Инновационная деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

Содержание работы

Введение
1. Роль инноваций в туризме
2. Суть и основные принципы инноваций в туризме……………...8
3.Инновационная деятельность в туризме………………………….11
4.Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме………………………………………..……………………....15
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновации в СКСиТ.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

 

НОУ ВПО « ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ »

 

           

 

 

                                   Реферат

            По дисциплине «Инновации в социально-культурном сервисе и

            туризме»                              

                     

                                  на тему : «Инновационная деятельность в туризме»

 

 

 

 

 

                                                  Студента 3 курса заочной формы    обучения

                                                   Факультета туризма

                                                   Матюшкиной Юлии Васильевной 

                                                  

 

                                              

 

                                                                        Проверила:

                                                                   К.ф.н , доцент Моисеева М.С

 

                                        Москва 2013 г

 

 

Содержание

 

Введение

1. Роль инноваций в туризме

2. Суть и основные принципы инноваций в туризме……………...8

3.Инновационная деятельность в туризме………………………….11

4.Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций

5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме………………………………………..……………………....15

Заключение……………………………………………………………22

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России предпринимаются  активные действия по переходу на инновационный  путь развития экономики. Инновации  – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов  инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

Туризм является одной  из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые  темпы он признан экономическим  феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним  из пяти основных источников дохода.

Туризм, являясь в настоящее  время глобальным социально-экономическим  явлением, функционирующим в условиях порой весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность  туристских организаций фактором.

Государство должно сосредоточить  свои усилия и имеющиеся свободные  ресурсы на развитии перспективных  для всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И  такой отраслью является туризм.

 

 

 

 

1 Роль инноваций в туризме

 

XXI в. – век путешествий  и открытых границ. Многочисленные  турфирмы предлагают клиентам  туры на любой вкус и доход,  и при желании турист может  попасть в любую точку планеты.  Остается только выбрать, с  помощью кого осуществить заветную  мечту, а выбирать есть из  чего: улицы пестрят от ярких  вывесок с названиями турфирм,  приглашающих потенциальных туристов  провести отпуск в сказочных заморских странах. В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно своевременный вывод нового товара на рынок способен привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия.

 Нововведение – закон  человеческого общества, перманентная  сила развития общества, продуктов  его деятельности и прогресса  в целом. Инновация базируется  на новшестве, или нововведении, называемом новацией. Термин «инновация»  как новая экономическая категория  ввел в научный оборот австрийский  ученый Й. Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

 Под инновацией он  подразумевал изменение с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров,  новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В современной экономике  роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так  как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к  притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых  рынков, в том числе и внешних.  Инновация как процесс или  как продукт может стать одной  из главных статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли.  Туризм является одной  из важнейших отраслей сервиса, и  это требует современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании охотно применяют  инновации на практике. Ведь инновация  – это прежде всего риск и немалый. Любая инновация, особенно если она затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так как принятие и осуществление инновации связано с ломкой стереотипов восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам. Например, многие туроператоры предлагают своим региональным агентствам новую систему бронирования – бронирование туров в on-line, что позволяет получать практически мгновенное подтверждение тура. Таким образом, туроператор экономит время на обработке заявки, а турагент, в свою очередь, ускоряет процесс оформления клиента. Выгода очевидна: экономя время на работе, турагент получает возможность привлечь клиента своей оперативностью. Но до сих пор, несмотря на достаточно широкое применение и удобство данной системы, многие агентства отказываются так работать. Куда ближе непосредственный контакт с туроператором. Боязнь быть не услышанным и не понятым заставляет агентов обращаться к старой и проверенной системе бронирования – с помощью факса. Это яркий пример неприятия инновации. Чаще всего в основе отрицания инновации лежит социально-психологический аспект: оценивая свои возможности, достаточное количество сотрудников организации склонны считать, что они не имеют необходимых при внедрении инноваций умений и навыков. Это вызывает опасение оказаться лишним и как следствие – сопротивление изменениям.

Но существует и другая точка зрения на значение инновации. Фирмы, использовавшие в своей деятельности инновационные аспекты, утверждают, что создание и продвижение нового турпродукта не только желательная  деятельность организации, но и необходимая.

Жесткая конкуренция на современном  российском рынке обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать новые  и обновленные товары. Например , в летнем сезоне 2003 г. турецкий рынок предложил три новых отеля сети World of Wonders: Kremlin Palace, Venezia Palace и 1C Tropicana. Kremlin Palace представляет собой комплекс зданий, каждое из которых в точности повторяет какой-либо фрагмент Московского Кремля. Такого на рынке туризма не предлагал еще никто! Этот шикарный пятизвездочный отель обслуживает своих туристов почти тотальным all-inclusive, в стоимость обслуживания включены даже импортные элитные алкогольные напитки, услуги прачечной, парикмахерской, сауна, тренажерный зал и многое другое, что обычно предлагается в отелях за дополнительную плату. Отель нацелен на предоставление своим гостям обслуживание самого высокого качества. Согласно статистическим данным по летнему сезону 2003 г. около 87% клиентов Турции отдохнули в турецких отелях высшей категории.

 Другой отель сети WOW Venezia Palace 5*, который появился на турецком рынке только в мае 2003 г., предлагает своим клиентам в качестве новой и привлекательной услуги аниматоров, которых с полным правом можно назвать достопримечательностью отеля. Колоритные персонажи из разных стран – Турции, Марокко, Канады-практически с утра до вечера развлекают гостей. В 11.30 Water -gym, в 12.00 – Pool games в бассейне , затем курсы танцев живота и латиноамериканских танцев, водное поло, стрельба из лука и т.д. отель построен в венецианском стиле и радует своих клиентов таким развлечением, как катание на гондоле. Размеры бассейна – 3500 кв. метра, вполне позволяют романтичную прогулку такого рода. Это придает дополнительный романтический оттенок программе для молодоженов, да и другим гостям. Несомненно, такая услуга доставляет большое удовольствие. Как утверждает г-н Орай Юнал, вице-президент холдинга «Юнал», построившего и управляющего отелем, «нужен постоянный поиск новых идей, иначе не выдержишь конкуренции. Желания туристов переменчивы, но побеждает общее стремление получить отдых максимально высокого качеств. Туристы – это двигатель прогресса». Существует два вида инновации: кризисная инновация и инновация развития. При грамотном подходе к созданию и реализации инновации она может принести немалый доход и немалую пользу. Кризисная инновация – это скорое быстрое решение о нововведении для того, чтобы спасти существующий товар от исчезновения с рынка. Она выводится на рынок в рекордно сжатые сроки и при правильном позиционировании на рынке товар выживает.  Инновация развития – несколько отличный от предыдущего вид. Она внедряется медленно и продуманно, выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего товара.

 Для туристского бизнеса  необходимо использование двух  этих видов инновации, так как  туристский рынок – рынок нестабильный, поддающийся влиянию различных  событий в окружающих и смежных  областях. В данных условиях турфирмы  должны не только создавать  новый продукт, но уметь своевременно  реагировать на новые изменения  в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать  способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности.

Таким образом, инновация  – необходимый пункт в программе развития и реализации турпродукта на рынке. Главная цель турфирмы – выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке.

 

2 .Суть и основные принципы инноваций в туризме

 

Изучение тенденций и  закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных  результатов и управление ими  – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности  туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения  турпродукта/услуги, управление, факторы  производства);

- степень новизны (улучщающие, прорывные);

- широта воздействия,  масштабность, связность (локальные,  глобальные, системные);

-  иционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

Инновации в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.

Инновационный процесс в  туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3, стр. 122].

К основным принципам инноваций  в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности.  Разрабатываемая стратегия инновационного  развития сферы туризма в регионе  должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия  инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества,  которые действительно нужны  клиенту, а не те, которые может  произвести и внедрить туристская  организация.

4. Принцип позитивности  результатов, состоящий в предупреждении  неразумного, не продуманного  создания и внедрения новшества,  которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом.

5. Принцип имманентности  инвестиционным процессам. Для  проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной  деятельности и ее результатов  (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс  нововведения заканчивается появлением  на рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность  (стимулировать идею) создания следующего  новшества и обеспечивать финансовую  поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать  отсутствие вреда для человека  и окружающей его среды .

 

 

3. Инновационная деятельность в туризме

 

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для  получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную  деятельность предприятия можно  определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная  деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Основные направления  инновационной деятельности в сфере  туризма и гостеприимства:

Информация о работе Инновационная деятельность в туризме