Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа
Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.
Тяговый расчет автомобиля:
Определение полной массы автомобиля.
Подбор размера шин и расчета радиуса качения.
Подбор внешней скоростной характеристики двигателя.
Выбор передаточных чисел трансмиссии.
Построения тяговой характеристики автомобиля.
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии.
Построение графика мощностного баланса.
Исходные данные
3
Задача тягового расчета
4
1
Определение полной массы автомобиля
5
2
Подбор размера шин и расчета радиуса качения
6
3
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя
9
Частота вращения коленчатого вала
9
Максимальная мощность двигателя
10
Построение внешней скоростной характеристики двигателя
10
Вращающий момент двигателя
11
4
Выбор передаточных чисел
13
Определение передаточного числа главной передачи
13
Подбор передаточных чисел коробки передач
13
Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач
14
5
Построение тяговых характеристик автомобиля
15
6
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией
18
Динамический фактор
18
Ускорение автомобиля
20
Время разгона
23
Путь разгона
26
7
Построение графика мощностного баланса
28
8
Построение экономической характеристики автомобиля
4 Выбор передаточных чисел.
4.1 Определение передаточного числа главной передачи.
Передаточное число главной передачи из условий обеспечение Vmax на высшей передаче:
где:
Uдк – передаточное число высшей передачи дополнительной коробки, принимаем Uдк = 1. (отсутствие).
Uкв – высшее расчетное передаточное число коробки передач, принимаем Uкв =1.
4.2 Подбор передаточных чисел коробки передач.
Передаточное число первой передачи Uk1 находим из уравнения преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги Ymax:
(20)
где:
Условно считаем, что rg = rk.
Ymax – максимального сопротивления дороги, принимаем Ymax = 0,35,
Полученное значение UК1 проверяем по условию отсутствия буксования.
Для заднеприводных автомобилей должно выполняться неравенство:
, (21)
где:
gx – коэффициент сцепления, на сухом шоссе принимаем gx =0,7,
hg – высота центра масс, принимаем hg=1300 мм.
9,79 £ 19,06
4.3 Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач.
Число ступеней зависит от типа, удельной мощности и предназначения автомобиля. Общее число ступеней от диагноза передаточных чисел трансмиссии.
Определение структуры ряда передач:
где:
n – число передач.
Передаточные числа последующих передач:
Uk2 = Uk1 · g (23)
Uk3 = Uk1· g2
Uk4 = Uk1 · g3
Uk5 = Uk1 · g4
Uk2 = 9,79 · 0,56= 5,48
Uk3 = 9,79 · 0,562 =3,07
Uk4 = 9,79 · 0,563= 1,72.
Uk5 = 9,79 · 0,564= 0,963≈1
Передаточные числа трансмиссии:
UТ1 = Uk1 · UГ = 9,79 · 6,75 = 66,08
UТ2 = Uk2 · UГ = 5,48 · 6,75 = 36,99
UТ3 = Uk3 · UГ = 3,07 · 6,75 =20,72
UТ4 = Uk4 · UГ = 1,72 · 6,75 = 11,61
UТ5 = Uk5 · UГ = 1 · 6,75 = 6,75
5 Построение тяговых характеристик автомобиля.
Тяговое усилие на первой передаче:
Тяговое усилие на первой передачи при n=400 мин-1:
аналогично рассчитываем PТ1, PТ2, PТ3, PТ4, PТ5, изменяя значение MВ и UК. Результаты приведены в таблице 3.
Скорость движения автомобиля на данной передаче при данной частоте вращения коленчатого вала двигателя:
Скорость движения автомобиля на первой передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя nт=400 мин-1:
Скорость движения автомобиля на следующих передачах рассчитывается таким же образом, но с учётом соответствующих, данной скорости, значений UТi и nТ. Результаты приведены в таблице 3:
Передача |
Параметр |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | |||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | ||
1 |
Pt, Н |
34184,14 |
37140,61 |
38498,74 |
38341,67 |
36678,66 |
33537,42 |
28844,03 |
22663,16 |
Va,, м/с |
0,307 |
0,697 |
1,074 |
1,46 |
1,84 |
2,22 |
2,6 |
2,99 | |
2 |
Pt, Н |
19134,74 |
20789,64 |
21549,85 |
21461,94 |
20531,06 |
18772,73 |
16145,58 |
12685,82 |
Va,, м/с |
0,55 |
1,23 |
1,92 |
2,6 |
3,3 |
3,93 |
4,66 |
5,3 | |
3 |
Pt, Н |
10719,6 |
11646,75 |
12072,64 |
12023,4 |
11501,89 |
10516,84 |
9045,062 |
7106,835 |
Va,, м/с |
0,978 |
2,2 |
3,42 |
4,65 |
5,87 |
7,09 |
8,3 |
9,5 | |
4 |
Pt, Н |
6005,79 |
6525,2 |
6763,8 |
6736,23 |
6444,055 |
5892,17 |
5067,59 |
3981,68 |
Va,, м/с |
1,74 |
3,93 |
6,113 |
8,29 |
10,48 |
12,66 |
14,8 |
17,03 | |
5 |
Pt, Н |
3491,74 |
3793,73 |
3932,4 |
3916,4 |
3746,5 |
3425,68 |
2946,27 |
2314,9 |
Va,, м/с |
3,01 |
6,76 |
10,51 |
14,27 |
18,02 |
21,78 |
25,53 |
29,29 |
Таблица 3 – Тяговая характеристика двигателя.
