В то же время в одном из ресторанов
Гонконга заказы принимает робот. Механический
официант здоровается с гостями и предлагает
выбрать блюда из меню. Клиенту нужно четко
произнести название, и вскоре он получит
свой заказ – правда, уже из человеческих
рук. Обычные официанты к стальному коллеге
не ревнуют. Говорят, что с его появлением
число посетителей выросло на треть. Клиенты
готовы терпеть даже медлительность робота.
Хозяева ресторана подсчитывают прибыль
и обещают в будущем создать также стального
шеф-повара.
Японцы и вовсе предлагают клиенту на
один день стать владельцем кафе. Такую
необычную услугу предоставляет кафе
«Colabo» в центре Токио. Любой желающий,
заплатив около $90, может на один день почувствовать
себя хозяином этого заведения. Кафе рассчитано,
прежде всего, на тех, кто собирается начать
собственное дело, но не знает тонкостей.
Здесь на практике можно познакомиться
со всеми сторонами этого бизнеса. При
этом «владельцу» дается довольно много
свободы действий: он может сформировать
меню, разрешить или запретить курение
и так далее вплоть до возможности на время
поставить свою вывеску. Меню и цены согласовываются
с настоящим хозяином заведения.
Весомым фактором аттрактивности пляжных
дестинаций является возможность наблюдать
красоты подводного мира. В настоящее
время активно развивается подводный
туристический флот. Его услуги уже предлагается
на практически всех популярных курортах,
где есть интересные для туристов подводные
красоты. Лодки отличаются лишь конфигурацией,
количеством посадочных мест и глубиной
погружения.
Дешевле всего погрузиться под воду на
такой субмарине в Хургаде. Лодка опускается
на глубину до 25 метров. За иллюминаторами
туристы смогут увидеть шоу аквалангистов.
Часовая прогулка обойдется в сумму от
$40 до $60.
Самая большая туристическая
подводная лодка погружается в морские
глубины у берегов гавайского острова
Оаху. Кроме значительных размеров лодка
отличается повышенным комфортом и самыми
большими иллюминаторами. Полуторачасовой
обзор коралловых рифов на глубине до
30 метров обойдется в $95.
В кипрском городе Ларнака туристам предлагают
совершить подводное путешествие на субмарине
к затонувшему в 1980 году шведскому парому
Зенобия.
Представители туристического бизнеса
в Турции также откликнулись на растущую
популярность подводных экскурсий. Туристическая
субмарина - 38 м в длину, 4,5 м в ширину и
3 м в высоту - построена в Бодруме. Она
способна вместить до 47 человек. Экскурсии
будут проходить на глубине 40 м.
Не отстаёт от дальнего зарубежья и Украина:
в Балаклавской бухте успешно прошла испытание
первая в истории Украины туристическая
подводная лодка. Любой человек без специального
снаряжения сможет побывать на глубине
100 метров и понаблюдать через иллюминаторы
за подводным миром. Лодка рассчитана
на трех пассажиров и пилота, стоимость
билета для экскурсантов будет составлять
около $70. На дне можно будет увидеть старинные
якоря, амфоры, пушки, части кораблей и
многие другие предметы, навсегда канувшие
в черноморские воды.
Не менее интересными могут стать и подземные
развлечения. Так, на курорте Vinpearl, расположенном
на вьетнамском острове Че (Хонтре), открылась
первая в мире подземная дискотека. Клуб
находится внутри искусственной горы
и вмещает 500-700 человек. Каждую ночь здесь
проходят вечеринки с участием самых востребованных
ди-джеев и музыкантов. В подземный клуб,
созданный для развлечения туристов, было
вложено более $1 млн.
Для привлечения туристов создаются
самые удивительные аттракции. В Турции
гостям предлагают анимационные программы,
сочетающие упражнения йоги и смех.
В Санкт-Петербурге туристам предлагают
«путешествия по сценарию», во время которых
они становятся участниками приключений,
придуманных и организованных режиссерско-постановочной
командой. Такой необычный туристический
продукт предлагает своим клиентам компания
«Ленконцерт-Тур», привлекающая уникальные
ресурсы и профессионалов Ленконцерта
к осуществлению своих идей. В настоящее
время существует несколько специальных
программ. Так, организуется тур на Тенерифе,
который предполагает открытия и поиск
кладов, в Испании же туристы превратятся
в пиратов Средиземного моря, в Тунисе
путешественники пересекут пустыню, а
также всем желающим предлагается сняться
в кино в настоящих декорациях «Звездных
войн». Кроме того, туристов зовут в Норвегию,
где им предложат по-шамански «разбудить
бога веселья». В дальнейшем предполагается
расширить диапазон стран и придумать
для туристов новые захватывающие приключения.
По словам организаторов этих туров, они
обойдутся клиентам ненамного дороже,
чем обычные поездки. Разработанная режиссером
индивидуальная программа путешествия
в конечном итоге оказывается максимум
на 30% дороже обычного тура.
