Тягово-экономический баланс трактора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

тип движителей, колесная формула – гусеничный;
номинальное тяговое усилие – 40 кН;
диапазон рабочих скоростей движения – 5…30 км/ч;
почвенный агрофон – целина

Файлы: 1 файл

Traktora_kursovaya.doc

— 775.50 Кб (Скачать файл)


  1. ИСХОДНЫЕ  ДАННЫЕ

 

1.1. Исходные данные  для расчета трактора:

    • тип движителей, колесная формула – гусеничный;
    • номинальное тяговое усилие – 40 кН;
    • диапазон рабочих скоростей движения – 5…30 км/ч;
    • почвенный агрофон – целина;
    • число передач: четыре;
    • частота вращения к.в. двигателя n=2000мин-1;

1.2. Исходные данные  для расчета автомобиля:

    •   тип автомобиля – ограниченной проходимости;
    •   номинальная грузоподъемность – 6 т;
    •   скорость движения на прямой передаче – 95 км/ч;
    •   коэффициент суммарного сопротивления дороги – 0,02
    •   число передач: пять;
    •   номинальная частота вращения к.в. двигателя n=3100 мин-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ТЯГОВЫЙ  РАСЧЕТ  ТРАКТОРА

 

2.1  Определение  максимальной эксплуатационной массы трактора

Максимальная эксплуатационная масса mmax (кг) трактора определяется по формуле:

     (1)

где Рн  - номинальная сила тяги на первой рабочей передаче, Н;

jк.доп - коэффициент использования массы;

для гусеничного  трактора jк.доп =0,55-0,65; /3/, стр. 5.

принимаем jк.доп =0,6;

lк - коэффициент нагрузки ведущих колес (для гусеничного трактора   lк =1);

f - коэффициент сопротивления качению колесного и гусеничного движителя

(принимается по заданному агрофону)

g - ускорение свободного падения (9.81 м/с2).

Рн=40 кН (по заданию),

Коэффициент λк учитывает преобразование в тяговое усилие той части веса трактора, которая приходится на ведущие колеса (движители). В случае гусеничного движителя λк=1, т.к. вся масса трактора приходится на гусеничные движители и будет преобразована в тяговое усилие.

Для заданного агрофона (целина) f=0.06..0.07. /3/, стр. 5.

Принимаем f=0,06.

     Подставляем исходные данные в формулу (1):

 кг

     В качестве  прототипа принимаем трактор марки Т-4А (4 тяговый класс и гусеничный тип движителя), который является наиболее близким к проектируемому трактору.

2.2   Определение  номинальной мощности двигателя

     Номинальная мощность двигателя Nн (кВт) выбирается исходя из скорости движения трактора на первой передаче соответствующей номинальному тяговому усилию и условию движения агрегата на заданном почвенном фоне:

     (2)

где k з -  коэффициент запаса мощности (k з = 1,05...1,1 );

      V1 - первая основная скорость, м/с;

      hтр - к.п.д. трансмиссии.

Коэффициент запаса мощности принимаем кз=1,05;.   


V1=5 км/ч=1,39 м/с (по заданию),

КПД трансмиссии для первой передачи находится по формуле :

     (3)

     где - к.п.д. соответственно учитывающие потери холостого хода (0,96), цилиндрической пары шестерен (0,985...0,99), конической пары шестерен (0,975...0,98), карданных шарниров (0,985...0,99);

l1 и l2 - коэффициенты перераспределения массы на соответственно переднюю и заднюю ведущие оси ( в данном случае l1=1 и l2=0);

а1, в1, с1 - соответственно число пар цилиндрических и конических шестерен и число карданных шарниров, находящихся в зацеплении при передаче Мкр к передней оси;

а, в, с - соответственно число  пар цилиндрических и конических шестерен и число  карданных  шарниров, находящихся в зацеплении при передаче Мкр к задней оси.

 

 

Рисунок 1. Схема трансмиссии  проектируемого трактора.


     Для данной схемы трансмиссии а =2, в =1, с =0,

     Принимаем ήц=0.985, ήк=0.975, ήш=0.985

   Подставляем исходные данные в формулу (3):

 

      Подставляем исходные данные в формулу (2):

 кВт


В качестве прототипа двигателя  принимаем дизельный двигатель А-01М. (мощность 99 кВт, число цилиндров - 6, расположение – рядное, рабочий объем- 11150, частота вращения 1700 мин-1, удельный расход топлива gен=231 г/кВт∙ч).

2.3  Построение нагрузочной  характеристики двигателя

     Предварительно определяются параметры ниже перечисленных характерных точек режимов работы двигателя:

2.3.1  Номинальный режим:

     Угловая скорость коленчатого вала (с -1):

,     (4)

где nн=2000 мин-1 (по заданию).

 с-1

     Крутящий момент двигателя при номинальной мощности  (кН×м):

     (5)

 кНм

     Часовой расход топлива:

Gт = gе×Nн×10-3,    (6)

 

 кг/ч

 

где gе - удельный расход топлива(gе=220 г/кВт·ч по выбранному прототипу).