По данным таблицы строим график тяговой характеристики двигателя, рисунок 3.
Тяговое усилие, подводимое к ведущим колёсам автомобиля, расходуется на преодоление сопротивлений качению, воздуха, подъёму, инерции.
Сопротивление воздуха определяется соотношением:
Рв = Кв · F · Va2 (26)
Сопротивление воздуха на первой передаче при nТ=400 мин-1:
Pв = 0,3 · 4,32 · 0,3072 = 0,122, H
аналогично рассчитываем PB для всех передач и nТ, изменяя значение Va, Результаты приведены в таблице 4.
Определим свободную силу тяги автомобиля:
Рсв = Рт - Рв
Свободная сила тяги на первой передаче при nТ=400 мин-1:
Рсв = 34184,14 – 0,122 = 34184 H,
Передача |
Параметр |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | |||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | ||
1 |
Va, м/с |
0,307 |
0,69 |
1,07 |
1,46 |
1,84 |
2,22 |
2,61 |
2,99 |
Рв, Н |
0,122 |
0,62 |
1,492 |
2,752 |
4,392 |
6,42 |
8,812 |
11,62 | |
Рсв, Н |
34184,022 |
37139,99 |
38497,24 |
38338,92 |
36674,27 |
33531 |
28835,21 |
22651,56 | |
2 |
Va, м/с |
0,55 |
1,23 |
1,92 |
2,6 |
3,29 |
3,97 |
4,66 |
5,3 |
Рв, Н |
0,39 |
1,97 |
4,77 |
8,78 |
14,02 |
20,47 |
28,14 |
37,02 | |
Рсв, Н |
19134,35 |
20787,66 |
21545,08 |
21453,15 |
20517,04 |
18752,26 |
16117,44 |
12648,79 | |
3 |
Va, м/с |
0,98 |
2,2 |
3,4 |
4,65 |
5,87 |
7,09 |
8,32 |
9,54 |
Рв, Н |
1,241 |
6,28 |
15,2 |
27,99 |
44,67 |
65,23 |
89,66 |
117,9 | |
Рсв, Н |
10718,4 |
11640,47 |
12057,44 |
11995,39 |
11457,21 |
10451,61 |
8955,4 |
6988,8 | |
4 |
Va, м/с |
1,74 |
3,93 |
6,113 |
8,29 |
10,48 |
12,66 |
14,84 |
17,03 |
Рв, Н |
3,95 |
20,01 |
48,43 |
89,19 |
142,32 |
207,8 |
285,63 |
375,8 | |
Рсв, Н |
6001,84 |
6505,2 |
6715,39 |
6647,03 |
6301,73 |
5684,37 |
4781,95 |
3605,85 | |
5 |
Va, м/с |
3,004 |
6,76 |
10,51 |
14,27 |
18,02 |
21,78 |
25,53 |
29,29 |
Рв, Н |
11,69 |
59,21 |
143,27 |
263,8 |
421,04 |
614,7 |
845,02 |
1111,8 | |
Рсв, Н |
3480,04 |
3734,52 |
3789,18 |
3652,5 |
3325,5 |
2810,9 |
2101,25 |
1203,09 |
аналогично рассчитываем Рсв, изменяя значение Рв и Рт (значение Рт берём из таблицы 3), для каждой из передач для следующих значений оборотов коленчатого вала двигателя и результаты расчётов сводим в таблицу 4.
Таблица 4 – Сила сопротивления воздуха.
По данным таблицы строим график тяговой характеристики двигателя, рисунок 4.
6.1 Динамический фактор.
Универсальным измерителем динамических качеств автомобиля служит динамический фактор, представляющий отношение свободной тяговой силы к силе тяжести автомобиля, который находится по формуле:
Динамический фактор на первой передачи при частоте вращения коленчатого вала nТ = 400 мин-1:
аналогично рассчитываем D для каждой передачи и для всех частот вращения коленчатого вала (nТ), изменяя значение Pсв.
Результаты приведены в
.Передача |
Параметр |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | |||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | ||
1 |
Va, м/с |
0,307 |
0,6944 |
1,074 |
1,44 |
1,84 |
2,22 |
2,61 |
2,99 |
D |
0,31 |
0,34 |
0,349 |
0,348 |
0,333 |
0,304 |
0,262 |
0,205 | |
2 |
Va, м/с |
0,55 |
1,23 |
1,92 |
2,6 |
3,29 |
3,97 |
4,66 |
5,34 |
D |
0,17 |
0,188 |
0,1956 |
0,1947 |
0,186 |
0,17 |
0,146 |
0,115 | |
3 |
Va, м/с |
0,98 |
2,201 |
3,42 |
4,65 |
5,87 |
7,09 |
8,32 |
9,54 |
D |
0,097 |
0,105 |
0,109 |
0,109 |
0,104 |
0,094 |
0,081 |
0,06 | |
4 |
Va, м/с |
1,74 |
3,93 |
6,113 |
8,29 |
10,48 |
12,66 |
14,84 |
17,029 |
D |
0,05 |
0,059 |
0,061 |
0,06 |
0,057 |
0,051 |
0,043 |
0,033 | |
5 |
Va, м/с |
3,004 |
6,76 |
10,5 |
14,27 |
18,02 |
21,78 |
25,53 |
29,29 |
D |
0,0316 |
0,034 |
0,0344 |
0,033 |
0,03 |
0,025 |
0,019 |
0,011 |
Таблица 5 – Динамический фактор
На основании значений динамического фактора строится диаграмма (рисунок 5)
6.2 Ускорение автомобиля.
Ускорение на горизонтальной дороге определяется из выражения:
(29)
где:
Ψ– коэффициент сопротивления дороги, принимаем Ψ = 0,015,
d - коэффициент учета вращающихся масс.
Коэффициент учета вращающихся масс:
=
+ 1 +
·
,
где:
= 0,05, = 0,07
d1 =0,05 + 1 + 0,07 · 9,792=7,76
d2 =0,05 + 1 + 0,07 · 5,482=3,15
d3 =0,05 + 1 + 0,07 · 3,072=1,71
d4 =0,05 + 1 + 0,07 · 1,722=1,257
d5 =0,05 + 1 + 0,07 · 12=1,12
Ускорение на первой передаче при скорости автомобиля Vа=0,307 м/с:
аналогично рассчитываем Ja по формуле (29) для всех передач и всех nТ, подставляя соответствующие значения и D, данные расчёты сводим в таблицу 6:
Передача |
Параметр |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | |||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | ||
1 |
Va, м/с |
0,307 |
0,6944 |
1,074 |
1,44 |
1,84 |
2,22 |
2,61 |
2,99 |
Ja, м/с2 |
0,373 |
0,407 |
0,423 |
0,421 |
0,402 |
0,366 |
0,312 |
0,241 | |
1/Ja, с2/м |
2,6781 |
2,455 |
2,36 |
2,37 |
2,487 |
2,733 |
3,205 |
4,149 | |
2 |
Va, м/с |
0,55 |
1,23 |
1,92 |
2,6 |
3,29 |
3,97 |
4,66 |
5,34 |
Ja, м/с2 |
0,494 |
0,54 |
0,562 |
0,559 |
0,533 |
0,483 |
0,408 |
0,31 | |
1/Ja, с2/м |
2,024 |
1,849 |
1,78 |
1,787 |
1,876 |
2,069 |
2,44 |
3,22 | |
3 |
Va, м/с |
0,98 |
2,201 |
3,42 |
4,65 |
5,87 |
7,09 |
8,32 |
9,54 |
Ja, м/с2 |
0,47 |
0,52 |
0,542 |
0,538 |
0,511 |
0,458 |
0,38 |
0,278 | |
1/Ja, с2/м |
2,117 |
1,922 |
1,845 |
1,856 |
1,958 |
2,18 |
2,628 |
3,59 | |
4 |
Va, м/с |
1,74 |
3,93 |
6,113 |
8,29 |
10,48 |
12,66 |
14,84 |
17,029 |
Ja, м/с2 |
0,308 |
0,344 |
0,358 |
0,353 |
0,329 |
0,285 |
0,22 |
0,138 | |
1/Ja, с2/м |
3,245 |
2,908 |
2,788 |
2,826 |
3,036 |
3,501 |
4,51 |
7,22 | |
5 |
Va, м/с |
3,004 |
6,76 |
10,5 |
14,27 |
18,02 |
21,78 |
25,53 |
29,29 |
Ja, м/с2 |
0,145 |
0,165 |
0,17 |
0,159 |
0,133 |
0,09 |
0,036 |
||
1/Ja, с2/м |
6,88 |
6,039 |
5,885 |
6,287 |
7,516 |
10,85 |
28,01 |