Любовь финнов к сауне и их своеобразное
чувство юмора породили, пожалуй, самое
оригинальное зимнее развлечение. Умельцы
с лапландского горнолыжного курорта
Юлляс превратили в сауну кабинку подъемника.
Деревянная кабина рассчитана на четверых
и за 40 минут дважды поднимается на 500-метровую
высоту и спускается с нее. Совершенно
не обязательно после такого подъема кататься
на лыжах: достаточно выйти из сауны в
купальнике на вершину горы, чтобы ощутить,
что никакой мороз не страшен.
Ряд аттракций основан на экологических
мотивах. В Великобритании все больше
пар устраивают так называемые «зеленые»
свадьбы – торжества, направленные в первую
очередь на сохранение природы. Приглашенные
обязаны приезжать на велосипедах; невеста
выбирает платье из переработанных тканей,
а к столу подаются блюда из выращенных
на ферме овощей. Дарят же молодоженам
не микроволновые печи и стиральные машины,
а пожертвования, сделанные от их имени
в один из всемирных экологических фондов.
«Зеленые» невесты отказываются от свадебного
букета, мотивируя это тем, что нет нужды
губить цветы ради сиюминутной прихоти.
По утверждению многих пар, «зеленые»
свадьбы обходятся намного дешевле, чем
обычные; кроме того, в день заключения
брака важно чувствовать себя причастным
к решению хотя бы одной из мировых проблем.
В Гранд-Рапидсе (Мичиган, США) открылся
новый Музей искусств, помещение которого
полностью построено из переработанных
материалов. По утверждению организаторов
проекта стоимостью $75 миллионов, произведения
чистого искусства должны находиться
в экологичном здании: музей использует
только солнечную энергию и дождевую воду.
В Венгрии недавно открылся первый парк
для прогулок босиком. Он расположен в
деревне Табайд в области Фейер Центрально-Задунайского
края. В парке создано множество прогулочных
дорожек с различными видами покрытия.
На каждом маршруте размещена табличка
с информацией об использованных материалах.
В парке есть тропинки, засыпанные песком,
грунтом, торфом, сосновой корой и сосновыми
шишками, корой других деревьев и речной
галькой. Посетителям предлагается пройти
по нескольким дорожкам и сравнить ощущения.
На их пути протекает ручей, чтобы гости
могли походить также по холодной воде.
Проникают нововведения также и в сферу
организации турпоездки. Новое явление
в туризме открыли уральские туроператоры.
Все чаще туристы стали просить сотрудников
турфирм подобрать в путешествие пару
противоположного пола – в компанию. Поиск
пары абсолютно оправдан с точки зрения
снижения затрат на поездку. Туристу, который
отправляется на отдых без компании, придется
платить за одноместный номер отеля, что
существенно дороже двухместного. Однако
не только экономия средств, но и дух приключений
и романтики толкает туристов на авантюрную
поездку. Случаи, когда туристы – мужчина
и женщина – знакомились накануне отпуска
и уезжали отдыхать вместе, перестали
быть единичными. Иногда продолжением
таких отношений становится брак. 2.2 Инновации в туристской
инфраструктуре
Необъятным полем для осуществления инноваций
является сама среда, в которой находится
и удовлетворяет свои потребности турист.
Ряд решений с использованием высоких
технологий позволяют гостям сориентироваться
в посещаемом городе и сделать свой визит
максимально полезным. Например, в помощь
туристам на улицах Токио появились уникальные
автоматы, позволяющие приезжем, разработать
свой собственный маршрут и даже скачать
его на свой мобильный телефон. Для того
чтобы узнать, как добраться из точки А
в точку Б, нужно ввести ряд данных при
помощи сенсорной панели, и на экране появится
карта участка города с проложенным по
ней маршрутом.
Чудо-ботинки, способные самостоятельно
привести путешественника к месту назначения,
создали студенты Берлинского университета
Universitat der Kunste. Принцип действия устройства
таков: электромеханические детали в подошвах
ботинок CabBoots искусственно изменяют угол
наклона, и таким образом обладатель ботинок
как бы идет по виртуальной тропинке к
месту назначения. Пока система состоит
из трех частей - собственно ботинки, оснащенные
набором датчиков и механическими приспособлениями;
интерфейс, обеспечивающий возможность
взаимодействия обуви с компьютерной
системой, а также компьютер, на котором
установлено программное обеспечение,
позволяющее выполнять анализ данных,
собранных датчиками. Однако в будущем
планируется встраивать интерфейс и компьютер
в ботинки. Для точно определения местоположения
и ориентации ботинок в пространстве система
оснащена встроенными акселерометром,
электронным компасом и датчиками расстояния,
помогающими определить дистанцию до
ближайшего препятствия. Со временем разработчики
намереваются добавить сюда и GPS-приемник.
Такая обувь должна стать надежным спутником
путешественников, помогая обойти препятствия
в условиях ограниченной видимости и привлекая
внимание к достопримечательностям.
Недавно компания O'Neill Europe представила
новую модель своей коллекции - NavJacket -
первую в истории куртку со встроенным
GPS-навигатором. Предполагается, что основными
потребителями этой куртки станут любители
пеших прогулок в горах: гибкий цветной
дисплей, вмонтированный в рукав, покажет
текущее местоположение и направление,
а через встроенные в капюшон наушники
будут транслироваться необходимые аудиоинструкции.
