Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель: Выявить проблемы утилизации автомобилей в России.
Задачи: 1) Рассмотреть опыт западных стран по утилизации автомобилей;
2) Рассмотреть российский опыт утилизации автомобилей; 3) Усовершенствование системы утилизации автомобилей в России.
Введение
За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты. При выполнении работ, связанных с ремонтом, техобслуживанием, мойкой автомобилей, происходит накопление изношенных деталей: шин, аккумуляторных батарей, стекла, металлических и полимерных изделий, отработанного масла и других эксплуатационных жидкостей. Эти детали и материалы обычно просто вывозятся на свалки, хотя такие отходы содержат большое количество вредных веществ, загрязняют почву и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Основными причинами для такого положения являются следующие:
Поэтому, к сожалению, приходится констатировать: на настоящий момент отслужившие автомобили в России никто не ждет, их утилизация происходит стихийно, никакой государственной системы авторециклинга в стране нет. В отдельных регионах, например Москве и Санкт-Петербурге, были предприняты определенные акции и мероприятия, но проблема не была решена. В большинстве регионов России инфраструктура сбора отслуживших автомобилей и утилизации старых автомобильных компонентов – полностью отсутствует. Шредерных заводов, на которых утилизация автомобилей происходит в автоматизированном режиме, в стране всего три. По оценке отраслевых экспертов, из официально выведенных из эксплуатации автомобилей (выбраковка) на утилизацию попадает лишь 15 - 20%.
Что необходимо сделать в первую очередь, какие задачи необходимо решить, чтобы в стране появилась и начала функционировать система авторециклинга? Представляется, что в первую очередь нужно устранить сформулированные выше проблемы, то есть разработать и установить такие положения:
Цель: Выявить проблемы утилизации автомобилей в России.
Задачи: 1) Рассмотреть опыт западных стран по утилизации автомобилей;
2) Рассмотреть российский
опыт утилизации автомобилей; 3) Усовершенствование
системы утилизации
ГЛАВА 1. ОПЫТ ЗАПАДНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ.
1.1.Концепции финансирования системы авторециклинга.
Ключевой момент системы авторециклинга – механизм ее финансирования. В различных странах и регионах мира были опробованы и реализованы разные механизмы оплаты и сбора денежных средств для организации системы авторециклинга:
На производителей или импортеров автомобилей возлагаются конкретные обязанности по участию в системе авторециклинга в отношении произведенных ими моделей (организация сбора отслуживших автомобилей, оплата переработки определенных компонентов, предоставление специальной документации по утилизации).
Могут быть применены и
комбинации подходов и механизмов формирования
бюджета для системы
1.2. Основные европейские требования к обеспечению экологически безопасной утилизации автомобилей следующие:
Директива 2000/53/EC (ELV) по утилизации
отслуживших автомобилей.
Директива 2005/64/ЕС по одобрению типа транспортных
средств в отношении их повторного использования,
вторичной переработки и утилизации.
Постановление 2003/138/ЕС по маркировке автомобильных
материалов и компонентов для целей утилизации.
Международный стандарт ISO-22628 по проведению расчета коэффициентов рециклинга и утилизации автомобилей.
Постановление 2008/689/EC, Постановление 2005/673/EC, Постановление 2002/525/EC по запрету и ограничению применения тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия и шестивалентного хрома) в автомобильных компонентах и материалах.
Многие положения носят унифицированный характер и обязательны для всех стран Евросоюза, вместе с тем отдельные моменты по организации и финансированию системы авторециклинга индивидуальны для каждой страны. Значительная доля таких унифицированных требований и положений распространяется на производителей автомобилей, в том числе: выполнять установленные ограничения по применению регламентированных вредных веществ, предоставлять специальные каталоги для целей авторециклинга и руководства по сливу жидкостей и демонтажу компонентов отслужившего автомобиля, а также с 15 декабря 2008 г. при проведении одобрения типа нового автомобиля доказать, что обеспечен коэффициент утилизации минимум на 95% массы автомобиля и коэффициент вторичной переработки (рециклинга) минимум на 85% (без учета энергетической утилизации и сжигания).
На основании изучения опыта многих стран Европы можно сделать вывод о том, что передача отслужившего автомобиля на утилизацию должна осуществляться для его владельца бесплатно либо даже с использованием дополнительных стимулов.
