Рекомендуется к моменту проведения
экскурсии иметь несколько вариантов
движения группы в связи с возможностью
появления непредвиденных обстоятельств.
7. Объезд (обход) маршрута.
Объезд (обход) маршрута является
одним из важных этапов разработки новой
экскурсионной темы. При организации объезда
(обхода) маршрута ставятся задачи: а) ознакомиться
с планировкой трассы и улицами, по которым
проложен маршрут; б) уточнить место, где
расположен объект, а также место предполагаемой
остановки экскурсионного автобуса или
пешеходной группы; в) проверить целесообразность
использования намеченных объектов показа;
г) выбрать лучшие точки для показа объектов
и варианты расположения экскурсионной
группы; д) выбрать методику ознакомления
с объектом;
8. Подготовка контрольного
и индивидуального текстов экскурсии.
Текст представляет собой материал,
необходимый для полного раскрытия всех
подтем, входящих в экскурсию. Текст призван
обеспечить тематическую направленность
рассказа экскурсовода, в нем формулируется
определенная точка зрения на факты и
события, которым посвящена экскурсия,
дается объективная оценка показываемых
объектов.
Требования к тексту: краткость,
четкость формулировок, необходимое количество
фактического материала, наличие информации
по теме, полное раскрытие темы, литературный
язык.
Текст экскурсии составляется
творческой группой при разработке новой
темы и выполняет контрольные функции.
Это означает, что каждый экскурсовод
должен строить свой рассказ с учетом
требований данного текста (контрольного
текста).
Контрольный текст не отражает
структуры экскурсии и не строится в маршрутной
последовательности с распределением
излагаемого материала по остановкам,
где происходит показ экскурсионных объектов.
Контрольный текст это тщательно подобранный
материал, который является основой для
всех экскурсий, проводимых на данную
тему. Используя положения и выводы, которые
содержатся в контрольном тексте, экскурсовод
строит свой индивидуальный текст.
Индивидуальный текст является
основным рассказом экскурсовода. Он определяет
последовательность и полноту изложения
мыслей, помогает экскурсоводу логично
строить свой рассказ. Такой текст каждый
экскурсовод составляет самостоятельно.
Основой для него является контрольный
текст.
Основное отличие индивидуального
текста от контрольного состоит в том,
что он отражает структуру экскурсии и
построен в полном соответствии с методической
разработкой экскурсии. Материал размещается
в той последовательности, в которой показываются
объекты, и имеет четкое деление на части.
Каждая из них посвящается одной из подтем.
Составленный в соответствии с этими требованиями
индивидуальный текст представляет собой
готовый для «использования» рассказ.
Для индивидуальных текстов
почти всех экскурсоводов на одну и ту
же тему характерно сходство в содержании
и изложении материала, в оценке исторических
событий, фактов и примеров. Однако рассказы
всех экскурсоводов индивидуальны. Продолжительность
рассказа не должна превышать времени,
на которое объект способен приковать
к себе внимание экскурсантов. Чаще всего
это пять-семь минут. Для удобства пользования
индивидуальным текстом рекомендуется
перенести содержание рассказа на специальные
карточки, где записываются краткие данные
об объекте. Используя карточки, экскурсовод
не читает их содержание в ходе экскурсии,
а лишь заглянув в них, припоминает содержание
рассказа.
Помимо материалов для рассказа
экскурсовода в индивидуальный текст
включают материалы, которые должны составить
содержание вступительного слова и заключения
экскурсии, а также логических переходов.
Он должен быть удобен для пользования.
Цитаты, цифры и примеры сопровождаются
ссылками на источники.
9. Портфель экскурсовода.
«Портфель экскурсовода»
комплект наглядных пособий, который содержит
ряд документов и прочей вспомогательной
информации, помогающих при ведении экскурсии
донести информацию до экскурсантов в
максимально полном объёме. Одна из задач «портфеля экскурсовода»
состоит в том, чтобы восстановить недостающие
звенья при показе. В экскурсиях нередко
получается так, что не все объекты, необходимые
для раскрытия темы, сохранились (например,
облик Серпуховского Кремля). Иногда возникает
необходимость дать представление о первоначальном
виде таких мест. С этой целью используются,
например, фотографии, схемы.
В «портфель экскурсовода»
включаются фотографии, географические
карты, репродукции, буклеты, образцы
изделий и т. д. «Портфель» экскурсовода
позволяет сделать любую экскурсию более
наглядной и эмоциональной.
10.Определение методических
приемов проведения экскурсии.
Успех проведения экскурсии
находится в прямой зависимости от использованных
в ней методических приемов показа и рассказа,
что отражается в методической разработке.
Глава 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ
ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИХ ЭКСКУРСИЙ
2.1 Разработка городской
экскурсии «Уголок родного края»
Разработка городской экскурсии состоит
из нескольких этапов, которые были рассмотрены
в первой главе, на основе которых была
разработана городская экскурсия «Уголок
родного края».
При разработке экскурсии мною
были определены следующие цели и задачи:
Цель: способствовать расширению
кругозора школьников по истории родного
города; содействовать воспитанию любви
к своей малой родине;
Задача: познакомить с историей
и архитектурой одного из районов города.
Тематика экскурсии - историческая,
так как изучение и знание
прошлого своего города является очень
важным фактором.
В качестве объектов
показа на маршруте были отобраны объекты
соответствующие теме экскурсии: улицы,
носящие имена выдающихся людей (ул. Джона
Рида, ул. Ворошилова), здания и сооружения
( постройки 20-21вв.), памятники искусства
( памятник Владимиру Храброму, бюст В.В.
Гришину). Из множества объектов были отобраны
наиболее важные, интересные и несущие
познавательную ценность.
