Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 00:52, курсовая работа
Для современного мира характерно богатство и разнообразие видов развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями. В процессе отдыха человек удовлетворяет свои духовные потребности. Он оценивает собственную личность в различных социальных системах. Развлечения, решая многогранные задачи и, прежде всего, воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека, формируют и развивают личность.
Введение 2
1 Определения анимации в туризме и гостеприимстве 3
2 История анимации в туризме 4
1.1 Организация досуга древних греков 4
1.2 Организация досуга у древних римлян 6
1.3 Организация досуга в Средневековье 7
1.4 Организация досуга на Руси с древних времен до наших дней 10
1.5 Зарождение анимации, как отдельного направления тур. услуг 14
3 Виды анимационной деятельности 15
4 Функции туристской анимации 17
5 Некоторые аспекты планирования анимационной программы 17
6 Специфические анимационные программы в России 21
1.6 Программа фестиваля "Рыцарский орден" 22
1.7 Ожившие предания русской старины (экскурсия с элементами театрализованного представления для всех желающих) 23
1.8 Праздник Пасхи в Историческом музее (интерактивная театрализованная экскурсия для всех желающих) 24
1.9 Примерный план тур. программы «День Нептуна» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к которым детей приучали с 10-12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали специальные руководства: по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, выслеживанию и разделке дичи, а также по уходу за гончими.
Модным увлечением в те времена была игра в карты, на которых до наших дней сохранилось изображение дам и рыцарей в средневековых костюмах. Кроме игры в карты, распространенной среди знати, была игра в шахматы. Простонародье же больше увлекалось игрой в кости. Несмотря на многие ограничения, в жестокое Средневековье устраивались шумные праздники, соревнования и, конечно, знаменитые рыцарские турниры - военные состязания, которые происходили на специально устроенной арене, окруженной местами для зрителей.
Место для проведения турниров выбиралось наиболее людное, чаще всего около больших городов, чтобы можно было привлечь большее количество зрителей. Участвовали иногда целые отряды рыцарей или оруженосцев. Обычно турниры назначались по особенно торжественному случаю. На такие состязания съезжалось очень много народу (участники состязаний, почетные гости и знатные дамы, артисты, поэты и просто любопытствующие). .
Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой перед настоящими боями, поэтому на них разрешалось использовать только копья с закругленными концами и затупленные мечи, чтобы наносимые ими удары не представляли серьезной опасности для жизни. Нельзя было наносить удары в лицо противнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, несчастные случаи были не такими уж редкими. Случались и трагические исходы, хотя турниры проводились по тщательно разработанным инструкциям, строго определявшим критерии отбора участников и правила их поведения.
Допуск к участию в турнире давали герольды, которые тщательно проверяли знатность рода и заслуги участников. Герольды отрабатывали программу празднества и не меньше чем за месяц до его проведения знакомили с ней потенциальных участников и гостей. По сути герольды являлись своеобразными менеджерами на подобных мероприятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за соблюдением игравшими правил и регламента.
Турнир продолжался несколько дней, в течение которых могли быть разыграны различные «стандартные ситуации» битвы (атака бастиона, взятие приступом вала, защита моста через реку и др.). По условиям турнира победители могли брать соперников в плен, забирать их коней и оружие, получать выкуп. Позже излюбленным состязанием стал рыцарский поединок один на один, когда два соперника при полном снаряжении старались свалить друг друга с коня, используя щит и копье.
Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или боевым конем с полным снаряжением. Одним из самых волнующих моментов на рыцарском турнире был выбор победителем «дамы сердца». После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали артисты и поэты.
Таким образом, в суровое Средневековье досуг был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.
Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы заработать свой хлеб насущный. Свободного времени было не так уж много. Однако, когда такое время выпадало, проводилось оно красиво и весело.
К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельческим календарем. Праздниками отмечались все важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ, особенно начало сева и уборка урожая. Много праздников было в зимнюю пору, когда у крестьян высвобождалось время для развлечений. Тогда устраивались всевозможные вечеринки, посиделки, снежные игры, колядки. До наших дней дошли шумные языческие праздники - Святки, Масленица, ночь на Ивана Купала и др.
Эти праздники были шумными, многолюдными, с хороводами, гаданиями, веселыми играми, театральными представлениями, песнями и плясками, а также с соревнованиями в ловкости и умении (кулачными боями, борьбой и т. д.). Любили во время праздников полакомиться пряниками, блинами и другими лакомствами.
С появлением знати на Руси рождаются и новые формы проведения досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.
Большие изменения в проведении досуга произошли с принятием христианства. Православная церковь не приветствовала многие из «бесовских игрищ», призывала к досугу степенному и достойному. Однако успешно справившись с самим язычеством, она так и не смогла до конца искоренить народные праздники. Смирившись, церковь подстроила эти праздники под православный календарь.
