История развития экскурсионного дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 05:19, контрольная работа

Описание работы

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.

Файлы: 1 файл

современное состояние экскурсионного дела.docx

— 44.62 Кб (Скачать файл)

 

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

 

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

 

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

 

Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

 

1. Историко-археологические  экскурсии. Они подразделялись на  ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным  считался второй вид экскурсий. Участвуя в них школьники исследовали  географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали  предания, рассказы и песни местных  жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались  для пополнения коллекций школьного  музея.

 

2. Историко-литературные. Участники  этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся  писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных  деятелей. Важное значение при  проведении данного типа экскурсий  придавалось встречам с современниками  знаменитых людей.

 

3. Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью  познакомить школьников с природой  той местности, в которой они  живут. Особое внимание в них  обращалось на сбор разливных  коллекций: ботанических, зоологических  и геологических.

 

4. Экскурсии на фабрики  и заводы чаще всего проводились  для учащихся старших классов. Цель их была определена как  профориентационная.

 

5. Художественно-географические  и этнографические экскурсии  объединили три различных вида  экскурсий: художественные, географические  и этнографические. Каждый вид  в отдельности считался малодоступным  для школьников, поэтому при разработке  классификации из объединили  в один тип.

 

6. Экскурсии трудовой помощи  возникли в период Первой мировой  войны и представляли собой  поездку групп учащихся в деревню  для помощи в сельскохозяйственных  работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались  без рабочих рук.

 

7. Выделение общеобразовательных  и бытовых экскурсий было связано  с тем, что городские школьники  совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно  было о городе. Это и определило  появление самостоятельных экскурсий  по знакомству с жизнью села  городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали  поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям - вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные  здания, заводы, фабрики и т.д. В  течение учебного года побывавшим  на экскурсии поручалось сделать  доклады об увиденном.

 

8. Экскурсии отдыха и  развлечений представляли собой  коллективный отдых класса или  всей школы на природе.

 

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

 

С 1915-1917 гг. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

 

Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

 

В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

 

С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

 

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

 

3. Развитие экскурсоведения

 

 

3.1 Развитие экскурсионной  школы на рубеже XIX-XX вв.

 

 

Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двух вековую историю, начиная свое летосчисление с первых школьных экскурсий последней четверти XVIII в. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.

 

В конце XIX - начале XX в. уже в значительном числе учебных заведений России педагоги осознали необходимость включения экскурсий в программу обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Екатеринославле, Ростове-на-Дону, Таганроге и во многих других городах Российской империи.

 

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности школьников стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.

 

Определенную роль в развитии ученических экскурсий в России сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.

 

Развитием экскурсионного дела занимались не только учебные заведения, интерес к нему в начале XX в. проявила, к примеру, Русская православная церковь, предложив организацию путешествий к святым местам. В дни зимних каникул в Москве для учащихся церковью устраивались «святочные экскурсии» с осмотром Кремля и Москвы в целом. Перед на чалом экскурсий обязательно служили молебен. К этому же времени относится и издание церковью специальных путеводителей - «Спутников для экскурсантов», например, «Спутника по Троице-Сергиевой лавре», «Путеводителя к святыне и священным достопримечательностям Москвы и ее окрестностям».

 

Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края.

 

В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов.

 

В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.

 

В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.

 

В 1900 г. возникло «Русское горное общество». Русским горным обществом был построен на Кавказе первый отечественный горный приют, где организовывались экскурсии и путешествия. С 1902 по 1909 гг. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений деятельности которого было проведение пешеходных и транспортных в окрестностях Пятигорска, Железноводска и Кисловодска.

 

В 1905 г. к «Крымскому горному клубу» присоединяется «Кавказский горный клуб», с этого времени он стал называться «Крымско-Кавказским горным клубом». Позднее клуб расширил географию маршрутов походов и экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий.

 

В 1907 г., при Российском обществе туристов создается комиссия «Образовательные экскурсии по России». Комиссия организовывала экскурсии по крупным городам, по природным достопримечательностям Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

 

В 1910 г. создается «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий» - для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Позднее там же создается «Центральная экскурсионная комиссия», организовывавшая экскурсии, разработавшая «Правила для экскурсантов», контролировавшая их выполнение. Подобные комиссии организуются и при других учебных округах России.

 

В начале XX в. Д.Н. Кайгородовым, В.В. Половцевым, Е.А. Звягинцевым и др. начинается разработка школьной экскурсионной методики. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и П.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой монографии впервые были разработаны принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. В начале XX в. начинает издаваться периодические издания, изучавшие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

 

Таким образом первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.

 

3.2 Экскурсоведение в советский  период

 

 

Экскурсии как средство пропагандистской работы, образования и воспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками с первых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека.

Информация о работе История развития экскурсионного дела в России