Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике. Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление. Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов. Задачи:
- Рассмотреть основные этапы развития туризма;
- Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;
- Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.
Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже - с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).
Что касается сухопутных путей, уже в I в. до н.э. в Римской империи существовали главные дороги, предназначенные, в основном, для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в городах существовали государственные постоялые дворы с минимумом удобств, предназначенные лишь для кратковременных остановок. Как уже сказано, инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным дело
1.3 Туризм в средние века
В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий - миссионеры и т.п.). Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров - если вспомнить знаменитые крестовые походы - перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.
Многие путешествия того периода
были связаны с переездами королевских
семей из зимних дворцов в летние
и назад, поездками в дальние
страны для устройства супружеских
браков и альянсов или для сохранения
контроля над отдаленными владениями.
Этот вид путешествий охватывал
не только множество сопровождающих
лиц, придворных и солдат, но и посланцев,
курьеров, просителей и официальных
лиц, частые поездки которых были
связаны с деятельностью
Путешествия в средние века носили
строго классовый характер. Слуги
путешествовали только с господами
или - реже - по их поручению. Феодальный
строй прочно привязывал основную массу
населения к земле. Поэтому помимо
аристократии путешествия могли
себе позволить представители
Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку). Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху - эпоху Великих Географических Открытий.4
Как уже упоминалось, основные маршруты того времени пролегали между Европой и Азией и между Европейскими странами. Отдельные европейские и ближнеазиатские путешественники уже тогда добирались до Индии, Китая (арабский путешественник Сулейман, VIII в.) Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь "из варяг в греки": от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно- пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и "комнаты для гостей" в домах священнослужителей,
Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.
С ослаблением религиозных
Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты - Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза. включавшее в себя около ста городов.
Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших только что открытый Новый свет и Европу, удобство которых обусловлено морскими ветрами и течениями. Это маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам Полинезии), маршрут Сааверди (от Мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи). Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света.
Развитие колониальной системы, несомненно,
положительно влияло на развитие путешествий.
Во-первых, возрастало количество как
переселенцев в новые земли, так
и просто "любопытствующих", которые
вряд ли бы поехали, например, в "дикую"
по их меркам Индию, если бы им не была
гарантирована защита войсками Ее Величества
Английской королевы, оккупировавшими
страну. Так колонии становятся не
только источниками сырья, но и местами
отдыха. Учитывая местоположение большинства
из них, многие из колоний в дальнейшем
стали полноценными курортами. Во-вторых,
наличие колоний стимулировало
развитие транспорта, дорог и обуславливало
возникновение системы
Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает «железный занавес» для путешественников, который будет поднят только в 1948 году.
Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно, в период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.
2.Особенности туристических путешествий в буржуазную эпоху (XVIII-XIX вв. )
Основное различие туризма прошлых
лет и современного - наличие рынка
туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг
как таковой не был нужен, так
как большинство фирм были мелкими
и знали своих клиентов лично.
С появлением относительно крупных
фирм длительный срок они были единичными,
то есть, фактически, общеизвестными. До
XVI11 - XIX вв. туристических фирм как
таковых не существовало, и все
путешествия осуществлялись по частной
инициативе, главным образом на собственных
транспортных средствах. В XIX веке понятие
туризма претерпевает коренные изменения
и становится более близким к
современному представлению: в 1863 году
Томас Кук открывает первую в
мире туристскую фирму, которая занималась
продажей нового вида услуг - путешествий
ради удовольствия. С этого времени
туризм отсчитывает свою историю
как специфический вид
Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.
В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению
туризма в особый род экономической
деятельности появляются страны, лидирующие
в этой области. Особую роль на мировой
арене в ту эпоху играли богатая
колониями Англия, обособившиеся
в 1776 году США и активно включившаяся
благодаря Петру I в международную
деятельность Россия. Туристическая
деятельность в этих странах заметно
активировалась в рассматриваемый
период благодаря ряду факторов. Англия
легко заняла позицию лидера, поскольку
это была одна из первых стран Европы,
ставшая на путь капиталистического
развития, благодаря чему она характеризовалась
более высоким уровнем
В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.
В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.
Увеличению количества путешественников
среди людей среднего класса способствует
введение отпусков для рабочих и
служащих и уменьшение рабочего дня,
то есть высвобождение досуга. Идет
рост сети железных дорог, развитие экономических
связей, торговых путей внутри Европы
и с другими странами, развитие
пароходостроения и судоходства. В
США развитие сети железных дорог
субсидировалось правительством на
35- 50%; кроме того, там активнее, чем
в Европе, шло развитие автомобильного
транспорта: с 1891г. началось его конвейерное
производство. США также удалось
в определенной степени преодолеть
главное препятствие для
В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение, получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.
К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.