Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:29, дипломная работа
Содержание и организация проведения текущего ремонта зависят от вида машины, периода ее использования и технического состояния. Отдельные составные части машины, достигшие предельного состояния, при текущем ремонте можно заменять новыми или отремонтированными при условии, что другие основные составные части машины имеют запас ресурса до следующего ремонта.
Капитальный ремонт проводят для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) ресурса машины. Он характеризуется полной разборкой и сборкой машины, заменой всех изношенных деталей (в том числе и базовых) и любых составных частей новыми или отремонтированными, а также обкаткой и испытанием составных частей и машины в целом. Капитальному ремонту подвергают не только машины, но и их составные части. Капитальный ремонт, как правило, выполняют на специализированных предприятиях.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Общие сведения об автомобиле ВАЗ 2101 и его двигателе. Возможные неисправности двигателя и система технических осмотров и ремонтов……6
1.1. Общие сведения об автомобиле ВАЗ 101………………………………….6
1.2. Общие сведения о двигателе автомобиля ВАЗ 2101…………………….8
1.3. Общие сведения об устройстве блока цилиндров……………………….10
1.4. Общие сведения о назначении, устройстве и принципе действия головки блока цилиндров ВАЗ 2101……………………………………………………..11
1.5. Возможные неисправности двигателя ВАЗ 2101, их причины и методы устранения………………………………………………………………………13
2. Общие сведения о диагностике, системе технического обслуживания (то) и ремонта (р) двигателей ВАЗ…………………………………………………24
2.1. Общие сведения о простейших методах диагностики двигателя……….24
2.2. Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей…………………………………………………………………….29
2.3. Инструменты для ремонта и технического обслуживания автомобилей ВАЗ……………..…………………………………….…………………………..32
3. Определение техсостояния и техническое обслуживание головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101……………………………………..………...39
3.1. Снятие и установка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101 на автомобиле………………………………………………………………………39
3.2. Разборка и сборка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101.….41
3.3. Техническое обслуживание головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 2101……………………………………………………………………………….43
3.4. Дефектовка блока цилиндров…………………………………………......49
4. Обеспечение безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобиля………………………………………………….…………52
Заключение ……………………………………………………………………...56
Источники информации …………………………………….…………………57
Не следует путать выходящий из глушителя водяной пар с дымом. На непрогретом двигателе, с ещё холодным глушителем за счёт конденсации влаги, выходит большое количество пара и капель воды, особенно в холодную или влажную погоду. Поэтому диагностику по выхлопу делаем только на хорошо прогретом двигателе.
Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра.
Если воздушный фильтр "плавает" в масле, а из отверстия системы вентиляции картерных газов вырываются пульсирующие клубы паров масла и газа, то этому двигателю пора на капитальный ремонт.
Если при заведомо исправной системе зажигания, исправном карбюраторе и отсутствии подсоса воздуха двигатель "троит" (заметно трясётся на холостых оборотах, имеет сбоящий, неровный выхлоп), тогда приступаем к инструментальной диагностике.
2.1.2. Инструментальная диагностика
Инструментальная диагностика даёт нам более полное представление о состоянии двигателя, и позволяет более точно установить возникшую неисправность, что в свою очередь поможет сэкономить время и деньги при ремонте.
Для такой диагностики двигателя необходим некоторый инструмент - компрессометр и приспособления для подачи воздуха в цилиндры мотора (достаточно 2 - 3 атм. ) и определения такта сжатия в цилиндре.
Приспособлением для определения такта сжатия может быть просто кусочек тряпочки, немного пропитанный маслом и вставленный в свечное отверстие. При прокручивании коленчатого вала, при закрытых клапанах и движении поршня вверх ( это и есть такт сжатия ), наша тряпочка выскочит из свечного отверстия. Этот момент нам и надо уловить. Очень удобно использовать для этой процедуры свисток, состыкованный со свечным отверстием. Вставили свисток и крутим коленчатый вал двигателя, услышали свист - это и есть нужное нам положение поршня и клапанов.
1 - Замер компрессии делается для выявления "больного" цилиндра. Очень удобно делать это с помощью замыкающей кнопки, подающей "плюс" с аккумулятора на втягивающее реле стартёра. ( При этом штатный провод, идущий с замка зажигания на стартёр, отсоединяется ). Если подходящей кнопки, 2-х метров провода, разъёма и "крокодила" нет, то придётся крутить двигатель стартёром от замка зажигания, тут без помощника не обойтись. И не забудьте снять центральный высоковольтный провод с трамблёра, обеспечив искровой зазор в 3 - 5 мм. между металлическим наконечником и массой. И ещё, во время процедуры, помощник за рулём автомобиля пусть держит педали газа и сцепления нажатыми - легче засасывается воздух в цилиндры двигателя через открытые дроссельные заслонки карбюратора и легче стартёру крутить двигатель с отсоединённой коробкой передач.
