Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа
Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.
Тяговый расчет автомобиля:
Определение полной массы автомобиля.
Подбор размера шин и расчета радиуса качения.
Подбор внешней скоростной характеристики двигателя.
Выбор передаточных чисел трансмиссии.
Построения тяговой характеристики автомобиля.
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии.
Построение графика мощностного баланса.
Исходные данные
3
Задача тягового расчета
4
1
Определение полной массы автомобиля
5
2
Подбор размера шин и расчета радиуса качения
6
3
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя
9
Частота вращения коленчатого вала
9
Максимальная мощность двигателя
10
Построение внешней скоростной характеристики двигателя
10
Вращающий момент двигателя
11
4
Выбор передаточных чисел
13
Определение передаточного числа главной передачи
13
Подбор передаточных чисел коробки передач
13
Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач
14
5
Построение тяговых характеристик автомобиля
15
6
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией
18
Динамический фактор
18
Ускорение автомобиля
20
Время разгона
23
Путь разгона
26
7
Построение графика мощностного баланса
28
8
Построение экономической характеристики автомобиля
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильного транспорта
Бойко А.В.
к курсовой работе по дисциплине
«Автомобили»
Выполнил студент группы АТ-04-1 ________ Саблин Д.Е.
Нормоконтролер
Иркутск 2007 г.
Содержание | ||
Исходные данные |
3 | |
Задача тягового расчета |
4 | |
1 |
Определение полной массы автомобиля |
5 |
2 |
Подбор размера шин и расчета радиуса качения |
6 |
3 |
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя |
9 |
Частота вращения коленчатого вала |
9 | |
Максимальная мощность двигателя |
10 | |
Построение внешней скоростной характеристики двигателя |
10 | |
Вращающий момент двигателя |
11 | |
4 |
Выбор передаточных чисел |
13 |
Определение передаточного числа главной передачи |
13 | |
Подбор передаточных чисел коробки передач |
13 | |
Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач |
14 | |
5 |
Построение тяговых |
15 |
6 |
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией |
18 |
Динамический фактор |
18 | |
Ускорение автомобиля |
20 | |
Время разгона |
23 | |
Путь разгона |
26 | |
7 |
Построение графика |
28 |
8 |
Построение экономической |
31 |
Исходные данные:
Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.
Тяговый расчет автомобиля:
1 Определение полной массы автомобиля.
Полную массу автомобиля определяют как сумму масс снаряженного автомобиля mб и груза mг по номинальной грузоподъемности и числу мест пассажиров включая водителя:
Снаряженная масса автомобиля:
,
где:
mг – масса груза;
Полная масса автомобиля:
ma = mб+mг+
80·z ,
где:
z – число мест для сидения;
mб – снаряженная масса;
mа = 5000+6000+80·3 = 11240, кг
2 Подбор размера шин и расчет радиуса качения.
Для подбора шин и определения по их размерам радиусов качения колеса необходимо знать распределение нагрузки по мостам.
Развесовка для заднеприводного грузового автомобиля: на заднюю ось 74%, на переднюю 26% от полной массы автомобиля.
Модуль сил тяжести автомобиля:
Gа = mа·g,
где:
g – ускорение свободного падения;
Gа = 11240·9.81 = 110152, Н
Нагрузки от полной массы на переднюю и заднюю ось автомобиля:
где:
hб - при классической компоновке принимаем на задний мост равным 74%;
G1 = Ga – G2
G1 = 110152-81512 = 28640, H
База автомобиля: Основываясь на данных краткого справочника НИИАТ, принимаем: L=3800 мм.
L = a + b
где:
a - расстояние от передней оси до центра масс;
b - расстояние от задней оси до центра масс;
b = L – a
b = 3800 – 2812 = 988, мм
Радиус качения колеса rк выбирается в зависимости от нагрузки на одно колесо. Наибольшая нагрузка на колесо определяется положением центра масс автомобиля.