Путешественнику достаточно просто прибыть
в интересующую его местность, а дальнейший
путь ему опишет NavJacket, действуя в качестве
автоматического гида. Куртка продемонстрирует
также текущую скорость движения и прогноз
погоды, автоматически рассчитает маршрут
и время, оставшееся на его преодоление,
а по ходу движения сможет давать комментарии.
В Италии работает спутниковый мобильный
сервис HappySun Mobile, который позволяет загорающим
на пляжах туристам легко и быстро получать
важную информацию об уровне ультрафиолетового
излучения на побережье Версилия. Ответив
на девять простых вопросов, можно легко
определить свой фототип, то есть чувствительность
кожи к солнечному излучению. Затем на
вебсайте сервиса или по SMS можно узнать
всю интересующую информацию о защите
от солнца и для правильного загорания:
необходимый индекс защиты, время загорания
и так далее. Можно также узнать и температуру
воды Средиземного моря на данной момент.
Активно разрабатываются новинки, облегчающие
передвижение туристов по крупным транспортным
терминалам. Так, в лондонском аэропорту
Heathrow появятся автоматические такси без
водителей, которые будут перевозить пассажиров
по его территории. Такси будут представлять
собой кабины для четырех человек и багажа,
передвигаться они станут по специальным
бетонным дорожкам со скоростью до 40 км/ч.
Пассажиры смогут задавать пункт назначения
с помощью сенсорных экранов. Предполагается,
что «маршрутная сеть» охватит не только
сам аэропорт, но и близлежащие отели.
Ждать такое такси придется не более 15
секунд, и оно не будет попадать в пробки.
Заботясь о пассажирах, которым нередко
приходится проводить долгие часы ожидания
в аэропортах в малокомфортных условиях,
многие фирмы стали выпускать чемоданы-трансформеры.
Так, российские дизайнеры создали «чемодан
для Джеймса Бонда», преобразующийся в
стул, книжный шкафчик с лампой и сейф.
Новый чемодан от Henk’s также раскладывается
в удобное кресло, а произведение британской
компании Live Luggage стоимостью $1300 оснащено
управляемым мотором, благодаря которому
чемодан может передвигаться автоматически.
Изобретение под названием Electric suitcase оборудовано
мощной системой охраны: похитителя ожидает
громкий сигнал сирены и, при включении
соответствующего режима, удар величиной
80 тысяч вольт. Еще более необычен багаж
под названием Fido: его можно запрограммировать
на распознавание голоса владельца и соответствующие
команды, а чемодан, недавно представленный
в Китае, трансформируется… в велосипед
(от $399). Henk’s также создали кейс нового
поколения – с титановым покрытием, чувствительной
поверхностью и трансформируемыми отделами.
Предлагаются решения, делающие возможным
путешествия и отдых лицам с ограниченными
физическими возможностями. Среди прочего,
для такой категории создаются специальные
пляжи (например, в Крымском городе-курорте
Саки). А на пражской станции метро «Влтавска»
был установлен необычный наклонный лифт,
шахта которого располагается не вертикально,
как обычно, а под наклоном. Такие лифты
особенно удобны для граждан с заболеваниями
опорно-двигательной системы. Прозрачная
кабина, способная вместить до 10 человек,
движется с той же скоростью, как и соседние
эскалаторы.
Одним из важнейших направлений
развития привлекательности дестинаций
является реализация экологически ориентированных
решений. Многие европейские города (Амстердам,
Париж, Прага, Хельсинки и др.) развивают
сеть велопроката для туристов. Причём,
в ряде случаев прокат велосипедов является
бесплатным. Совокупная протяжённость
велодорожек в ряде столиц достигает нескольких
сотен километров. Например, мэрия Праги
планирует до 2010 года удлинить дороги
для велотуристов до 450 километров.
Развивается использование возобновляемых
источников энергии для работы туристских
объектов. Француский горнолыжный курорт
Ле Же в Порт дю Солей заменил дизельные
генераторы на подъемниках солнечными
панелями. Также объявлено, что системы
искусственного заснеживания будут работать
без добавок, а техника по подготовке трасс
- на биоразрушающемся дизельном топливе.
В Нью-Йорке началась продажа кислорода,
заключенного в многоразовые бутылочки.
Это - следующий шаг после кислородных
коктейлей, давно продающихся в оздоровительных
центрах и фитнес-клубах. Теперь каждый
горожанин может купить персональную
бутылочку с кислородом Oxia за $70, а когда
она опустеет, ее снова наполнят за $15.
Одной бутылочки хватит примерно на 40
вдохов. Специалисты считают, что бутылочный
кислород поможет жителям мегаполиса
от стрессов, а туристам - справиться с
нарушением суточного ритма. Продажа кислорода
в индивидуальных баллончиках ведётся
также и в Японии. Содержимого баллончика,
крышка которого плавно превращается
в маску, хватает на 35 вдохов.
А на улицах Шанхая появляются специальные
пункты тишины. За небольшую плату жители
и гости мегаполиса смогут отдохнуть от
городской суеты и шума в звуконепроницаемых
павильонах, которые будут установлены
на центральных улицах Шанхая. Павильоны
будут органично вписаны в архитектуру
центральной части города. Шанхай был
выбран в качестве экспериментальной
площадки как один из самых шумных городов
мира. На протяжении многих лет город испытывает
серьезные проблемы с экологической ситуацией,
к числу которых относится и чрезмерный
шум на улицах.
Большой проблемой для туристов порой
является забота о питомцах, оставляемых
дома или забираемых с собой в путешествие.
Турбизнес и здесь предлагает массу новых
решений. В частности, в Анталье открылось
кафе для туристов, путешествующих с собаками.
Пока хозяева обедают, их питомцев не только
накормят, но и выпустят погулять на специально
оборудованной игровой площадке.
Здесь же можно получить консультацию
специалиста
дрессировщика, найти телефон инструктора
и даже по картотеке подобрать четвероногому
другу подходящую пару.
Первый на средиземноморском побережье
пляж для собак появится на Кипре. Людям
категорически запрещается купать собак
в Средиземном море, но власти Кипра решили
выделить «друзьям человека» кусочек
солнечного побережья. Думать о пляжном
отдыхе собак чиновники начали по рекомендации
местного уполномоченного по правам человека.
Многие города, в том числе и Петербург,
имеют гостиницы для домашних животных,
где можно оставить своих любимцев на
время отпуска или командировки. Следующим
шагом развития индустрии гостеприимства
могут стать гостиницы для комнатных растений.
Открытие гостиницы для цветов – малозатратный
бизнес. Реальные инвестиции потребуются
только в помещение, причем можно использовать
отдельную квартиру или комнату в собственной
квартире. Из обстановки нужна мебель
– полочки, столы, тумбочки. Формировать
цену следует, ориентируясь на людей среднего
достатка. В гостинице стоимость «номера»
для одного цветка может быть 30-80 рублей
в день в зависимости от его размера и
набора услуг (поливка, опрыскивание, лечение
и т.д.). При наличии помещения первоначальные
вложения составят не больше $300. Параллельно
можно оказывать услуги по профессиональному
лечению цветов, пересадке, реабилитации,
также можно продавать растения, инвентарь,
удобрения.
Борьба дестинаций за туриста
разворачивается и на столь специфичном,
но жизненно важном для каждого направлении,
как туалетный сервис. Причём, здесь внедряются
как эксклюзивные, так и массовые решения.
Недавно в Лондоне открылась первая дамская
комната класса люкс. Вход в заведение
стоит 5 фунтов, то есть $9,84. Туалет оборудован
современной сантехникой, украшен цветами
и ароматизированными свечами. Просторный
холл, ненавязчивая музыка, играющая в
каждой из 19 кабинок, продуманно расположенные
светильники с неяркими лампочками делают
его непохожим ни на какой другой. Кроме
того, посетительницы найдут здесь фены
и утюжки для выпрямления волос, а также
смогут купить любую необходимую мелочь
– от колготок и зубных щеток до наборов
для макияжа и масел для ароматерапии.
В перечень услуг входит даже небольшой
сеанс у визажиста или массаж рук или ног.
Другое решение, внедрённое в этой сфере
англичанами, связано с облегчением поиска
туалета в популярных местах: в лондонском
районе Вестминстер начала действовать
новая услуга, которую уже окрестили «туалетом
по вызову». Теперь туристам не обязательно
заниматься поисками общественной уборной:
достаточно просто отправить со своего
мобильного телефона SMS со словом «toilet»
на определённый номер, чтобы получить
подробное описание пути до ближайшего
заведения. Стоимость услуги составляет
25 пенсов за сообщение.
Власти Малайзии в рамках программы по
привлечению в страну туристов начали
установку на улицах столицы туалетов
нового поколения, не имеющих аналогов
на азиатском континенте. Кабинка нового
туалета достаточно просторна и способна
вместить взрослого посетителя с ребенком
в возрасте до шести лет либо инвалидную
коляску. Все пачкающиеся элементы проходят
химическую обработку с последующей сушкой
после каждого посетителя. Помещение автоматически
дезинфицируется и заполняется ароматизатором.
При создании новых кабинок были учтены
пожелания туристов, путешествующих с
маленькими детьми. Поэтому каждое помещение
в обязательном порядке оборудовано столиком
для переодевания малышей, а также специальным
креслом с эластичными ремнями безопасности,
куда на время можно посадить ребенка.
Около каждой из кабинок дежурит специально
обученный сотрудник коммунальных служб,
владеющий как минимум двумя иностранными
языками и всегда готовый оказать помощь
посетителям в обращении с уникальными
туалетами. При этом стоимость визита
в малазийский туалет составляет менее
$0,3.
Уличный туалет, скрытый под землёй, пока
в нём нет нужды, заработал в китайском
городе Цзинань провинции Шаньдун. Туалет
«вырастает» из-под земли после того, как
желающий воспользоваться этим чудо-устройством
кидает монетку в щель аппарата, стоящего
перед установкой. Таким образом, не заплатив
за посещение этого «домика», воспользоваться
им не удастся, и никаких контролёров-кассиров
не нужно. Заодно пустующая кабинка оказывается
защищённой от вандалов. 2.3 Инновации в обеспечении
безопасности туристов
Важной сферой разработки инновационных
решений, имеющих порой неоднозначное
восприятие в обществе, является обеспечение
безопасности туристов, прежде всего,
на транспорте.
Разрабатываются новые, более комфортные
и эффективные методы спецконтроля авиапассажиров.
Например, микроволновый сканер способен
за несколько секунд идентифицировать
частицы металла, керамики, пластика, дерева
и любого другого материала, спрятанные
на теле человека. Это происходит за счет
излучения, проникающего в тело на глубину
до 2 мм, которое примерно в 10 тысяч раз
слабее, чем мощность излучения сотового
телефона. Детектор абсолютно безопасен
для здоровья, так как сканирование производится
радиоволнами, сходными с биологическими
волнами человека. Действие системы безвредно
для людей, использующих кардиостимулятор.
В новом оборудовании используется специальная
программа автоматического распознавания
оружия, мобильных телефонов и прочих
предметов, особо значимых при осуществлении
досмотра службами авиационной безопасности,
сообщается в релизе аэропорта.Однако
при использовании подобных технологий
на дисплее инспектора может отображаться
человеческое тело во всех анатомических
подробностях, что обуславливает правовые
и этические проблемы распространения
соответствующих технологий. Более того,
предполагается хранить полученные сканы
в базе данных, к которой, не смотря на
все усилия по обеспечению конфиденциальности,
могут получить доступ злоумышленники.
Предлагаются и альтернативные способы
выявления потенциально опасных пассажиров,
особо популярны среди них методы, основанные
на анализе голоса. В числе первых соответствующий
прибор был предложен израильской компанией
«Немсиско». Он выявляет в человеческом
голосе такие «сигнальные» для служб безопасности
эмоции, как агрессивность, страх, сомнение
и тому подобные. Для того чтобы пройти
быструю проверку, как, например, при входе
в автобус или поезд, достаточно лишь произнести
имя. Пассажиры самолетов отвечают на
несколько вопросов, после чего направляются
системой по зелёному или красному коридору.
Время контроля одного пассажира составляет
от 30 до 90 секунд. Несмотря на то, что большинство
людей традиционно нервничают перед полетом,
система реагирует лишь на «крайние» степени
эмоций и практически не дает сбоев. Система
успешно диагностирует случаи, представляющие
оперативный интерес.Развиваются технологии,
основанные на анализе запахов: для того
чтобы попасть на борт, пассажиру надо
будет пройти не только через рамку металлодетектора,
но и через арку газоанализатора. Проход
через газоанализатор или, проще говоря,
«электронный нос» практически не отнимает
времени у пассажира. Десятки струй сдувают
с одежды и волос микроскопические частицы
пыли, и уже через несколько секунд сотрудник
службы безопасности видит результат
на мониторе. Прибор запоминает не только
индивидуальный запах, но и лицо каждого
пассажира – три фотографии целый месяц
хранятся в компьютере. «Нос» чует большинство
видов взрывчатки, в том числе гексоген,
пластит и тротил, а если перепрограммировать
– то и наркотики.Более радикальное устройство,
способное обезвреживать потенциальных
террористов, предложено израильским
изобретателем Амитом Вейсманом. Устройство
представляет собой обыкновенный сканер,
при помощи которого охранники определяют
наличие у человека взрывчатки или массивных
металлических предметов. Однако в этот
сканер также вмонтирован электрошок.
Изобретатель решил, что в случае, если
детектор определит, что пассажир при
себе имеет взрывчатые вещества, и подаст
громкий сигнал, то у охраны может не остаться
времени, чтобы обезвредить этого человека.
Если тот окажется террористом, то он немедленно
приведет взрывное устройство в действие.
Чтобы этого не произошло, изобретатель
сделал сигнал о наличии взрывчатки слабым,
а из корпуса сканера наружу вывел контакты
электрошока – охранник, обнаруживший,
что пассажир может быть террористом,
обезвредит его до того, как тот поймет,
что его раскрыли. При этом в описании
прибора подчеркивается, что он не сможет
убить человека – только обезвредить
его на некоторое время. Эта мера предосторожности
предусмотрена на случай, если пассажир
будет иметь право перевозить с собой
запрещенные вещества, или если у него
будет при себе какой-нибудь крупный, но
неопасный металлический предмет.Фундаментальнее
всего к проблеме авиатерроризма подошли,
пожалуй, в США. Каждый авиапассажир, прибывающий
в эту страну, получит так называемый террористический
рейтинг. На основании рассчитанного компьютером
рейтинга службы безопасности смогут
проводить дополнительные проверки и
задерживать подозрительных лиц. Пассажиры
не смогут выяснить свой рейтинг или оспорить
его в случае ошибки. После присвоения
данные о нем будут храниться в течение
40 лет. Как сообщается, для вычисления
уровня потенциальной террористической
угрозы каждого пассажира будет использоваться
любая доступная информация. В частности,
компьютер проанализирует происхождение
пассажира, совершенные им полеты, способ
оплаты билета, сведения о нарушениях
правил дорожного движения, номер автомобиля,
предпочтения по размещению в салоне и
съеденные во время полета блюда.Оригинальную
разработку предполагается внедрить в
прибрежных городах Бельгии: на пляжах
поставят видеокамеры для наблюдения
за отдыхающими. Они будут сканировать
лица туристов и всех появляющихся в пляжной
зоне. Потом эти изображения предполагается
сличать с базой криминальных данных. 2.4 Инновации в транспортном
обслуживании туристов
В последние годы реализуется несколько
амбициозных проектов в области авиастроения.
Наиболее известные из них «Superjumbo» Airbus
380 и «Dreamliner» Boeing 787. Не исчезла идея создания
пассажирского сверхзвукового самолёта:
Япония разрабатывает машину, способную
двигаться в два раза быстрее скорости
звука и принимать на борт 300 пассажиров.
Полет на нем из Токио до Лос-Анджелеса
займет 4 часа. При этом самолет, носящий
кодовое название NEXST, должен стать одним
из наименее шумных.Новая система расстановки
пассажирских сидений может появиться
в самолетах в ближайшие годы. Британской
компанией Premium Aircraft Interiors Group разработан
оригинальный вариант расположения кресел,
который позволяет пассажирам получить
больше пространства, а авиакомпаниям
– перевозить в одном самолете больше
пассажиров. Достигнуто это будет за счет
того, что половине пассажиров придется
сидеть спиной вперед. Разработка предусматривает,
что кресла в одном ряду будут стоять в
шахматном порядке - одно по направлению
полета, другое - против. При этом пассажирам
не придется воевать за контроль над подлокотниками,
поскольку плечи одного пассажира окажутся
на уровне колен соседа. С другой стороны,
чуть повернув голову, каждый пассажир
встретится взглядом с сидящим менее чем
в полуметре соседом, а это понравится
не всем. Экономия на месте для подлокотников
позволит авиакомпаниям добавить по одному
креслу в каждый ряд широкофюзеляжных
самолетов: например, в Boeing 777 поместится
десять пассажиров в ряд вместо нынешних
девяти. Зато новая концепция предусматривает
больше места для ног - расстояние до впередистоящего
кресла увеличится на целых 10 сантиметров.Авиакомпания
Lufthansa и вовсе рассматривает возможность
организации спальных мест для пассажиров
экономкласса на дальнемагистральных
рейсах (рис. 2). Предлагаемая схема предусматривает
размещение трехъярусных коек диагональными
рядами вдоль каждого из бортов. Кроме
того, еще один ряд коек будет в центре
салона. Эту схему, если авиакомпания решит
продолжать разрабатывать проект, предполагается
применить на двухпалубном самолете-гиганте
Airbus A380. Первые исследования выявили положительную
реакцию пассажиров на предполагаемое
нововведение. А швейцарская авиакомпания
SWISS изобрела новую компоновку бизнес-класса
в дальнемагистральных самолетах – кресла
в нем будут расположены в шахматном порядке
(рис. 3). Это позволит установить полностью
раскладывающиеся кресла-кровати длиной
два метра: ноги одного пассажира окажутся
под подлокотниками следующего ряда. При
этом число кресел в рядах будет неодинаковым
– от 4 до 5. Новая компоновка предоставляет
пассажиру возможность выбрать любую
желаемую комбинацию – сидеть в одиночестве
или вместе с кем-нибудь, а также у окна
или в центре салона. Правда, в новой компоновке
каждое девятое кресло не имеет прямого
доступа к проходу. Предполагается, что
такие места будут заняты теми, кто летит
не один. Новые кресла имеют регулировку
жесткости, а также функцию массажа. Экраны
бортовой системы развлечений станут
больше. Новые кресла начнут устанавливаться
в дальнемагистральном флоте SWISS в 2009 году,
а все самолеты Airbus A330 и A340 должны быть
оборудованы ими к 2011 году.Нововведения
на борту не исчерпываются только техническими
решениями, они также предполагают новые
услуги. Так, новозеландская авиакомпания
Air New Zealand организует службу консьержей.
Консьержи будут находиться как в аэропорту,
так и в салоне самолета во время полета.
Их задачей будет отвечать на любые вопросы
пассажиров – о достопримечательностях
пункта назначения, о программе для часто
летающих пассажиров, выборе вин в салоне
самолета, о сервисе в аэропорту, обмене
валюты и так далее, а также помогать с
покупкой дальнейших билетов, решать проблемы
пассажиров в случае задержки рейсов и
тому подобные вопросы. Идея создать такую
службу возникла, когда бортпроводники
дальнемагистральных рейсов пожаловались,
что у них не хватает времени, чтобы ответить
на все вопросы пассажиров.Несмотря на
высокую скорость собственно авиаперелёта,
существенное время затрачивается, во-первых,
на дорогу до и из аэропорта, во-вторых,
на пред- и постполётное обслуживание
пассажира в аэропорту (регистрация и
оформление багажа, формальности, ожидание
посадки на рейс и получение багажа по
прибытии). В связи с этим аэропорты и авиаперевозчики
во взаимодействии со своими партнёрами
разрабатывают интермодальные программы.
