Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:53, реферат
Форс-мажор — непредсказуемое событие (например, стихийное бедствие, военные действия, забастовки, революции и др.), не зависящее от действий сторон, участвующих в сделке, но ведущее к невозможности исполнения договорных обязательств. В гражданско-правовых системах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности. Форс-мажорными не признаются ситуации, порождающие коммерческий риск (например, изменение цен, неблагоприятная конъюнктура и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ФОРС-МАЖОР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ………………....5
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРС-МАЖОРА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ………..5
1.2. ВИДЫ РИСКОВ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ…………………….……9
ГЛАВА 2. ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ. ……………………………………………………………........13
2.1. СТАТИСТИКА СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ………………………...…13
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТУРИСТОВ НА СЛУЧАЙ ФОРС-МАЖОРА…………………………………………………………………...…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..….…....25
В случае, если такой строки в договоре нет, гарантировать возврат денег никто не может. Все зависит от конкретной обстановки, настойчивости наших операторов, доброй воли и заинтересованности принимающей стороны в продолжении отношений.
Вообще взаимоотношения с партнером играют немаловажную роль. Если стороны работают вместе давно, если российский оператор обеспечивает принимающей стороне постоянный поток туристов, то потери от компенсаций - капля в море по сравнению с тем, что зарубежная компания или отель могут потерять, испортив отношения с нашей фирмой. Поэтому клиенты опытных компаний, не один год работающих на рынке, имеют гораздо больше шансов получить свои деньги, чем те, кто воспользовался услугами начинающей фирмы.
Деньги за авиабилеты в
случае форс-мажорных обстоятельств
турист, скорее всего, не получит. Дело
в том, что на основных туристических
направлениях операторы организуют
чартерные рейсы. В соответствии
с договором, чартерные билеты возврату
не подлежат. Турист имеет право
на компенсацию, если чартер не вылетел
по вине оператора, а такое развитие
событий практически
Так что в случае чартера сыграть на руку туристу могут только неточности в договоре на организацию перелета.
Ситуация с регулярными рейсами другая. Эти билеты можно сдать, а значит, вернуть деньги. Исключение - новогодние и рождественские туры: стоимость этих авиабилетов даже на регулярные рейсы авиаперевозчик не возвращает.
.Не спасет туристов, которые
опасаются лететь на отдых
из-за, например, наводнения, и страховка
от невылета - она покрывает только
случаи болезни, смерти
Однако у туристов, оказавшихся в районе стихии, есть один способ получить страховку: застраховать свою жизнь. Как рассказала экономист отдела страхования жизни компании «Ингосстрах» Елена Французова, стандартная страховка жизни действует на территории всего мира, а не отдельно взятой страны. Поэтому если российский турист оформляет такой страховой полис на год, в течение этого времени отправляется в путешествие, где его, к несчастью, застает, например, тайфун, он имеет право на 1,5% от страховой суммы.
Если при наступлении форс-мажора турист отказывается от поездки, он имеет право на:
- получение суммы,
- компенсацию 95% от стоимости
проживания (если в договоре оператора
и принимающей стороны
- возврат денег за авиабилет
на регулярном рейсе (за
В качестве компенсации оператор может предложить туристу альтернативный отель, курорт или отложенный отдых (перенос сроков поездки).
А что делать тем, кто в
разгар стихии оказался на курорте? На
что они могут рассчитывать? Если
отель разрушен, принимающая сторона
обязана предоставить туристам номера
в других гостиницах. Здесь, если есть
моральные, физические силы, желание
и средства, можно продолжить отдых.
Или, получив компенсацию за неиспользованные
дни (опять-таки в случае, когда это
предусмотрено договором
Правда, с организацией экстренных рейсов есть определенные сложности. Например, нужно как минимум сутки, чтобы запросить и получить коридор полета. Поэтому зачастую первыми в зоне бедствия оказываются чартеры не турфирм, а МЧС.
Некоторые компании ссылаются на то, что чартерные рейсы имеют строгое расписание - могут вылететь только в определенные, заранее оговоренные день и час. И возлагают всю ответственность за эвакуацию своих клиентов на власти России и МЧС. Но это только отговорки. У крупной компании всегда есть возможность поднять экстренный чартер. Если ее клиентов в зоне бедствия не так много, несколько операторов могут консолидироваться и направить один борт от нескольких фирм.
Что касается действий туриста, то в первую очередь он должен связаться по телефону с российским консульством или принимающей стороной. Все номера телефонов, включая мобильные гидов, указаны в памятке (а не туристском ваучере), которую должен получить каждый путешественник. Если вдруг после подписания договора турист не обнаружил у себя памятки - это повод для крупного разбирательства с туркомпанией.
Итак, как можно избежать последствий форс-мажора?
Во-первых, нужно правильно составить договор. Обязательно укажите, какие обстоятельства вы будете считать форс-мажорными, причем список этих обстоятельств можно сделать открытым. Этот пункт договора может выглядеть так:
"Стороны освобождаются
от ответственности за полное
или частичное невыполнение
Во-вторых, нужно оговорить сроки, в течение которых стороны должны будут известить друг друга о том, что не могут выполнить договор в силу форс-мажора:
"Сторона, для которой
создалась невозможность
Неуведомление или несвоевременное
уведомление о наступлении или
прекращении указанных
В-третьих, контракты на крупные
суммы лучше всего
- что именно будет застраховано
- вы можете застраховать либо
убытки от повреждения,
- сумму, на которую вы страхуете товар;
- срок действия договора страхования;
- при каких условиях
страховая компания может
- момент вступления договора страхования в силу.
Однако необходимо помнить и о том, что даже если выполните все пункты приведенной рекомендации: застрахуете товар и правильно составите договор, вам все равно придется документально доказывать свою правоту. При этом список документов, которые, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств необходимо представить, будет зависеть от конкретной ситуации.
Надо обратить внимание на то, что подтверждающий документ только констатирует факт форс-мажора, а признать обстоятельства чрезвычайными и непредотвратимыми может только суд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освобождение от ответственности в силу непредвиденных обстоятельств возможно как по закону, так и по договору. Чтобы экономически защитить себя в таких ситуациях, необходимо руководствоваться законами, регулирующими отношения и обязанности сторон в случае форс-мажора.
Как показывает практика, форс-мажорные обстоятельства все же можно использовать для защиты интересов туристов. Договор с турфирмой, проживание в гостинице, перелет, страховка, возвращение домой - даже в безвыходной на первый взгляд ситуации у туристов есть шанс вернуть пусть и не все вложенные в несостоявшийся отдых деньги. Для этого необходимо обладать достоверной информацией, знать о своих правах, об обязательствах турфирмы, страховой компании и принимающей стороны и иметь четкий план действий в форс-мажорных обстоятельствах.
Подводя итоги хотелось бы сказать, что основной проблемой является компенсация материального вреда, причиненного туристу в чрезвычайном происшествии, так как по сути форс-мажор освобождает стороны туристского договора от выполнения своих обязательств. Однако, как показывает практика и проведенный анализ данной проблемы, турист все же может использовать форс-мажор для защиты своих интересов. В данной работе я изложила то, что может пригодиться обеим сторонам туристского договора о нюансах форс-мажорных обстоятельств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Форс-мажорные обстоятельства. оговорок о форс-мажоре в договорах