Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа
Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом.
Тяговый расчет автомобиля:
Определение полной массы автомобиля.
Подбор размера шин и расчета радиуса качения.
Подбор внешней скоростной характеристики двигателя.
Выбор передаточных чисел трансмиссии.
Построения тяговой характеристики автомобиля.
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии.
Построение графика мощностного баланса.
Исходные данные
3
Задача тягового расчета
4
1
Определение полной массы автомобиля
5
2
Подбор размера шин и расчета радиуса качения
6
3
Расчёт внешней скоростной характеристики двигателя
9
Частота вращения коленчатого вала
9
Максимальная мощность двигателя
10
Построение внешней скоростной характеристики двигателя
10
Вращающий момент двигателя
11
4
Выбор передаточных чисел
13
Определение передаточного числа главной передачи
13
Подбор передаточных чисел коробки передач
13
Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач
14
5
Построение тяговых характеристик автомобиля
15
6
Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией
18
Динамический фактор
18
Ускорение автомобиля
20
Время разгона
23
Путь разгона
26
7
Построение графика мощностного баланса
28
8
Построение экономической характеристики автомобиля
Таблица 6 – Ускорение автомобиля.
По значениям таблицы 6 строим график ускорений и график обратных ускорений автомобиля (рисунок 6 и 7).
6.3 Время разгона.
Графически интегрируем график значений обратных ускорений. По графику величин обратных ускорений строим огибающую. Отрезок на промежутке от 0 до 36 м/с делим на равные части и из центра этих отрезков проводим линии до пересечения с огибающей, проецируя их на ось обратных ускорений. Далее значения отрезков на оси 1/ja и разницу между концом и началом отрезков оси ординат подставим в формулу:
,
Результаты измерений и
1/Ja, мм |
∆V, мм |
∆t, мм2 |
0 |
0 |
0 |
2,025 |
1 |
2,025 |
1,8 |
1 |
1,8 |
1,77 |
1 |
1,77 |
1,84 |
1 |
1,84 |
1,85 |
1 |
1,85 |
1,91 |
1 |
1,91 |
2,05 |
1 |
2,05 |
2,3 |
1 |
2,3 |
2,75 |
1 |
2,75 |
2,92 |
1 |
2,92 |
3,04 |
1 |
3,04 |
3,2 |
1 |
3,2 |
3,45 |
1 |
3,45 |
3,75 |
1 |
3,75 |
4,25 |
1 |
4,25 |
5,2 |
1 |
5,2 |
6,5 |
1 |
6,5 |
7,23 |
1 |
7,23 |
7,8 |
1 |
7,8 |
8,4 |
1 |
8,4 |
9,15 |
1 |
9,15 |
10,3 |
1 |
10,3 |
13,3 |
1 |
13,3 |
17,7 |
1 |
17,7 |
22,9 |
1 |
22,9 |
Таблица 7 – Интегрирование графика обратных ускорений.
Из таблицы 7 имеем значение:
Σ∆t=147,4 мм2
Определим время разгона до 25 м/с по формуле:
t = Σ∆ t ·a · b
где:
а – масштаб скорости МVa, м·с-1/мм, принимаем МVa=1 м/с-1/мм.
b – масштаб обратного ускорения М1/ja, с2·м-1/мм, принимаем М1/ja= 1 с2·м-1/мм
t = 147,4 с.
Время разгона от скорости V0 до скорости V1 определяется по формуле:
t1 = ∆t1 · a · b,
t1 = 0 · 1 · 1 = 0 c.
Время разгона от скорости V1 до скорости V2 определяется по формуле:
t2
= (∆t1 +∆t2) · a · b,
t2 = (0 + 2,025) · 1 · 1 = 2,025 с.
аналогично находим t3, t4 и т.д. до скорости 25 м/с.
По полученным значениям t и графику обратных ускорений определяем значения Va и результаты приводим в таблицу 8:
t, с |
Vа, м/с |
0 |
0 |
2,025 |
1 |
3,825 |
2 |
5,595 |
3 |
7,435 |
4 |
9,285 |
5 |
11,195 |
6 |
13,245 |
7 |
15,545 |
8 |
18,295 |
9 |
21,215 |
10 |
24,255 |
11 |
27,455 |
12 |
30,905 |
13 |
34,655 |
14 |
38,905 |
15 |
44,105 |
16 |
50,605 |
17 |
57,835 |
18 |
65,635 |
19 |
74,035 |
20 |
83,185 |
21 |
93,485 |
22 |
106,785 |
23 |
124,485 |
24 |
147,4 |
25 |
Таблица 8 – Время разгона.
