Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа
Одной из основных задач тягового расчета является выбор мощности двигателя рассчитываемого автомобиля. Она должна быть достаточной для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью vmax при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Автомобили, работающие в сельском хозяйстве, должны иметь запас динамического фактора в пределах 1…1,5% для преодоления дополнительных дорожных сопротивлений.
Исходные данные……………………………………………………3
1. Расчет мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля……………………………………………....3
1.1. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя………………………………………………………………5
1.2. Определение передаточного числа главной передачи………...7
1.3. Подбор передаточных чисел коробки передач………………...8
2. Тяговый расчет автомобиля……………………………………11
2.1. Тяговый баланс автомобиля…………………………………….11
2.2. Расчет и построение динамической характеристики автомобиля……………………………………………………………15
2.3. Приемистость автомобиля............................................................19
2.4. Время и путь разгона автомобиля………………………………23
3. Топливно-экономическая характеристика...............................28
Литература…………………………………………………………...32
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тамбовский
Государственный технический
Кафедра: «Автомобильная
и аграрная техника»
Курсовая работа
по дисциплине: ”Основы теории автомобиля”
на тему: “Тяговый и топливно-экономический расчёт автомобиля ВАЗ-2110”
Выполнил:
студент группы АХ-31
Горбачёв А. Ю.
Проверил:
преподаватель
Мелисаров В. М.
Тамбов – 2010
Содержание
Исходные данные……………………………………………………3
1. Расчет мощности
и частоты вращения коленчатого вала двигателя
автомобиля……………………………………………...
1.1. Расчет и
построение внешней скоростной
характеристики двигателя………………
1.2. Определение передаточного числа главной передачи………...7
1.3. Подбор передаточных чисел коробки передач………………...8
2. Тяговый
расчет автомобиля…………………………………
2.1. Тяговый баланс автомобиля…………………………………….11
2.2. Расчет и
построение динамической
2.3. Приемистость автомобиля....................
2.4. Время и
путь разгона автомобиля…………………
3. Топливно-экономическая
характеристика................
Литература……………………………………………………
Исходные данные:
Вариант № 3;
Тип автомобиля: ВАЗ-2110 (4×2);
Тип двигателя: Карбюратор;
Число передач (вперёд): 5;
Габаритные размеры автомобиля, мм: 4262×1676×1425;
Полная масса автомобиля, кг: 1650;
Масса снаряженного автомобиля, кг: 1040;
Масса перевозимого груза, кг: 475;
Диаметр обода колеса в дюймах: 13;
Высота профиля покрышки в дюймах: 7;
Колёсная база, мм: 2490;
Ширина колеи передних колёс, мм: 1400;
Ширина колеи задних колёс, мм: 1400;
Максимальная скорость, км/ч: 170.
Одной из основных задач тягового расчета является выбор мощности двигателя рассчитываемого автомобиля. Она должна быть достаточной для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью vmax при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Автомобили, работающие в сельском хозяйстве, должны иметь запас динамического фактора в пределах 1…1,5% для преодоления дополнительных дорожных сопротивлений.
Мощность двигателя, необходимая для движения автомобиля с полной нагрузкой в заданных дорожных условиях с установившейся максимальной скоростью vmax , определяется по формуле:
, (1)
где vmax – максимальная скорость движения автомобиля на прямой передаче в заданных дорожных условиях, км/ч; ψ – приведенный коэффициент дорожного сопротивления (ψ = 0,04); Кв – коэффициент сопротивления воздуха (коэффициент обтекаемости) (Кв = 0,3); ηтр – механический к.п.д. трансмиссии для максимальной скорости принимаем равным 0,85…0,90.
Площадь лобового сопротивления определяем по формуле:
, м2,
где Н – габаритная высота автомобиля, м; В – ширина колеи автомобиля, м.
F = 1,425*1,4 = 1,995 м2.
Силу тяжести автомобиля с грузом определяем по формуле:
, Н,
где G0 – собственный вес автомобиля, Н; GГ – грузоподъемность автомобиля.
Ga = 1040 + 475 = 1515кг = 15150 Н.
Полученные данные подставляем в формулу (1) и находим Ne:
кВт.
Для обеспечения
динамического фактора в
Ne max = (1,05…1,1)Ne;
Ne max = 1,1*102,635 = 113 кВт.
Обороты коленчатого вала при заданной максимальной скорости vmax, км/ч:
nv = (35…40)vmax, мин-1;
nv = 40*170 = 6800 мин-1.
Обороты коленчатого вала при заданной максимальной мощности двигателя (Nemax ) определим из выражения:
nNe max = 0,9nv;
nNe max = 0,9*6800 = 6120 мин-1.
Для дизельных автомобильных четырехтактных двигателей с ограничителем зависимость эффективной мощности и частоты вращения коленчатого вала в процентах принимаем по табл. 1.
Таблица 1. Внешние скоростные характеристики дизельного двигателя.
n, % |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
n, мин-1 |
1224 |
2448 |
3672 |
4896 |
6120 |
7344 |
Ne, % |
20 |
50 |
73 |
92 |
100 |
92 |
Ne, кВт |
23 |
45,2 |
67,74 |
90,32 |
113 |
136 |
Таким образом, получив в результате расчета Nemax и nmax и приняв их за 100%, можем рассчитать и построить графически внешнюю скоростную характеристику двигателя.
