- Государственная туристская политика в Кемеровской области
Развитие индустрии туризма
в Кузбассе характеризуется устойчивыми
поступательными темпами. В области
формируется современная туристская
инфраструктура, включающая весь комплекс
туристских услуг, необходимых для приема
и обслуживания как российских, так
и иностранных гостей, что позволит превратить
индустрию туризма в эффективную доходную
отрасль экономики области, будет способствовать
продвижению Кемеровской области как
уникального и ведущего туристского региона,
благоприятного для отдыха и туризма российских
и иностранных граждан. [11]
Кузбасский туристический рынок
начал складываться относительно недавно:
еще в начале 90-х годов здесь
конкурировали буквально единицы
компаний. За годы он пережил несколько
различных кризисов, непосредственно
связанных с ситуацией в России.
Сегодня на территории Кузбасса работают
более 160 туристических фирм. [11]
Правовое регулирование в области
туристской деятельности на территории
Кемеровской области осуществляется
в соответствии с Федеральным
законом "Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации" и принимаемыми
в соответствии с ним иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, настоящим Законом и
принимаемыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами
Кемеровской области.
Основными целями государственной туристской политики
на территории Кемеровской области являются:[10]
- создание развитой туристской инфраструктуры, соответствующей международным требованиям;
- создание современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии;
- обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и иных прав, возникающих при занятии туризмом;
- стимулирование притока туристов из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;
- охрана окружающей природной среды;
- содействие развитию международного сотрудничества в сфере туризма;
- содействие координации туристской деятельности;
- обеспечение безопасности организованных групп туристов;
- рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской
деятельности на территории Кемеровской
области являются поддержка и развитие
внутреннего, въездного, социального,
экологического, этнографического, снегоходного
и спортивного туризма.[10]
В Кемеровской
области туристскую политику осуществляют
совет народных депутатов Кемеровской
области, коллегия Администрации Кемеровской
области, орган исполнительной власти,
общественный туристский совет, отдел
по туризму департамента молодежной политики
и спорта Кемеровской области
Совет народных депутатов Кемеровской
области:[10]
- осуществляет законодательное регулирование в сфере туристской деятельности;
- утверждает в составе областного бюджета расходы на реализацию мероприятий в области туризма;
- осуществляет контроль за исполнением законов Кемеровской области по вопросам туризма;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Кемеровской области и законами Кемеровской области.
Коллегия Администрации Кемеровской
области:[10]
- утверждает положение об органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем полномочия в сфере туристской деятельности;
- принимает нормативные правовые акты в сфере туристской деятельности;
- утверждает долгосрочные целевые программы в сфере туристской деятельности;
- утверждает туристскую символику Кемеровской области и порядок ее использования;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом, законами Кемеровской области, а также соответствующими соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Орган исполнительной власти Кемеровской
области, осуществляющий полномочия в
сфере туристской деятельности:[11]
- определяет основные задачи и направления развития туристской деятельности в Кемеровской области;
- разрабатывает, координирует и исполняет долгосрочные целевые программы, направленные на развитие туристской деятельности;
- разрабатывает нормативные правовые акты в сфере туристской деятельности;
- разрабатывает и реализует меры, направленные на обеспечение безопасности туристов на территории Кемеровской области;
- осуществляет контроль за рациональным использованием, охраной и защитой туристских ресурсов Кемеровской области;
- формирует и ведет туристский реестр Кемеровской области;
- формирует и ведет реестр турагентов, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области;
- формирует и ведет реестр снегоходных трасс Кемеровской области;
- участвует в создании единого информационного туристского центра Кемеровской области;
- организует и проводит конференции, совещания, семинары, симпозиумы, выставки, ярмарки и другие мероприятия по вопросам туристской деятельности;
- проводит мониторинг использования туристских ресурсов в сфере развития внутреннего и въездного туризма в Кемеровской области;
- осуществляет прогнозирование и вырабатывает рекомендации в области подготовки кадров для сферы внутреннего и въездного туризма;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Кемеровской области, настоящим Законом, законами Кемеровской области.
В целях
координации деятельности органов
исполнительной власти Кемеровской
области с органами местного самоуправления,
общественными туристскими организациями
и образовательными учреждениями, субъектами
туристской индустрии создается
общественный туристский совет при
Губернаторе Кемеровской области.
