Тяговый и топливно-экономический расчёт автомобиля ВАЗ-2110

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач тягового расчета является выбор мощности двигателя рассчитываемого автомобиля. Она должна быть достаточной для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью vmax при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Автомобили, работающие в сельском хозяйстве, должны иметь запас динамического фактора в пределах 1…1,5% для преодоления дополнительных дорожных сопротивлений.

Содержание работы

Исходные данные……………………………………………………3
1. Расчет мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля……………………………………………....3
1.1. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя………………………………………………………………5
1.2. Определение передаточного числа главной передачи………...7
1.3. Подбор передаточных чисел коробки передач………………...8
2. Тяговый расчет автомобиля……………………………………11
2.1. Тяговый баланс автомобиля…………………………………….11
2.2. Расчет и построение динамической характеристики автомобиля……………………………………………………………15
2.3. Приемистость автомобиля............................................................19
2.4. Время и путь разгона автомобиля………………………………23
3. Топливно-экономическая характеристика...............................28
Литература…………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Тяговый и топливно-экономический расчёт (Горбачёв А.Ю гр.АХ-31).doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

где z – число ступеней коробки передач; iK1, iKz – передаточные числа коробки на первой и высшей передачах, соответственно.

Первая передача: iK1 = 2,2;

Вторая передача:

Третья передача:

Четвертая передача:

Пятая передача: iK5 = 1.

Зная передаточные числа коробки передач и главной  передачи, определим передаточные числа трансмиссии:

iтр = iKi0;

iтр1 = 2,2*5 = 11;

iтр2 = 1,8*5 = 9;

iтр3 = 1.48*5 = 7,4;

iтр4 = 1,22*5 = 6,1;

iтр5 = 1*5 = 5.

 

 

 

  1. ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЯ.

 

Тяговый расчет автомобиля включает в себя определение  тягового баланса, динамического фактора, а также ускорение автомобиля на разных передачах.

 

2.1. ТЯГОВЫЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ.

 

Тяговый баланс автомобиля рассматриваем на основании  уравнения движения и решаем графоаналитическими  методами.

В случае установившегося  передвижения уравнение тягового баланса  будет иметь вид:

PK = Pψ + Pω,

где Рк – касательная сила тяги автомобиля, Н; Рψ – общее сопротивление движению, оказываемое дорогой, Н; Рω – сопротивление воздуха, Н.

Для построения динамической характеристики зададим  ряд значений частот вращения коленчатого  вала двигателя: 20, 40, 60, 80, 100, 120% от    nNe max.

Величину касательной  силы тяги определим из выражения:

, Н. (8)

Общее сопротивление  движению, оказываемое дорогой:

Pψ = ψGa. (9)

Значение силы сопротивления воздуха для разных скоростей движения автомобиля рассчитываем по формуле:

, Н. (10)

Величины скоростей  на каждой передаче определяем по формуле:

, км/ч, (11)

где ni – текущее значение оборотов двигателя, об/мин (из табл. 3).

 

Первая передача:

км/ч;

 км/ч;

 км/ч;

 км/ч;

 км/ч.

 км/ч.

 

 Н; 

 Н;

 Н;

 Н;

 Н.

 Н.

 

 Н;

 Н;

 Н;

 Н;

 Н.

 Н.

Pψ = 0,04*15150 = 606 Н.

 

Результаты  подсчетов сводим в табл. 4.

 

Таблица 4. Тяговый баланс автомобиля.

Передача

n, мин-1

v, км/ч

Мкр, Нм

РК, Н

Рψ, Н

Рω, Н

первая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

13,5

27

40,3

  54

67,12

  81

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

5552

5455,2

5451,2

5451,2

5455,2

5476

606

606

606

606

606

606

8,4

37

75

134

207,4

302,1

вторая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

16,41

33

49,2

66

82

98,2

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

4542

4463

4460

3221,2

3224

3236

606

606

606

606

606

606

12,4

50,14

111,4

200,5

309,6

445,8

третья

1224

2448

3672

4896

6120

7344

20

40

60

80

100

120

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

3735

3670

3667,2

3667,2

3670

3684

606

606

606

606

606

606

18,42

74

166

295

460,4

663

четвертая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

24,3

48,4

73

97

121

145

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

3079

3025,2

3023

3023

3025,2

3037

606

606

606

606

606

606

27,2

108

245,34

433,2

674,1

968

пятая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

29,6

59,1

88,6

118,2               

147,6

177,2

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

2524

2480

2478

2478

2480

2489,1

606

606

606

606

606

606

40,34

161

361,4

643,2

1004

1445,6


 

По данным табл. 4 строим график тягового баланса автомобиля.

