Экскурсии в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.
Гипотеза исследования — выдвинуто предположение о том, что учебная экскурсия реально осуществляет географическое образование, создает педагогические предпосылки и благоприятные условия для формирования
географической культуры учащихся и осуществления ими географической деятельности в различных ее проявлениях, если:
- определены сущность, место и роль учебных экскурсий в системе школьного географического образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.
Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Общими требованиями к названию экскурсии считаются  следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных  ассоциаций, содержательный смысл.

 

3 этап: Отбор  литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой  экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

 

4 этап: Определение  других источников материала

Помимо публикаций в  печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

 

5 этап: Отбор  и изучение экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже  отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут  быть:

  • Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).
  • Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки
  • Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.
  • Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок
  • Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.
  • Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

  • По содержанию – одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)
  • По функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе
  • По степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные

Перед экскурсионными работниками  при создании экскурсии стоит  задача – отобрать из множества  объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.

Для оценки объектов, которые  включаются в экскурсию, рекомендуется  использовать следующие критерии:

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность  их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его  популярность среди населения (например, Красная площадь, Останкинская телевизионная  башня).

Необычность объекта. Имеется  в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.

Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность  объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовительности к показу.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться  расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для  автотранспорта, возможность подвоза  к объекту экскурсантов, природная  обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение  показа объекта - это когда посещение  и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством  посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 -4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

Отбор объектов заканчивается  составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой  темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

  1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения
  2. историческое событие, с которым связан памятник, дата события
  3. местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие)
  4. описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи)
  5. источник сведений о памятнике (литература, где описывается памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ)
  6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации)
  7. охрана памятника
  8. в каких экскурсиях памятник используется
  9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя

В карточке прикрепляется  фотография объекта, воспроизводящая  его нынешний и прежние виды. В  карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры включаются сведения о наличии скульптуры, стенописи в декоративном убранстве памятника. Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

 

6 этап: Составление  маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями  маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и  обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных  учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

- Хронологический. Примером  хронологического маршрута могут  служить экскурсии, посвященные  жизни и деятельности выдающихся  людей.

- Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.

- Тематико-хронологический.  Все обзорные городские экскурсии  построены по тематико-хронологическому  принципу.

Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует  проводить в определенной логической  последовательности, не допуская  ненужных повторных проездов  по одному и тому же участку  маршрута

- наличие доступности  объекта

- переезд или переход  между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе

- наличие благоустроенных  остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных  средств.

Рекомендуется к моменту  проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного  маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

 

7 этап: Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При  организации объезда маршрута ставятся задачи:

  • ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут
  • уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы
  • освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок
  • провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом
  • проверить целесообразность использования намеченных объектов показа
  • выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы
  • выбрать методику ознакомления с объектом

 

8 этап: Подготовка  контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой  материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое  количество фактического материала, наличие  информации по теме, полное раскрытие  темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ  с учетом требований данного текста.

Контрольный текст в  большинстве случаев содержит хронологическое  изложение материала. Этот текст  не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том  числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в  контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы  маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым  должна следовать группа, с нанесенными  на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме может быть еще указана скорость движения автобуса: «медленная» (около 30км/ч), «средняя» (40-45км/ч), «быстрая» (около 60км/ч). Указание на скорость движения автобуса особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсоводами.

Окончательная разработанная  схема маршрута должна быть согласована  с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается  на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

 

9 этап: Комплектование  «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

Информация о работе Экскурсии в системе общего образования