Анимационные технологии в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить организацию анимационного сервиса и разработать рекомендации по совершенствованию проведении праздников как вида анимационного сервиса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к исследованию понятия «анимационный сервиз»;
Рассмотреть принципы и функции социально-культурной анимации;
Описать современные технологии организации праздников;

Файлы: 1 файл

Техраз. Курсовая. Анимационные технологии.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Под влиянием политических, социально-экономических, культурных тенденций современная сфера досуга претерпевает в настоящее время значительные изменения. Достижения и противоречия цивилизации ХХІ века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека потребности и способности рационально строить свое свободное время, осуществлять выбор созидательных форм досуга.

Актуальность темы обусловлена проблемой необходимости развития анимационной деятельности в России, которая вытекает из противоречия между сложившимся уровнем практической деятельности учреждений культуры, ее распространенности и потребностью в педагогической модели анимационной деятельности и отсутствием всего этого на практике, которая нуждается, прежде всего, в определении функций анимационной деятельности.

Цель работы: изучить организацию анимационного сервиса и разработать рекомендации по совершенствованию проведении праздников как вида анимационного сервиса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к исследованию понятия «анимационный сервиз»;
  2. Рассмотреть принципы и функции социально-культурной анимации;
  3. Описать современные технологии организации праздников;
  4. Изучить использование анимационных технологий на конкретном примере.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Анимационный сервис: сущность понятия, определение

Необходимо осознать, что научно-технический прогресс, экономика, политика и идеология становятся источником социального развития лишь при условии проявления и реализации физических и духовных способностей человека.

Современное общество пока не может создать условия для всестороннего развития, отсюда появляются такие формы проведения досуга, которые противоречат природе человеческой души, понимания человека человеком, естественным контактам с окружающей средой. Поэтому в ходе формирования новых общественных отношений возрастает роль анимационной деятельности, способной внести в социально-культурную сферу инновационные идеи и новые формы общения в учреждениях культуры.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение в деятельности учреждений культуры. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» - оживлять, одушевлять. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психолого-педаггические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

Понятие «анимация». Социокультурная анимация - особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение. «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

- как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют згу модель.

- как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время;

- как своеобразная социально- педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (метода) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначать собственно духовный (шит -душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогической процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

Ощутимый вклад в исследование содержания и сущностных характеристик анимационной деятельности в российских условиях внес Н.Н. Ярошенко, рассматривающий анимацию как «особый вид социально-культурной деятельности», основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

При обращении к истокам «учения о душе» древних мыслителей нами были обнаружены зачатки психолого-педагогических свойств сущности и содержания анимационной деятельности. В сложных концептуальных переплетениях идеалистического и материалистического рождалось понимание души не только как некой субстанции, но и как объекта воспитания, обладающего формирующим воздействием.

В воззрениях Платона, сводимых к пониманию совершенствования души через ее воспитание, - «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» - обнаруживаются зачатки свойства социализации, прослеживающегося в его тезисах, непосредственно связанных с восприятием и развитием - «от правильного воспитания души зависит мудрость, справедливость, правильный строй в государстве». Значение в понимании свойства сублимации имеет идея Аристотеля о сущности очищения (катарсиса) через эмоциональные потрясения путем «сострадания и страха». В учении Пифагора,  установившего воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, прослеживается терапевтическое свойство, откуда происходит «врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей».

Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности.

Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

Охватывая такое широкое поле деятельности, анимационный сервис выполняет следующие основные функции:

- рекреационную – адаптация к состоянию отдыха, восстановление физических и психологических сил;

- образовательную – получений новых знаний и впечатлений;

- экономическую – реклама страны, региона, туркомплекса и, как результат, повышение доходности и прибыльности туристской отрасли.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Аниматор - специалист, о существляющий анимационную работу. Французские социокультурные аниматоры в большинстве своем - волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие, рабочие, крестьяне. Происходит постоянный процесс формирования активистов социокультурного движения из числа посетителей учреждений социально-культурной сферы.

Таблица 1.

Компетентностная модель работника анимационного сервиса

 

Виды профессиональной деятельности

Компетенции работника анимационного сервиса

Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей

(должен знать)

Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей

(должен уметь)

СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выявление запросов потребителя и формирование клиентурных отношений

Знает методы выявления запросов потребителя и формирования клиентурных отношений.

Владеет приемами выявления запросов потребителя и формирования клиентурных отношений

выбор необходимых методов и средств анимационного сервиса, соответствующих запросам потребителя, согласование с потребителем

готов к выбору необходимых методов и средств анимационного сервиса, соответствующих запросам потребителя, согласование с потребителем

Умеет осуществлять выбор необходимых методов и средств анимационного сервиса, соответствующих запросам потребителя, согласование с потребителем


 

 

Окончание таблицы 1

технологии предоставления анимационного сервиса, соответствующей запросам потребителя

технологию предоставления анимационного сервиса, соответствующую запросам потребителя

владеет технологией предоставления анимационного сервиса, соответствующей запросам потребителя

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

применение современных технологий реализации услуг анимационного сервиса

готов к применению современных технологий реализации услуг анимационного сервиса

Владеет современными технологиями реализации услуг анимационного сервиса

использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта

готов к применению информационных и коммуникационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта

Владеет информационными и коммуникационными технологиями в процессе разработки и реализации туристского продукта

осуществление разработки регламента анимационной деятельности

готов к осуществлению разработки регламента анимационной деятельности

Умеет осуществлять разработку регламента анимационной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

организация контактной зоны для обслуживания потребителей анимационного сервиса

знает приемы организации контактной зоны для обслуживания потребителей анимационного сервиса

Владеет навыками организации контактной зоны для обслуживания потребителей анимационного сервиса

организация процесса услуг, анимационного сервиса, соответствующего запросам потребителя

знает приемы организации процесса услуг, анимационного сервиса, соответствующего запросам потребителя

Владеет приемами организации процесса услуг, анимационного сервиса соответствующего запросам потребителя


 

Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами, в которых обучаются около двух с половиной тысяч человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. Выделяется два. типа аниматоров: руководители (аниматоры-координаторы); аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские режиссерские курсы и т.п.), осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь.

На кантональных (т.е. районных) аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений.

Кантональный аниматор подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями в рамках данного кантона. Такой аниматор нанимается по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен согласно утвержденному уставу, он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

1.2. Современные анимационные технологии организации праздников

Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Все это в массовом проявлении. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.

Информация о работе Анимационные технологии в туризме