Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
· проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
· определить сущность детского туризма и его виды;
· рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России…………...…...7
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)……......7
1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия
Советской власти (1917-1941 гг.)......…........………………………………...... 11
1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период..............14
Глава 2.Современный детский туризм……........................................................17
2.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся...................................................................................................... 17
2.2. Детские оздоровительные лагеря................................................................22
2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма.............................29
Заключение ............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................34
Детский туризм
Содержание
Введение......................
Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России…………...…...7
1.1. Зарождение туризма
и экскурсий в России (XIX век
- 1917 год)……......7
Советской
власти (1917-1941 гг.)......…........……………………………
1.3. Развитие детско-юношеского
туризма в послевоенный период.
Глава 2.Современный детский
туризм……......................
2.1. Классификация видов
детского туризма и
2.2. Детские оздоровительные
лагеря........................
2.3. Проблемы и перспективы
развития детского туризма.....
Заключение ..............................
Список использованной литературы....................
Введение
В современном мире туризм считается одной из высокодоходных отраслей мировой экономики. По статистическим данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) мировой экспорт туристских услуг только за 1998 г. составил 532 млрд. долларов США. Россия занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится всего лишь около 1 процента мирового туристического потока (данные из «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.», одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р).
Такое положение нашей страны на мировом рынке туристских услуг сложилось уже достаточно давно. Длительное время туризм в России представляли только крупные государственные монополии, такие как «Интурист», «Спутник» и Центральная система туристских профсоюзных организаций. Внутренний туризм развивался, но международный (как въездной, так и выездной) был очень ограничен.
Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристскую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество. Туризм стал уникальным плацдармом развития малого и среднего предпринимательства. Сейчас в России действуют от 15 до 20 тыс. самостоятельных туристских фирм с численностью работников от 3-х до 10-ти человек. Российский туризм получил признание как важная отрасль современной экономики страны и уверенно вошел в мировой туристский рынок.
В то же время, отсутствие развитой государственной инфраструктуры и недостаточное правовое обеспечение определило становление туристского рынка 80-х и 90-х годов прошлого века, с одной стороны, как развивающегося бурными темпами, реально создающего новые рабочие места, оперативно реагирующего на спрос населения в туристских услугах; с другой стороны, туризм захлестнуло стихийное и полукриминальное, «теневое» предпринимательство.
К сожалению, за годы экономических
реформ разрушительному удару
На государственном уровне
резко сократилось
Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.
Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
Цель данной курсовой работы
– изучить вопросы
· проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
· определить сущность детского туризма и его виды;
· рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
Объектом исследования является индустрия туризма, предметом исследования – детский туризм, как одна из ее составляющих.
Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.
По данным Госкомстата
РФ, в 2002 г. на территории России зарегистрировано
52100 действующих детских
Проблема развития детского
туризма очень актуальна на сегодняшний
день. Специалисты считают, что в
перспективе детско-юношеский
Экономические преимущества
этого вида туризма очевидны: путешествуют
школьники и студенты, как правило,
организованными группами, поездки
ритмично повторяются из года в год,
что значительно облегчает
Еще более важен детский
туризм с точки зрения социальной.
Туризм предоставляет уникальную возможность
глубже узнать и наглядно ознакомиться
с историческим и культурным наследием
своей страны и других государств,
пробудить у молодых людей
чувство национального
Велика роль путешествий
и в обеспечении
Кроме того, детский спортивно-
Поэтому можно с уверенностью
сказать, что детский туризм –
важный способ передачи новому поколению
накопленного человечеством жизненного
опыта и материально-
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.
Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России
1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)
Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.
С введением в программы
учебных заведений курсов по естествознанию
появляются первые образовательные
прогулки на природу, о целесообразности
которых высказывались
С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.
В конце XIX века складываются
два вида путешествий и экскурсий.
Первый - ставивший цели по изучению
географии, геологии, ботаники и других
естественных наук, появляются также
первые технические и производственные
экскурсии. Другой вид - это дальние
учебные путешествия для
Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются путешествия и с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).
В связи с ростом числа
путешествий и экскурсий
Министерство Просвещения
способствовало развитию школьных образовательных
экскурсий благодаря изданию
специальных нормативных
В 1895 году создается Русский туринг-клуб - первая туристская организация в России. Возникший в 1890 году в Одессе Крымский горный клуб наряду с организацией экспедиций по изучению и охране местностей занимался разработкой познавательных маршрутов и устройством экскурсий для учащихся. В 1900 году в Петербурге было создано Русское горное общество, которое помимо проведения научно-исследовательской работы организовывало также учебные путешествия школьников по Кавказу, о чем свидетельствует журнал "Ежегодник Русского горного общества". Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность, выделяется школьное движение.
На основании опыта работы Кавказского горного общества его председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер - пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся.
С 1899 года правление Русского туринг-клуба учреждает и начинает издавать журнал "Русский турист", на страницах которого велась специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях". Эти публикации обобщали опыт по проведению в школах России экскурсий и организованных поездок для знакомства с крупными городами и с природой Кавказа, Крыма, Урала и Средней Азии.
Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с такими видными экскурсионистами и педагогами как Анциферов Н.П., Кайгородов Д.Н., Гревс И.М. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов "Экскурсионный вестник", "Школьные экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант".
В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р.Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.
Министерство Народного
Просвещения также поддерживало
предложения и начинания Р.Р.