Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 02:41, реферат
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Новая религия претендовала на то, чтоб изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а означает и представлений о красе, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Но христианство, оказав сильнейшее действие на русскую культуру, в особенности в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом соединены с жизнью церкви, с религией, так и не сумело преодолеть народных истоков российской культуры.
• X – XIV век. Церковь, как досуговый центр 3
• XV-XVII века 5
• Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке 8
• XIX век - начало XX века 10
• 1917 – 1941 год 15
• Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 18
• Состояние культурно-досуговых учреждений в послевоенный период 20
• Список использованной литературы 21
Княгиня Тенешева в селе Талашкино под Смоленком основала школу художественных промыслов, а в Смоленске – музей русской старины, рисовальную школу в Петербурге.
Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн. Рублей на строительство в Москве музея изящных искусств, не приобретение художественных коллекций.
А.А. Бахрушин финансировал строительство театра Корша, создал первый театральный музей в стране, который затем был передан Академии наук.
Савва Мамонтов создал оперу. Под покровительством Строгановых в России развивались художественные ремесла.
Купцы Хлудовы собрали библиотеку рукописей и старопечатных книг, которые пополнили фонды крупнейших столичных книжных собраний.
В.А. Кокорев открыл в 1861 г. в Москве картинную галерею. Н.Д. Быков – перебургский любитель живописи и искусства собрал галерею отечественнных и иностранных художников.
П.И. Макушин занимался организацией музев, школ, вечерних курсов для взрослых, книгоиздательским делом. А.Л. Шанявский за свои средства открыл первый в России вольный народный университет.
Начиная с 1864 года во внешкольную работу включились земства ( местное самоуправления). Они создали народные читальни, народные библиотеки, воскресные школы. Расходы на народное образование составляли 30 % бюджета земств, это была самая крупная статья расходов.
Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характеризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ, принимали участие в этом земства, казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредоточенных по стране. Основные принципы их деятельности состояли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. Основные формы их работы: организация концертов, спектаклей, танцевальных вечеров и других видов разввлечения. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки.
Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.
С 1859 г. в России стали развиваться воскресные школы, в 1862 г. их уже насчитывалось окло 300, а в 1905 г. -782.
В 80-90 х гг. Организуются:
- народные чтения,
-народные библиотеки,
-народные читально.
В 1896 г. народные чтения велись в 400 населенных пунктах, а в 1903 г. – в 4200, это были публичные лекции для народа.
Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие известные деятели русской культуры.
Представители разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Культурно-просветительную деятельность вели многие выдающиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» - объединения русских композиторов.
Очень популярны были народные гуляния: в 1885 г. в Петербурге фабрикантами был создан кружок, который ставил целью называться Невским обществом устройства народных развлечений. Это общество располагало садом, помещением для игр и танцев, эстрадой.
Гуляния в дни праздников привлекали до 2,5 тыс. человек.
Характерно, что в конце XIX- начале XX века совершенствиется сеть досуговых просветительных учреждений, обогащаются формы их работы, появляются новые типы досуговых,просветительных учреждений - рабочие кубы, общества самообразования, народные университеты, различные общедоступные курсы.
В конце XIX века делами просвещения, внешкольной работой занималось созданное в 1886 г. Русское техническое общество, были открыты курсы для рабочих, наприммер, Пречистенские, в качестве преподаваталей были привлечены профессора Московского университета, рабочие получали знания в объеме городской начальной шкоды. Были созданны и спецклассы эстетического воспитания такие, как хор, драмкружок, класс рисования.
Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Увелечение числа музеев. Появляются радио и кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.
Клубные учреждения не располагали литературными фондами, поэтому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине ХIХ века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.
Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России, причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главными, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У .Зеленко, С.Т. Шацким.
Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; повсюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообразования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. На волне массового клубного движения появляются первые легальные и подпольные рабочие и социал-демократические клубы.
Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям, нравственное влияние церкви постепенно слабеет.
Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.
1917 – 1941 год
Революционные действия и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от страны, школу – от церкви. Принципиальное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Управление Культурно-досуговых учреждений осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась крупная роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, разработке новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных институтах создавались пункты ликбез.
Формы работы в Культорно-досуговых учреждениях отвечали требованиям нового политического строя: Митинги, митинги-концерты, политические доклады, диспуты на полит. И религиозные темы, лекции, вечера вопросов и ответов. Популярны стали разные «политигры», «политбои», «политсуды» и другие. Средствами наглядной агитации и пропаганды стали плакаты, карикатуры, диаграммы. Театральные кружки ставили постановки на исторические темы. Создавались политкружки.
Интенсивно развивалась художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. Популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки и даже танцы политической темы. В годы гражданской войны возникли первые передвижные Культорно-досуговые учреждения – агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце 20-х годов были сделаны первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.
Для подготовки профессиональных кадров в учреждения культуры с 1918 года стали организовываться краткосрочные курсы внешкольных работников (Москва, Петроград, губернские города). В Петрограде был основан Институт внешкольного образования (сейчас академия культуры), который готовил профессионалов, управляющих художественной самодеятельности, работников государственных органов. В 1920 году учреждения попали под непосредственный контроль страны, что усилило политическое содержание всех сфер их деятельности. Культурно-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, пятилетних планов, соц. Соревнований, также они распространяли производственные, технические, сульско-хозяйственные знания, коллективные способы труда. В Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, «рабочей смекалки».
Клубы устраивали походы в музеи, библиотеки, театры, экскурсии на компании, загородные прогулки. В быт фермеров начали входить новейшие праздники – «первой борозды», «урожая» и др. Стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, симф. Оркестры, любительские оперные коллективы. Артисты с именованием брали шефство над самодеятельными кружками.
С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на стройку культурно-досуговых учреждений кроме страны стали выделять компании, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928 году был основан новый вид досуговых уреждений - ЦПКиО в Москве.
В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные культурно-досуговые учреждения (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт столичный библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников.
Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства либо принадлежность к сословиям закончили определять методы проведения свободного времени. Получили развитие публичные и массовые формы досуга, КДД рабочих и фермеров обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.
Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны
Война стала большущим испытанием и для культурно-досуговых учреждений. С началом её резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась её сеть. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» коснулся всех учреждений культуры, главным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и способами хода войны, ознакомление с интернациональным положением. Работа клубов, библиотек и музеев была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.Д. Станций, воинские части, призывные пункты, госпитали.
Основной формой работы с популяцией стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах меж сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (употреблялся опыт работы в период гражданской войны).
Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, роль в обучении женщин и детей массовым профессиям,на замену мужчинам, развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с противником, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда. Для разъяснительной работы обширно использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью воспользовались писатели-фронтовики Тихонов, Симонов, Шолохов. Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками. Обширно использовалась наглядная агитация: карты и плакаты с ходом военных действий, «листовки-молнии» и «боевые листки» об успехах на фронте и трудовых достижениях в тылу. Работники культуры писали письма домой за малограмотных и наводили справки о судьбе родных. Музейные работники организовывали передвижные выставки и проводили лекции, их задачей стало спасение культурных ценностей, даже ценой своей жизни. Шла большая работа по эвакуации памятников культуры и искусства.
Информация о работе Исторический экскурс досуговых учреждений