Итак, замеры сделаны. Тот цилиндр, компрессия в котором заметно отличается от других, и является "больным". Если разница составляет менее 1-й атмосферы, то возвращайтесь в поисках причин "троения" обратно к зажиганию, карбюратору, подсосу воздуха и прочему.
Разброс в 1-у атм., скорее всего, будет указывать на некоторую неравномерность износа ЦПГ, вполне допустимую у двигателей с пробегом более 50-70 тыс. км.
Величина компрессии должна равняться, примерно, степени сжатия, умноженной на 1,3. Величину степени сжатия двигателя вы можете найти в технических характеристиках вашего автомобиля.
Компрессиия в "больном" цилиндре необязательно должна быть меньше, чем в остальных. Например, излишнее попадание масла в цилиндр двигателя, компрессиию увеличивает, что может подтвердить и свеча вывернутая из него и имеющая наросты от сгорания этого масла. А причинами попадания излишнего масла в цилиндр может быть и поломанное маслосъёмное поршневое кольцо и дефект в паре клапан - направляющая втулка и пр.
2 - Рассмотрим случай падения компрессии в одном из цилиндров двигателя. Этот дефект встречается чаще всего.
Первым делом заливаем в этот цилиндр 10 - 15 мл. чистого масла и снова измеряем в нём компрессию. Если давление заметно возросло и даже превысило показания в остальных цилиндрах, то это указывает на поломку или залегание поршневых колец.
Если показания не изменились, то причиной падения компрессии в этом цилиндре может быть неплотное прилегание клапанов к сёдлам (прогар или неполное закрытие из-за неправильной регулировки зазоров), повреждение прокладки головки блока цилиндров, прогар поршня или трещина в нём.
Чтобы конкретнее определить причину падения компрессии, установите поршень этого цилиндра в положение близкое к ВМТ (верхняя мёртвая точка) на такте сжатия и подайте в цилиндр сжатый воздух под давлением 2 - 3 атм. (Как это сделать, описано выше). При этом не забудьте включить 4-ю или 5-ю передачу и зафиксировать автомобиль от движения "ручником" или колодками.
Повреждение прокладки головки блока цилиндров можно определить по шипению воздуха из соседнего свечного отверстия.
Выход воздуха через карбюратор укажет на неплотность посадки впускного клапана.
Повышенный выход воздуха из маслозаливной горловины (со снятой пробкой) указывает на прогар или трещину в поршне двигателя.
Выход воздуха через глушитель автомобиля говорит о проблеме с выпускным клапаном. Чаще всего выпускной клапан прогорает - эта "беда" встречается при "троящем" моторе в 90% случаев.
Положением о техническом
Ежедневное техническое
Первое и второе технические обслуживания проводят через определенные пробеги автомобилей, устанавливаемые в зависимости от дорожных условий эксплуатации (табл. 2). Основное назначение ТО-1 и ТО-2 — снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.
Текущий ремонт автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют по потребности при ТО-1 и ТО-2, то есть без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях.
Капитальный ремонт проводят через
установленные нормы пробега (в
километрах), зависящие от категории
дорожных условий эксплуатации и
природно-климатических зон. При
капитальном ремонте
Дорожные условия эксплуатации всех автомобилей разделены на пять категорий. Для автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, периодичность технического обслуживания и ремонта определяют с учетом четырех категорий дорожных условий эксплуатации, характеристика которых следующая: вторая категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с битумоминеральным, щебеночным, гравийным и дегтебетонным покрытием; третья категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые дороги, обработанные вяжущими материалами; четвертая категория дорожных условий эксплуатации — грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами; пятая категория дорожных условий эксплуатации — естественные грунтовые дороги.
В таблицах 1 и 2 приведены периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей без прицепов, а также коэффициенты охвата капитальным ремонтом для третьей категории дорожных условий в Центральной зоне страны.
