Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:13, реферат
Цель данной работы – рассмотреть особенности Италии как уникального своеобразного региона, выявить важнейшие черты национального характера итальянцев, попытаться понять, что скрывается за парадоксальными и противоречивыми особенностями итальянской жизни. Понять Италию, может быть, до конца и нельзя. Но принять ее со всеми ее загадками, причудами и пристрастиями можно и нужно, ибо знание дает терпимость, облегчает общение и дарит радость.
Введение
Глава 1. История Италии
1.1 Вехи истории
1.2 Художественная и научно-образовательная культура
Глава 2. Этнокультурные традиции
1.1 Семейный уклад
2.2 Социальный вопросы
2.3 Благосостояние
2.4 Менталитет
2.5 Этикет и общение
2.6 Одежда и мода
2.7 Календарные праздники и обряды
Заключение
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Специальность 100200.62 « Туризм »
Курсовая работа
по дисциплине: Межкультурные коммуникации в туризме
Выполнил:
Проверил:
Кафанова О.Б.
Санкт-Петербург
2013 г
Введение
Глава 1. История Италии
1.1 Вехи истории
1.2 Художественная и научно-
Глава 2. Этнокультурные традиции
1.1 Семейный уклад
2.2 Социальный вопросы
2.3 Благосостояние
2.4 Менталитет
2.5 Этикет и общение
2.6 Одежда и мода
2.7 Календарные праздники и обряды
Заключение
Литература
Введение
Италия – страна контрастов. Эта
емкая формула справедлива
Вся жизнь итальянцев состоит из парадоксов. Одно из самых молодых государств Европы (Италия в современном значении и географических рамках возникает в середине XIX века) на земле древнейшей цивилизации. Знаменитые на весь мир оперные певцы - и грубые крикливые голоса жителей. Сильно развитый индивидуализм - и царство толпы. Одна из самых совершенных в Европе систем переработки мусора - и грязные улицы. Культ семьи - и крайне низкая рождаемость. Список этот можно продолжать и продолжать.
Ни один европейский народ не сочетает в своей натуре такого количества взаимоисключающих, на первый взгляд, черт, такого большого количества противоречий. Его трудно, почти невозможно, определить емко и кратко, однозначные эпитеты не удерживаются за итальянцами. Не случайно они редко бывают «героями» международных анекдотов, в которых представители разных национальностей ведут себя согласно традиционно приписываемым им чертам: англичане – чопорны, французы – легкомысленны и любвеобильны, немцы – медлительны и обстоятельны. У итальянца каждая отличительная особенность характера успешно уживается со своей противоположностью.
Но, наверное, главная загадка Италии – ее отношения с внешним миром. Подобно гигантскому магниту притягивала она во все времена народы всей Европы. Каждый уважающий себя завоеватель считал обязательным отхватить для себя какой-нибудь кусочек страны. Германцы, арабы, далекие норманны, соседи-французы, испанцы, австрийцы – все они упорно рвались в Италию, представлявшую собой после распада Римской империи не самое радостное место для жизни, раздираемую внутренними усобицами и экономическими кризисами. Подобно положению крестьянства в учебниках советской эпохи, положение простых итальянцев ухудшалось год от года, век от века, усугубляясь частыми сменами хозяев-захватчиков.
Вызывает невольное удивление настойчивое стремление в Рим германских правителей, с упорством, достойным лучшего применения, мечтавших короноваться только в этом священном городе. Себя они именовали по образцу римских цезарей – кайзерами, а владения - не иначе как Священной Римской империей, и даже полностью потеряв всякую связь с Римом, сохранили это название, добавив, правда, «германскую нацию» для ясности. Да и мы в своем величии захотели стать непременно «Третьим Римом», а государи тоже на свой лад цезарями – царями.
Когда эпоха героических завоеваний начала катиться к закату, Италия стала притягивать к себе разного рода путешественников. Любители искусства, романтики, художники, паломники, гурманы, знатоки моды, туристы-обыватели - все они стремились сюда, каждый со своими целями – прикоснуться к прекрасному, поклониться христианским святыням, отвлечься от житейской суеты, удовлетворить взыскательные вкусы, наконец, просто чтобы быть как все, иметь возможность, вернувшись домой, небрежно обронить соседу: «когда я был в Италии…».
Сподвижник Петра I стольник Петр Андреевич Толстой, посетивший итальянские города в конце XVII века, отмечал, что «народов всяких приезжих людей в Венецы всегда множество: гишпанов, французов, немец, италиянцов, агличан, галанцов, сваян, шходов, армян, персов и иных всяких, которые приезжают не столько для торговых промыслов или для учения, сколько для гуляния и для всяких забав». С тех пор поток людей, посещавших Италию, неуклонно возрастал. Сегодня уже многие путеводители рекомендуют посещать крупнейшие города Италии – Венецию, Рим, Флоренцию – в «мертвый» сезон, поздней осенью и зимою, когда страна солнца и тепла залита унылыми дождями, зато можно спокойно пройтись по улицам, зайти в музей без многочасовой очереди и полюбоваться шедеврами искусства не через головы японских туристов.
Отделы, посвященные путешествиям и путеводителям, в книжных магазинах Великобритании и США являются ярким свидетельством преобладания итальянской темы в интересе к окружающему миру. «Месяц в Тоскане», «Зима в Умбрии», «Итальянские соседи», «Вилла на холме» - книги-воспоминания с такими и подобными названиями заполняют прилавки и пользуются неизменным спросом. Путеводители же по Италии не только многочисленны, но и крайне детальны – есть общие по стране, по каждой провинции, по крупным городам, по важнейшим достопримечательностям, по отдельным регионам. Сегодня вышли даже специальные кулинарные и винные путеводители по самым туристическим местам, например, путеводитель по еде в Тоскане (речь идет именно об описании различных видов еды, а не о справочнике по ресторанам или кафе). И это при том, что американцы, например, одни из самых капризных путешественников, вечно недовольны бытом и условиями проживания в разных странах, а недорогие итальянские гостиницы очень часто далеки от совершенства.
Страстное стремление в Италию, доходящее в некоторых случаях до маниакальности, до некоего сакрального чувства, всегда уживалось с крайне критическим отношением к быту, повседневной жизни и, главное, народу, имевшему смелость, а по мнению некоторых – дерзость, проживать в этой прекрасной стране. Записки путешественников по Италии с древнейших времен и до наших дней полны жалоб на плохие гостиницы, неудобоваримые обеды, плохой сервис, обман и жульничество, которые подстерегают на каждом шагу. Как страстная любовь к стране соседствовала и продолжает соседствовать с высокомерным отношением к народу, ее населяющему, - остается одной из тайн Италии. Страна парадоксов вызывала и парадоксальные чувства.
Подобное отношение нередко приводило многих к стремлению отгородиться от реальности, от современности. Возникало желание воспринимать страну только как гигантский музей под открытым небом. Прекрасные памятники искусства, древние здания, ожившая история, красивая природа – вот к чему, казалось бы, стремилась душа. Но, если разобраться, все это можно найти и в других странах мира. Откуда же эта непреодолимая тяга к итальянской земле, это странное чувство преображения, обновления жизни, переоценки ценностей, возникавшее у многих, приезжавших в страну? Откуда ощущение полноты жизни, переполняющее путешественников по Италии, даже если они и спят в не всегда чистых гостиницах, и вынуждены отказываться от привычного образа жизни? Может быть, дело как раз в людях, населяющих эту страну? Может быть, именно их удивительный характер, неповторимый стиль жизни, по-детски ясное восприятие мира и создают то очарование Италии, которое нельзя выразить словами, нельзя передать, но перед которым трудно устоять.
Цель данной книги – рассмотреть особенности Италии как уникального своеобразного региона, выявить важнейшие черты национального характера итальянцев, попытаться понять, что скрывается за парадоксальными и противоречивыми особенностями итальянской жизни. Понять Италию, может быть, до конца и нельзя. Но принять ее со всеми ее загадками, причудами и пристрастиями можно и нужно, ибо знание дает терпимость, облегчает общение и дарит радость.
Глава 1. История Италии
История Италии была во все времена очень жестокой. На её территории постоянно проходили различные войны, её делили, «отрывали» от неё части, поливали кровью. Но государство Италия выстояло, и теперь является одним из главных культурных и религиозных центров в мире.