По данным расчёта строим график времени разгона (рисунок 8)
6.4 Путь разгона
Путь разгона определяется по формуле:
S = ti · Va
i,
меняя значения t и Va, результаты измерений заносим в таблицу 9:
t, с |
Va м/с |
S, м |
0 |
0 |
0 |
2,025 |
1 |
2,025 |
3,825 |
2 |
7,65 |
5,595 |
3 |
16,785 |
7,435 |
4 |
29,74 |
9,285 |
5 |
46,425 |
11,195 |
6 |
67,17 |
13,245 |
7 |
92,715 |
15,545 |
8 |
124,36 |
18,295 |
9 |
164,655 |
21,215 |
10 |
212,15 |
24,255 |
11 |
266,805 |
27,455 |
12 |
329,46 |
30,905 |
13 |
401,765 |
34,655 |
14 |
485,17 |
38,905 |
15 |
583,575 |
44,105 |
16 |
705,68 |
50,605 |
17 |
860,285 |
57,835 |
18 |
1041,03 |
65,635 |
19 |
1247,065 |
74,035 |
20 |
1480,7 |
83,185 |
21 |
1746,885 |
93,485 |
22 |
2056,67 |
106,785 |
23 |
2456,055 |
124,485 |
24 |
2987,64 |
147,385 |
25 |
3684,625 |
Таблица 9 – Интегрирование графика пути разгона.
По данным расчёта строим график пути разгона (рисунок 9)
7 Построение графика мощностного баланса
Используя внешнюю скоростную характеристику, для каждой передачи определяем Ne как функцию от скорости Va.
Чтобы учесть несоответствие между мощностями, тяговую мощность определяют как:
NТ=Ne·hT·kP
Тяговая мощность при частоте вращения коленчатого вала nT = 400 мин-1.
NT =15,5· 0,9·0,75 = 10,5, кВт
аналогично рассчитываем NT, изменяя значение Ne в соответствии с заданными требованиями. Результаты заносим в таблицу 10.
Мощность, затрачиваемую
на преодоление сопротивление
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивление воздуха на первой передаче при nТ = 400 мин-1:
аналогично рассчитываем NB, изменяя значение Va в соответствии с заданными требованиями.
Мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивления дороги, определим по формуле:
Мощность затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги на первой передаче при nТ = 400 мин-1:
аналогично рассчитываем NД, изменяя значения Va в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 10,
По данным таблицы 10 строится график мощностного баланса – рисунок 10.
Передача |
Параметр |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | |||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | ||
1 |
Va, м/с |
0,307 |
0,6944 |
1,074 |
1,44 |
1,84 |
2,22 |
2,61 |
2,99 |
Рв, Н |
0,122 |
0,62 |
1,492 |
2,752 |
4,392 |
6,42 |
8,812 |
11,62 | |
NB, кВт |
0,000037 |
0,00043 |
0,0016 |
0,004 |
0,0081 |
0,0143 |
0,023 |
0,035 | |
Nе, кВт |
15,5 |
37,87 |
61 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,11 | |
Nт, кВт |
10,46 |
25,56 |
41,17 |
55,69 |
67,29 |
74,32 |
74,99 |
67,57 | |
Nд, кВт |
0,507 |
1,141 |
1,77 |
2,41 |
3,04 |
3,67 |
4,31 |
4,94 | |
2 |
Va, м/с |
0,55 |
1,23 |
1,92 |
2,6 |
3,29 |
3,97 |
4,66 |
5,3 |
Рв, Н |
0,39 |
1,97 |
4,77 |
8,78 |
14,02 |
20,47 |
28,14 |
37,02 | |
NB, кВт |
0,0002 |
0,002 |
0,009 |
0,023 |
0,046 |
0,08 |
0,13 |
0,198 | |
Nе, кВт |
15,5 |
37,87 |
61 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,11 | |
Nт, кВт |
10,46 |
25,56 |
41,17 |
55,68 |
67,29 |
74,32 |
74,99 |
67,57 | |
Nд, кВт |
0,906 |
2,038 |
3,17 |
4,3 |
5,43 |
6,567 |
7,699 |
8,83 | |
3 |
Va, м/с |
0,98 |
2,2 |
3,4 |
4,65 |
5,87 |
7,09 |
8,32 |
9,54 |
Рв, Н |
1,241 |
6,28 |
15,2 |
27,99 |
44,67 |
65,23 |
89,66 |
117,9 | |
NB, кВт |
0,0012 |
0,014 |
0,05 |
0,13 |
0,26 |
0,463 |
0,74 |
1,125 | |
Nе, кВт |
15,5 |
37,87 |
61 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,11 | |
Nт, кВт |
10,46 |
25,56 |
41,17 |
55,68 |
67,29 |
74,32 |
74,99 |
67,57 | |
Nд, кВт |
1,617 |
3,64 |
5,659 |
7,68 |
9,7 |
11,72 |
13,74 |
15,76 | |
4 |
Va, м/с |
1,74 |
3,93 |
6,113 |
8,29 |
10,48 |
12,66 |
14,84 |
17,03 |
Рв, Н |
3,95 |
20,01 |
48,43 |
89,19 |
142,32 |
207,8 |
285,63 |
375,8 | |
NB, кВт |
0,007 |
0,078 |
0,297 |
0,747 |
1,497 |
2,637 |
4,247 |
6,4 | |
Nе, кВт |
15,5 |
37,87 |
61 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,11 | |
Nт, кВт |
10,46 |
25,56 |
41,17 |
55,68 |
67,29 |
74,32 |
74,99 |
67,57 | |
Nд, кВт |
2,88 |
6,49 |
10,1 |
13,71 |
17,31 |
20,92 |
24,53 |
28,13 | |
5 |
Va, м/с |
3,004 |
6,76 |
10,51 |
14,27 |
18,02 |
21,78 |
25,53 |
29,29 |
Рв, Н |
11,69 |
59,21 |
143,27 |
263,8 |
421,04 |
614,7 |
845,02 |
1111,8 | |
NB, кВт |
0,035 |
0,4 |
1,5 |
3,76 |
7,59 |
13,39 |
21,58 |
32,56 | |
Nе, кВт |
15,5 |
37,87 |
61 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,11 | |
Nт, кВт |
10,46 |
25,56 |
41,17 |
55,68 |
67,29 |
74,32 |
74,99 |
67,57 | |
Nд, кВт |
4,96 |
11,17 |
17,37 |
23,58 |
29,78 |
35,98 |
42,19 |
48,39 |
Таблица 10 – Мощностной баланс автомобиля.
