Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:10, контрольная работа
Тяга людей к горам понятна. Скалистые гребни, сверкающие под солнцем ледники, пестрые альпийские луга, хрустально чистый воздух с одной стороны ,и желание проверить себя, свои физические и душевные силы с другой , — все это с особой силой влечет человека из суеты шумного города в чистые безмятежные просторы гор.
Из года в год растет массовость горного туризма, причем во все сезоны года, даже в зимнюю стужу. И вместе с этим усложняются маршруты горных путешествий, пролегая через недоступные прежде девственные регионы. Горы величественны, очаровательны и красивы. Но горы строги и коварны. Они никому не прощают ни малейшей ошибки и просчетам не только новичкам, но и людям опытным, если они пренебрегают основополагающим требованиям безопасности.
Помимо специальных узлов, применяемых в альпинизме и спелеотуризме, в настоящей работе также приводятся изометрические изображения и схемы вязки оригинальных новых узлов. Новый узел - явление нередкое, как и множество других изобретений. Появление новых узлов говорит о том, что искусство вязки не может быть канонически застывшим, оно таит в себе скрытые возможности. Некоторые новые узлы способны произвести не только сенсацию, но открыть новые подходы к развитию одного из древнейших ремесел.
Изобретение английским врачом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1968 году нового узла вызвало в кругах специалистов и любителей многих стран своего рода сенсацию. И, хотя британские патентоведы выдали Хантеру патент на изобретение в 1879 году, американцы обнаружили, что такой узел уже был описан 29 лет назад Ф.Д.Смитом в статье "Узлы для горовосходителей". По существу этот узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает "охотник", в отечественную литературу Л.Н.Скрягин ввел этот узел под названием "охотничий". Охотничий узел дал начало нескольким другим прочным и надежным узловым конструкциям.
Любопытны опыты, формирования узлов предпринятые Голдобиным. Он показал, что, трансформируя узловую конструкцию, можно придать узлу неожиданные свойства. На наш взгляд, определенный интерес представляет вязка не двух, как обычно, а трех тросов, как одного, так и разных диаметров. Оригинальные (новые) узлы, не встреченные нами в доступных публикациях, помечены в дальнейшем знаком * и годом создания. Исключением является узел "девятка", предложенный на слете туристов в Челябинске (Миас) и на протяжении 40 лет широко используемый и публикуемый.
Ходить в горах наугад с целью сокращения пути - крайне недопустимо, так как это может привести к тяжелым непоправимым последствиям, например выходу на крутую осыпь с вертикальными уступами, непроходимые скальные участки, крупные ледниковые трещины, глубокие каньоны с отвесными стенами и т. п.
Большое значение для передвижения в горах имеет поверхность горных склонов: каменистая, с растительностью или без нее, крутизна склона, наличие снега и льда, осыпи и скальных участков.
Может оказаться, что человек или группа людей, оказавшиеся в горах вследствие аварии автомобиля или летательного аппарата (самолет, вертолет, планер, воздушный шар), совершенно не знакомы с техникой передвижения в горах. Давать исчерпывающие рекомендации на страницах данной книги бессмысленно, так как технические навыки чтением правил усвоить невозможно - нужна определенная практика, но вот дать некоторые советы, как поступить в той или иной ситуации и как лучше всего выбрать направление движения, его ритм и соблюсти при этом элементарные правила безопасности, можно.
В горах следует знать и помнить, что:
чем обрывистее участок, тем медленнее по нему надо двигаться;
вес переносимого груза не должен превышать одну треть массытела, иначе резко усиливается нагрузка, быстрее нарастает общаяусталость всего организма, что ведет к перенапряжению и потеревнимания;
в зависимости от крутизны склона, веса несомого груза и физической подготовленности необходимо делать кратковременные остановки через каждые 25-45 мин передвижения;
отдых использовать максимально эффективно, расслабив все мышцы тела, и если отдыхать приходится стоя, то перенести центр тяжести тела на локти и ягодицы, чтобы отдохнули мышцы ног и спины;
при ухудшении самочувствия, сильной отдышке или учащениипульса свыше 120 уд/мин надо остановиться на несколько минути отдышаться. Движение возобновить только после нормализации пульса;
крутой склон, поросший травой, на котором скользят ноги, преодолевают зигзагом (серпантином) или "елочкой";
при преодолении снежного крутого склона выбивают ступени, хорошо их утрамбовывая;
чтобы не терять равновесия на крутом склоне, вес тела переносят,опираясь на всю ступню;
при передвижении по гребню надо держаться ниже наветреннойстороны, особенно если склон покрыт снегом, так как в этом случае снег здесь плотнее;
снежные мосты через трещины желательно при возможности обойти. Если это не возможно, то проходить такой снежный мост толькопоодиночке с обязательной страховкой. Если вы один, то лучшене рисковать и искать обходной путь;
лавиноопасный склон преодолевать быстро (если нет возможности выбрать другой путь), молча, стараясь идти след в след, такчтобы не образовалась траншея, но с большим интервалом, необходимым для преодоления лавиноопасного участка. Признаками лавинной опасности являются состояние погоды, крутизна склона и время суток. Но наиболее благоприятные условия для образования мокрых лавин возникают от сильных и обильных снегопадов (особенно весной), после которых наступает теплая и ясная погода. Под солнечными лучами снег подтаивает и на крутом склоне (чаще всего травянистом) может соскользнуть громадной снежной доской без видимых на то причин. Но при обильном снегопаде через 3-4 дня возникают и сухие лавины, образованные большим скоплением сухого свежевыпавшего снега; при возможности выбора маршрута в лавиноопасной зоне предпочтительнее двигаться по склону, поросшему кустарником или деревьями, с выходами коренной породы, и избегать крутых узких долин и ущелий. Лучше всего преодолевать лавиноопасные склоны рано утром;
спуск в долину лучше всего производить по пологому гребню, не выходя на крутые склоны;
если
возникает необходимость
необходимо учитывать, что крутая осыпь может прийти в движение от громкого крика, или неосторожного движения по ней, или от сброшенных камней;
на случай обвала осыпи надо заранее наметить возможное укрытие; если осыпь не просматривается до конца или она очень крута, то движение по ней вниз опасно - она может закончиться обрывом; некоторые горные якобы "тропы" таковыми не являются, так как образуются за счет сползания грунта и никуда не ведут, но также могут быть протоптаны горными козлами и выводят на отвесные скалы;
движение по узкому каньону опасно - возможно попадание на отвесные участки, которые нельзя обойти из-за крутизны склонов; при выходе в широкую горную долину, ущелье с ручьем или рекой надо двигаться вниз по течению с предварительной разведкой пути на возможность движения вдоль берега (нет ли нависающих скал и водопадов);
при необходимости преодоления горных рек вброд следует делать это в ранние утренние часы, так как уровень воды в эти часы минимальный и резко возрастает только к полудню за счет таяния снега и льда под лучами солнца;
при пересечении горного потока место переправы следует выбирать в местах наибольшего разлива, там, где течение наиболее спокойное. Но надо учитывать, что дно с мелким песком опасно - песок обильно пропитан водой и может засосать человека так же, как трясина на болоте. Отсутствие бурунов и водоворотов говорит о том, что дно ровное, но в этом месте может быть достаточно глубоко;
найдя подходящее место для переправы, реку пересекают наискосок, вверх по течению и лицом к нему. Ногу переставляют, не вытаскивая из воды, плавно и без рывков, чтобы не потерять равновесие;
после каждого дневного перехода должен быть полноценный отдых, который возможен только при организации нормального лагеря, защищенного от ветра, лавин и камнепада.
Снежные склоны
— лучше проходить ранним утром.
—
когда еще снег скреплен
— на склонах с рыхлым снегом идти осторожно, т.к. большая вероятность схода лавин.
— подниматься по крутому склону лицом к нему, выбивая ступени носком ботинок.
По крутому снежному склону надежнее подниматься "в лоб". По крепкому насту идти нужно в кошках и с обязательной страховкой.
Не следует резко ударять
При движении по снегу
На пологих склонах спускаются
лицом к долине и по
По пологим склонам, свободным от камней и трещин, можно спускаясь скользящим шагом, напоминающим бег на коньках, страхуясь ледорубом
Снег и ледники
Если у вас нет хорошего
ледоруба, шипованной обуви и
навыков их использования,
Если один из членов группы провалился в трещину, то его следует поднимать на поверхность с соблюдением всех мер предосторожности: сдавливание веревкой грудной клетки может привести к удушению. Опустите вниз веревку с петлей, которая воспримет всю нагрузку, когда человек вставит в петлю ногу. Если упавший потерял сознание, то для его подъема потребуются совместные усилия трех человек со страховочным снаряжением. Необходимо действовать как можно быстрее: в трещинах температура очень низкая, и пострадавший быстро замерзнет.
Горный туризм – это прежде всего автономное пребывание группы людей в экстремальных условиях, на определенном рельефе горной местности и определенной погоды, с индивидуальными психофизиологическими характеристиками. И вот к этому специфическому комплексу условий, необходимо адаптироваться таким образом, чтобы группа туристов получила физическое и моральное удовлетворение от пребывания в горах, достигла тех спортивных результатов – о чем ее участники мечтали возможно всю жизнь, и в тоже время эти благословенные горные просторы не пострадали от присутствия людей на этой местности.
Можно сделать вывод, что группу туристов всегда необходимо рассматривать как хрупкий механизм, тем самым заведомо этим закладывать большой запас прочности возможностям конкретных участников путешествия. Группа во время путешествия в горах в течение дня может испытывать на себе все «прелести» горного климата: гипоксию, холод, жару, жажду, дождь, снег, ветер, укусы мошкары и т.д. И организм каждого из участников всегда вовремя должен перестроиться к сложившейся обстановке, так как запоздание может привести к предболезни или болезни, а в горах в условиях автономного похода, это очень серьезно может повлиять на исход путешествия. Болезнь необходимо мгновенно локализовать, не затягивать оказание первой доврачебной помощи, в ущерб поставленным соревновательным задачам. Все эти аспекты относятся к тактике горного путешествия - как совокупности средств и действий целью которых является успешное прохождение маршрута. Тактика предопределяет так же непрерывное координирование группы как в пространстве, так и во времени, в зависимости от сложившейся ситуации.
Голдобин В. Новые узлы.// "Мир путешествий" - 1993 - № 7 - 8 - стр. 31 - 32.
Скрягин Л.Н. Морские узлы. 3-е изд., доп. - М.: Транспорт, 1994. с. 128, ил.
Узлы. Техника вязания и применение. Сост. Кальман Г.В. - М.: ООО "ВСВ-Сфинкс", 1997. с.144,
Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. Сост. Захаров П.П., Степанко Т.В. - М.: Физкультура и спорт, 1989. с. 463
Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Сокр. пер. с болг. - М.: Физкультура и спорт, 1981. стр. 208
Абалаков В. М. Основы альпинизма. М., ФиС. 1958.
Агаджанян Н. А, Миррахимов М. М. Горы и резистентность организма. «Наука», 1970.