Таблица 1 периодичность технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта
Тип подвижного состава |
Периодичность технического обслуживания, км | |
ТО-1 |
ТО-2 | |
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей |
2500 |
10 000 |
Автобусы |
2800 |
11200 |
Легковые автомобили |
3000 |
12000 |
Таблица 2 нормативы пробега некоторых автомобилей до капитального ремонта и годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом
Марка автомобиля |
Средний пробег, тыс км |
Годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом | |
новых автомобилей до капитального ремонта |
между капитальными ремонтами | ||
КамАЗ |
250 |
200 |
0,10 |
МАЗ-500А |
200 |
160 |
0,12 |
КрАЗ-257 |
160 |
130 |
0,12 |
ЗИЛ-130 |
230 |
180 |
0,11 |
ЗИЛ-ММЗ-555 |
200 |
160 |
0,13 |
ГАЗ-53А |
160 |
130 |
0,13 |
ГАЗ-53Б |
140 |
110 |
0,14 |
ГАЗ-52-04 |
140 |
110 |
0,13 |
УАЗ-469 |
140 |
110 |
0,13 |
При работе автомобилей
в дорожных условиях второй категории
периодичность пробега номерных
технических обслуживании и ремонта
автомобилей увеличивают на 10%, а
в условиях четвертой и пятой
категорий снижают соответствен
Сезонное техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей проводят так же, как и тракторов.
Потребность в капитальном
ремонте определяют по техническому
состоянию автомобиля с учетом фактического
пробега и результатов
Обозначение |
Наименование |
А.40005 |
Комплект универсальных съемников |
А.40006 |
Съемник (выталкиватель) переднего подшипника первичного вала коробки передач |
А.40009 |
Ключ для вывертывания шпилек |
А.40026 |
Съемник крыльчатки насоса охлаждающей жидкости |
А.45008 |
Приспособление для снятия внутреннего кольца заднего подшипника ведущей шестерни главной передачи |
А.45028 |
Упор для снятия внутренних
колец подшипников коробки |
А.47035 |
Съемник шаровых пальцев рулевых тяг из отверстий сошки и маятникового рычага |
А.47043 |
Съемник сошки рулевого механизма |
А.47046 |
Приспособление для
выпрессовки и запрессовки |
А.47052 |
Съемник шаровых пальцев тяг рулевой трапеции |
А.50088 |
Ключ для гаек крепления впускного и выпускного трубопроводов |
А.50113 |
Ключ для пробки выпуска масла из картера двигателя |
А.50121 |
Ключ для храповика коленчатого вала |
А.50126 |
Ключ для контроля усилия затяжки болтов крепления головки цилиндров (при установленном распределительном вале) |
А.55035 |
Ключ с шарниром для снятия и установки коробки передач |
А.55085 |
Ключ для гаек подшипников коробки дифференциала |
А.56122 |
Ключ для регулировки тормозов задних колес |
А.56124 |
Ключ для пробки регулятора давления тормозов задних колес |
А.57034/R |
Ключ для гайки резервуара амортизатора |
А.57070 |
Ключ для снятия и установки передних амортизаторов |
А.60018 |
Пробка места установки свечей зажигания для испытания на герметичность клапанов |
А.60153/R |
Оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих втулок впускных и выпускных клапанов |
А.60308 |
Оправка для выпрессовки поршневого пальца |
А.60311/R |
Приспособление для снятия и установки клапанов двигателя |
А.60312 |
Приспособление для снятия масляного фильтра |
А.60325 |
Приспособление для горячей запрессовки поршневого пальца в поршень и шатун |
А.60326/R |
Оправка для выпрессовки из блока цилиндров втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания |
А.60330/R |
Фиксатор маховика при его установке на коленчатый вал |
А.60333/1/2 |
Оправка для запрессовки и выпрессовки втулок вала привода масляного насоса |
А.60334 |
Приспособление для испытания головки цилиндров на герметичность |
А.60335 |
Дощечка для головки цилиндров, применяемая при снятии и установки клапанов |
А.60353 |
Подставка для головки цилиндров, применяемая при ремонте седел клапанов |
А.60430 |
Приспособление для установки крыльчатки насоса охлаждающей жидкости |
А.60604 |
Набор втулок для установки в цилиндры поршней (нормальных и с увеличенными размерами |
А.70017 |
Приспособление для снятия и установки пружин педали сцепления |
А.70025 |
Хомут для снятия и установки эластичной муфты карданного вала |
А.70045 |
Оправка для запрессовки подшипника промежуточной опоры |
А.70081 |
Оправка для центрирования ведомого диска сцепления |
