Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:17, реферат
Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.
Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Институт
дополнительного
Кафедра социологии и социальных технологий
РЕФЕРАТ
ПРЕДМЕТ: ИННОВАЦИИ В СКСТ
ТЕМА: ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ
Выполнила:
Меркушева А.С.,
студентка 3 курса группы СКСТ 231
Паномарева Г.В.
______________(Ф.И.О.)
Тверь 2013
Содержание
Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы
Введение
В России предпринимаются
активные действия по переходу на инновационный
путь развития экономики. Инновации
– это нечто иное, как действия
по внедрению достижений науки и
техники в технологии и управление,
в том числе и в социальной
сфере, т.е. в организациях, занимающихся
предоставлением услуг
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Туризм, являясь в настоящее
время глобальным социально-экономическим
явлением, функционирующим в условиях
порой весьма жесткой конкуренции,
характеризуется большой
Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций
Инновации и инновационная
деятельность традиционно представляются
как направление научно-
Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.
Так, в современном словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В оксфордском толковом словаре
понятие «инновация»
Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
Нововведения (инновации) возможны
во всех сферах деятельности человека.
Исходя из многовариантных возможностей,
инновации различаются по сфере
приложения, масштабам распространения
и по характеру. По сфере приложения
инновации подразделяются на научно-технические,
организационно-экономические, социально-культурные
и государственно-правовые. По масштабам
распространения различают
Основные функции инноваций:
- они вовлекают в производство
новые производительные силы, способствуют
повышению производительности
- повышают уровень жизни
каждого человека и общества
в целом за счет разнообразия
и качества производимой
- помогают привести в
соответствие структуру
- являются результатом
применения творческих
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
Изучение тенденций и
закономерностей комплексного освоения
инноваций, планирование положительных
результатов и управление ими
– сложная методологическая проблема
в сфере туризма, связанная прежде
всего с классификацией нововведений.
В качестве значимых для определения
сути инноваций в туризме выделяют
следующие классификационные
- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
- вид инновации (аттракторы,
инфраструктура туризма,
- степень новизны (улучщающие, прорывные);
- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие) [3, стр. 121].
Инновации в туризме следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.
Инновационный процесс в
туризме достаточно специфичен. Он
получает, как правило, свое признание,
с одной стороны, через туристский
рынок и степень
К основным принципам инноваций в туризме относят:
1. Принцип научности,
2. Принцип системности.
Разрабатываемая стратегия
3. Принцип соответствия
инновации потребностям
4. Принцип позитивности
результатов, состоящий в
5. Принцип имманентности
инвестиционным процессам. Для
проведения необходимых
6. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.
7. Принцип связности. Процесс
нововведения заканчивается
8. Принцип безопасности.
Любое нововведение должно
2. Инновационная деятельность в туризме
Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.
Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:
- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;
- использование новой
техники и технологии в
- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;
- изменения в организации
производства и потребления
- выявление и использование
новых рынков сбыта продукции
(гостиничные и ресторанные
Основу инновационной
деятельности во всех секторах экономики
составляет реализация достижений научно-технического
прогресса. Сказанное в полной мере
относится и к сфере социально-
Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.
Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.
Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.