Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа
Одной из основных задач тягового расчета является выбор мощности двигателя рассчитываемого автомобиля. Она должна быть достаточной для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью vmax при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Автомобили, работающие в сельском хозяйстве, должны иметь запас динамического фактора в пределах 1…1,5% для преодоления дополнительных дорожных сопротивлений.
Исходные данные……………………………………………………3
1. Расчет мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля……………………………………………....3
1.1. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя………………………………………………………………5
1.2. Определение передаточного числа главной передачи………...7
1.3. Подбор передаточных чисел коробки передач………………...8
2. Тяговый расчет автомобиля……………………………………11
2.1. Тяговый баланс автомобиля…………………………………….11
2.2. Расчет и построение динамической характеристики автомобиля……………………………………………………………15
2.3. Приемистость автомобиля............................................................19
2.4. Время и путь разгона автомобиля………………………………23
3. Топливно-экономическая характеристика...............................28
Литература…………………………………………………………...32
где z – число ступеней коробки передач; iK1, iKz – передаточные числа коробки на первой и высшей передачах, соответственно.
Первая передача: iK1 = 2,2;
Вторая передача:
Третья передача:
Четвертая передача:
Пятая передача: iK5 = 1.
Зная передаточные
числа коробки передач и
iтр = iKi0;
iтр1 = 2,2*5 = 11;
iтр2 = 1,8*5 = 9;
iтр3 = 1.48*5 = 7,4;
iтр4 = 1,22*5 = 6,1;
iтр5 = 1*5 = 5.
Тяговый расчет автомобиля включает в себя определение тягового баланса, динамического фактора, а также ускорение автомобиля на разных передачах.
2.1. ТЯГОВЫЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ.
Тяговый баланс автомобиля рассматриваем на основании уравнения движения и решаем графоаналитическими методами.
В случае установившегося передвижения уравнение тягового баланса будет иметь вид:
PK = Pψ + Pω,
где Рк – касательная сила тяги автомобиля, Н; Рψ – общее сопротивление движению, оказываемое дорогой, Н; Рω – сопротивление воздуха, Н.
Для построения динамической характеристики зададим ряд значений частот вращения коленчатого вала двигателя: 20, 40, 60, 80, 100, 120% от nNe max.
Величину касательной силы тяги определим из выражения:
, Н. (8)
Общее сопротивление движению, оказываемое дорогой:
Pψ = ψGa. (9)
Значение силы
сопротивления воздуха для
, Н. (10)
Величины скоростей на каждой передаче определяем по формуле:
, км/ч, (11)
где ni – текущее значение оборотов двигателя, об/мин (из табл. 3).
Первая передача:
км/ч;
км/ч;
км/ч;
км/ч;
км/ч.
км/ч.
Н;
Н;
Н;
Н;
Н.
Н.
Н;
Н;
Н;
Н;
Н.
Н.
Pψ = 0,04*15150 = 606 Н.
Результаты подсчетов сводим в табл. 4.
Таблица 4. Тяговый баланс автомобиля.
Передача |
n, мин-1 |
v, км/ч |
Мкр, Нм |
РК, Н |
Рψ, Н |
Рω, Н |
первая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
13,5 27 40,3 54 67,12 81 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
5552 5455,2 5451,2 5451,2 5455,2 5476 |
606 606 606 606 606 606 |
8,4 37 75 134 207,4 302,1 |
вторая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
16,41 33 49,2 66 82 98,2 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
4542 4463 4460 3221,2 3224 3236 |
606 606 606 606 606 606 |
12,4 50,14 111,4 200,5 309,6 445,8 |
третья |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
20 40 60 80 100 120 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
3735 3670 3667,2 3667,2 3670 3684 |
606 606 606 606 606 606 |
18,42 74 166 295 460,4 663 |
четвертая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
24,3 48,4 73 97 121 145 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
3079 3025,2 3023 3023 3025,2 3037 |
606 606 606 606 606 606 |
27,2 108 245,34 433,2 674,1 968 |
пятая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
29,6 59,1 88,6 118,2 147,6 177,2 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
2524 2480 2478 2478 2480 2489,1 |
606 606 606 606 606 606 |
40,34 161 361,4 643,2 1004 1445,6 |
По данным табл. 4 строим график тягового баланса автомобиля.
