Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:17, реферат

Описание работы

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм.

Содержание работы

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового или  изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

3. Государственная  поддержка инновационной деятельности  в туризме

Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного  потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным  межотраслевым комплексом, требующим  системного подхода к регулированию  социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном  федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами государства  являются:

- определение и разработка  принципов политики в области  туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования  результатов деятельности (организация  статистики, ведомственных исследований);

- создание благоприятных  условий для туризма, координация  действий различных компаний, организаций  и обществ для формирования  соответствующей инфраструктуры, дружественной  окружающей среды;

- поддержка туризма и  маркетинга через стимулирование  инноваций и кооперации, формирование  привлекательного образа страны.

В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требуют  объединенных усилий различных экономических  и социальных сфер, инновационный  путь развития невозможен без осуществления  государственной поддержки. Для  этого используются три схемы, которые  также в настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма.

1. Прямое участие государства  в реализации специальных целевых  программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание  крупных национальных центров  (лабораторий), находящихся на бюджетном  финансировании и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей.

Реализация региональных целевых программ в сфере туризма

Во многих регионах России разрабатываются и реализуются  региональные целевые программы  в сфере туризма, включающие, как  правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма  региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы  туризма. Так, в Вологодской области  с 2004 года реализуется областная  целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа  «Развитие внутреннего и въездного  туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

Создание туристско-информационных центров

Многие государства создают  специальные национальные организации  для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию.Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].

В России единой национальной организации по продвижению российского  туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют  туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные  учреждения или организации в  форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств  региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Предоставление субсидий  и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих  отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов  исследований и разработок, которые  могут принести государству непосредственную выгоду заключается государственный  контракт. Он дает право представителю  государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой  программе «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Вологодской  области» на 2009-2012 годы предусмотрены  средства на научные исследования в  сфере туризма в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение частным  предприятиям и лицам благоприятных  условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному  бизнесу, вкладывающему средства  в научные исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале.

В настоящее время ярким  примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском  крае, Республике Алтай, в Иркутской  области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной  поддержки туристской индустрии, возведенной  в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики  в целом.

Туристско-рекреационная  зона (аналог сервисных зон или  зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные  зоны распространены незначительно, а  для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание особых экономических  зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных  приоритетов в обеспечении динамичного  развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства  и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ  обладает рядом преимуществ: налоговые  льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Целями создания туристско-рекреационных  зон являются: повышение конкурентоспособности  туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных  курортов, развитие деятельности по организации  лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах  может осуществляться разработка месторождений  минеральных вод, лечебных грязей и  других природных лечебных ресурсов.

Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также  предоставляет определенный набор  льгот и преференций для инвесторов.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных  зон устанавливаются следующие  налоговые льготы:

• резиденты вправе: при  расчете амортизации применять  повышающий коэффициент 2; переносить убыток предыдущего налогового периода  на текущий год в полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том  числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог  на имущество с момента ввода  его в эксплуатацию и земельный  налог с момента возникновения  права собственности;

• субъекты РФ вправе устанавливать  для резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и другие налоговые льготы.

Кроме этого, в зонах будет  действовать упрощенный административный режим (принцип «единого окна» при  регистрации резидентов и возможность  проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная служба, торговая инспекция, инспекция по труду и  т. д. - только в рамках плановой комплексной  проверки, решение о которой будут  принимать территориальный орган  РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

Данные новации в Закон  РФ «Об особых экономических зонах» следует признать позитивными с  учетом того, насколько широко на территории России представлены уникальные курортно – рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.

Особенно важно создание зон такого типа для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной  зоны связано с расширением сферы  услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного  питания и т.д.

Таким образом, на территории семи субъектов РФ созданы «точки роста», которые в дальнейшем должны оказать стимулирующие воздействие  на развитие бизнеса регионов и территории в целом. При этом создание туристско-рекреационных  зон не только несет в себе положительный  экономический эффект для региона  в виде растущего объема инвестиций и стоимости оказываемых услуг, внедрения передовых технологий и современных методов управления, стимулирования развития территорий с  низким промышленным потенциалом, но и  имеет важное социальное значение вследствие увеличения числа рабочих мест и  роста профессиональной образованности населения. К тому же, как показывает мировой опыт, прилегающие к зоне территории также начинают развиваться  динамичней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сфера туризма сегодня  одна из наиболее перспективных и  прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой  торговли услугами.

Туризм постоянно развивается, несмотря на различные препятствия  политического, экономического и социального  характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и  экспериментатором в освоении и  внедрении современных передовых  технологий, непрерывно изменяет формы  и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает  новые возможности.

Работники сферы туризма  имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера  под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального  развития человечества.

Информация о работе Инновации в туризме