Территория, которую мы сейчас называем Италией, начала заселятся ещё 500 000 лет назад. По данным историков это произошло с 10 000 г. по 8 000 гг. до нашей эры. Сначала территория была заселена неандертальцами, а потом их вытеснили гоминиды. Но даже Аппенинский полуостров по своему виду отличался от современного, и климат там был несколько иной. Примерно в 5000 году д. э. на юге началось освоение земледелия. Пока что в северных районах было безлюдно. И только спустя тысячелетие началось формирование нескольких культур. Произошло заселение северной части.
1.1 Вехи истории
Римской империи предшествовала этрусская народность. Ещё в 8 тысячелетии до н. э. они основали крупнейшие города. После себя они оставили богатейшую культуру, по которой мы сегодня можем проследить эволюцию их развития. Этруски занимались земледелием, животноводством. Они одни из первых начали добывать мёд, оплавлять сталь, добывать железо. Но, в конце концов, разгорелся конфликт между этрусками и греками, в результате которого этруски пали.
Заселение греками Сицилии и северного района Италии началось уже в VII-VI веках до н. э. Это привело к возникновению таких городов, как Палермо и Мозия.
Италийским районом тогда
В 754 г. до н. э. латиняне образовали город Рим. Рим всё время вёл междоусобные войны за территорию. В 290 г. до н. э. Рим подчинил себе всю Среднюю Италию. В 265 г. до н. э. он завоевал Южную Италию, победив греческого полководца Пирра. В результате победы в 264–241 гг. до н. э. над Карфагеном Рим получил в свои владения острова Сицилию, Сардинию и Корсику. В 202 г. до н. э. Рим одержал победу над полководцем Ганнибалом и получил часть территории Испании.
Всего за каких-то два столетия Рим
расширился просто неописуемым образом.
За это время ему удалось
Произошёл раскол Римской Империи на западную и восточную. Образовалась Византия. В V-VII веках начинает происходить разгром Римской Империи. Рим был разбит впервые варварами, он грабился вандалами, уничтожалось множество произведений искусства. В 476 г. был свержен последний император Римской Империи, и вместо неё было образовано первое варварское королевство.
Территория Италии была в страшном упадке и забвении. Крупные города, которое являлись торговыми центрами, были разрушены и стояли в руинах. В это время Византия пыталась наладить своё господство.
В VIII в. происходит формирование феодального общества. Вскоре было сформирована Священная Римская Империя, которая просуществовала до 1806. Примерно за 6 столетий с начала образования Священной Римской Империи было несколько попыток со стороны многих стран завоевать её, некоторые части империи завоёвывали другие народы, но завоевать всю Священную Империю не удалось никому.
С 1492 по 1559 года шла ожесточённая борьба между Францией и Испанией за господство в империи, в результате чего Испания получила Сицилию, нижнюю Италию и Ломбардию.
Практически весь XVIII век в Италии господствовала Австрия. А с 1756 по 1870 года в Италии проходили различные революционные движения и войны, в результате которых она высвободилась от господства различных народов.
В 1861 году образовалось Итальянское Королевство. Во главе его стоял король Пьемонт Виктор-Эммануил II.
Как известно, в XX веке Италия стала первым в мире фашистским государством во главе с Муссолини. В 1947 году Итальянское Королевство официально стало Республикой Италия.
Трижды во главе правительства находился Сильвио Берлускони, в общей сложности 9 лет, уступив по этому показателю лишь Бенито Муссолини.
1.2 Художественная и научно-
Италия славится богатейшими в
мире культурными традициями. Достижения
итальянцев в искусстве, архитектуре,
литературе, музыке и науке оказали большое
влияние на развитие культуры во многих
других странах. Задолго до возникновения
цивилизации Древнего Рима сложились
культуры этрусков в Тоскане и греков
на юге Италии. После падения Римской империи
на территории Италии культура пришла
в упадок, и только в 11 в. появились первые
признаки ее возрождения. Своего нового
расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения
итальянцы играли ведущую роль в европейской
науке и искусстве. Тогда творили такие
выдающиеся художники и скульпторы, как
Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело,
писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.
