Городские экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.
Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных контингентов.
Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.
Тема городских экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские экскурсии – самые посещаемые; представляют наибольший интерес как для местных, так иногородних граждан; на городских экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...…....2-3
Глава 1 Тематические экскурсии, их виды.
Сущность и признаки экскурсии……………………..…4-5
Классификация городских экскурсий…………………..5-7
Тематика городских экскурсий, их названия………….7-10
Этапы подготовки городской экскурсии…………......10-17
Глава 2 Определение методических приемов проведения городских экскурсий.
2.1 Разработка городской экскурсии «Уголок родного края»…18
2.2 Экскурсионная методика………………………………..….18-19
2.3 Методика экскурсионного показа…………………………..19-20
2.4 Методика экскурсионного рассказа………………………...20-21
2.5 Составление методической разработки экскурсии «Уголок родного края»……………………………………………………………………21-25
Заключение…………………………………………………………26
Список литературы…………………………….…………………..27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………...…....2-3

Глава 1 Тематические экскурсии, их виды.

    1.  Сущность и признаки экскурсии……………………..…4-5
    2. Классификация городских экскурсий…………………..5-7
    3. Тематика городских экскурсий, их названия………….7-10
    4. Этапы подготовки городской экскурсии…………......10-17

Глава 2 Определение методических приемов проведения городских экскурсий.

2.1 Разработка городской  экскурсии «Уголок родного края»…18

2.2 Экскурсионная методика………………………………..….18-19

2.3 Методика экскурсионного показа…………………………..19-20

2.4 Методика экскурсионного рассказа………………………...20-21

2.5 Составление методической  разработки экскурсии «Уголок  родного края»……………………………………………………………………21-25

Заключение…………………………………………………………26

Список литературы…………………………….…………………..27

 

 

 

 

 

 

Введение:

Методика в широком смысле слова – это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика – это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных контингентов.

Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Тема городских экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские  экскурсии – самые посещаемые; представляют наибольший интерес как для местных, так иногородних граждан; на городских экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

  В настоящее время  города, как исторические центры развития общества с многообразием их памятников, отражающих развитие культуры, науки, архитектуры, представляют большой интерес для людей.

 

     Городские экскурсии имеют свои отличительные черты, которые диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определённому городу, что подчёркивает уникальность этого города, и говорит о том, что таких аналогов нет в мире

 

     Все городские экскурсии преследуют цель показать экскурсантам роль города в истории страны, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его культуры или науки, воспитать уважение к истории города.

Объект курсовой работы: городские экскурсии и их организация.

Предмет: технология организации и проведения городских экскурсий.

        Целью моей работы является:  изучение методики разработки городских экскурсий и особенностей их проведения.

 

     Задачи:

  1. Исследовать сущность тематических экскурсий и этапы подготовки городских экскурсий.
  2. Рассмотреть основы экскурсионной методики.
  3. Обосновать методические приемы экскурсионного показа и рассказа в городских экскурсиях.
  4. Разработать городскую экскурсию по городу Серпухову «Уголок родного края».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ, ИХ ВИДЫ

 

1.1 Сущность и признаки экскурсии.

Экскурсия - коллективное посещение достопримечательных мест с образовательной или культурно- просветительной целью. «Экскурсия - это целенаправленный, заранее запрограммированный процесс, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними».*

А поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности.

Деятельность в процессе экскурсии состоит из двух видов:

  1. Деятельность экскурсовода, в которой главными являются подготовка и проведение экскурсии;
  2. Деятельность экскурсантов, выражающаяся в наблюдении и изучении объектов и получения информации о них.

Экскурсия, как и любая другая форма деятельности, имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения.

Специалисты выделяют следующие признаки экскурсии:

  • наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
  • наличие экскурсовода - квалифицированного специалиста, проводящего экскурсию;
  • протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3-4 часов);
  • передвижение участников по заранее составленному маршруту;
  • показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее) расположения;
  • целенаправленность показа объектов; наличие определенной темы; активная деятельность и экскурсовода, и экскурсантов.

*  Б.В. Емельянов, Москва: «Советский спорт», 2007 г.

 

  • для непосредственного наблюдения объектов - достопримечательностей во время проведения автобусных экскурсий.

1.2 Классификация городских экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.*

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по способу передвижения; г) по продолжительности; д) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей специфику и особенности.

По содержанию городские экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружении, природных объектов, мест знаменитых событий, и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.. В отличие от тематических, в озорных экскурсиях формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре.


 В каждой из них  освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи конкретному городу. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия по городу посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества или архитектурные ансамбли. Городские тематические экскурсии подразделяются на исторические («Серпухов в 19 веке»), производственные (завод по производству полиэтиленовых пакетов ООО «Пропластик»), искусствоведческие (в СИХМ), литературные («А.П.Чехов в Серпухове»), архитектурно-градостроительные («Летопись в камне»).

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (самые распространенные - автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа. Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения городских экскурсий троллейбусы, трамваи, речные теплоходы.

Продолжительность городских экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до 3-4 часов.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее  участники передвигаются по маршруту  одновременно на 10—20 автобусах, в  каждом из которых работает  экскурсовод. Такие экскурсии могут  включать в себя массовые театрализованные  представления, фольклорные праздники  и т. д.;

- экскурсия-прогулка, совмещающая  в себе элементы познания с  элементами отдыха, может проводиться в парке;

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

- экскурсия-урок представляет  собой форму сообщения знаний  в соответствии с учебной программой  того или иного учебного заведения;

- учебная экскурсия (для  специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

- показательная экскурсия  — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами,  создает основу для деятельности методистов. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

 

1.3 Тематика городских экскурсий, их названия

 

Каждая экскурсия имеет свою четко определенную тему на основе существующей классификации.

Тема – это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Тема часто связана с целью экскурсии.

Цель – основная мысль, оценка, то, что экскурсовод пытается достичь при проведении экскурсии.

Выбор темы экскурсии зависит от спроса, заказа, или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии.*

Городские тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы и бывают:

  • исторические;
  • искусствоведческие;
  • литературные;
  • архитектурно-градостроительные;

Информация о работе Городские экскурсии