Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 07:56, курсовая работа
Цель работы: изучить организацию анимационного сервиса и разработать рекомендации по совершенствованию проведении праздников как вида анимационного сервиса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические подходы к исследованию понятия «анимационный сервиз»;
Рассмотреть принципы и функции социально-культурной анимации;
Описать современные технологии организации праздников;
СОДЕРЖАНИЕ
Под влиянием политических, социально-экономических, культурных тенденций современная сфера досуга претерпевает в настоящее время значительные изменения. Достижения и противоречия цивилизации ХХІ века, предельные физические, интеллектуальные и психические нагрузки на индивида, вызванные интенсификацией производства, усложнением процесса овладения возрастающим объемом информации, социальной напряженностью и рядом других объективных факторов, обусловили необходимость формирования у каждого человека потребности и способности рационально строить свое свободное время, осуществлять выбор созидательных форм досуга.
Актуальность темы обусловлена проблемой необходимости развития анимационной деятельности в России, которая вытекает из противоречия между сложившимся уровнем практической деятельности учреждений культуры, ее распространенности и потребностью в педагогической модели анимационной деятельности и отсутствием всего этого на практике, которая нуждается, прежде всего, в определении функций анимационной деятельности.
Цель работы: изучить организацию анимационного сервиса и разработать рекомендации по совершенствованию проведении праздников как вида анимационного сервиса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Необходимо осознать, что научно-технический прогресс, экономика, политика и идеология становятся источником социального развития лишь при условии проявления и реализации физических и духовных способностей человека.
Современное общество пока не может создать условия для всестороннего развития, отсюда появляются такие формы проведения досуга, которые противоречат природе человеческой души, понимания человека человеком, естественным контактам с окружающей средой. Поэтому в ходе формирования новых общественных отношений возрастает роль анимационной деятельности, способной внести в социально-культурную сферу инновационные идеи и новые формы общения в учреждениях культуры.
В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение в деятельности учреждений культуры. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т.д.
Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» - оживлять, одушевлять. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психолого-педаггические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
Понятие «анимация». Социокультурная анимация - особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение. «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:
- как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют згу модель.
- как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время;
- как своеобразная социально- педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.
Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (метода) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.
Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначать собственно духовный (шит -душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогической процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
Ощутимый вклад в исследование содержания и сущностных характеристик анимационной деятельности в российских условиях внес Н.Н. Ярошенко, рассматривающий анимацию как «особый вид социально-культурной деятельности», основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
При обращении к истокам «учения о душе» древних мыслителей нами были обнаружены зачатки психолого-педагогических свойств сущности и содержания анимационной деятельности. В сложных концептуальных переплетениях идеалистического и материалистического рождалось понимание души не только как некой субстанции, но и как объекта воспитания, обладающего формирующим воздействием.
В воззрениях Платона, сводимых к пониманию совершенствования души через ее воспитание, - «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» - обнаруживаются зачатки свойства социализации, прослеживающегося в его тезисах, непосредственно связанных с восприятием и развитием - «от правильного воспитания души зависит мудрость, справедливость, правильный строй в государстве». Значение в понимании свойства сублимации имеет идея Аристотеля о сущности очищения (катарсиса) через эмоциональные потрясения путем «сострадания и страха». В учении Пифагора, установившего воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, прослеживается терапевтическое свойство, откуда происходит «врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей».
Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности.
Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Охватывая такое широкое поле деятельности, анимационный сервис выполняет следующие основные функции:
- рекреационную – адаптация к состоянию отдыха, восстановление физических и психологических сил;
- образовательную – получений новых знаний и впечатлений;
- экономическую – реклама страны, региона, туркомплекса и, как результат, повышение доходности и прибыльности туристской отрасли.
Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные социально-культурные технологии. Опыт западных стран, в первую очередь Франции, где эти технологии нашли широкое распространение, свидетельствует о несомненно значимых возможностях социально-культурной анимации. Используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов досуговой деятельности, основанным на современных началах. Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.
Аниматор - специалист, о существляющий анимационную работу. Французские социокультурные аниматоры в большинстве своем - волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие, рабочие, крестьяне. Происходит постоянный процесс формирования активистов социокультурного движения из числа посетителей учреждений социально-культурной сферы.
Таблица 1.
Компетентностная модель работника анимационного сервиса
Виды профессиональной деятельности |
Компетенции работника анимационного сервиса | ||
Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен знать) |
Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен уметь) | ||
СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
Выявление запросов потребителя и формирование клиентурных отношений |
Знает методы выявления запросов потребителя и формирования клиентурных отношений. |
Владеет приемами выявления запросов потребителя и формирования клиентурных отношений | |
выбор необходимых методов и средств анимационного сервиса, соответствующих запросам потребителя, согласование с потребителем |
готов к выбору необходимых методов и средств анимационного сервиса, соответствующих запросам потребителя, согласование с потребителем |
Умеет осуществлять выбор необходимых методов и средств анимационного сервиса, соответствующих запросам потребителя, согласование с потребителем |
Окончание таблицы 1
технологии предоставления анимационного сервиса, соответствующей запросам потребителя |
технологию предоставления анимационного сервиса, соответствующую запросам потребителя |
владеет технологией предоставления анимационного сервиса, соответствующей запросам потребителя | ||
ПРОИЗВОДСТВЕННО- | ||||
применение современных технологий реализации услуг анимационного сервиса |
готов к применению современных технологий реализации услуг анимационного сервиса |
Владеет современными технологиями реализации услуг анимационного сервиса | ||
использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта |
готов к применению информационных и коммуникационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта |
Владеет информационными и коммуникационными технологиями в процессе разработки и реализации туристского продукта | ||
осуществление разработки регламента анимационной деятельности |
готов к осуществлению разработки регламента анимационной деятельности |
Умеет осуществлять разработку регламента анимационной деятельности | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
организация контактной зоны для обслуживания потребителей анимационного сервиса |
знает приемы организации контактной зоны для обслуживания потребителей анимационного сервиса |
Владеет навыками организации контактной зоны для обслуживания потребителей анимационного сервиса | ||
организация процесса услуг, анимационного сервиса, соответствующего запросам потребителя |
знает приемы организации процесса услуг, анимационного сервиса, соответствующего запросам потребителя |
Владеет приемами организации процесса услуг, анимационного сервиса соответствующего запросам потребителя |
Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами, в которых обучаются около двух с половиной тысяч человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. Выделяется два. типа аниматоров: руководители (аниматоры-координаторы); аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские режиссерские курсы и т.п.), осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь.
На кантональных (т.е. районных) аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений.
Кантональный аниматор подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями в рамках данного кантона. Такой аниматор нанимается по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен согласно утвержденному уставу, он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Все это в массовом проявлении. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможные ситуации. И праздник в данном случае должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции.