Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 03:16, курсовая работа
При строительстве морского судна руководствуются стремлением получить максимально экономический и производственный эффект в работе.
Степень полезного использования судна при его строительстве характеризуется рядом коэффициентов и отношений, которые имеют очень важное значение для эффективной эксплуатации.
Таблица 1.1 – Технические характеристики судов
Вариант № 1,2 | ||
Тип судна |
СГ "Якорь" |
СГ "Чир" |
Водоизмещение D, т |
2 260 |
13 640 |
Объемное водоизмещение V, м3 |
2 205 |
13 307 |
Длина судна L, м |
69 |
123 |
Ширина судна В, м |
11 |
18,54 |
Высота судна Н, м |
5 |
11,6 |
Дедвейт DW, т |
1 380 |
8 510 |
Чистая грузоподъемность Pгр, т |
1 230 |
7 285 |
Грузовместимость Wгр, м3 |
1 780 |
10 200 |
Длина трюмов ∑Lтр, м3 |
40,6 |
47 |
Количество трюмов птр |
2 |
3 |
Количество люков пл |
2 |
3 |
Суммарная площадь люковых просветов, ∑Sл, м.2 |
197 |
231 |
Суммарная площадь трюмов ∑Sтр, м.2 |
401 |
784 |
Грузовместимость наибольшего трюма Wмах, м3 |
890 |
3 060 |
Суммарная вместимость люковых шахт ∑Wлш ,м3 |
882 |
2 410 |
Мощность главных судовых |
1 000 |
7 200 |
Техническая скорость судна , уз |
11,5 |
15 |
1. Характеристики строительного использования размеров судна и отдельных его частей
При строительстве морского судна
руководствуются стремлением
Степень полезного использования судна при его строительстве характеризуется рядом коэффициентов и отношений, которые имеют очень важное значение для эффективной эксплуатации.
Отношение массы корпуса к произведению главных размерений судна, т.е. L, B, H, называемому кубическим модулем, характеризует легкость корпуса. Оно дает представление о легкости конструкции судна и его металлоемкости:
, т/м3
где Dk – масса корпуса, т;
DW – дедвейт, т;
D – водоизмещение, т;
L, B, H – длина, ширина и высота судна соответственно, м.
Отношение дедвейта судна к его кубическому модулю дает представление об общем полезном использовании главного размерения судна:
, т/м3
Отношение массы корпуса судна к водоизмещению, также характеризует конструкцию корпуса судна:
,
Чем меньше это соотношение, тем судно более экономичнее.
Коэффициент утилизации водоизмещения по дедвейту определяется по формуле:
, (1.5)
Этот коэффициент характеризует степень использования весового водоизмещения.
Коэффициент утилизации водоизмещения по чистой грузоподъемности рассчитывается по формуле:
,
где Pгр – чистая грузоподъемность, т.
Коэффициент утилизации объемного водоизмещения судна по грузовместимости. Определяется следующим образом:
,
где Wгр – грузовместимость, м3;
V – объемное водоизмещение, м3.
Этот коэффициент
Отношение грузоподъемности к кубическому модулю судна характеризует полезное использование совокупности главных размерений судна по грузовместимости. Судно тем лучше, чем больше значения отношения:
Отношение дедвейта судна к вместимости очень важно, поскольку от его величины зависят эксплуатационные расходы и в первую очередь расходы по портовым сборам:
Коэффициент утилизации судна по длине определяется:
,
где ∑Lтр – суммарная длина всех трюмов, м;
L – длина судна, м.
Этот коэффициент
Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов определяется по следующей формуле:
,
где nл – количество люков, ед;
Wmax – грузовместимость наибольшего трюма, м3.
Этот коэффициент характеризует степень удобства для производства грузовых работ.
Коэффициент раскрытия палуб рассчитывается по формуле:
,
где ∑Sл – суммарная площадь люковых просветов, м2;
∑Sтр- суммарная площадь трюмов, м2.
Увеличение численного значения Кпал свидетельствует об улучшении удобства судов для производства погрузочно-разгрузочных работ.
Коэффициент лючности определяется по формуле:
,
где ∑Wлш – суммарная вместимость люковых шахт, м2.
Удельная вместимость
Этот коэффициент
Коэффициент среднего числа одновременно обрабатываемых люков определяется по формуле:
2. Характеристики вооруженности, оснащенности и обеспеченности судна
Энерговооруженность судна по дедвейту определяется по формуле:
, л.с./т
где N - мощность главных судовых двигателей, л.с.
