Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 02:41, реферат
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Новая религия претендовала на то, чтоб изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а означает и представлений о красе, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Но христианство, оказав сильнейшее действие на русскую культуру, в особенности в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом соединены с жизнью церкви, с религией, так и не сумело преодолеть народных истоков российской культуры.
• X – XIV век. Церковь, как досуговый центр 3
• XV-XVII века 5
• Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке 8
• XIX век - начало XX века 10
• 1917 – 1941 год 15
• Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 18
• Состояние культурно-досуговых учреждений в послевоенный период 20
• Список использованной литературы 21
Исторический экскурс досуговых учреждений.
Содержание
• X – XIV век. Церковь, как досуговый центр 3
• XV-XVII века 5
• Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке 8
• XIX век - начало XX века 10
• 1917 – 1941 год 15
• Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 18
• Состояние культурно-досуговых учреждений в послевоенный период 20
• Список использованной литературы 21
X – XIV век. Церковь, как досуговый центр.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Новая религия претендовала на то, чтоб изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а означает и представлений о красе, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Но христианство, оказав сильнейшее действие на русскую культуру, в особенности в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом соединены с жизнью церкви, с религией, так и не сумело преодолеть народных истоков российской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему было в отдаленных частях Руси, в особенности на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие российской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в собственной базе, оказывали глубочайшее действие на все развитие российской культуры ранешнего средневековья.
В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.
Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».
Церковь в этот период становится оплотом нравственного воспитания и просвещения народа, велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы, народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.
При монастырях в XI-XII веках начали собираться первые библиотеки.
К XIII веку возникла и «мирская» литература, книжное чтение стало одним из главных занятий образованных людей Руси.
В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске.
С XIV века Русь начала оправляться от постигших её бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Возросло число церквей на Руси, церковная трапезная часто становилась местом общинных сходок и торжественных церемоний. Церковь постепенно выступала для средневекового человека в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к наилучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.
XV-XVII века.
XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.
Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины, ее положением затворницы. Так, в боярских семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.
Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.
В исторических хрониках того времени находим первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад различных сословий и социальных групп.
Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг.
В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние, с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты, вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.
Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».
Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России, в основном крестьянства и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.
Массовые праздники и гуляния в городах закончили нести в себе религиозную базу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Ритуалы все больше получали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары завлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там радостные представления.
К XV веку в городах имелись харчевни, корчмы, позже возникли кабаки. Эти заведения кроме прямой собственной функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.
Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».
Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.
Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.
В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.
Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке
Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.
В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения,рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.
В XVIII веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины II воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный И.К. Бецким (1704-1795).
Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства, проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.
В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д.
Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы.
Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи.
Реформы Петра I коснулись и области социального
призрения: Петр I создавал благотворительные
учреждения для инвалидов, детей, бездомных,
ввел запрет на профессиональное нищенство.
Он фактически лишил церковь монополии
на филантропию и социальное призрение,
создал новые административно-
Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.
Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.
XIX век - начало XX века
Внешкольное образование в России включающее деятельность воскресных школ, народных университетов, носило общественный характер. О системе внешкольных учреждений не могло быть и речи, внешкольные учреждения, распологались крайне неравномерно. В одной, например, губернии были благотворители или попечители, содержащие просветительные учреждения, в других – их могло и не быть. Поэтому, не имея постоянных источников финансирования, эти учреждения возникали и распадались стихийно.
Тем не менее в России было огромное количество просвитительных досуговых учреждений. Создавали эти учреждения представители различных сословий.
В целях развития просвещения народа создавались также различные общественно- просветительные организации:
• комитеты грамотности
• общества содействия народному образованию
• общества поощрения образования
• общества распространения технических знаний
• общества разумных развлечений
Издавна меценатство на Руси играло важную роль в развитии национальной культуры.
Многие богатые люди – промышленники, купцы, дворяне – делились частью доходов с обществом, выделяля немалые суммы на благотворительные цели, поддержание искусств.
Кроме того, состоятельные люди нередко и сами были собирателями культурных ценностей ( книг,картин), открывали музеи и библиотеки для народа.
Информация о работе Исторический экскурс досуговых учреждений