1.3.Системы утилизации легковых автомобилей в мировом парке
Мировой парк легковых автомобилей в настоящее время составляет ~600 млн. ед., 40—50 млн. из них ежегодно обновляются, т. е. признаются отслужившими свой срок, снимаются с регистрации и, как правило, поступают на утилизацию. Правда, средние значения возраста и пробега отслуживших автомобилей в каждой стране свои — все зависит от таких экономических показателей, как средние валовой доход на душу населения и число автомобилей на тысячу жителей, а также политики государства в данной области. Например, средний возраст снимаемых с учета автомобилей в странах Западной Европы составляет 12—14 лет, а в США и Японии он несколько меньше. Потому что, например, в США действует очень жесткая и отлаженная система страхования: владельцу автомобиля после серьезной аварии выплачивается страховка, и собственником такого автомобиля становится страховая компания, которая, в случае трудностей с реализацией, продает его недорого фирме-утилизатору.
Так, по данным фирмы "Хонда", средний возраст ее автомобилей, поступивших на утилизацию в штате Мичиган в 2002 г., составил всего семь лет, и практически все детали, снятые с них, были реализованы на вторичном рынке, что полностью окупило цену, которую утилизаторы заплатили владельцам автомобилей или страховым компаниям. Другими словами, сравнительно ранняя утилизация автомобилей "Хонда" оказалась выгодной: для фирмы-утилизатора — экономически, для штата — экологически (утилизация получилась практически безотходной).
Тем не менее абсолютно безотходной систему утилизации автомобилей назвать трудно. К примеру, даже в такой благополучной с этой точки зрения стране, как ФРГ, при техническом обслуживании, ремонте и утилизации автомобилей ежегодно образуется ~1,2 млн. т нереализуемых, т. е. попадающих на свалку, отходов, а в мире — 15,6 млн. т. И это несмотря на то, что за последние 10—15 лет в большинстве промышленно развитых стран были организованы подчиняющиеся достаточно жестким законам и правилам системы сбора и вторичной переработки изношенных автомобильных деталей и отслуживших свой срок автомобилей. Причем системы довольно эффективные: в США, Японии и Западной Европе они утилизируют 35 млн автомобилей, перерабатывая 80 % массы каждого из них.
Очень важно и то, что созданная в ведущих странах мира специальная отрасль промышленности по переработке и утилизации автомобилей занимается и проблемами вторичной переработки материалов, а также повторного использования подержанных деталей, узлов и агрегатов, реализуя их по значительно более низким ценам, хотя эти компоненты зачастую не уступают новым по качеству и ресурсу.
Повторное использование
компонентов и рециклинг многих материалов
экономически эффективны, решают не только
глобальные вопросы экономии сырья, невозобновляемых
ресурсов и энергии, но и многие другие
проблемы.
Возьмем те же США. Здесь
ежегодно на утилизацию поступает 14—15
млн легковых автомобилей, общая масса
которых составляет ~20 млн. т. Их перерабатывают
более 200 предприятий, оснащенных шредерными
установками различной производительности.
На эти предприятия работают более 10 тыс.
малых предприятий, занимающихся сбором
и демонтажем старых автомобилей. На тех
и других занято свыше 40 тыс. человек, а
ежегодный объем производства оценивается
в 4 млрд долл. Суммарный коэффициент утилизации
старых автомобилей составляет в среднем
82—83 %, а коэффициент рециклинга черных
и цветных металлов, применяемых в автомобилях,
близок к 100 %.
Примерно столько
же отслуживших автомобилей ежегодно
поступают на утилизацию и в Европе. Во
Франции их сбор и демонтаж осуществляют
~ 3 тыс. операторов, а измельчение и сепарацию
— 40 шредер-ных заводов, в Германии действуют
5 тыс. предприятий по сбору отслуживших
автомобилей и 47 шредер-ных заводов; 37
шредеров имеются и в Англии. Кроме того,
страны Западной Европы, значительно активнее,
чем в США развивают и экспорт старых автомобилей:
по данным АСЕА, в 2004 г. в 15 странах ЕС было
снято с регистрации 11,5 млн. старых автомобилей,
а на утилизацию поступили только 7,8 млн.,
т. е. 68 %. Причем самые низкие цифры приходятся
на Германию, Италию, Австрию, Португалию.
Учитывая, что во всех странах ЕС действует
очень четкая и жесткая система контроля
за утилизацией автомобилей, и отслужившие
автомобили просто невозможно где-нибудь
выбросить, можно сделать вывод, что в
2004 г. до 3,8 млн старых автомобилей ушли
в Восточную Европу, Россию и другие развивающиеся
страны, сняв тем самым часть экологических
проблем с развитых стран Европы.