 

    1. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ

 

Динамическим  фактором автомобиля называется отношение  сил (Рк–Рω) к весу автомобиля.

Динамической  характеристикой автомобиля называется графическое изображение зависимости  динамического фактора от скорости движения при различных передачах  и полной нагрузке на автомобиль.

Величину динамического  фактора на каждой скорости для всех передач определим по формуле:

  (12)

 

Необходимо  учитывать, что на низких передачах  динамический фактор больше, чем на высших. Это обуславливается увеличением силы Рк и уменьшением силы Рω.

 

Первая передача:

;

;

;

;

.

.

 

Рассчитав величину динамического фактора, результаты заносим в табл.5.

 

 

Таблица 5. Динамический фактор

Передача

n, мин-1

Mкр, Нм

PK, Н

Pω, Н

D

v, км/ч

первая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

5552

5455,2

5451,2

5451,2

5455,2

5476

8,4

37

75

134

207,4

302,1

0,36

0,36

0,35

0,35

0,346

0,34

13,5

27

40,3

54

67,12

81

вторая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

179,45

179,33

176,2

176,2

176,33

177

4542

4463

4460

3221,2

3224

3236

12,4

50,14

111,4

200,5

309,6

445,8

0,3

0,3

0,28

0,2

0,19

0,18

16,41

33

49,2

66

82

98,4

третья

1224

2448

3672

4896

6120

7344

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

3735

3670

3667,2

3667,2

3670

3684

18,42

74

166

295

460,4

663

0,25

0,24

0,23

0,22

0,21

0,2

20

40

60

80

100

120

четвертая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

3079

3025,2

3023

3023

3025,2

3037

27,2

108

247,34

433,2

674,1

968

0,2

0,2

0.18

0,17

0,16

0,14

24,3

48,3

73

97

121

145

пятая

1224

2448

3672

4896

6120

7344

179,45

176,33

176,2

176,2

176,33

177

2524

2480

2478

2478

2480

2489,1

40,34

161

361,4

643,2

1004

1445,6

0,16

0,15

0,14

0,12

0,09

0,07

29,6

59,1

88,6

118,2

147,66

177,2


 

 

Используя значения динамического фактора, по расчетным  данным строим кривые динамического  фактора для каждой передачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПРИЕМИСТОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

 

Приемистость (разгон автомобиля) – это способность  автомобиля быстро увеличивать скорость движения. Оценочными параметрами являются: максимально возможное ускорение, время разгона, путь разгона.

Максимальное  возможное ускорение при работе двигателя с полной подачей топлива определим по формуле:

где δвр – коэффициент вращающихся масс; g – ускорение свободного падения.

Для каждой передачи подсчитываем коэффициент учета  вращающихся масс:

 δвр = 1,04 + 0,05iкп2,

где iкп – передаточное число коробки передач на данной передаче.

δвр1 = 1,04 + 0,05*2,22 = 1,282;

δвр2 = 1,04 + 0,05*1,82 = 1,202;

δвр3 = 1,04 + 0,05*1,482 = 1,15;

δвр4 = 1,04 + 0,05*1,222 = 1,1;

δвр5 = 1,04 + 0,05*12 = 1,09.

 

 

 

 

 

Первая передача:

 м/с2;

 м/с2;

 м/с2;

м/с2;

 м/с2.

 м/с2.

Результаты  расчетов сводим в табл. 6.

Таблица 6. Приемистость автомобиля.

