Феномен туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике. Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление. Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов. Задачи:
- Рассмотреть основные этапы развития туризма;
- Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;
- Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.

Файлы: 1 файл

Aktualnost.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)

 

Средиземное море и Персидский залив  буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже - с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

 

Что касается сухопутных путей, уже  в I в. до н.э. в Римской империи  существовали главные дороги, предназначенные, в основном, для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль  таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в  городах существовали государственные  постоялые дворы с минимумом  удобств, предназначенные лишь для  кратковременных остановок. Как  уже сказано, инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо  позже, а тогда поездки, как и  наличие средств передвижения, являлись сугубо частным дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Туризм в средние века

 

    В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий - миссионеры и т.п.). Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров - если вспомнить знаменитые крестовые походы - перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.

 

Многие путешествия того периода  были связаны с переездами королевских  семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние  страны для устройства супружеских  браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал  не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных  лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению  услуг по организации отдыха вдоль  маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение  аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство. Молодые дворяне зачастую отправлялись в своеобразный европейский гран-гур по Европе: из Англии (Лондон) во Францию (Париж), затем — в Италию (Генуя, Милан, Флоренция, Рим), затем - в Швейцарию, Германию, Нидерланды. Международный досуговый туризм быстро развивается, охватывая теперь не только богатых, но и средний класс.

 

Путешествия в средние века носили строго классовый характер. Слуги  путешествовали только с господами  или - реже - по их поручению. Феодальный строй прочно привязывал основную массу  населения к земле. Поэтому помимо аристократии путешествия могли  себе позволить представители купечества, участники завоевательных отрядов  и представители так называемой городской бедноты. Свобода передвижения людей этих категорий постепенно возрастала, поскольку в начальный  период средневековья купцы и  горожане были связаны гильдиями  и цехами, к которым они принадлежали. Таким образом, досуговые путешествия  оставались привилегией дворянства,

 

Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку). Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху - эпоху Великих Географических Открытий.4

Как уже упоминалось, основные маршруты того времени пролегали между  Европой и Азией и между  Европейскими странами. Отдельные европейские  и ближнеазиатские путешественники уже тогда добирались до Индии, Китая (арабский путешественник Сулейман, VIII в.) Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь "из варяг в греки": от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно- пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и "комнаты для гостей" в домах священнослужителей,

Наряду с  Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший  всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха  Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в  этот исторический период.

 

С ослаблением религиозных мотивов  возрастает индивидуальный характер и  образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным "образовательный маршрут": Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно - через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествуют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. "Первый педагог" Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащихся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.

 

Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты - Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза. включавшее в себя около ста городов.

 

Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших  только что открытый Новый свет и  Европу, удобство которых обусловлено  морскими ветрами и течениями. Это  маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам Полинезии), маршрут Сааверди (от Мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи). Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света.

 

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как  переселенцев в новые земли, так  и просто "любопытствующих", которые  вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими  страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами  отдыха. Учитывая местоположение большинства  из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало  развитие транспорта, дорог и обуславливало  возникновение системы гостеприимства - мест, где можно было бы уютно  отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным  обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.

 

Наряду с открытием новых  земель и потенциальных мест для  проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает «железный занавес» для путешественников, который будет  поднят только в 1948 году.

 

Постепенно люди начинают регулярно  путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных  и экономических целях, так как  это было приятно, доступно по цене и эффективно, в период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения  и размещения остаются теми же, что  и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых  домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации  условий труда и растущему  стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем  досуговый туризм стал частью жизни  почти всех слоев общества.

2.Особенности туристических путешествий в буржуазную эпоху (XVIII-XIX вв. )

 

Основное различие туризма прошлых  лет и современного - наличие рынка  туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг  как таковой не был нужен, так  как большинство фирм были мелкими  и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных  фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVI11 - XIX вв. туристических фирм как  таковых не существовало, и все  путешествия осуществлялись по частной  инициативе, главным образом на собственных  транспортных средствах. В XIX веке понятие  туризма претерпевает коренные изменения  и становится более близким к  современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в  мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий  ради удовольствия. С этого времени  туризм отсчитывает свою историю  как специфический вид предпринимательской  деятельности.

 

Выделению туризма в самостоятельную  отрасль способствовал мощный технический  скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

 

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению  туризма в особый род экономической  деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой  арене в ту эпоху играли богатая  колониями Англия, обособившиеся  в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную  деятельность Россия. Туристическая  деятельность в этих странах заметно  активировалась в рассматриваемый  период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку  это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась  более высоким уровнем цивилизации  и обустройства быта по сравнению  со многими странами. В Англии, а  чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению  Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.

 

В России главным фактором, стимулирующим  развитие внешних отношений и  перемещений как внутри страны, так  и за ее пределы, стали реформы  Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также  всячески поощрял путешествия по России с целью более полного  освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым  и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых  земель и торговых путей. Изменение  уклада жизни дворян сделало путешествия  не только возможными, но и престижными.

 

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической  точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

 

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и  служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических  связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В  США развитие сети железных дорог  субсидировалось правительством на 35- 50%; кроме того, там активнее, чем  в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное  производство. США также удалось  в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень  популярна Европа - океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение  между Нью-Йорком и Англией. В  социальной сфере огромную роль сыграла  отмена рабства: фактически высвободился еще один социальный слой "потенциальных  путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

 

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение, получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

 

К середине XVIII в. возникает необходимость  в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Информация о работе Феномен туризма