Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:02, курсовая работа
тип движителей, колесная формула – гусеничный;
номинальное тяговое усилие – 40 кН;
диапазон рабочих скоростей движения – 5…30 км/ч;
почвенный агрофон – целина
1.1. Исходные данные для расчета трактора:
1.2. Исходные данные для расчета автомобиля:
2.1 Определение максимальной эксплуатационной массы трактора
Максимальная эксплуатационная масса mmax (кг) трактора определяется по формуле:
где Рн - номинальная сила тяги на первой рабочей передаче, Н;
jк.доп - коэффициент использования массы;
для гусеничного трактора jк.доп =0,55-0,65; /3/, стр. 5.
принимаем jк.доп =0,6;
lк - коэффициент нагрузки ведущих колес (для гусеничного трактора lк =1);
f - коэффициент сопротивления качению колесного и гусеничного движителя
(принимается по заданному
g - ускорение свободного падения (9.81 м/с2).
Рн=40 кН (по заданию),
Коэффициент λк учитывает преобразование в тяговое усилие той части веса трактора, которая приходится на ведущие колеса (движители). В случае гусеничного движителя λк=1, т.к. вся масса трактора приходится на гусеничные движители и будет преобразована в тяговое усилие.
Для заданного агрофона (целина) f=0.06..0.07. /3/, стр. 5.
Принимаем f=0,06.
Подставляем исходные данные в формулу (1):
В качестве прототипа принимаем трактор марки Т-4А (4 тяговый класс и гусеничный тип движителя), который является наиболее близким к проектируемому трактору.
2.2 Определение номинальной мощности двигателя
Номинальная мощность двигателя Nн (кВт) выбирается исходя из скорости движения трактора на первой передаче соответствующей номинальному тяговому усилию и условию движения агрегата на заданном почвенном фоне:
где k з - коэффициент запаса мощности (k з = 1,05...1,1 );
V1 - первая основная скорость, м/с;
hтр - к.п.д. трансмиссии.
Коэффициент запаса мощности принимаем кз=1,05;.
V1=5 км/ч=1,39 м/с (по заданию),
КПД трансмиссии для первой передачи находится по формуле :
где - к.п.д. соответственно учитывающие потери холостого хода (0,96), цилиндрической пары шестерен (0,985...0,99), конической пары шестерен (0,975...0,98), карданных шарниров (0,985...0,99);
l1 и l2 - коэффициенты перераспределения массы на соответственно переднюю и заднюю ведущие оси ( в данном случае l1=1 и l2=0);
а1, в1, с1 - соответственно число пар цилиндрических и конических шестерен и число карданных шарниров, находящихся в зацеплении при передаче Мкр к передней оси;
а, в, с - соответственно число пар цилиндрических и конических шестерен и число карданных шарниров, находящихся в зацеплении при передаче Мкр к задней оси.
Рисунок 1. Схема трансмиссии проектируемого трактора.
Для данной схемы трансмиссии а =2, в =1, с =0,
Принимаем ήц=0.985, ήк=0.975, ήш=0.985
Подставляем исходные данные в формулу (3):
Подставляем исходные данные в формулу (2):
В качестве прототипа двигателя принимаем дизельный двигатель А-01М. (мощность 99 кВт, число цилиндров - 6, расположение – рядное, рабочий объем- 11150, частота вращения 1700 мин-1, удельный расход топлива gен=231 г/кВт∙ч).
2.3 Построение нагрузочной характеристики двигателя
Предварительно определяются параметры ниже перечисленных характерных точек режимов работы двигателя:
2.3.1 Номинальный режим:
Угловая скорость коленчатого вала (с -1):
где nн=2000 мин-1 (по заданию).
Крутящий момент двигателя при номинальной мощности (кН×м):
Часовой расход топлива:
Gт = gе×Nн×10-3, (6)
где gе - удельный расход топлива(gе=220 г/кВт·ч по выбранному прототипу).
2.3.2 Режим холостого хода (регуляторная ветвь):
Угловая скорость холостого хода зависит от степени неравномерности регулятора dр (у современных тракторов dр =0,07...0,08):
wхх = (1 + dр)× wн, (7)
Степень неравномерности регулятора зависит от агрофона. Чем тяжелее условия: подъемы, спуски, тяжелые условия пахоты), тем шире должен быть диапазон регуляторной ветви. Целина – сложнопахотные условия. Исходя из этого, принимаем наибольшее значение δр=0,08.
Подставляю исходные значения в формулу (7):
Эффективная мощность и крутящий момент при этом равны нулю.