8 Построение экономической характеристики автомобиля
Текущее значение использования мощности в % определяется по формуле:
(39)
где:
NД, NВ берутся для высшей передачи коробки передач,
NД рассчитывается при трёх значениях Ψ: Ψ = 0,01, Ψ = 0,02, Ψ = 0,03.
Значение использования мощности при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01:
аналогично рассчитываем И , изменяя значения Nд , NB и Ne в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11.
Коэффициент использования мощности двигателя:
Ки =А - В · И + С · И2
где:
А,В,С – коэффициенты А = 1,7; В = 2,63; С = 1,92
Коэффициент использования мощности двигателя при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01:
Ки = 1,7 - 2,63 · 0,319 + 1,92 · 0,31962 = 1,05
аналогично рассчитываем Ки , изменяя значения И в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11.
Отношение текущего значения частоты вращения коленчатого вала к частоте вращения коленчатого вала при максимальной мощности:
;
Полученные отношения заносим в таблицу 11.
Для каждого значения отношения находим коэффициент корректировки расхода топлива Кr по графику Кr = f(nt/nN), который берем в методических указаниях по курсовому проектированию. Значения сводим в таблицу 11.
Определим расход топлива на 100 км по формуле:
(42)
где
qN – удельный расход топлива, qN =327 (г/кВт*ч),
- плотность топлива, = 750 г/л=0,75 кг/л
Расход топлива на 100 км при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01:
аналогично рассчитываем Qs , изменяя значения в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11:
Параметры |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | ||||||||
400 |
900 |
1400 |
1900 |
2400 |
2900 |
3400 |
3900 | ||
Vа, м/с |
3,004 |
6,76 |
10,51 |
14,27 |
18,02 |
21,78 |
25,53 |
29,29 | |
NB, кВт |
0,035 |
0,4 |
1,5 |
3,76 |
7,59 |
13,39 |
21,58 |
32,56 | |
Nе, кВт |
15,5 |
37,87 |
61 |
82,5 |
99,7 |
110,1 |
111,1 |
100,11 | |
Nд, кВт |
3,31 |
7,44 |
11,58 |
15,72 |
19,8 |
23,99 |
28,13 |
32,26 | |
6,62 |
14,89 |
23,16 |
31,43 |
39,71 |
47,98 |
56,25 |
64,52 | ||
9,93 |
22,3 |
34,74 |
47,15 |
59,56 |
71,97 |
84,38 |
96,79 | ||
И, % |
31,96 |
30,69 |
31,78 |
34,98 |
40,78 |
50,298 |
66,28 |
95,94 | |
63,59 |
59,81 |
59,91 |
63,21 |
70,28 |
82,58 |
103,78 |
143,68 | ||
95,22 |
88,94 |
88,04 |
91,44 |
99,78 |
114,86 |
141,29 |
191,43 | ||
Ки |
1,05 |
1,073 |
1,058 |
1,0148 |
0,94 |
0,86 |
0,8 |
0,94 | |
0,804 |
0,814 |
0,813 |
0,805 |
0,8 |
0,84 |
1,04 |
1,885 | ||
0,93 |
0,879 |
0,87 |
0,9 |
0,98 |
1,21 |
1,82 |
3,7 | ||
nТ/nN |
0,124 |
0,278 |
0,433 |
0,587 |
0,74 |
0,897 |
1,05 |
1,206 | |
Kr |
1,15 |
1,05 |
1,015 |
0,975 |
0,96 |
0,985 |
|||
Qs, л/100км |
24,24 |
23,48 |
23,98 |
24,24 |
24,83 |
26,17 |
|||
36,74 |
34,68 |
34,76 |
34,73 |
36,16 |
41,7 |
||||
64,084 |
55,75 |
54,8 |
56,2 |
63,36 |
83,96 |