшаются затраты времени на отдых с комфортом. Температура тела повышается до верхних физиологических пределов, а иногда возникает синдром «транспортной» лихорадки. Аппетит ухудшается. Масса тела резко уменьшается, иногда на 10 %.

Транспортный стресс характерен для  специализированного животноводства. Ведущим стрессором является транспортировка. Вместе с ней на животных неблагоприятно действует комплекс причин: изменение привычного ритма содержания и кормления, перегруппировки, перемещения, смена обслуживающего персонала и микроклимата. Основными признаками являются: потери массы тела в период транспортировки, а в последующем угнетение роста. Животные беспокоятся, часто возникает «транспортная лихорадка». Во время перевозки повышаются мышечный тонус, диурез и дефекация, увеличиваются рефлекторная возбудимость и потоотделение. В результате — общая дегидратация организма, относительное увеличение в крови содержания эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов и различных метаболитов, особенно гормональных веществ, белковых фракций, ферментов, азотистых продуктов. Возникает гипоксия мышечных и паренхиматозных тканей. Все это ведет к резкой, до 60%, интенсификации катаболизма. Изменения в организме обнаруживают в течение 20—35 дней, а иногда и дольше. Транспортный стресс часто провоцирует возникновение желудочно-кишечных и респираторных инфекций и незаразных болезней.

При перевозках до 200 км потери живой  массы у крупного рогатого скота достигают 4,2%, у свиней - 3,8%. Потери живой массы животных указанных видов в зависимости от расстояния и продолжительности перевозок видны из данных таблицы 1.

 

Таблица 1 - Потери живой массы животных в  зависимости от расстояния и продолжительности  перевозки, %

Расстояние,

км

Потеря живой 
массы, кг

Продолжительность 
перевозки в часах 
без учета 
расстояния

Потеря живой 
массы, кг

свиньи

крупный

рогатый

скот

свиньи

крупный

рогатый

скот

До 40 км

1,1

1,2

До 1 ч

1,1

1,2

40-80

1,9-2,8

2,1-3,1

2-4

1,9-3,0

2,3-3,5

100-150

3,1-3,5

3,5-3,9

5-8

3,3-4,0

3,9-4,6

Более 150

3,7-3,8

4,0-4,2

9-15

4,1-4,5

4,7-5,0


Следует отметить, что возрастание  расстояния перевозок ведет к  меньшим потерям живой массы, чем увеличение одновременно расстояния и времени перевозок. Так, при перевозке бычков в течение 3 ч потери составили 2%, а через 6-7 ч - уже 7,3%. Имеет значение и время, затраченное от начала погрузки до отправления. Задержка отправления свиней на 1 ч увеличивает потери живой массы на 1-1,5 ч - до 2%. Экспериментами установлено, что временная задержка отправления на убойный пункт по влиянию на организм животного может быть приравнена к времени нахождения их в пути следования. При перевозках овец и коз наблюдается такая же потеря живой массы, как и у крупного рогатого скота. В настоящее время перевозка крупного рогатого скота автотранспортом считается удовлетворительной, если потери живой массы не превышают норм, таблица 2.

 

Таблица 2 - Нормы потерь при перевозках животных 
автотранспортом, %

Расстояние,

км

В специальных 
автомашинах

В приспособленных 
автомашинах

Свиньи

крупный

рогатый

скот

свиньи

крупный

рогатый

скот

25-80

1,3

2,4

1,4

2,4

60-100

2,3-3,0

2,5-2,6

2,4-3,1

2,5-3,0

110-170

3,1-3,6

2,7-2,9

3,2-4,1

ЗД-3,9

180-250

3,7-3,8

3,0-4,2

4,2-4,3

4,0-4,2


[1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 16]

 

Заключение.

С развитием сельского хозяйства  растет необходимость в транспортировке  крупного рогатого скота, лошадей, свиней, птиц. Но не все знают как правильно осуществить перевозку животных.

Животных перевозят как специализированными  автомобилями – скотовозами, в которых  предусмотрено все, что может  быть необходимым для транспортировки, это и спутниковая навигация, автономные поилки с резервуарами, система автономной приточно-вытяжной вентиляции, освещение, навозоудаление, системы отопления (для зимнего периода), так и оборудуют бортовые грузовики и полуприцепы так, чтобы можно было транспортировать животных на убой. После переоборудования бортовых грузовых машин, устанавливается решётка из дерева или металла, для того, чтобы поднять борта. Также оборудуется освещение и поение.

Любое транспортное средство для транспортировки  животных на убой следует после каждой транспортировки механически почистить, провести профилактическую дезинфекцию. Если есть поломки, дефекты или нарушения полуприцепов и контейнеров, то в короткие сроки устраняется все поломки. Все животные обычно направляются с экспедитором, который не только везет документы, но еще и старается следить за состоянием животных.

Перед тем, как перевести животное, его следует заранее подготовить, как правило, эта подготовка начинается минимум за три недели. В эту подготовку входят мероприятия, по усиленному откорму, если он не окончен, по проведению диспансеризации животных, выявления больных и реагирующих, формирование гурт и перевод на рацион, который будет в пути.

После формирования гурта, и выписки  необходимой документации, в соответствии с законами и приказами Министерства сельского хозяйства Российской федерации, и после проведения всех мероприятий по подготовке животных к транспортировке, животных размещают в полуприцепах, размещают так, чтобы животное могло свободно лежать в пути, лошади и крупный рогатый скот размещаются привязно и головой к кабине, а мелкий рогатый скот и свиньи размещаются беспривязно, птицы и кролики размещаются в клетках.

Информация о работе Транспортировка убойных животных автомобильным транспортом