Нагрузка на каждое колесо передней и задней оси автомобиля:
,
где:
nk1- число колес на передней оси;
nk2- число колёс на задней оси;
Таблица 1 – Шины автомобилей:
Обозначение шины |
Max нагрузка, H |
Обозначение шины |
Max нагрузка, H |
155-13/6,45-13 |
3870 |
240-508 (8,15-20) |
20400 |
155/82 R13 |
4250 |
260-508Р (9,00Р-20) |
20500 |
175/70 R13 |
4500 |
320-508 (12,00-20) |
28000 |
165/80 R13 |
4750 |
370-508 (14,00-20) |
42600 |
185-14/7,35-14 |
5600 |
430-610 (16,00-24) |
61500 |
205/70 R14 |
6300 |
500-635 (18,00-25) |
85000 |
185/80 К15 |
8750 |
570-711 (21,00-78) |
88500 |
220-508P |
14000 |
570-838 (21,00-33) |
118000 |
240-381 |
19000 |
760-838 (27,00-33) |
155000 |
.
Из таблицы 1, по нагрузки на заднюю ось выбираем обозначение шины: 260-508Р (9,00Р-20) с максимальной нагрузкой которую выдержит резина 20500 Н.
b = 260,
d = 508,
где:
b - ширина профиля;
d - диаметр обода шины;
Свободный радиус колеса:
(10)
Радиус качения (определяется с учетом деформации зависящей от нагрузки):
rк =0,5 · d + (1-k) · b
rк = 0,5 · 508 + (1-0,12) · 260 = 482,8, мм = 0,4828, м
где:
k - коэффициент радиальной деформации. Для стандартных и широкопрофильных шин принимаем k = 0,12.
Рисунок 1 – Эскиз автомобиля.
3 Расчет внешней скоростной характеристики двигателя.
Расчет начинается с определения мощности Nеv необходимый для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью Vmax:
; (12)
где:
Vmax - максимальная скорость (м/с), Vmax=90 км/ч=25 м/с;
KB - коэффициент обтекаемости, принимаем: Кв= 0,3 Н с2 м4;
kР - коэффициент коррекции, принимаем kР = 0,75;
hт – КПД трансмиссии, принимаем hт = 0,9;
Коэффициент дорожного сопротивления для легковых автомобилей:
Yv = (0,01 – 0,02) + 6·10-6·
V2max
Yv = 0,015 + 6·10-6·252 = 0,02
Лобовая площадь для грузового автомобиля:
FA = B·Hг,
где:
В - колея, В = 1,8 м;
Hг - габаритная высота, Нг = 2,4 м;
FA =1,8·2,4 = 4,32 м2
Подставляя в формулу (12) полученные значения по формулам (13)и(14), получаем:
3.1 Частота вращения коленчатого вала двигателя.
Частота вращения коленчатого вала двигателя на максимальной скорости движения:
nv = Vmax·hn ,
где:
hn - коэффициент оборотистости двигателя, для грузового автомобиля, принимаем hn = 37;
nv = 90·37 = 3330 мин-1
3.2 Максимальная мощность двигателя.
Максимальная мощность двигателя:
, (16)
где:
nv/nN – отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости движения автомобиля частоте вращения при максимальной мощности двигателя;
a,b,c – коэффициент постоянные для каждого двигателя, (для бензиновых двигателей a = b = с = 1);
3.3 Построение внешней характеристики двигателя.
Внешняя характеристика двигателя рассчитывается по формуле Лейдермана:
, (17)
где:
nT – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя.
nmax = nN * 1,2
nmax = 3200*1,2= 3840 мин-1
nmin = nN * 0,13
nmin = 3200 * 0,13=416 мин-1
по формуле (17) при 400 об/мин Ne составляет:
далее решаем аналогично, меняя nт, заносим значения в табл. 2.
3.4 Вращающийся момент двигателя.
Определим вращающийся момент двигателя:
по формуле (18) при 400 об/мин MB составляет:
Текущие значения частоты вращения коленчатого вала двигателя выбирают произвольно через определенный интервал, как заданно в Таблице 2, эти значения подставляют в формулы 17 и 18.
Параметры двигателя. |
Скоростной режинм работы двигателя, n мин-1. | |||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | |
Ne, кВт |
15,5 |
37,87 |
61,06 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,1 |
Ме, Н·м |
370 |
402 |
416,7 |
415 |
397 |
363 |
312,2 |
245,3 |
Таблица 2 – Внешняя скоростная характеристика двигателя.
По значениям таблицы 2 строим график внешнескорстной характеристики двигателя рисунок 2.