А.70152 |
Оправка для напрессовки внутреннего кольца заднего подшипника на ведущую шестерню главной передачи |
А.70157 |
Оправка для установки сальника полуоси |
А.70171 |
Оправка для запрессовки наружного кольца заднего подшипника ведущей шестерни главной передачи |
А.70172 |
Пара фланцев для установки по концам балки заднего моста при ее проверке |
А.70184 |
Приспособление для определения толщины прокладок при регулировке зазора в зацеплении шестерен главной передачи |
А.70185 |
Оправка для запрессовки наружного кольца переднего подшипника ведущей шестерни главной передачи |
А.70198 |
Оправка для выпрессовки наружных колец подшипников ведущей шестерни главной передачи |
А.70526 |
Траверса для поддержки двигателя с коробкой передач |
А.72236 |
Приспособление для стопорения поршней рабочего цилиндра задних тормозов |
А.74035 |
Оправка для установки промежуточной опоры на карданный вал |
А.74076/1 |
Приспособление для ремонта картера рулевого механизма |
А.74076/R |
Кронштейн для крепления картера рулевого механизма, прикрепляемый к приспособлению А.74076/1 |
А.74088 |
Оправка для установки колпаков ступиц передних колес |
А.74105 |
Оправка для запрессовки и выпрессовки втулок вала сошки рулевого механизма |
А.74107/R |
Детали для запрессовки подшипника и запорного кольца полуоси |
А.74108/R |
Приспособление для выпрессовки прессом подшипника и запорного кольца с полуоси |
А.74155/R |
Оправка для установки внешнего кольца внутреннего и наружного подшипников передних колес |
А.74177/2 |
Приспособление для
установки резино- |
А.74186 |
Распорная деталь, применяемая с приспособлением А.74177/1 |
А.74177/1 |
Оправка для запрессовки наружных колец подшипника вала червяка рулевого механизма |
А.76027 |
Пуансон для выпрессовки вентилей |
А.76028 |
Пуансон для запрессовки вентилей |
А.76029 |
Опора для выпрессовки вентилей |
А.76031 |
Опора для запрессовки вентилей |
А.76032 |
Опорная пластина для выпрессовки вентилей |
А.76034 |
Приспособление для снятия стопорной скобы ручки привода стеклоподъемника |
А.78124/R |
Приспособление для проверки поперечины передней подвески |
А.86010 |
Оправка для запрессовки заглушек коленчатого вала |
А.86606 |
Ключ для завертывания шпилек М6х1 |
А.86608 |
Ключ для завертывания шпилек М8х1,25 |
А.86610 |
Ключ для завертывания шпилек М10х1,25 |
А.90310 |
Комплект разверток для обработки отверстий в направляющих втулках клапанов |
А.90336 |
Развертка для обработки втулок картера рулевого механизма |
А.90353 |
Развертка для втулок вала привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса |
А.94003 |
Зенкер для обработки седел впускных клапанов |
А.94016 |
Шпиндель зенкера для обработки гнезд заглушек |
А.94016/10 |
Зенкер для обработки гнезд заглушек коленчатого вала |
А.94031 |
Зенкер (20°) для обработки седел выпускных клапанов |
А.94058 |
Шпиндель зенкера для обработки седел клапанов |
А.94059 |
Комплект направляющих стержней для обработки седел клапанов |
А.94069 |
Шпиндель для шлифовального круга при обработке седел клапанов |
А.94078 |
Шлифовальный круг для обработки седел впускных клапанов |
А.94092 |
Зенкер для обработки седел выпускных клапанов |
А.94100 |
Шлифовальный круг для обработки седел впускных клапанов |
А.94101 |
Зенкер (20°) для обработки седел впускных клапанов |
А.95111 |
Щуп для проверки зазора между рычагом и кулачком распределительного вала |
А.95601/R |
Приспособление для проверки надежности запрессовки запорного кольца на полуоси |
А.95615 |
Приспособление для контроля надежности запрессовки поршневого пальца |
А.95688/R |
Приспособление для регулировки зазора в зацеплении ведущей и ведомой шестерен главной передачи и затяжки гаек дифференциала |
А.95690 |
Приспособление для
определения толщины |
А.95697/5 |
Головка к динамометру 02.7812.9501 |
А.95716 |
Приспособление для проверки рычагов передней подвески с шаровыми шарнирами |
А.96008 |
Калибр для контроля поворотного кулака |
А.96137 |
Кольцевой калибр для установки нутромера |
02.7812.9500 |
Торцевой шарнирный ключ на 13 мм для снятия и установки стартера и приемной трубы глушителей |
02.7823.9501 |