Этот показатель показывает мощность в лошадиных силах, приходящихся на 1 т. грузоподъемности.
Энерговооруженность судна
по грузовместимости определяется по
формуле:
, л.с./м3
Этот показатель показывает мощность в лошадиных силах, приходящихся на 1 м3 вместимости.
Удельная мощность рассчитывается по формуле:
, л.с./(т · уз)
где u - техническая скорость судна, уз.
Этот показатель показывает, сколько мощности затрачивается на один тоннаже-узел. Чем меньше числовое значение Nуд, тем экономичнее судно.
Транспортная мощность судна определяется по формуле:
, т · уз (1.19)
Этот показатель определяет потенциальную работу судна в единицу времени.
Обратная величина удельной мощности,
называется технической
, т · уз/л.с.
На основе произведенных расчетов составим таблицу эксплуатационно-технических характеристик и конструктивных особенностей морских судов.
Таблица 1.2 – Эксплуатационно-технические характеристики морских судов
Описание величины |
Формула |
¯ |
Варианты судов | |
СГ «Якорь» |
СГ «Чир» | |||
Отношение массы корпуса к произведению главных размерений судна |
0,232 |
0,194 | ||
Отношение дедвейта судна к его кубическому модулю |
0,364 |
0,322 | ||
Отношение массы корпуса судна к водоизмещению |
+¯ |
0,389 |
0,376 | |
Коэффициент утилизации водоизмещения по дедвейту |
0,611 |
0,624 | ||
Коэффициент утилизации водоизмещения по чистой грузоподъемности |
0,544 |
0,534 | ||
Коэффициент утилизации объемного водоизмещения судна по грузовместимости |
+ |
0,807 |
0,767 | |
Отношение грузоподъемности к кубическому модулю судна |
+ |
0,469 |
0,386 | |
Отношение дедвейта судна к вместимости |
0,775 |
0,834 | ||
Коэффициент утилизации судна по длине |
+ |
0,588 |
0,382 | |
Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов |
1 |
1,11 | ||
Коэффициент раскрытия палуб |
+ |
0,491 |
0,295 | |
Коэффициент лючности |
0,496 |
0,236 | ||
Удельная вместимость |
1,447 |
1,4 | ||
Коэффициент среднего числа одновременно обрабатываемых люков |
2 |
3,3 |
Таблица 1.3 – Конструктивные особенности морских судов
Описание величины |
Формула |
¯ |
Варианты судов | |
СГ «Якорь» |
СГ «Чир» | |||
Энерговооруженность судна по дедвейту |
0,725 |
0,846 | ||
Энерговооруженность судна по грузовместимости |
0,562 |
0,706 | ||
Удельная мощность |
+¯ |
0,063 |
0,056 | |
Транспортная мощность судна |
14145 |
109275 | ||
Техническая производительность |
15,87 |
17,729 | ||
Количество положительных |
∑, ед. |
4 |
2 |
Выбираем наилучшее судно согласно количества положительных факторов.
Наилучшим является сухогруз СГ «Якорь» по следующим величинам:
Таблица 2.1 – Исходные данные по перевозкам
Показатели |
Усл. обознач |
Ед. изм. |
Вариант № 1 |
Вариант № 2 |
1. Тип судна |
«Якорь» |
«Чир» | ||
2. Рейс |
Владивосток-Находка-Невельск- | |||
3. Расстояние от А до Б |
миля |
68 | ||
4. Расстояние от Б до В |
миля |
720 | ||
5. Расстояние от В до Г |
миля |
864 | ||
6. Расстояние от Г до А |
миля |
1 480 | ||
7. Средняя эксплуатационная скоро |
миля/сутки |
193 |
252 | |
8. Погрузка в порту А: - мясо; - соль в мешках. |
|
тонны |
344 517 |
2 040 3060 |
9. Выгрузка в порту Б: - соль в мешках. |
|
тонны |
344 517 |
2 040 3060 |
10. Погрузка в порту Б: |
|
тонны |
517 221 |
3060 1311 |
11. Выгрузка в порту В: |
|
тонны |
517 221 |
3060 1311 |
12. Погрузка в порту В: |
|
тонны |
1107 |
6557 |
13. Выгрузка в порту Г: |
тонны |
1107 |
6 557 | |
14. Погрузка в порту Г: |
|
тонны |
689 295 |
4 080 1748 |
15. Выгрузка в порту А: |
|
тонны |
689 295 |
4080 1748 |