Часовой расход топлива на холостом режиме работе зависит от механического КПД двигателя и находится в пределах:
Gт хх =(0,25...0,3) × Gт. (8)
На холостом режиме двигатель расходует свою мощность на проворачивание деталей и узлов КШМ, а так же вспомогательных систем и механизмов. У выбранного прототипа двигателя 6 цилиндра расположенных рядно и достаточно небольшие размеры цилиндров. Поэтому будут присутствовать большие инерционные силы, что приведет к повышенному расходу топлива. Исходя из этого, принимаю коэффициент, равным 0,3.
Подставляем данные в формулу (8):
кг/ч.
2.3.3 Корректорная ветвь:
Расчет эффективной мощности производится по формуле С.Р. Лейдермана:
где wе и wн - соответственно текущее значение угловой скорости вращения коленчатого вала (задаются 5...6 значениями wе в пределах от wмин до wн) и значение при номинальной мощности двигателя, с-1;
С1 и С2 - коэффициенты, зависящие от типа двигателя и способа смесеобразования: (С1 = 0,87 и С2 =1,13 - для дизелей с неразделенными камерами сгорания). /2, страница 24/
Исходный прототип двигателя имеет неразделенные камеры сгорания, которые отличаются простотой своего изготовления и наибольшей экономичностью.
При расчетах минимальная угловая скорость для дизелей принимается в пределе wмин = 40...80 с-1
Принимаю wмин =70 с-1
Крутящий момент двигателя:
Удельный расход топлива для дизелей в г/(кВт×ч):
где geн - удельный расход топлива при номинальной мощности.
Часовой расход топлива в кг/ч:
Gт = Nе × ge ×10-3. (12)
Подставляем исходные данные в формулы (9, 10, 11 и 12):
1) ω=70 с-1
кВт
кНм
г/(кВт*ч)
кг/ч
Аналогично находим остальные точки корректорной ветви, результаты расчетов заносим в таблицу 1:
Таблица 1 Регуляторная характеристика двигателя
№ |
n, мин-1 |
ω, рад/с |
Nе, кВт |
Мк, кНм |
gе, г/(кВт*ч) |
GТ, кг/ч |
1 |
668,79 |
70 |
27,68 |
0,396 |
264,14 |
7,312 |
2 |
1050,96 |
110 |
45,486 |
0,414 |
233,68 |
10,629 |
3 |
1242,04 |
130 |
53,686 |
0,413 |
224,76 |
12,066 |
4 |
1433,12 |
150 |
60,930 |
0,406 |
219,98 |
13,403 |
5 |
1719,74 |
180 |
69,077 |
0,384 |
220,97 |
15,264 |
6 |
2000,00 |
209,33 |
72,880 |
0,348 |
231,00 |
16,835 |
2.4 Определение размеров ведущей звездочки.
Для гусеничного трактора динамический радиус звездочки:
где Lзв и zзв – шаг звена(м) и число зубьев ведущей звездочки.
Принимаем Lзв=0,176 м и zзв=14.
Подставляем значения в формулу:
2.5 Определение передаточных чисел трансмиссии.
Передаточные числа трансмиссии:
для первой передачи:
Подставляем данные в формулу (13):
для последней передачи (в данном случае 4-ая):
где V4=30 км/ч=8,33 м/с (по заданию).
Подставляем данные в формулу (14):
Для промежуточных передач вначале определяется знаменатель геометричес-
кой прогрессии:
где z=4 – количество передач.
Находим
знаменатель геометрической
Затем находятся передаточные числа:
iz= q· iz-1, (16)
i2=q· i1=0,5505·60,239=33,16
i3=q· i2=0,5505·33,16=18,26
2.6. Определение касательной силы тяги, крюковой силы и скорости движения на всех передачах.
Касательная сила тяги в кН:
Рк - определяется для первой передачи и при различных значениях Мк . Значение Мк принимается из регуляторной характеристики (таблица 1).
1) кН
Аналогично определяем остальные значения:
№ |
n, мин-1 |
ω, рад/с |
Мк, кНм |
Рк, кН |
1 |
668,79 |
70 |
0,396 |
53,07 |
2 |
1050,96 |
110 |
0,414 |
55,48 |
3 |
1242,04 |
130 |
0,413 |
55,35 |
4 |
1433,12 |
150 |
0,406 |
54,41 |
5 |
1719,74 |
180 |
0,384 |
51,46 |
6 |
2000,00 |
209,33 |
0,348 |
46,64 |
Крюковое усилие в кН :
Ркр =Рк - Рf, (18)
где Рf - сила сопротивления качению трактора (кН):
Подставляю исходные данные в формулу (18):
1) Ркр =53,07- 4,44=48,63 кН
Аналогично находятся остальные значения крюкового усилия:
№ |
Ркр, кН |
1 |
48,63 |
2 |
51,04 |
3 |
50,91 |
4 |
49,97 |
5 |
47,02 |
6 |
42,20 |