Франчайзинговые отношения в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Содержание работы

Введение 3
1. Система франчайзинга 4
2. Франчайзинговые отношения в сфере туризма в России 5
3. Правовое обеспечение франчайзинга в сфере туризма в России 8
3.1. Договор коммерческой концессии или договор лицензии как франчайзинговый договор. 8
Заключение 10
Список литературы. 12

Файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение                                                                                                            3

  1. Система франчайзинга                                                                             4
  2. Франчайзинговые отношения в сфере туризма в России                     5
  3. Правовое обеспечение франчайзинга в сфере туризма в России            8
    1. Договор коммерческой концессии или договор лицензии как франчайзинговый договор.                                                           8

Заключение                                                                                                          10

Список литературы.                                                                                           12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отечественной экономической литературе термин «франчайзинг» уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.

Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение.

Франчайзинг - это форма  предпринимательства, основанная на системе  взаимоотношений, закрепленных рядом  соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система франчайзинга.

Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара.

Этот товар должен обладать следующими признаками:

  • известной торговой маркой;
  • номенклатура товаров должна быть ограничена.

Объектом франчайзинга могут  быть следующие товары:

  • продукт (изделие, имеющее материальную форму);
  • услуга;
  • производственный процесс;
  • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);
  • комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени, ранее названные товары.

 Во франчайзинговом  процессе принимают участие, по  меньшей мере, две стороны, между  которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая сторона - франчайзер.

Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском  рынке. Эта фирма предоставляет  другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее  оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера  и под его торговой маркой.

Франчайзер в системе  всегда один.

Вторая сторона - франчайзи.

 Франчайзи является, как  правило, малая фирма или предприниматель  (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной  основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.

Франчайзи может быть несколько  в одной франчайзинговой системе. Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

  • Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи:

- пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;

- открыть собственное франчайзинговое предприятие;

- получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

  • Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.
  • Отчисление в централизованный рекламный фонд.
  • Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.
    1. Франчайзинговые отношения в сфере туризма в России.

В мире франчайзинг чаще всего представлен в сфере услуг: рестораны, гостиницы, магазины, туристские бюро, сервисные центры, автозаправки, рекламные агентства. Успех франчайзинга начался в 70-х годах ХХ века и уверенно растет; сегодня в США франчайзинговые предприятия составляют более 3% всей экономики, а в сфере услуг "контролируют" 35% рынка.

Во всем мире франчайзинговые  фирмы весьма развиты и доходны. В России в настоящее время  они активно развиваются. В цивилизованных странах (Европа, США, Канада) уже давно  большинство туристических агентств охвачены франчайзинговыми сетями. Примерами таких крупных сетей могут служить TUI (крупнейшая мировая сеть, ей принадлежит 97 самолетов, собственный круизный и чартерный флот). То же самое произойдет и у нас в самом ближайшем будущем.

Рынок франчайзинга в туризме  в РФ, пока недооценен и находится  на стадии формирования спроса. Кроме  того, франчайзинговая сеть наиболее устойчива ко всем возможным внешним  угрозам, т.к. не связан с конкретной страной отправки. Изменение общей экономической ситуации в стране так же не столь критично. Т.к. в случае его ухудшения агентства будут более стремиться в сеть, что бы выжить, а в случае улучшения - будут вступать вновь образовавшиеся агентства. Франчайзинг в туризме в самое ближайшее время станет рынком продавца.

Сейчас в РФ реально существуют 2 сетевых бренда: «Куда.ру» ( в нее входит 76 фирм) и «Магазин горящих путевок» ( около 100 фирм). Существует еще несколько не больших сетей в них число участников порядка 10 фирм (Гринекс, ВКО Клаб, Эконом тур и т.д).

Экономические проблемы франчайзинга.

Важнейшей экономической  проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению  франчайзинга, то это в первую очередь  система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что  подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Последнее десятилетие, в  котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к  таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными  переделами собственности, что не может  не задевать франчайзи. Учитывая, что  многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи  должны вкладывать в развитие системы  свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить  разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи  должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все  отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом.

Попытка получить стартовый  капитал в виде банковского кредита  также сталкивается с рядом проблем:

- уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;

Существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Организационно-правовые проблемы.

 Основные проблемы  франчайзинга в России в настоящее  время концентрируются в области  права. Это вызвано тем, что  франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

    1. Правовое обеспечение франчайзинга в России.

В современной правовой системе  России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.

    1. Договор коммерческой концессии и договор лицензии как франчайзинговый договор.

В российском законодательстве нет четкого определения франчайзингового договора, поэтому принято использовать либо договор концессии, либо договор  лицензии.

Предметом договора коммерческой концессии в соответствии со ст. 1027 ГК РФ является передача комплекса  исключительных прав, деловой репутации  и коммерческого опыта, принадлежащих  правообладателю для его использования  в определенной сфере предпринимательской  деятельности (продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществлению  иной торговой деятельности). Под комплексом имущественных прав понимается исключительное право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, товарные знаки  и знаки обслуживания и другие объекты исключительных прав.

Статья 26 Закона N 3520-1 устанавливает, что право на использование зарегистрированного  в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) товарного знака может  быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую  деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении  всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. При этом лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Таким образом, основная разница  между данными договорами в том, что договор концессии передает как право на использование товарного  знака, так и право на использование  фирменного наименования и (или) коммерческое обозначение, а также другие  объекты  исключительных прав, в то время  как договор лицензии передает право  только на использование товарного  знака.

На примере это можно  показать так: если правообладатель  ООО «Радуга» с торговой маркой (товарным знаком) «Звезда» предает права по договору лицензии, то в данном случае правополучатель может использовать только торговую марку «Звезда», в то время как по договору коммерческой концессии он мог бы использовать и фирменное наименование ООО «Радуга», а также другие  объекты исключительных прав, которые будут прописаны в договоре.

Лицензионный договор, равно  как и договор концессии о  передаче права на использование  товарного знака, охраняемого патентным  законодательством, подлежит регистрации  в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Однако на стороны лицензионного  договора не распространяются обязанности, предусмотренные для сторон договора коммерческой концессии, в частности  обязанность по регистрации договора коммерческой концессии в органе, осуществившем регистрацию юридического лица (или индивидуального предпринимателя), а именно, в Федеральной налоговой  службе, выступающего по договору в  качестве правообладателя.

 

 

Заключение.

Франчайзинг исторически  и прочно закрепился в развитых странах  под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и  престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг  скоро по достоинству оценят и  в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления  бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской  деятельности, получая за это использование  дополнительный доход и рекламу  своего бизнеса. Любая франчайзинговая  система строится исключительно  на успешном бизнесе.

Потребность в создании туристических  франчайзинговых сетей в РФ сейчас актуальна. Большинство руководителей  мелких и средних туристических  фирм пытаются разрешить одни и те же однотипные проблемы, разрешить, которые, в одиночку практически невозможно. Главная из них - эффективная технология привлечения клиентов. Не секрет, что туристических фирм сейчас в РФ очень много и на этом рынке большая конкуренция. Тот, кто выйдет на этот рынок первым имеет шанс стать лидером. Пока еще это рынок продавца. Не смотря на низкую доходность туризма в целом как отрасли, во франчайзинговом проекте годовая доходность в первые 2 года может составлять порядка 300 %.

Информация о работе Франчайзинговые отношения в сфере туризма