Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 17:24, реферат
На сегодняшний день туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными ресурсами и культурно - историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако, несмотря на поддержку со стороны государства, данная отрасль является недостаточно развитой при всевозрастающим спросе на туристические услуги. Развитие туристического бизнеса можно отнести на период 2002-2005 гг., это был период спроса на рынке туристических услуг, который был связан с преодолением кризисных явлений в российской экономике и повышении уровня жизни населения.
Государственная поддержка
развития туристской инфраструктуры должна
осуществляться, прежде всего, в рамках
федеральных целевых программ. В
настоящее время в наибольшей
степени развитие туристско-рекреационного
комплекса предусматривается на
новом этапе реализации ФЦП «Юг
России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается
реконструкция и модернизация существующей
инфраструктуры, а также новое
строительство в Кабардино-
Основу российского
Решение данных задач позволит России существенно повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках.
2.1. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг.
В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним из главных инструментов которой на сегодняшний день является повышение качества туристских услуг. С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов - проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). С этой же целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов (переводчиков) в целях укрепления единства культурно-информационного пространства Российской Федерации, в том числе доведения до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире. Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мер по совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средств размещения, внедрения систем классификации пляжей и горнолыжных склонов, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Это соответствует целям Правительства Российской Федерации по привлечению трудовых ресурсов и обеспечению занятости населения, повышению профессиональной подготовленности кадров, а также повышению доступности и качества предоставляемых населению услуг. Для совершенствования туристского образования необходима корректировка существующих и создание новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлении привлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно широко использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений, в течение многих лет, успешно работающих на образовательном рынке в Европе. В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующих учебных заведений в целях создания условий для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности. Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов, начинающих работать в индустрии туризма, при этом необходимо передавать как базовые теоретические знания, так и практические навыки. Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок. Для подготовки работников смежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений. Необходима разработка критериев и внедрение системы рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что позволит обеспечить молодежь достоверной информацией о состоянии рынка образовательных услуг в сфере туризма. Одной из основных задач в ближайшие годы является подготовка квалифицированных кадров для обслуживания гостей и участников Зимней Олимпиады в Сочи. Для этого необходимо разработка и внедрение специальных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации работников туристской индустрии Сочи.
Механизмы реализации Стратегии |
Сроки реализации |
Содержание мероприятий |
Создание туристско- |
2008-2009 гг. |
Подготовка и внесение в установленном
порядке в Прав-во РФ предложений
по разработке Федеральной целевой
программы «Туристско- |
Развитие туристско- |
2008-2012 гг. |
Модернизация и реконструкция
существующей инфраструктуры туристских
комплексов в республиках Кабардино- |
Создание туристской и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений РФ. |
2008-200 гг. |
Подготовка и внесение в установленном
порядке предложений по разработке
ФЦП «Развитие историко- |
Создание условий для развития сельского туризма. |
2008-2010 г |
Создание туристской инфраструктуры в рамках раздела ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» |
Развитие туристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья. |
2008-2013 гг. |
Создание, модернизация и реконструкция
туристской инфраструктуры в рамках
раздела «Развитие туристско- |
Создание на территории РФ туристско-рекреационных особых экономических зон. |
2009-2015 гг. |
Взаимодействие с субъектами РФ
по вопросам реализации проектов создания
и функционирования инфраструктуры
особых экономических зон туристско- |
Повышение уровня инвестиционной, рекламной и социальной привлекательности культурно-исторических центров России путем присвоения статуса «Туристический центр России» малым и средним историческим городам, успешно развивающим туризм. |
2009-2015 гг. |
Организация и проведение ежегодного конкурса среди малых и средних исторических городов на присвоение статуса «Туристический центр России» |
Подготовка гостиничного хозяйства г.Сочи к проведению XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр 2014». |
2008-2014 гг. |
Участие в работе Координационного совета по организации мероприятий при подготовке и проведении XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Игр 2014 г. Обеспечение выполнения обязательств в соответствии с Заявочной Книгой. |
Развитие существующих и освоение новых пляжных территорий в Российской Федерации. |
2008-201гг. |
Разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию и развитию пляжных территорий, включающих мероприятия по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений и др. |
Создание условий для развития круизного туризма. |
2008-2015 гг. |
Разработка предложений по комплексу мер, стимулирующих развитие круизного туризма, и участие в их реализации в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)». |
Расширение возможностей использования особо охраняемых природных территорий, в том числе национальных и природных парков, для развития въездного и внутреннего туризма. |
2009-2015 гг. |
Разработка и реализация предложений по расширению эколого-просветительского и туристического потенциала особо охраняемых природных территорий, включая национальные и природные парки |
Создание условий для приема туристов на островных северных территориях РФ (Земле Франца Иосифа, Командорских островах и др.) |
2008-2015 гг. |
Разработка и реализация предложений по созданию условий для приема туристов на островных северных территориях. |
Оказание содействия субъектам РФ в разработке и реализации региональных программ развития туризма, а также профильных разделов в программах соц-эконом. развития регионов. |
2008-2015 гг. |
Разработка и внедрение |
Создание условий для
|
2008-2009 гг. |
Разработка предложений по снижению или отмене таможенных пошлин на не производимое в РФ оборудование туристических комплексов, ср-в размещения и трансп. ср-в, обслуживающих туристов. |
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.
Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ:
- «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса».
- «Социальное развитие села до 2010 года»,
- «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года»
- «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)»
- «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)»
- «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.».
1. Федеральная целевая программа «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса» реализуется совместно с Минрегионом России.
Целью раздела является реализация мер государственной поддержки развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма, создание дополнительных условий для привлечения инвестиций в туристическую индустрию регионов, обладающих высоким рекреационным потенциалом. Это определило задачи раздела по созданию новой туристских комплексов, способных повысить инвестиционную привлекательность таких республик, как Карачаево-Черкесия («Архыз»), Кабардино-Балкария («Северный склон»), Северная Осетия-Алания («Мамисон»), Адыгея («Лаго-Наки»), Дагестан («Новый Каякент») и Калмыкия (оздоровительный комплекс с. Березовское), модернизации и реконструкции существующей инфраструктуры туристских центров в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестане. Реализация мер по развитию туристско-рекреационных комплексов в регионах Юга России основывается на практическом использовании различных форм частно-государственного партнерства. В связи, со стремительным развитием горнолыжных комплексов в России, в разделе, особое внимание уделено решению задач по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры на перспективных горнолыжных курортах, таких как «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии-Алании, «Лаго-Наки» в Адыгее. Общий объем финансирования из федерального бюджета по разделу «Развитие туристско-рекреационного комплекса» составляет 18,1 млрд. рублей. По экспертным оценкам развитие туристско-рекреационного комплекса в результате реализации программы позволит создать около 13 тыс. рабочих мест, снизить уровень безработицы на 25 %, увеличить количество туристов более чем в 2,5 раза.
2. Участие в реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» совместно с Минсельхозом России.
Основной целью участия
в реализации ФЦП является повышение
уровня жизни жителей сельской местности
за счет организации новых рабочих
мест, повышение престижности проживания
в сельской местности, развитие общей
инфраструктуры на селе - дорог, транспортного
сообщения, водо-, и газоснабжения, торговли
и др.). К задачам, решаемым в рамках
ФЦП, относятся: создание условий для
привлечения частных