2.3.2  Режим  холостого хода  (регуляторная  ветвь):

     Угловая скорость холостого хода зависит от степени  неравномерности регулятора dр (у современных тракторов dр =0,07...0,08): 

wхх = (1 + dр)× wн,     (7)

Степень неравномерности регулятора зависит от агрофона. Чем тяжелее условия: подъемы, спуски, тяжелые условия пахоты), тем шире должен быть диапазон регуляторной ветви. Целина – сложнопахотные условия. Исходя из этого, принимаем наибольшее значение δр=0,08.

Подставляю исходные значения в  формулу (7):

 с-1

     Эффективная мощность и крутящий момент при этом равны нулю.

     Часовой расход топлива на холостом режиме работе зависит от механического КПД двигателя и находится в пределах:

Gт хх =(0,25...0,3) × Gт.     (8)

На холостом режиме двигатель расходует свою мощность на проворачивание деталей и узлов КШМ, а так же вспомогательных систем и механизмов. У выбранного прототипа двигателя 6 цилиндра расположенных рядно и достаточно небольшие размеры цилиндров. Поэтому будут присутствовать большие инерционные силы, что приведет к повышенному расходу топлива. Исходя из этого, принимаю коэффициент, равным 0,3.

     Подставляем данные в формулу (8):


 кг/ч.

2.3.3  Корректорная ветвь:

     Расчет эффективной мощности производится по формуле С.Р. Лейдермана:

     (9)

где wе и wн - соответственно текущее значение угловой скорости вращения       коленчатого вала (задаются 5...6 значениями wе в пределах от wмин до wн) и   значение при номинальной мощности двигателя, с-1;

С1 и С2 - коэффициенты, зависящие от типа двигателя и способа смесеобразования:  (С1 = 0,87 и С2 =1,13 - для дизелей с неразделенными камерами сгорания).       /2, страница 24/

Исходный прототип двигателя имеет  неразделенные камеры сгорания, которые отличаются простотой своего изготовления и наибольшей экономичностью.

     При расчетах минимальная угловая скорость для дизелей принимается в пределе wмин = 40...80 с-1

     Принимаю wмин =70 с-1

     Крутящий момент двигателя:

,     (10)

     Удельный расход топлива для дизелей в г/(кВт×ч):

     (11)

где g - удельный расход топлива при номинальной мощности.

     Часовой расход топлива  в  кг/ч:

Gт = Nе × ge ×10-3.     (12)

     Подставляем исходные данные в формулы (9, 10, 11 и 12):

 

1) ω=70 с-1

     кВт

   кНм

   г/(кВт*ч)

    кг/ч


     Аналогично  находим остальные точки корректорной ветви, результаты расчетов заносим в таблицу 1:

Таблица 1 Регуляторная характеристика двигателя

n, мин-1

ω, рад/с

Nе, кВт

Мк, кНм

gе, г/(кВт*ч)

GТ, кг/ч

1

668,79

70

27,68

0,396

264,14

7,312

2

1050,96

110

45,486

0,414

233,68

10,629

3

1242,04

130

53,686

0,413

224,76

12,066

4

1433,12

150

60,930

0,406

219,98

13,403

5

1719,74

180

69,077

0,384

220,97

15,264

6

2000,00

209,33

72,880

0,348

231,00

16,835


2.4  Определение размеров ведущей звездочки.

Для гусеничного трактора динамический радиус звездочки:

    

где Lзв  и   zзв – шаг звена(м) и число зубьев ведущей звездочки.

     Принимаем Lзв=0,176 м  и   zзв=14.

     Подставляем значения в формулу:

2.5 Определение передаточных чисел трансмиссии.

     Передаточные числа трансмиссии:

для первой передачи:

     (13)

     Подставляем  данные в формулу (13):

для последней передачи (в данном случае 4-ая):

     (14)

где V4=30 км/ч=8,33 м/с (по заданию).


     Подставляем данные в формулу (14):

     Для промежуточных  передач вначале определяется  знаменатель геометричес-

кой прогрессии:

     (15)

где z=4 – количество передач.

     Находим  знаменатель геометрической прогрессии:

     Затем находятся передаточные числа:

iz= q· iz-1,     (16)

i2=q· i1=0,5505·60,239=33,16

i3=q· i2=0,5505·33,16=18,26

2.6. Определение касательной силы тяги, крюковой силы и скорости движения на всех передачах.

     Касательная сила тяги в кН:

,     (17)

Рк -  определяется для первой передачи и при различных значениях Мк . Значение Мк  принимается из регуляторной характеристики (таблица 1).

1) кН

     Аналогично определяем остальные значения:

n, мин-1

ω, рад/с

Мк, кНм

Рк, кН

1

668,79

70

0,396

53,07

2

1050,96

110

0,414

55,48

3

1242,04

130

0,413

55,35

4

1433,12

150

0,406

54,41

5

1719,74

180

0,384

51,46

6

2000,00

209,33

0,348

46,64


    Крюковое усилие в кН :

Ркрк - Рf,     (18)

где  Рf - сила сопротивления качению трактора (кН):

     (19)

 кН

     Подставляю  исходные данные в формулу  (18):

1) Ркр =53,07- 4,44=48,63 кН

     Аналогично  находятся остальные значения  крюкового усилия:

Ркр, кН

1

48,63

2

51,04

3

50,91

4

49,97

5

47,02

6

42,20

Информация о работе Тягово-экономический баланс трактора