Детский туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
· проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
· определить сущность детского туризма и его виды;
· рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Обзор истории развития детского туризма в России…………...…...7

1.1. Зарождение туризма и экскурсий в России (XIX век - 1917 год)……......7
1.2. Развитие детско-юношеского туризма в первые десятилетия

Советской власти (1917-1941 гг.)......…........………………………………...... 11

1.3. Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период..............14

Глава 2.Современный детский туризм……........................................................17

2.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся...................................................................................................... 17

2.2. Детские оздоровительные лагеря................................................................22

2.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма.............................29

Заключение ............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................34

Файлы: 1 файл

детский туризм! практика деят.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

 

После смерти Р.Р.Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

 

1.2. Развитие туризма в первые десятилетия Советской власти

 

(1917-1941 гг.)

 

 

 

В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве было создано Центральное Бюро школьных экскурсий,  которое в 1921 году преобразуется    в    Детскую    экскурсионно-туристскую    станцию    Народного Образования (ДЭТС ОНО). Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

 

В 1920 году в школьные программы  включается краеведение. Возрастает особый интерес к двум пролетарским столицам. Стремление детей увидеть Петроград  и Москву было исключительно велико. Преодолевая разруху и голод, учителя с детьми ехали на экскурсии. Им выдавались продукты, обеспечивались места на экскурсионных базах. Школьники  осматривали достопримечательности, посещали музеи, ездили на заводы.

 

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный  лагерь "Артек". А в 1929 году в  стране учреждается печатное издание  по туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства  РСФСР способствовал дальнейшему  развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных  строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

 

Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с  Центральным Бюро краеведения, и  при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической работы были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

 

После принятия в 1927 г Постановления  Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

 

 На этом этапе развития  туризма в Советском Союзе  в развитии детского туризма  преобладали образовательные и  воспитательные цели, была заложена  основа для летних оздоровительных  мероприятий, но приоритетными  направлениями оставались отдельные  местные самодеятельные походы  и экскурсионные поездки. В  середине 30-х годов шло быстрое  расширение туристско-экскурсионной  базы, и ЦИК СССР принимает  решение о нецелесообразности  дальнейшего развития туризма  в рамках самодеятельных обществ. 

 

Была создана система  организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

 

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих  организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения  местного уровня в стране были ликвидированы.

 

          В   1939  году  самодеятельные  походы  были признаны  видом  туризма. 

 

В это время Народный Комиссариат  Просвещения рассматривал туризм как  один из видов учебно-воспитательной работы. "Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

 

Таким образом, первые десятилетия  советской власти для туризма  и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ  и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

 

1.3. Развитие детско-юношеского  туризма в послевоенный период

 

 

 

Центральная туристско-экскурсионная  станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в  послевоенные годы. В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение  о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных  управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает  решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты "Пионерская правда".

 

Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации  летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

 

В 60-е годы организационная  структура туризма в СССР снова  претерпевает изменения. В 1962 году Центральное  туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный  Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный  Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

 

К концу 60-х годов в детском  туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и  детские лагеря отдыха, внутрисоюзные  походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется  география детского туризма. В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране".

 

В то же время, основной задачей  детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и  дружба народов СССР.

 

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация  структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные  детские станции объединяются в  Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения  СССР, которая проводила ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей.

 

В эти годы пополняется  материальная база для специализированного  отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются  более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под  Москвой.

 

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский  туризм был хорошо организован, отличался  массовостью охвата школьников и  был подчинен патриотическому и  идейному воспитанию. При этом путешествия  по СССР носили и самодеятельный, и  организованный характер. Расширилась  география поездок школьников от своего региона до крупных городов  СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние "красные" даты календаря. Походы и экспедиции планировались  централизованно, охватывая все  школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в  СССР была сформирована крупная и  дешевая материальная база для развития детского туризма.

 

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических  реформ, советская система детского туризма руководителям того времени  показалась неэффективной и государственная  поддержка учреждений и мероприятий  этой системы была сведена до минимальных  пределов. Однако даже основ новых  экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось. На современном этапе в индустрии  детского туризма имеется достаточная  для ее развития материально-техническая база. В качестве субъектов, развивающих  детский туризм, появились и коммерческие фирмы, и общественные объединения.

 

Таким образом, возникает  необходимость изучения и обобщения  опыта развития детского туризма  не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и  с позиций экономической эффективности  этого направления. Новые экономические  отношения, возникшие в настоящее  время в нашей стране, обострили  проблемы в детском туризме, требуют  изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма.

 

Глава 2. Современный детский  туризм

2.1. Классификация видов  детского туризма и организаций,  им занимающихся.

 

 

 

В соответствии с Законом  РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства с  постоянного места жительства в  оздоровительных, познавательных, религиозных  и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

 

Детский туризм подразумевает  путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.

 

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

 

По способу организации  туристские путешествия подразделяются на:

 

-   плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

 

-   самодеятельные.

 

По продолжительности  походов и путешествий различают:

 

-        одно-двухдневные

 

-        многодневные.

 

По степени сложности  спортивно-туристские выезды делят  на:

 

-      некатегорийные

 

-      категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

 

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст  участников и их подготовку.

 

Например, к тренировочным  выездам допускаются дети от 7 лет  с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории  сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники  от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек 

 

В детском туризме существует особенность в классификации  на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:

 

-      сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

 

-      межсезонный.

 

Все эти виды детского туризма  на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с  другом.

 

Можно выделить несколько  основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:

 

1. Внутренний туризм:

 

-   экскурсии для  школьников

 

-   спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

 

-   самодеятельные школьные  обмены

 

-   познавательные и  рекреационные детские туры на  коммерческой основе

 

-   оздоровление и  отдых в детских лагерях

 

2. Выездной туризм:

 

-   организация международных  безвалютных обменов

 

-   образовательные,  деловые и поощрительные выезды  для талантливых подростков, победителей  творческих конкурсов, олимпиад  и т.д.

 

-   познавательные и  рекреационные туры на коммерческой  основе

 

-   выезды в международные  детские центры (лагеря)

 

Сегодня в России в области  детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

 

Коммерческая сфера состоит  из туристских фирм, туристских баз  и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке  детского туризма.

 

Некоммерческая сфера  представлена:

 

· государственными   и  муниципальными органами   управления,

 

· государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том  числе учреждениями дополнительного  образования

 

· общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

 

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

 

В настоящее время встречается  и смешанный тип организации  детского туризма, который объединяет государственные дотации  с финансовыми  вложениями российских и международных  коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

 

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно  занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского туризма  включились также органы по делам  молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

 

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в  настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы  элементы туристской деятельности.

Информация о работе Детский туризм