Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:59, контрольная работа
Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.
Гипотеза исследования — выдвинуто предположение о том, что учебная экскурсия реально осуществляет географическое образование, создает педагогические предпосылки и благоприятные условия для формирования
географической культуры учащихся и осуществления ими географической деятельности в различных ее проявлениях, если:
- определены сущность, место и роль учебных экскурсий в системе школьного географического образования;
Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.
Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.
Работа начинается с обозначения точки своего стояния на плане. Определяются стороны горизонта с помощью компаса или ручных часов. Задание по ориентированию по компасу даны в учебнике природоведения 3–4 кл. [9, с.52]
1. Для ориентирования по ручным часам необходимо:
а) часы расположить на планшете;
б) не переводя часовую стрелку, направить ее на солнце;
в) первую соломинку или палочку приложить к цифре 1 на циферблате так, чтобы она образовала угол между часовой стрелкой и цифрой 1;
г) второй соломинкой поделите образовавшийся угол пополам.
До полудня (13 часов) берется угол между часовой стрелкой и цифрой 1.
После полудня берется угол между цифрой 1 и часовой стрелкой.
Верхний конец второй соломинки будет показывать на юг, нижний конец — на север. (Если часовая стрелка совпадает с направлением на цифру 1, то сама стрелка будет показывать направление на юг.);
д) нанесите на планшет направление «север–юг».
2. Перед началом съемок холма учитель задает вопросы:
А. назовите части холма.
Б. Что находится на вершине холма?
В. Покажите подошву холма, склоны.
3. Если на скале
есть обнажения, учитель
Описание обнажения
Взять образцы пород.
4. Затем учитель показывает
крутой и пологий склоны. Крутизна
склона определяется в
Для определения крутизны склона необходимо, чтобы:
1) один ученик поднялся на вершину холма;
2) другой с эклиметром остался внизу у подошвы.
При этом следует визировать направление вдоль склона на объект.
Рисунок 2. Определение крутизны склона и высоты холма с помощью эклиметра:
а) эклиметр;
б) определение крутизны склона;
в) определение высоты холма по чертежу.
После объяснения проводится практическая работа по определению крутизны склонов.
Задание:
а) установите эклиметр на уровне своих глаз;
б) направьте горизонтальную поверхность прибора на ученика, стоящего на вершине, так, чтобы была видна его голова (смотреть одним глазом);
в) по отклонившемуся грузику
определите крутизну склона в градусах
(за ноль берется 900, следующие цифры
будут обозначать 100, 200 и т.д.);
г) данные запишите в тетрадь.
Каждая группа определяет крутизну склона по линии, указанной учителем (берется ход тот же, что для нивелирования).
В заключение сравнивается крутизна склонов и выясняется, какой может быть максимальная крутизна.
5. Нивелирование холма и определение относительной высоты холма.
Работа проводится по группам. В каждой группе 5—7 человек: двое работают с нивелиром; один устанавливает рейку на месте, указываемом нивелирщиком, и вбивает колышки через каждый метр по высоте; двое измеряют расстояние; один ведет записи. [12, с.98]
Задание:
Все данные записать в таблицу.
ХОД № 1
Расстояние от подножья до вершины — 7,1 м (высота холма). Нивелирование ведется от подножья к вершине.
Рисунок 3. Определение превышений ростом съемщика.
6. После завершения
этой работы учитель дает
В завершение экскурсии учитель подводит итоги, напоминает, какие формы рельефа видели сегодня на экскурсии, каков состав слагающих их пород, и рассказывает об истории формирования рельефа этого района. Здесь же учитель систематизирует знания учащихся об охране и использовании поверхности своего края.
Тема: «Изучение оврага»
Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.
Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.
Ход экскурсии
При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.
Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.
Остановка № 1. Определение частей оврага.
Примерное распределение заданий 1-я группа
2-я группа
Вершина — ...
Средняя часть — ...
Устье — ...
3-я группа
4 группа
Информация для учителя
При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.
Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.
Рисунок 4. Общий вид оврага.
Причинами образования оврага являются:
а) наличие уклонов на земной поверхности;
б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;
в) отсутствие растительного покрова.
Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона.
Выделяют следующие стадии развития оврага:
На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.
После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов.
Как было упомянуто выше,
экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение
достопримечательных чем-либо объектов
(памятники культуры, музеи, выставки, предприятия,
местность и т.д.), форма и метод приобретения
знаний. Проводится, как правило, коллективно
под руководством специалиста-экскурсовода.
Э. различаются: по целям — учебные (в т. ч. учебно-производственные,
для профессиональной ориентации, обмена
опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике—
в соответствии с содержанием объектов;
по месту расположения объектов — натурные, музейные; по
составу участников — для разных возрастных
групп, специалистов различных профилей,
туристов и учащихся и т.п. Виртуальная экскурсия - экскурсия, виртуально отображающая
реальные объекты. Иллюстрированное опис