Ряд таких программ реализован в аэропорту
Домодедово, в частности, «Из центра Москвы
до Екатеринбурга за 225 минут» и «Из центра
Москвы до Челябинска за 230 минут». Развиваются
технологии предварительной регистрации
на рейс, а также регистрации с помощью
Интернета или SMS. Посадочный талон в этом
случае пассажир может распечатать самостоятельно
со своего принтера.Серьёзной проблемой
авиаперевозок является неявка на посадку
зарегистрированных пассажиров. Они, потеряв
контроль времени, оседают в барах аэропорта
или увлекаются шопингом настолько, что
забывают о времени посадки. Обычно их
просто пытаются вызвать с помощью объявлений
по громкой связи, однако этот метод часто
не срабатывает, и самолет задерживается
либо для ожидания пассажиров, либо для
выгрузки их багажа, если принято решение
о снятии их с рейса. Предложенная скандинавской
авиакомпанией SAS технология подразумевает,
что на регистрации пассажиры получат
вместе с посадочным талоном микрочип-метку,
который позволит отслеживать их местонахождение
в здании аэропорта. В случае, если пассажир
не пришел вовремя на посадку, то он получит
сообщение или звонок на мобильный телефон.
Еще одним вариантом будет обращение по
громкой связи в том помещении, где он
в данный момент находится.Ищутся подходы
для снижения дискомфорта пассажира и
предоставления ему возможности эффективнее
использовать время при ожидании стыковочного
рейса. Например, в аэропорту Мюнхена появились
кабины отдыха для трансферных пассажиров,
ожидающих свой следующий рейс. Кабина
напоминает небольшой киоск площадью
3,5 квадратных метра, внутри которого имеются
кровать, телевизор, стол для размещения
ноутбука, розетки и доступ в Интернет.Авиакомпании
борются за транзитного пассажира, предлагая
ему дополнительный сервис. Так, Vietnam Airlines
создала оригинальный способ привлечения
на свои рейсы транзитных пассажиров,
следующих в страны Юго-Восточной Азии
и Австралию. Компания предлагает в случае
долгой стыковки в аэропортах Ханоя или
Хошимина бесплатные экскурсионные программы,
а в случае надобности – и проживание
в отеле. В программу входит посещение
ряда достопримечательностей этих городов.
Условием участия в бесплатной программе
является отсутствие удобной стыковки
в расписании, при этом время пересадки
должно быть более 9 часов в Ханое и 7 часов
в Хошимине. Услуга может быть предоставлена
только на одной части маршрута (либо туда,
либо обратно) и должна быть забронирована
не менее чем за 36 часов до вылета. Авиакомпания
берет на себя оформление транзитной визы
по прибытии во Вьетнам.Создают авиаперевозчики
и целевые турпакеты. В частности, «Уральские
авиалинии» совместно с Клубом Путешествий
«Крылья» разработали уникальное предложение
«Перелет плюс гостиница» для тех, кто
летит по делам в Москву. Пакет состоит
из перелета Екатеринбург – Москва –
Екатеринбург и однодневного проживания
в гостинице в одноместном номере. Также
возможны варианты пакета, например, когда
пассажир планирует поселиться в двухместном
номере или проживать в гостинице два
или три дня. При покупке любого варианта
пакета «Перелет плюс гостиница» пассажир
платит меньше, чем, если бы он приобретал
авиабилеты и проживание в гостинице отдельно.
Для пассажиров-романтиков,
путешествующих ради путешествия, немецкая
авиакомпания Germanwings придумала оригинальное
спецпредложение – покупку билетов вслепую.
Пассажир сначала покупает билет и лишь затем узнает, куда именно.
Выбрать можно лишь даты поездки и группу
городов из десятка возможных направлений.