Передача

D-ψ

D

v, км/ч(м/с)

j, м/с2

1/j, с2

первая

0,32

0,32

0,31

0,31

0,306

0,3

0,36

0,36

0,35

0,35

0,346

0,34

13,5(3,8)

27(7,5)

40,3(11,2)

54(15)

67,12(18,7)

81(22,5)

2,5

2,5

2,4

2,4

2,38

2,34

0,4

0,4

0,42

0,42

0,42

0,43

вторая

0,26

0,26

0,24

0,16

0,15

0,14

0,3

0,3

0,28

0,2

0.19

0,18

16,41(4,6)

33(9,2)

49,2(13,7)

66(18,4)

82(22,8)

98,4(27,3)

2,16

2,16

2

1,3

1,25

1,16

0,46

0,46

0,5

0,77

0,8

0,9

третья

0,21

0,2

0,19

0,18

0,17

0,16

0,25

0,24

0.23

0,22

0,21

0,2

20(5,6)

40(11,12)

60(16,7)

80(22,2)

100(27,8)

120(33,36)

1,83

1,74

1,65

1,56

1,5

1,4

0,55

0,57

0,61

0,64

0,7

0,72

четвёртая

0,16

0,16

0,14

0,13

0,12

0,1

0,2

0,2

0,18

0,17

0,16

0,14

24,3(6.8)

48,3(13,5)

73(20,3)

97(27)

121(33,6)

145(40,3)

1.45

1,45

1,27

1,2

1,1

0,9

0,7

0,7

0,8

0,83

0,91

1,1

пятая

0,12

0,11

0,1

0,08

0,05

0,03

0,16

0,15

0,14

0,12

0.09

0,07

29,6(8,2)

59,1(16,4)

88,6(24,6)

118,2(32,8)

147,6(41,1)

177,2(49,3)

1,2

1,1

1

0,8

0,5

0,3

0,83

0,91

1

1,25

2

3,3


 

Имея динамическую характеристику, а также значения δвр для различных значений ikn и ψ , строим график ускорения автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиль движется равномерно сравнительно небольшое время. Большую часть времени он движется неравномерно. Так, в условиях города он движется с постоянной скоростью 15…20% времени работы, а ускоренное движение (разгон) составляет 30…45%.

Разгон автомобиля во многом зависит от его приемистости, т.е. способности быстро увеличивать скорость движения.

Показателями  разгона автомобиля являются ускорение  при разгоне j (м/с2), время разгона tp (c) и путь разгона Sp (м).

Показатели  разгона определяются экспериментально при дорожных испытаниях автомобиля. Они также могут быть определены расчетным способом.

Для расчета  ускорений при разгоне выберем  на динамической характеристике автомобиля пять-шесть значений скорости v, определим соответствующие этим скоростям значения динамического фактора D и коэффициента сопротивления дороги ψ. Затем, решив уравнение , найдем значение ускорений при разгоне на различных передачах. По результатам расчетов строим график ускорений при разгоне автомобиля.

Различные автомобили имеют разные значения максимальных ускорений. Так, у легковых автомобилей с механической трансмиссией максимальные ускорения составляют 2…2,5 м/с2, у грузовых автомобилей – 1,7…2 м/с2 и у автобусов – 1,8…2.3 м/с2.

Графики ускорений  позволяют сравнивать приемистость различных автомобилей при движении по дорогам с одинаковым сопротивлением. Однако такое сравнение не совсем точно, так как различные автомобили имеют разные максимальные ускорения на каждой передаче и разное число передач в коробке передач. Поэтому более точное сравнение приемистости обеспечивают графики времени и пути разгона.

 

    1. ВРЕМЯ И ПУТЬ РАЗГОНА АВТОМОБИЛЯ.

 

Время и путь разгона автомобиля определяются графоаналитическим способом. С этой целью кривую ускорений разбивают на ряд отрезков, соответствующих определенным интервалам скоростей. Считается, что при каждом интервале скоростей разгон происходит с постоянным ускорением:

где jН и jК – ускорения в начале и в конце интервала скоростей соответственно.

Величину среднего ускорения можно также рассчитать, зная величину скорости в начале и  в конце интервала. Так, например, при изменении скорости от vН до vК среднее ускорение будет

Информация о работе Тяговый и топливно-экономический расчёт автомобиля ВАЗ-2110