Литература.
Итальянская литература появилась на
европейской арене поздно. Латинский язык
использовался в качестве литературного
вплоть до 13 в. и сохранял свое значение
до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно
укреплял свои позиции в литературе. Истоки
итальянской литературы восходят к традициям
придворной любовной лирики, заложенным
Сицилийской школой в подражание провансальским
образцам. Эта поэзия процветала при дворе
Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно
в то же время в Умбрии под влиянием сочинений
св. Франциска Ассизского создавались
стихотворения на религиозные темы. Однако
только в Тоскане были заложены основы
литературного итальянского языка. Наиболее
выдающимся тосканским поэтом был уроженец
Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной
комедии - одного из величайших шедевров
мировой литературы. Он сыграл выдающуюся
роль в развитии литературы позднего Средневековья,
что во многом способствовало превращению
тосканского диалекта в общеитальянский
литературный язык. Вслед за Данте появились
другие литераторы раннего Возрождения
- Франческо Петрарка, автор лирических
стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо,
заслуживший мировую известность сборником
новелл Декамерон. Данте, Петрарка и Боккаччо
предопределили дальнейшее развитие литературы
на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно
возродился интерес к латинскому языку.
В 16 в. творили два выдающихся итальянских
поэта - Лудовико Ариосто, автор героической
рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся
примером Высокого Возрождения, и Торквато
Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим,
пронизанной духом воинствующего католицизма.
В 18 в. возрождаются классическая комедия
(Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери)
и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение
за реформы и независимость стимулировало
развитие литературы. Алессандро Мандзони
- поэт, драматург, критик и романист - прославился
своим выдающимся историческим романом
Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была
пронизана глубоким чувством любви к родине.
После объединения страны главной фигурой
в итальянской литературе стал Джозуэ
Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев,
получившим Нобелевскую премию за свои
стихотворения, поэмы и исследования по
истории итальянской литературы. Постепенно
итальянская художественная литература
стала осваивать новые литературные жанры.
Сицилийский писатель Джованни Верга,
автор повестей о жизни крестьян и рыбаков
Южной Италии, основал школу веризма (реализма).
Его повесть Сельская честь вдохновила
композитора Пьетро Масканьи на сочинение
одноименной оперы. Грация Деледда, получившая
в 1926 Нобелевскую премию по литературе,
написала более 30 романов и несколько
сборников рассказов о жизни народа на
ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся
писатель Габриеле Д'Аннунцио, в романах
которого прославлялся культ сильной
личности и критиковалось итальянское
общество. Сразу после Первой мировой
войны значительную известность приобрел
Альфредо Пандзини, острый и глубокий
писатель-юморист. В его лучшем произведении
Сказки о добродетели обнажаются человеческие
страсти и экономические проблемы современного
общества. Итало Свево прославился романом
Самопознание Дзено. В это же время творили
писатели старшего поколения Риккардо
Баккелли, автор исторической трилогии
Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший
гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси
и Кодекс Перл; Джованни Папини, известный
своими книгами История Христа, Конченый
человек, а также интеллектуальной сатирой
Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь
крестьян Калабрии. Выдающимся деятелем
итальянской литературы первой половины
20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист
и критик. Помимо научной деятельности,
Кроче был политиком, активно противостоявшим
фашизму. В годы фашистской диктатуры
многие итальянские писатели были вынуждены
эмигрировать; среди них и писатель левого
толка Иньяцио Силоне. Он написал романы
о жизни людей, населяющих холмистые местности
недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино)
и сатирический памфлет Школа для диктаторов.
Карло Леви, врач, художник и писатель,
был сослан в Южную Италию, где описал
нищету деревенской жизни в романе Христос
остановился в Эболи. Фашизм, война и движение
Сопротивления получили отражение в итальянской
художественной литературе. Роман Альберто
Моравиа Равнодушные изображает конформизм
итальянского общества во время господства
фашизма. Эта тема обсуждается и в его
послевоенных сочинениях, например в Конформисте.
Наиболее известные произведения Моравиа
- Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь,
Римские рассказы и Новые римские рассказы.