В начале бронирования пассажир указывает
город, из которого он хотел бы лететь
(Кельн, Дортмунд, Гамбург, Берлин или Штутгарт),
дату вылета и прилета обратно, а также
группу городов назначения. В нее входит
около десятка европейских городов, в
один из которых пассажир в итоге и получит
билет. При желании пассажир за небольшую
доплату может исключить из группы один-два
города. Сделав выбор группы и исключив
из нее нежелательные цели, пассажир вводит
данные кредитной карты и после оплаты
узнает, в какой же город он летит и какими
рейсами.Развиваются рекламные технологии
для авиапассажиров: вблизи аэропорта
Дубая впервые в мире появится новый вид
рекламы, предназначенный для пассажиров
идущих на посадку самолетов. Рекламные
экраны-щиты размером 20 тысяч квадратных
метров располагаются рядом со взлетно-посадочной
полосой аэропорта. Технология, разработанная
британской компанией Ad-Air, позволяет начинать
показ анимированных роликов каждый раз,
когда подлетает самолет. Компания заявила,
что потратила пять лет и $10 млн на резервирование
земельных участков рядом с крупнейшими
аэропортами мира. Всего компания намерена
включить «в первую в мире сеть аэрорекламы»
30 аэропортов.Получают развитие и железнодорожные
перевозки. В России планируется строительство
высокоскоростной железной дороги Москва
– Ростов-на-Дону – Сочи. Обсуждается
проект магистрали Москва – Минск с продлением
до Берлина. 2.5 Инновации в средствах
размещения
Многие из кажущихся сегодня фантастическими
идей войдут в обычную отельную действительность
уже в ближайшие 20 лет. Так, например, в
отелях появятся роботы-горничные или
«самовосстанавливающиеся» коврики, ворс
которых разглаживается сам после того,
как по нему прошел человек. Также, по мнению
ведущих дизайнеров, отели будут предлагать
клиентам самим выбирать антураж номеров:
звуки, ароматы и голографические изображения.
Новейшие технологии, используемые в современных
отелях, позволяют отслеживать и запоминать
предпочтения и слабости их посетителей.
Вошедшему в свой номер гостю будет очень
приятно услышать знакомый голос обозревателя,
читающего новости на радио BBC. Другой
гость придёт в восторг, обнаружив включенную
в номере любимую радиостанцию, с волнами
которой он не расстается в своем автомобиле.
Такие радующие слух удовольствия стали
возможными при комбинации телефона и
персонального компьютера, которые установлены
в каждом номере отеля.В нью-йоркском отеле
The Benjamin, расположенном на Манхэттене,
постояльцы могут воспользоваться услугами
ночного консьержа, который обеспечит
им спокойный сон. В частности, гости могут
выбрать одну из 12 подушек на свой вкус
- от перьевой до набитой гречневой крупой,
а также ортопедический матрас необходимой
толщины. В одну из подушек встроен i-pod
- как утверждают владельцы отеля, любимая
музыка зачастую помогает справиться
с бессонницей. За отдельную плату гостям
подадут легкий ужин из особых «усыпляющих»
блюд и витамины. Кроме того, The Benjamin дает
постояльцам гарантию: в том случае, если
им так и не удалось хорошо выспаться,
размещение будет бесплатным.Тем временем
компания Philips представила модель нового
окна, которое предназначено, прежде всего,
для гостиниц. Этот концепт под названием
Daylight интересен тем, что по мановению руки
пользователя может менять освещенность
и цветовую гамму помещения, помогая людям
расслабиться и восстановить силы, например,
в командировках, особенно после дальних
перелетов. Daylight может изменить видимый
пейзаж за окном и заодно уменьшить освещенность
номера отеля, рисуя на окне различные
узоры. Чтобы увеличить количество виртуальной
растительности (и, соответственно, тени
в комнате) человек должен встать лицом
к окну и провести вдоль него рукой справа
налево. Аналогичное движение в обратную
сторону дает эффект открывающихся жалюзи.Кроме
того, окно может выполнять функцию будильника.
Если настроить его на определенное время,
то узор на стекле будет постепенно «уходить»,
равномерно увеличивая количество пропускаемого
в помещение света. Таким образом, к тому
времени, когда человеку нужно будет просыпаться,
его организм будет подготовлен, как будто
наступил настоящий рассвет.Кроме визуальных
эффектов можно настроить и звуковые –
приятные слуху звуки природы. Также можно
«закрыть» окно и воспользоваться помощью
световой терапевтической панели, которая
его окружает. Она может светиться различными
цветами, как расслабляя, так и заряжая
энергией и после долгого перелета, и после
трудного рабочего дня.Британская сеть
отелей Travelodge предлагает своим клиентам
выбрать запах подушек и простыней, на
которых они будут спать. Клиенты могут
выбрать один из пяти ароматов: запахи
моря, только что постриженной травы, детской
присыпки, домашнего яблочного пирога
и шоколада. Постояльцы могут забрать
ароматные простыни с собой, чтобы сохранить
приятные воспоминания об отеле. Запах
постельных принадлежностей сохраняется
целую неделю.Роскошные американские
отели соревнуются за внимание туристов,
вкладывая огромные средства в оформление
и строительство эксклюзивных бассейнов.
И хотя, по данным ведущих специалистов
гостиничного бизнеса, лишь 10% гостей посещают
бассейны во время своего пребывания в
отеле, большинство выбирают гостиницу,
исходя из того, есть ли в ней бассейн и
какой он. Поэтому новые отели, желающие
привлечь состоятельных туристов, сейчас
конкурируют в оригинальности своих бассейнов.У
гостей нового отеля Thompson Beverly Hills есть
возможность окунуться в бассейн, расположенный
на крыше и украшенный по периметру 146
крупными кристаллами Swarovski, изготовленными
по индивидуальному заказу. Разноцветные
камни, обрамленные в стекло, и вода создают
«по-голливудски» сверкающий эффект.