Общественный туристский совет:[10]
- принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам туризма;
- анализирует состояние дел в туристской сфере;
- вносит предложения, направленные на повышение эффективности туристской деятельности;
- выполняет иные функции по поручению Губернатора Кемеровской области.
Отдел по туризму департамента молодежной
политики и спорта Кемеровской области:
- Осуществляет координацию деятельности туристских организаций и организаций, сопутствующих отраслей (перевозчики, таможня, предприятия гостиничного и санаторно-курортного комплекса и т.д.) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей туристов;
- поддерживает развития внутреннего, въездного, международного и социального туризма в Кемеровской области;
- содействует кадровому обеспечению туристской деятельности;
- осуществляет совместно с заинтересованными организациями разработку внутреннего туристского продукта;
- участвует в рекламно-информационном обеспечении туристской деятельности области, формирование имиджа области, как территории, благоприятной для въездного и внутреннего туризма;
- проведение совещаний, конференций, выставок и других мероприятий по вопросам развития туризма;
- подготовка предложений по сбору статистической информации в сфере туризма;
- участвует в разработке прогнозов развития туризма на территории области;
- разработка предложений в областные социальные программы, программы заинтересованных ведомств, федеральные программы по направлениям деятельности отдела;
- осуществление взаимодействия и координации деятельности органов по туризму городов и районов с заинтересованными ведомствами Администрации области, специальными службами, туристическими организациями и объединениями в решении туристских проблем.[10]
Заключение
С исторической
точки зрения большая часть туристской
деятельности даже в международном
масштабе является относительно молодой
сферой, которую только с недавнего
времени стали считать достойной
серьезного внимания и научного исследования.
Поэтому в настоящее время, несмотря
на интенсивный рост туризма как
деятельности и индустрии и признание
значимости его воздействия на экономику,
ощущается острый недостаток фундаментальных
теоретических разработок в этой
области.
Проблемы
развития туризма и создания современного
туристского комплекса могут
быть позитивно решены, если будут
рассматриваться в широком контексте
государственной политики реформ, и
будут включены в средне- и долгосрочные
программы социально-экономического
развития России.
Целью российской
государственной политики в сфере туризма
должно стать создание конкурентоспособного
туристского комплекса, удовлетворяющего
потребности российских и зарубежных
граждан в туристских услугах и вносящего
вклад в развитие экономики страны за
счет увеличения количества рабочих мест,
притока иностранной валюты, сохранения
культурного и природного наследия.
Реализация
целей туристской политики требует
вертикальной и горизонтальной координации
деятельности различных институциональных
элементов, интегрированных в систему
туризма. В результате туристская политика
должна рассматриваться как составная
часть общей политики государства, относящаяся
к туризму, как деятельность, тесно связанная
с экономикой, социальной сферой, культурой,
экологией и другими общественно значимыми
системами
Приоритетными
направлениями государственной
политики туризма должны стать: защита
прав путешествующих, противостояние
криминализации этой сферы, поддержка
развития адресно-социального туризма,
поддержка развития въездного и внутреннего
туризма, сохранение природных и культурных
ресурсов страны и регионов, подготовка
и переподготовка кадров для туристской
сферы в соответствии с международными
стандартами.
Таким образом,
государство играет важную роль в развитии
системы туризма, как в рамках национальной
территории, так и на международном уровне
посредством проведения туристской политики.
Ее осуществление достигается выполнением
ряда функций, направленных на все элементы
системы туризма. Реализация этих
функций возлагается на органы управления
туризмом.
Список
использованных источников
- Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132 от 24.11.1996 г. в редакции от 05.02.2007 г. 3-9 с.
- Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. «Правовое регулирование туристской деятельности». М.: Юристъ, 2009 г. – 76 с.
- Волошин Н.И. «Правовое регулирование в туризме». М.: Финансы и статистика, 2004 г. – 120 с.
- Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт,2005 г.–135 с.
- Калинина Л.Е. Принципы государственного управления в сфере туризма // Право и экономика, 2006 г. – 256 с.
- Некипелов А.Д., Лаверов Н.П., Зорин И.В. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в сфере туризма // Туризм: от науки - к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том 1 / Под ред. И.В. Зорина. - М.: РАЕН, 2006 г.-33 с.
- Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Минск: Новое знание, 2005. 632 с.
- Феденева И.Н., Нехорошков В.П., Комарова Л.К. Управление в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009. 260 с.
- Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др. М.: КНОРУС, 2005. 576 с.
- http://www.dmps-kuzbass.ru/
- http://www.tourism-kuzbass.ru/