Динамометр для контроля момента качения подшипников ведущей шестерни редуктора заднего моста и вала червяка рулевого механизма |
02.7823.950 |
Приспособление для выпрессовки шарниров нижних рычагов передней подвески (без снятия рычагов) |
02.7823.9501 |
Приспособление для запрессовки шарниров нижних рычагов передней подвески (без снятия рычагов) |
02.7823-9604 |
Приспособление для снятия шкива генератора |
02.7823.9505 |
Приспособление для снятия и установки клапанов двигателя (может применяться вместо переносного приспособления А.60311/R |
02.7834.9504 |
Приспособление для замера осевого свободного хода полуоси |
02.7834.9505 |
Приспособление для замера осевого зазора подшипников ступицы переднего колеса |
02.8701.9500 |
Приспособление для замера зазора в верхнем шарнире передней подвески |
02.8701.9502 |
Приспособление для проверки состояния шарового шарнира передней подвески (снятым с автомобиля) |
41.7816.4013 |
Торцевой ключ (21 мм) для затяжки направляющих регулировочных болтов рычагов привода клапанов |
41.7816.4068 |
Фиксатор первичного вала коробки передач |
41.7816.4069 |
Приспособление для установки стопорого кольца на вторичный вал коробки передач |
41.7820.4003 |
Оправка для центровки вала масляного насоса при установке на двигатель |
41.7820.4006 |
Приспособление для установки ведомой шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания |
41.7834.4092 |
Калибр для подбора стопорных колец карданного шарнира |
41.7853.4010 |
Оправка для установки крышки привода распределительного вала на двигатель |
41.7853.4011 |
Оправка для установки держателя сальника (с сальником) на коленчатый вал |
41.7853.4016 |
Оправка для установки маслоотражательных колпачков направляющих втулок клапанов |
41.7853.4028 |
Оправка для установки подшипника вторичного вала коробки передач |
41.7853.4032 |
|
41.7853.4039 |
Оправка для установки сальника вторичного вала коробки передач |
67.7141.9500 |
Оправка для проточки диска переднего тормоза |
67.7801.9513 |
Приспособление для выпрессовки шаровых пальцев шарниров передней подвески |
67.7801.9514 |
Съемник колпака ступиц передних колес |
67.7801.9516 |
Съемник полуоси заднего моста |
67.7812.9513 |
Динамометр для контроля
натяжения ремня привода |
67.7812.9514 |
Ключ для снятия и установки свечей зажигания |
67.7812.9515 |
Ключ для контроля усилия затяжки свечей зажигания |
67.7812.9517 |
Удлинитель шарнирный L=500 мм |
67.7812.9518 |
Удлинитель шарнирный L=1000 мм |
67.7812.9519 |
Головка для снятия и установки свечей зажигания |
67.7813.9503 |
Оснастка для ремонта ведомого диска сцепления |
67.7813.9504 |
Ключ для муфты рулевых тяг |
67.7820.9517 |
Комплект приспособлений для замены втулок штанг задней подвески |
67.7820.9518 |
Приспособление для контроля установки регулятора давления задних тормозов при «Х»=140±5 мм (см. рис.6–4) |
67.7822.9512 |
Подставка для автомобиля |
67.7822.9517 |
Кондуктор для замены накладок ведомого диска сцепления |
67.7823.9522 |
Струбцина для замены крестовин карданного вала |
67.7824.9513 |
Комплект приспособлений для ремонта амортизаторов |
67.7824.9521 |
Приспособление для проверки вытяжки цепи |
67.7828.9504 |
Приспособление для сжатия пружины передней подвески |
67.7834.9506 |
Приспособление для замера вылета толкателя топливного насоса |
67.7851.9500 |
Оправка для клепки ведомого диска сцепления |
67.7853.9525 |
Оправка для запрессовки сальника ступицы переднего колеса |
67.7853.9526 |
Шайба для выпрессовки наружного кольца внутреннего подшипника ступицы переднего колеса |
67.7853.9527 |
Оправка для выпрессовки наружного кольца наружного подшипника ступицы переднего колеса |
67.7853.9541 |
Оправка для выпрессовки наружного кольца верхнего подшипника червяка рулевого механизма |
67.7853.9543 |
Оправка для сжатия пружины главного тормозного цилиндра при установке стопорных винтов |
67.8151.9505 |
Калибр для контроля уровня топлива в карбюраторе |
67.8701.9510 |
Приспособление для замера осевого зазора коленчатого вала |
67.8720.9501 |
Приспособление для контроля свободного хода рулевого колеса |
ТСО–3/379 |
Траверса для снятия и установки двигателя |
БС–106.000 |
Стенд для проверки термостатов |