Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:06, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является, изучение инструментов государственного регулирования туризма.
Были поставлены следующие задачи:
1.изучить основы стандартизации в туризме.
2.рассмотреть классификаторы и стандарты.
3.изучить сертификацию государственного регулирования.
4.рассмотреть основные положения и законодательную базу лицензирования.
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.
Сфера туризма - это сложно регулируемый комплекс, который занимает важнейшее место в экономике большинства развитых стран. Показатели занятости в туризме очень значимый индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в туриндустрии активно стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей. По расчетам экспертов, одно рабочее место в туристическом секторе ведет к появлению не менее двадцати рабочих мест в сопутствующих отраслях.
Актуальность
курсовой работы заключается в том,
что основной акцент в сфере туристического
обслуживания делается на обеспечение
заявленного уровня качества и потребления
турпродукта или отдельной
Важным
является качество услуг,
Целью нашей курсовой работы является, изучение инструментов государственного регулирования туризма.
Были поставлены следующие задачи:
1.изучить основы стандартизации в туризме.
2.рассмотреть классификаторы и стандарты.
3.изучить сертификацию
государственного
4.рассмотреть основные положения и законодательную базу лицензирования.
Структура работы состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Перед потребителем всегда стояла проблема определения качества товаров и услуг. Конечно, он может сделать заключение о том, устраивает его данное качество или нет, но это заключение будет субъективно. Для того, чтобы иметь возможность более объективно подойти к вопросу оценки качества, были разработаны стандарты, направленные на защиту интересов потребителя.
Правовые
основы стандартизации в Российской
Федерации, обязательны для всех
государственных органов
В законе определены основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются единым и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для граждан предпринимателей. Действие данного Закона распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, конструкторские, проектные, транспортные и другие организации и предприятия (Дехтярь,2003).
Важнейшим инструментом государственного регулирования туристической деятельности и защиты прав потребителей туристических услуг является стандартизация.
Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как отдельных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на
приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации
- достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области
посредством широкого и многократного
использования установленных
Конкретизация
общих целей связана с
Узкие (конкретные)
цели стандартизации относятся к
определенно области
Целью стандартизации
в сфере туризма, согласно ГОСТ 28681,0-90
«Стандартизация в сфере
Основными задачами стандартизации в сфере туризма являются:
- установление Номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов и методов их контроля;
- установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания туристических услуг;
- установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения услуг, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания;
- установление требований к сертификации туристских услуг;
-обеспечение координации деятельности туристских предприятий с
предприятиями других отраслей, участвующих в процессах туристско-экскурсионного обслуживания.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект (предмет) стандартизации и область стандартизации.
Объект стандартизации - услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.д. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). (Чудновский,2000).
Под услугой
понимается результат непосредственного
взаимодействия исполнителя и потребителя,
а также собственной
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К социально-культурным услугам относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие общества, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и другие, услуги которых относятся к сфере материальных услуг (Сенин, 1999).
Область стандартизации - совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, туристская индустрия (отрасль) является областью стандартизации, а объектами стандартизации могут быть конкретные туристские услуги (гостиниц и других средств размещения, питания, турагентств, транспортных компаний и др.), а также процессы туристского и экскурсионного обслуживания.
Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Уровень стандартизации отличается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. В зависимости от уровня, на котором осуществляется стандартизация, различают следующие ее виды:
- международная стандартизация - деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны;
- региональная стандартизация - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира;
- национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. В свою очередь, национальная стандартизация может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциации, объединений, предприятий. В связи с этим существуют различные находящиеся во взаимосвязи категории стандартов нормативных актов документов:
- государственные стандарты (в РФ - ГОСТ Р);
- стандарты отрасли - ОСТ;
- стандарты общественных объединений - СТО;
- стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций) - СТП. (Кабушкин,2003).
В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия (консенсуса), характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержденный признанным органом и обязательных к применению. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.
Стандарт, как нормативный документ, в более широком смысле - документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе и туристской, и доступный широкому кругу потребителей.
Стандарт, как нормативный документ, является одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющего действовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов, и потребителей туруслуг.
Стандарт, по своей природе предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по функциональным критериям надежности, качества, безопасности и т.п.
Наряду со
стандартами предприятий
Показатели,
устанавливаемые
Основными видами стандартов в сфере услуг являются:
- основополагающие стандарты;
- стандарты на услуги;
- стандарты на процессы (технологические, обеспечивающие организацию управления);
- стандарты на методы контроля. (Сенин,1999).
1.2.Стандарты и классификаторы
При разработке
стандартов учитываются стандарты,
принятые Международной организацией
стандартов (ИСО), и региональные стандарты,
правила Европейской
Базу стандартизации, существующей в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в настоящее время составляют следующие государственные стандарты:
ГОСТ 28681,0-90
«Стандартизация в сфере
ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»;
ГОСТ Р 50644 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;
ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования».
К нормативным документам по стандартизации относятся также классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается государством.
Прежде чем приступить к процедуре стандартизации, необходимо точно установить, относится ли услуга к группе, для которой разработан стандарт. Это осуществляется на основании документов, определяющих классификацию видов деятельности (продукции, услуг). В РФ" действуют следующие классификаторы: