Инновационная деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

Содержание работы

Введение
1. Роль инноваций в туризме
2. Суть и основные принципы инноваций в туризме……………...8
3.Инновационная деятельность в туризме………………………….11
4.Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций
5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме………………………………………..……………………....15
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инновации в СКСиТ.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

- выпуск новых видов  туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование новой  техники и технологии в производстве  традиционных продуктов;

- использование новых  туристских ресурсов, ранее не  использовавшихся. Уникальный пример  – путешествия туристов на  космических кораблях;

- изменения в организации  производства и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование  новых рынков сбыта продукции  (гостиничные и ресторанные цепи).

Основу инновационной  деятельности во всех секторах экономики  составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

Научно-техническая революция  не только стала материальной основой  формирования массового туризма. Она  оказала огромное влияние на инновационную  деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие  технологии, к числу которых относятся  новые материалы, микропроцессорная  техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных  и других новых материалов привело  к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и  иного снаряжения, новой тары и  упаковки и т.д. Новые материалы  стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных средств  информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового или  изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

4. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций

 

Процесс реализации инновации  принято называть инновационным  процессом. Инновационный цикл разработки и внедрения в практику туристского  продукта включает следующие этапы:

• исследование;

• эксперимент;

• обучение кадров для реализации новой услуги и технологической  проработки

процесса обслуживания;

• организация рекламы  и сбыта нового турпродукта.

Для производства и всего  производственного коллектива процесс  обновления

продукции (услуг) характерен определенной двойственностью: с одной  стороны, это объективно необходимое  условие для развития, достижения успеха на потребительском рынке  и обеспечения тем самым финансовой устойчивости предприятия, с другой - это источник появления значительных трудностей, связанных с необходимостью решения ряда сложных проблем  на этапах подготовки и освоения производства новой продукции.

Возникающие проблемы имеют  различный характер, но несвоевременное  или некачественное решение любой  из них приводит к одинаковому  результату – к дополнительным затратам или потере реальной возможности  получения дополнительной прибыли. Наиболее характерными из проблем являются следующие.

1. Необходимо определить  и обеспечить своевременность:

• снятия с производства заменяемой продукции;

• подготовки (реорганизации) производства с учетом особенностей изготовления нового продукта, наращивания  объемов его выпуска.

2. Развертывание выпуска  новой продукции требует повышенных  затрат на

производство. Необходимо находить способы их возмещения для обеспечения  рентабельности предприятия.

3. Конструктивно-технологические  особенности новых продуктов  практически всегда связаны с  использованием новых материалов, комплектующих и т. п., что требует  перестройки системы материально-технического  обеспечения предприятия.

4. Необходимо переобучение  или пополнение кадрового состава  предприятия

специалистами требуемых  профессий с учетом специфики  изготовления новых изделий.

5. Процесс обновления  является переходным процессом  со свойственными ему особенностями,  а именно динамичностью производственных  показателей и недетерминированностью  или частичной детерминированностью  работ, выполняемых в этот период. Одна из характерных причин  этого связана с тем, что  именно в этот период наблюдается  наиболее интенсивное изменение  технической документации, связанное  с ее последовательной отработкой. Технология реализации инновационных  процессов включает использование

значительной части общего инструментария инновационного менеджмента -

различных расчетно-аналитических  методов, способов моделирования и  форм организации и управления. С  этой точки зрения инновационный  процесс следует рассматривать  как инструмент реализации инноваций.

 

 

4. Государственная поддержка  инновационной деятельности в  туризме

инновация туризм государственный  поддержка

Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного  потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным  межотраслевым комплексом, требующим  системного подхода к регулированию  социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном  федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами государства  являются:

- определение и разработка  принципов политики в области  туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования  результатов деятельности (организация  статистики, ведомственных исследований);

- создание благоприятных  условий для туризма, координация  действий различных компаний, организаций  и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

- поддержка туризма и  маркетинга через стимулирование  инноваций и кооперации, формирование  привлекательного образа страны.

В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требуют  объединенных усилий различных экономических  и социальных сфер, инновационный  путь развития невозможен без осуществления  государственной поддержки. Для  этого используются три схемы, которые  также в настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма.

- Прямое участие государства  в реализации специальных целевых  программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание  крупных национальных центров  (лабораторий), находящихся на бюджетном  финансировании и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей.

- Реализация региональных  целевых программ в сфере туризма.  Во многих регионах России разрабатываются и реализуются региональные целевые программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма. Так, в Вологодской области с 2004 года реализуется областная целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

- Создание туристско-информационных  центров. Многие государства создают  специальные национальные организации  для продвижения различного рода  инноваций в туризме. В качестве  примера можно привести Финляндию.  Финский совет по туризму является  государственной организацией, занимающейся  маркетингом Финляндии как туристского  направления, имеет представительства  в 11 странах. Финский совет  по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».

В России единой национальной организации по продвижению российского  туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют  туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные  учреждения или организации в  форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств  региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует  с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого  информационного банка данных о  туристском потенциале, программах и  проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного  и консультационного обеспечения  по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение  внебюджетных средств в развитие туризма в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует  с 2007 года, учредителем выступает  Комитет по туризму Вологодской  области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской  области, популяризация проекта  «Великий Устюг – родина Деда Мороза»  в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим  туристам, а также ведение рекламной  и маркетинговой деятельности; организация  работы с предприятиями индустрии  гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса  в сфере туризма.

2. Предоставление субсидий  и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих  отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов  исследований и разработок, которые  могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный  контракт. Он дает право представителю  государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой  программе «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Вологодской  области» на 2009-2012 годы предусмотрены  средства на научные исследования в  сфере туризма в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение частным  предприятиям и лицам благоприятных  условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному  бизнесу, вкладывающему средства  в научные исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале.

В настоящее время ярким  примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

Туристско-рекреационная  зона (аналог сервисных зон или  зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные  зоны распространены незначительно, а  для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание особых экономических  зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных  приоритетов в обеспечении динамичного  развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства  и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Информация о работе Инновационная деятельность в туризме