Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель работы состоит в раскрытии феномена туризма как социокультурного фактора в его динамике. Объект исследования – туризм как культурно-историческое явление. Предмет исследования: сущность, значение и особенности исторических модификаций туризма в совокупности его функционального и динамического аспектов. Задачи:
- Рассмотреть основные этапы развития туризма;
- Определить место туризма в социально – культурной жизни общества;
- Выявить тенденции развития туризма, обозначить основные виды туризма.
В 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма, в котором приняли активное участие представители 14 европейских государств. В результате был создан первая в этой сфере организация "Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), 1927 г. - Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций по пропаганде туризма (МСОПТ).
Послевоенный период потребовал совершенствования организационной структуры по руководству мировым туризмом. Поэтому в 1947 г. все перечисленные организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Действительными членами этой организации стали представители 116 государств.17
Впоследствии под патронажем ООН была создана Всемирная Туристская Организация (ВТО) - единственная в мире специализированная организация по иностранному туризму. ВТО правопреемник МСОТО - Международного союза официальных туристских организаций (1947), была основана в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН в 1975 году. Штаб-квартира находится в Испании, (г. Мадрид, 28020, Capitan Naua 42). Устав ВТО принят 27 сентября 1975 года. Начиная с 1980 года, этот день отмечается как Всемирный день туризма, который ежегодно проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет генеральной Ассамблеи.
Всего в мире насчитывается около 200 международных туристских организаций всемирного характера. Региональными организациями в составе ВТО являются: Арабская туристская организация (ААТТА); Американское общество туристских агентов (АСТА); Туристская ассоциация Тихоокеанского региона (ПАТА); конференция туристских агентств стран Латинской Америки (КОТАЛ); Ассоциация Британских туристских агентств; Европейская туристская комиссия (ЕТК).
Республика Казахстан
Туристские организации
Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту представляет Республику Казахстан в специализированных учреждениях и программах ООН по мировому туризму.
В качестве глобальных региональных тенденций развития мирового туризма были названы:
Распределение долей межрегионального туризма в соотношении с общим объемом прибытий к 2020 г. определится следующим образом: Южная Азия - 85%; Ближний Восток - 63%; Африка - 43%; Америка - 38%; Европа - 15%.
Важнейшими сегментами туристского рынка к 2020 г. будут: солнце и пляж, спортивный туризм; приключенческий туризм; природный туризм; культурный туризм; городской туризм; сельский туризм; круизы; тематические парки; конгрессный туризм; дальние поездки; специальные сегменты; комбинированные поездки; зимние виды спорта; водные виды спорта.
Сочетание глобализации и локализация туристских программ; господство электронны технологий; поляризация туристских предпочтений.
Ориентация рынка на три аспекта туристского продукта: развлечение, острота ощущений, просвещение; внимание туристских центров к своему "имиджу"; заинтересованность всех в туристах из Азии;
Обеспечение устойчивого развития
туризма и "справедливой торговли"
в туризме; противоречия между растущим
социально-экономическим
Главными приоритетами национальный туристских организаций (НТО) на ближайшие десятилетия XXI века будут: а) усиление, повышение нацеленности и агрессивности маркетинга; б) постоянное стремление обеспечить конкурентные преимущества посредством дифференциации продуктов, их качества и/или цены; в) признание необходимости обеспечить устойчивое развитие туризма в целях долгосрочного благосостояния; г) уменьшение государственного контроля, расширение государственно-частных партнерств;
3.3 Современное Состояние Российского Туристского Рынка
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых предприятий,
которые впоследствии стали
3. модификация старых
туристских предприятий путём
перестройки на разработку
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
1 новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
2 упрощение порядка выезда;
3 расширение внешних деловых контактов;
4 увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
5 доступность цен на выездные туры;
6 большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными
Приоритетные направления
3.4 Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
1 нестабильность внутренней политики;
2 несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
3 несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
4 завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
5 несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
6 недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
7 отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.
Заключение
Из первой главы выявлено, что первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
В античный период
большинство путешествий
Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий.
Развивались различные виды туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.
Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
Развитие транспортных средств привело к массовому туризму. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия. Постепенное формирование рынка услуг. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся. Повышение качества туристских услуг и обслуживания. Создание административно-правовых норм в туризме. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.
Так же изучая туризм в советское время я узнала, что существовало всего два самых известных и крупних туроператора это «Спутник» и «Интурист». У каждый из этих операторов было своё направление.
В СССР выехать за границу было чрезвычайно сложно, малая доступность въезда в страну, то есть, что бы пересечь границу нужно было предоставить уйму документов и разрешений, что было очень сложно. В наше время стало всё намного легче и доступнее.
Туризм вошёл в 21 век и стал глубоким, культурным, социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мировоззрение людей, на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Общемировые туристические показатели характеризуются устойчивым ростом и превышают 2 милрд. путешествующих в течении года. Согласно прогнозу ВТО, до 2020 г. ожидается увеличение объёма туризма вдвое. Сама объективная реальность современной жизни порождает объективную же потребность в туризме, формы которого в настоящее время многочисленны и многообразны.
Историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.
Список литературы
1. Александрова А. Ю.
2. Баталова Л. В. Из истории
развития туризма / Л. В. Баталова
// Социально-политическое
3. Дитлер Д. Б. От Птоломея до Колумба / Д. Б. Дитлер. – М. : Мысли, 1989. – 244 с.
4. Зорин И. В. Туристский
5. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика / В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 1998. – 312 с.
6. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В. Сапрунова. – М. : Ось-89, 1998. – 320 с.; Шаповал Г. Д. История туризма / Г. Д. Шаповал. – Минск : ИП "Экоперспектива", 1999. – 216 с.
7. Хейердал Тур. Древний человек и океан / Тур. Хейердал. – М. : Мысль, 1982. – 350 с.
8. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.
9. Долженко Г.П. “История