Маршрут экскурсии
построен в логической последовательности
и содержит все объекты, обеспечивающие
зрительную основу при проведении экскурсии.
Данная экскурсия построена в тематическом
варианте, так как посвящена раскрытию
одной темы, и восприятие объектов показа
экскурсантами подчинен задаче раскрытия
этой темы.
2.2 Экскурсионная методика
Методика проведения экскурсии - это
совокупность используемых при ведении
экскурсии приемов, которые призваны найти
путь наиболее простого и вместе с тем
эффективного достижения цели экскурсии,
помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить
содержание экскурсии.
Методика проведения экскурсии «Уголок
родного края» охватывает целый ряд вопросов.
Это, прежде всего умение показать объекты
на маршруте и рассказать о связанных
с ними событиях. Экскурсовод, который
проводит эту экскурсию, знает маршрут
в целом, каждый объект в отдельности,
четко знает содержание текста экскурсии,
хорошо представляет, что нужно сказать
по данной теме и когда именно, как
наилучшим образом продемонстрировать
экскурсантам объекты.
Экскурсовод, проводящий экскурсию, владеет
методикой проведения экскурсии, хорошо
знает методическую разработку, в которой
указан перечень действий: что и как показать,
что, когда и как рассказать. Задача экскурсовода-
передача знаний группе, а также организация
активной познавательной деятельности
экскурсантов.
При проведении экскурсии «Уголок родного
края» использовались методические приемы
ведения экскурсии (приемы показа и рассказа);
Методика показа - большая по объему и
сложности подготовки и осуществления
при проведении экскурсии, а методика
рассказа - меньшая, носящая как бы подчиненный
характер.
. Основой экскурсии являются
зрительные восприятия и впечатления.
Сначала в поле зрения экскурсантов
появляется объект, затем экскурсовод
дает пояснения к наблюдаемому
объекту. Во время экскурсии использовались
следующие варианты взаимодействия между
показом и рассказом:
- показ предшествует рассказу, когда наблюдение объекта происходило под руководством экскурсовода (например, здание школы №17);
- показ и рассказ происходят одновременно, когда наблюдается конкретный объект, о котором идет рассказ (памятник Владимиру Храброму, бюст В.В. Гришину);
Эффективность экскурсии при достаточно
высоком уровне ее содержания определяется
правильным отбором методических приемов
показа и рассказа. Методические приемы
позволяют сосредоточить внимание экскурсантов
на объекте, лучше усвоить содержание
экскурсии.
2.3.Методика экскурсионного
показа в городе
Осмотр объектов и показ - это не одно
и то же. Осмотр - это поверхностное знакомство
с памятными местами. Любой человек без
посторонней помощи может осматривать
внешний вид объекта: памятника, улицу.
Показ - это более глубокое ознакомление
с объектами, это наблюдение объекта под
руководством квалифицированного специалиста
(экскурсовода).
Показ при ведении экскурсии «Уголок
родного края» имеет специфические особенности:
- Первичность показа. В экскурсии показ имеет главенствующее значение, например экскурсанты, находясь у памятника Владимира Храброго сначала зрительно воспринимают этот объект, а затем экскурсовод дает информацию о нем.
- Активность показа. Это целенаправленное наблюдение объектов
при активном действии, как со стороны
экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.
- Логическая последовательность показа.
В экскурсии каждый последующий объект
является ступенькой в раскрытии темы.
Логичность в показе объектов обеспечивается
продуманной и планируемой последовательностью.
При проведении городских экскурсий
можно использованы такие уровни экскурсионного
показа как: предварительный осмотр (пл.
Владимира Храброго, Юбилейная площадь),
а также детальное наблюдение объекта
(здание PLAZA).
2.4.Методика экскурсионного
рассказа на городской экскурсии
Экскурсионный рассказ - условно принятое
в экскурсоведении название устной части
экскурсии: сообщения и пояснения, которые
экскурсовод делает в ходе экскурсии.
Хотя рассказ на экскурсии вторичен,
он является важной составной частью экскурсии.
Соотношение рассказа и показа всегда
зависит от:
- темы экскурсии;
- количества и характера демонстрируемых
объектов;
- состава участников.
Пояснения и справки в рассказе способствуют
формированию зрительных образов, то есть
задача экскурсовода – сделать рассказ
зрительно воспринимаемым. Поэтому предъявляются
высокие требования к языку экскурсовода
и методики рассказа.
Рассказ на экскурсии имеет несколько
особенностей.
- Подчиненность рассказа показу. Показ объектов в экскурсии первичен,
а рассказ вторичен. Рассказ в экскурсии связан с экскурсионными объектами, которые
включены в тему экскурсии и расположены
на маршруте.
- Использование в рассказе зрительных
доказательств. Экскурсовод так строит показ, чтобы
«заговорил» сам объект, чтобы экскурсант
увидел все то, о чем ему рассказывают.
Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишне подробный, превращается в лекцию.
- Адресность рассказа. Под адресностью рассказа
понимается привязка рассказа к наблюдаемым
объектам. Рассказывая, экскурсовод обращает
внимание экскурсантов, на здание администрации города, или его детали.
- Конкретность рассказа. Конкретность требует, чтобы в рассказе
содержался материал, раскрывающий конкретную
тему экскурсии, приводились факты, даты,
имена (Джон Рид, В.И. Ленин, Владимир Храбрый, К.Е. Ворошилов).
- Утверждающий характер рассказа. Излагая текст экскурсии, экскурсовод
преподносит информацию с максимальной
убедительностью, то есть как объективный
факт (рассказ об истории улицы Ворошилова с использованием «портфеля» экскурсовода).