Динамическим фактором автомобиля называется отношение сил (Рк–Рω) к весу автомобиля.
Динамической
характеристикой автомобиля называется
графическое изображение
Величину динамического фактора на каждой скорости для всех передач определим по формуле:
(12)
Необходимо
учитывать, что на низких передачах
динамический фактор больше, чем на
высших. Это обуславливается увеличение
Первая передача:
;
;
;
;
.
.
Рассчитав величину динамического фактора, результаты заносим в табл.5.
Таблица 5. Динамический фактор
Передача |
n, мин-1 |
Mкр, Нм |
PK, Н |
Pω, Н |
D |
v, км/ч |
первая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
5552 5455,2 5451,2 5451,2 5455,2 5476 |
8,4 37 75 134 207,4 302,1 |
0,36 0,36 0,35 0,35 0,346 0,34 |
13,5 27 40,3 54 67,12 81 |
вторая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
179,45 179,33 176,2 176,2 176,33 177 |
4542 4463 4460 3221,2 3224 3236 |
12,4 50,14 111,4 200,5 309,6 445,8 |
0,3 0,3 0,28 0,2 0,19 0,18 |
16,41 33 49,2 66 82 98,4 |
третья |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
3735 3670 3667,2 3667,2 3670 3684 |
18,42 74 166 295 460,4 663 |
0,25 0,24 0,23 0,22 0,21 0,2 |
20 40 60 80 100 120 |
четвертая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
3079 3025,2 3023 3023 3025,2 3037 |
27,2 108 247,34 433,2 674,1 968 |
0,2 0,2 0.18 0,17 0,16 0,14 |
24,3 48,3 73 97 121 145 |
пятая |
1224 2448 3672 4896 6120 7344 |
179,45 176,33 176,2 176,2 176,33 177 |
2524 2480 2478 2478 2480 2489,1 |
40,34 161 361,4 643,2 1004 1445,6 |
0,16 0,15 0,14 0,12 0,09 0,07 |
29,6 59,1 88,6 118,2 147,66 177,2 |
Используя значения динамического фактора, по расчетным данным строим кривые динамического фактора для каждой передачи.
Приемистость (разгон автомобиля) – это способность автомобиля быстро увеличивать скорость движения. Оценочными параметрами являются: максимально возможное ускорение, время разгона, путь разгона.
Максимальное возможное ускорение при работе двигателя с полной подачей топлива определим по формуле:
где δвр – коэффициент вращающихся масс; g – ускорение свободного падения.
Для каждой передачи подсчитываем коэффициент учета вращающихся масс:
δвр = 1,04 + 0,05iкп2,
где iкп – передаточное число коробки передач на данной передаче.
δвр1 = 1,04 + 0,05*2,22 = 1,282;
δвр2 = 1,04 + 0,05*1,82 = 1,202;
δвр3 = 1,04 + 0,05*1,482 = 1,15;
δвр4 = 1,04 + 0,05*1,222 = 1,1;
δвр5 = 1,04 + 0,05*12 = 1,09.
Первая передача:
м/с2;
м/с2;
м/с2;
м/с2;
м/с2.
м/с2.
Результаты расчетов сводим в табл. 6.
Таблица 6. Приемистость автомобиля.
Передача |
D-ψ |
D |
v, км/ч(м/с) |
j, м/с2 |
1/j, с2/м |
первая |
0,32 0,32 0,31 0,31 0,306 0,3 |
0,36 0,36 0,35 0,35 0,346 0,34 |
13,5(3,8) 27(7,5) 40,3(11,2) 54(15) 67,12(18,7) 81(22,5) |
2,5 2,5 2,4 2,4 2,38 2,34 |
0,4 0,4 0,42 0,42 0,42 0,43 |
вторая |
0,26 0,26 0,24 0,16 0,15 0,14 |
0,3 0,3 0,28 0,2 0.19 0,18 |
16,41(4,6) 33(9,2) 49,2(13,7) 66(18,4) 82(22,8) 98,4(27,3) |
2,16 2,16 2 1,3 1,25 1,16 |
0,46 0,46 0,5 0,77 0,8 0,9 |
третья |
0,21 0,2 0,19 0,18 0,17 0,16 |
0,25 0,24 0.23 0,22 0,21 0,2 |
20(5,6) 40(11,12) 60(16,7) 80(22,2) 100(27,8) 120(33,36) |
1,83 1,74 1,65 1,56 1,5 1,4 |
0,55 0,57 0,61 0,64 0,7 0,72 |
четвёртая |
0,16 0,16 0,14 0,13 0,12 0,1 |
0,2 0,2 0,18 0,17 0,16 0,14 |
24,3(6.8) 48,3(13,5) 73(20,3) 97(27) 121(33,6) 145(40,3) |
1.45 1,45 1,27 1,2 1,1 0,9 |
0,7 0,7 0,8 0,83 0,91 1,1 |
пятая |
0,12 0,11 0,1 0,08 0,05 0,03 |
0,16 0,15 0,14 0,12 0.09 0,07 |
29,6(8,2) 59,1(16,4) 88,6(24,6) 118,2(32,8) 147,6(41,1) 177,2(49,3) |
1,2 1,1 1 0,8 0,5 0,3 |
0,83 0,91 1 1,25 2 3,3 |
Имея динамическую характеристику, а также значения δвр для различных значений ikn и ψ , строим график ускорения автомобиля.
В процессе эксплуатации автомобиль движется равномерно сравнительно небольшое время. Большую часть времени он движется неравномерно. Так, в условиях города он движется с постоянной скоростью 15…20% времени работы, а ускоренное движение (разгон) составляет 30…45%.
Разгон автомобиля во многом зависит от его приемистости, т.е. способности быстро увеличивать скорость движения.
Показателями разгона автомобиля являются ускорение при разгоне j (м/с2), время разгона tp (c) и путь разгона Sp (м).
Показатели разгона определяются экспериментально при дорожных испытаниях автомобиля. Они также могут быть определены расчетным способом.
Для расчета ускорений при разгоне выберем на динамической характеристике автомобиля пять-шесть значений скорости v, определим соответствующие этим скоростям значения динамического фактора D и коэффициента сопротивления дороги ψ. Затем, решив уравнение , найдем значение ускорений при разгоне на различных передачах. По результатам расчетов строим график ускорений при разгоне автомобиля.
Различные автомобили имеют разные значения максимальных ускорений. Так, у легковых автомобилей с механической трансмиссией максимальные ускорения составляют 2…2,5 м/с2, у грузовых автомобилей – 1,7…2 м/с2 и у автобусов – 1,8…2.3 м/с2.
Графики ускорений позволяют сравнивать приемистость различных автомобилей при движении по дорогам с одинаковым сопротивлением. Однако такое сравнение не совсем точно, так как различные автомобили имеют разные максимальные ускорения на каждой передаче и разное число передач в коробке передач. Поэтому более точное сравнение приемистости обеспечивают графики времени и пути разгона.
Время и путь разгона автомобиля определяются графоаналитическим способом. С этой целью кривую ускорений разбивают на ряд отрезков, соответствующих определенным интервалам скоростей. Считается, что при каждом интервале скоростей разгон происходит с постоянным ускорением:
где jН и jК – ускорения в начале и в конце интервала скоростей соответственно.
Величину среднего
ускорения можно также
Информация о работе Тяговый и топливно-экономический расчёт автомобиля ВАЗ-2110