В Средневековье церковь взяла на себя роль своеобразного культурного центра, регламентируя дни работы и отдыха, сосредоточив в своих руках обучение грамоте, переписывание книг и пр.
Народное искусство стало развиваться в новых формах. Так же, как и в западноевропейских государствах, на Руси можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики, особенно часто с медведями, которые разыгрывали перед зрителями занимательные действа. Зрелища эти, несмотря на запрет церкви, пользовались большим успехом у публики.
И крестьяне, и простые горожане любили проводить свободное время в питейных заведениях (харчевнях, корчмах, кабаках), где можно было не только поесть и выпить, но и пообщаться, развлечься.
Знать же предпочитала свои развлечения: пиры, игру в шахматы, охоту, те же потехи, только в исполнении собственных шутейных артистов. Большинства этих радостей была лишена женщина. Если простые женщины (крестьянки), оторвавшись от тяжелых работ, могли принять участие во всеобщих праздниках, то знатные - могли лишь наблюдать за веселым препровождением времени своих мужей издалека, в потайное окошечко, да и то не всегда.
Изменил такое положение русской женщины Петр Первый. Он произвел революцию в самой организации русского досуга: стал проводить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюдные народные гулянья, приобщил россиян к европейским формам проведения досуга.
В послепетровскую эпоху славные традиции, заложенные Петром, прижились и приумножились. Знать с удовольствием собиралась на балы, проводила досуг в светских салонах, играла в карты и шахматы, устраивала карнавалы.
Досуг же крестьян был более традиционным, поскольку их жизнь оставалась по-прежнему тяжелой. Праздников у крестьян было куда меньше, чем у знати, но они устраивали посиделки, на которых молодежь общалась, присматривала себе пару, водила хороводы, устраивала игры. Все любили традиционные календарные праздники: Святки, Масленицу и др. А народная русская свадьба была интереснейшим спектаклем со сватовством, девичниками, мальчишниками, свадебным поездом, выкупом невесты, русской баней и прочими атрибутами.
Начало XX в. характеризуется появлением новых форм досуга. Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреплять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабочих же времени и средств на досуг практически не было.
В конце XIX - начале XX в. в России начинает распространяться туризм как одна из массовых форм досуга. Например, в 1907 г. была создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России», целью которой было организация и проведение экскурсий по крупным городам и природным заповедным местам Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии прежде всего для малообеспеченных слоев (народных учителей, преподавателей, студентов и школьников).
С этой целью начали готовить и экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расширению сети маршрутов. Для координации действий была создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая головной организацией для многих учебных округов России. Комиссия располагала музеем и обширной библиотекой.
После революции 1905-1907 гг., когда были сняты ограничения на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои: предпринимателей, интеллигенцию, инженеров и служащих, выезжающих на заграничные и российские курорты.
Время было неспокойное, шла подготовка к следующей революции (1917 г.). В туризм стала активно вливаться демократически настроенная молодежь, которая использовала туристские путешествия и экскурсии для агитации и пропаганды своих взглядов.
После революции 1917г. проведение свободного времени коренным образом изменилось. Все было пронизано идеей революции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг. Положительным моментом того времени являлась ликвидация безграмотности, приобщение к чтению. Много стало отмечаться революционных и патриотических праздников.
В годы Советской власти туризм в нашей стране стал массовым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочисленных клубов, домов отдыха, домов пионеров, библиотек, музеев, выставочных залов, руководители кружков, туристских станций и т. д.
Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. Прежние досуговые формы были перечеркнуты, а взамен им ничего не предложено. В результате на несколько лет в досуговой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массовым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.
Люди с высоким достатком предпочитали проводить свободное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России. За рубежом бизнесмены вкладывают немалые средства в создание тематических парков со всевозможными аттракционами, игровыми автоматами, развлекательными центрами, спортивными площадками, которые со временем приносят большую прибыль их владельцам. Еще большую прибыль дают казино, боулинг-центры, ночные клубы, гольф-клубы.
На индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. В самой индустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. Наконец, за рубежом уже на протяжении десятилетий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений.
Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здоровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уделять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к активным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатываться новые игры, забавы, различные виды спорта. Проблеме использования свободного времени стали посвящать новые издания, начали открываться новые специальности, заговорили, наконец, о хороших специалистах по туристской анимации.
Анимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности - не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке. В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.
В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тур аниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.
С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении.
Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл, а именно: для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, для третьих – прогулка по лесу, для четвертых – рыбалка и т.д. Соответственно этому спросу в практике туристского обслуживания сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):