Что касается процедуры
организации системы рециклинга и утилизации
отслуживших свой срок автомобилей в странах
ЕС, то она стандартная. Это сбор таких
автомобилей с выдачей их владельцам сертификата
об утилизации; слив всех эксплуатационных
жидкостей; демонтаж экологически опасных
компонентов (их перечень установлен Директивами
ЕС), а также комплектующих, которые можно
использовать для продажи как запасные
части; передача "остатков" автомобиля
на шредерную установку.
Предприятия, осуществляющие
демонтаж автомобилей, должны иметь специальные
лицензию и оборудование. В частности,
водонепроницаемые площадки с резервуарами
для сбора и раздельного хранения всех
сливаемых жидкостей, отстойниками и очистителями;
устройства для обработки и очистки воды
в соответствии с санитарными нормами
и нормами по защите окружающей среды;
системы, обеспечивающие пожарную безопасность
мест хранения использованных шин, полимеров
и других автомобильных компонентов. И
все они такое оборудование имеют. Причем
в основном — давно известное, применяющееся
в других отраслях промышленности. Но
есть и специализированное. Это, прежде
всего, шредер, который представляет собой
крупную установку, где специальная молотковая
дробилка сначала разбивает автомобиль
на небольшие куски, т. е. превращает в
размельченный материал, и одновременно
сбивает с автомобиля краску, ржавчину,
окалину и другие загрязнения. Затем методами
магнитной, воздушной, "весовой",
а также и ручной сепарации происходит
разделение на черный, цветные металлы
и легкие фракции, к которым относятся
полимеры, обивка, стекло и т. д. Такие фракции
(шредерные остатки) составляют 20—25 % массы
автомобиля и подлежат, как правило, захоронению
на свалках или сжиганию. Причем последнее
считается предпочтительным, поскольку
в среднем может быть получено до 1,7—1,9
МДж/кг энергии.
Но технологии утилизации развиваются: уже разработаны и начинают внедряться в практику высокоэффективные и экономически рентабельные технологии газификации отходов, позволяющие без сортировки перерабатывать практически любой органический бытовой мусор, пищевые отходы, а также автомобильные шредерные остатки в синтетические газы, из которых легко получается метанол.
Нельзя не отметить, что даже в самых современных полных цепочках утилизации отслуживших автомобилей экономически выгодны далеко не все их звенья. Особенно организация сбора и транспортирования экологически безопасного демонтажа. Поэтому во многих странах правительства, региональные и муниципальные органы власти принимают законодательные меры по ликвидации таких "узких мест". В частности, предоставляют налоговые льготы организаторам центров по приемке и утилизации отслуживших автомобилей. Определенную поддержку обязаны оказывать им также объединения производителей автомобилей и дилеры, для чего выработаны различные механизмы распределения ответственности между производителями автомобилей, поставщиками комплектующих изделий, владельцами старых автомобилей, предприятиями по утилизации и государственными органами власти. В числе таких механизмов разовая оплата утилизации владельцем либо при сдаче отслужившего свой срок автомобиля, либо при покупке нового (экологический налог на утилизацию); ежегодный налог на утилизацию, вносимый владельцем при техническом осмотре транспортного средства; обязательное финансирование утилизации автомобилей их производителями (импортерами) и т. д.
Такова зарубежная практика. Для России наиболее перспективным и целесообразным в долгосрочном плане механизмом, думается, следует считать небольшой ежегодный налог на владельцев автомобилей и обеспечение бесплатного приема старых автомобилей в специальных пунктах с выдачей свидетельств об их сдаче на утилизацию. Это своего рода стимул: владелец, сдавший автомобиль на утилизацию, прекращает уплату ежегодного налога.
Но такое решение — именно в долгосрочном плане. Реальная же ситуация с отслужившими свой срок автомобилями в России на протяжении многих лет не вызывала значительного беспокойства ни у населения, ни у правительства. Легковых автомобилей в нашей стране всегда было и все еще значительно меньше, чем в других промышленно развитых странах мира. Но в последние годы положение динамично меняется. Общий автомобильный парк и темпы продаж легковых автомобилей устойчиво растут. Например, только за 2004—2005 гг. — на 30 %. Причем половина зарегистрированных и состоящих на учете легковых автомобилей имеет возраст 10 лет и более. В результате брошенные автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты можно встретить везде — во дворах домов, вдоль дорог, на неорганизованных свалках; при выполнении работ, связанных с ремонтом, техническим обслуживанием, мойкой идет накопление изношенных деталей — шин, аккумуляторных батарей, стекол, металлических и полимерных изделий, отработавшего масла и других эксплуатационных жидкостей, которые в лучшем случае просто вывозятся на свалки.