При различных частотах вращения вала двигателя подсчитываем и откладываем на графике не менее пяти точек значений мощности двигателя. Далее соединяем точки плавной огибающей линией, получая зависимость Ne=f(n).
На график также наносим кривую крутящего момента двигателя, каждая точка которого определяется по формуле:
, Нм; (2)
Нм;
Нм;
Нм;
Нм;
Нм;
Нм.
Точки, соответствующие Мкр, наносим на график и соединяем огибающей линией.
Кривую удельного расхода топлива в зависимости от оборотов двигателя ge = f(n) рассчитываем и строим на основании данных табл. 2.
Таблица 2. Удельный расход топлива в зависимости от оборотов двигателя.
n, % |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
n, мин-1 |
1224 |
2448 |
3672 |
4896 |
6120 |
7344 |
ge, % |
110 |
100 |
95 |
95 |
100 |
115 |
ge, г/кВт*ч |
341 |
310 |
294,5 |
294,5 |
310 |
356,5 |
За 100% удельного расхода топлива при 100% n следует принять для карбюраторного двигателей n = 305…325 г/кВт·ч.
Часовой расход топлива для каждого значения частоты вращения коленчатого вала двигателя подсчитываем по формуле:
GT = ge Ne10-3, кг/ч; (3)
GT1 =341*23*10-3 = 7,8 кг/ч;
GT2 =310*45,2*10-3 = 14 кг/ч;
GT3 =294,5*67,74*10-3 = 20 кг/ч;
GT4 =294,5*90,32*10-3 = 26,6 кг/ч;
GT5 =310*113*10-3 = 35 кг/ч;
GT6 =356,5*136*10-3 = 48,5 кг/ч.
Для удобства пользования полученные результаты сводим в табл. 3, по данным которой строим графики внешней скоростной характеристики двигателя.
Таблица 3. Данные для построения внешней скоростной характеристики двигателя.
n, мин-1 |
1224 |
2448 |
3672 |
4896 |
6120 |
7344 |
Ne, кВт |
23 |
45,2 |
67,74 |
90,32 |
113 |
136 |
Мкр, Нм |
179,45 |
176,33 |
176,2 |
176,2 |
176,33 |
177 |
ge, г/кВт*ч |
341 |
310 |
294,5 |
294,5 |
310 |
356,5 |
GT, кг/ч |
7,8 |
14 |
20 |
26,6 |
35 |
48,5 |
Пользуясь выражением для определения теоретической скорости движения автомобиля
,
можно найти передаточное число его главной передачи. При движении автомобиля на прямой передаче передаточное число коробки передач ik = 1, а скорость движения v будет максимальной, тогда:
,
где nv – частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости движения автомобиля на прямой передаче; rk – радиус ведущих колес автомобиля, м.
При выполнении расчетов среднюю величину динамического радиуса принимаем постоянной и выражаем ее в зависимости от радиуса шины в свободном состоянии:
rK = λr0,
где λ – коэффициент деформации шины, для легковых автомобилей его принимают равным 0,93…0,935.
Радиус шины
в свободном состоянии
r0 = 0,0254(0,5d + b), м,
где d – диаметр обода колеса в дюймах; b – высота профиля покрышки в дюймах.
r0 = 0,0254(0,5*13 + 7,0) = 0,34 м;
rK = 0,93*0,34 = 0,32 м;
.
Передаточные
числа в коробке передач
Определим максимальную величину динамического фактора на первой передаче:
D1 max = φλK,
где φ – коэффициент сцепления; λк – коэффициент нагрузки задних колес. При расчете φ = 0,5…0,7. У автомобилей типа 4 × 2 на задние колеса приходится 70…75% веса автомобиля, т.е. λк = 0,7…0,75.
D1 max = 0,7*0,75 = 0,53.
Исходя из условия получения заданной максимальной величины D1max , воспользуемся зависимостью:
, (4)
где Мкр max – максимальный крутящий момент двигателя, Нм.
Определив передаточное число первой ступени коробки передач, переходим к определению передаточных чисел на промежуточных передачах, выбираемых из условий обеспечения оптимальных показателей, как тягово-скоростных, так и топливно-экономических свойств. Они подбираются таким образом, чтобы разгон на каждой передаче начинался при одних и тех же частотах вращения двигателя n1 и заканчивался при одних и тех же частотах n2 . Это дает возможность использовать для разгона на всех передачах одну и ту же среднюю мощность двигателя.
(5)
где n1 – частота вращения коленчатого вала двигателя, с которой начинается разгон на передаче х; n2 – частота вращения коленчатого вала в конце разгона на предыдущей (х – 1)- й передаче.
Из предыдущего уравнения следует, что
Это предполагает построение ряда передач по принципу геометрической прогрессии откуда Знаменатель прогрессии определяем по формуле:
(7)
Информация о работе Тяговый и топливно-экономический расчёт автомобиля ВАЗ-2110