Как и в киноискусстве, в литературе господствующим
направлением в период после Второй мировой
войны был неореализм, сыгравший решающую
роль в возрождении романа в Италии. Романы
Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой
Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко
Пратолини (Герой нашего времени и Повесть
о бедных влюбленных), представляют собой
замечательные образцы неореализма, созданные
соответственно в Неаполе и во Флоренции.
В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо
Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия
Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают
преимущественно проблемы личности. В
этих произведениях неореализм уступил
место неоавангардизму. Новые направления
складывались под сильным влиянием идей
писателя Карло Эмилио Гадда. Международную
известность получил сицилийский писатель
Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта,
Смерть инквизитора, Египетский совет,
Благословение). Международного признания
как мастер современной сказки и теоретик
литературы добился также Итало Кальвино
(Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки,
Итальянские народные сказки, Космикомикс,
Начало отсчета времени, Если зимней ночью
путешественник). Роман Умберто Эко Имя
Розы стал мировым бестселлером в начале
1980-х годов. Среди более ранних итальянских
бестселлеров выделяются повести Джованни
Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике,
боровшимся с местным мэром-коммунистом.
В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза
Леопард стала первым итальянским романом,
который был распродан в количестве 100
тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола
и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми
итальянскими писателями в 1960-е годы, а
в 1974 роман Эльзы Моранте История побил
все предыдущие рекорды популярности.
Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери,
Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели
известность как авторы романов, многие
итальянские авторы легко преодолевали
барьеры между литературными жанрами
и между литературой и журналистикой.
Величайшим итальянским драматургом конца
19 - начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло,
получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди
его лучших пьес - Шесть персонажей в поисках
автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны
с конфликтом между иллюзией и реальностью
и с проблемами нашего времени, которые
по самой своей природе неразрешимы. Перу
Сема Бенелли принадлежат Маска Брута
и Ужин насмешек - исторические трагедии
в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе
Москино, Фантастический Замок грез Энрико
Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже
написаны весьма выразительным белым
стихом. Известность Роберто Бракко как
драматурга связана с его Маленьким святым
- одним из шедевров современной итальянской
драматургии. Многим его пьесам присущи
явно феминистские мотивы, это психологические
и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего
Фаббри был поставлен на сценах всей Европы.
Со второй половины 1950-х годов драматурги
Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного
признания своими блестящими сатирическими
произведениями. Итальянская поэзия, подобно
итальянскому искусству, в начале 20 в.
испытала на себе влияние футуризма - движения,
стремившегося отразить новые реалии
современной жизни. У его истоков (1909) стоял
поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм
привлек немногих видных итальянских
поэтов, но оказал глубокое влияние на
духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся
поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо
не имел ничего общего с футуризмом. Его
"герметическая" поэзия воплощала
глубоко индивидуальное начало и отличалась
высоким мастерством, изящным стилем,
отражающим лиричность поэтического вдохновения.
Другие признанные представители герметизма
в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио
Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской
премии по литературе в 1959, а Монтале -
в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие
признание после Второй мировой войны,
- Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини,
Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо,
Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле
Пьерри.
Искусство.
Истоки художественного величия Италии
восходят к 14 в., к произведениям живописи
флорентийской школы, величайшим представителем
которой был Джотто ди Бондоне. Джотто
порвал с манерой византийской живописи,
доминировавшей в итальянском средневековом
искусстве, и придал естественное тепло
и эмоциональность фигурам, изображенным
на его больших фресках во Флоренции, Ассизи
и Равенне. Натуралистические принципы
Джотто и его последователей были продолжены
Мазаччо, создавшим величественные реалистические
фрески с мастерской передачей светотеней.
Другие видные представители флорентийской
школы эпохи раннего Возрождения - живописец
Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо
Гиберти. В начале 15 в. Флоренция превратилась
в крупный центр итальянского искусства.
Паоло Уччелло достиг высокого уровня
мастерства в передаче линейной перспективы.
Донателло, ученик Гиберти, создал впервые
со времен Древнего Рима свободно стоящую
обнаженную скульптуру и конную статую.
Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения
в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его
сын Филиппино писали изящные картины
на религиозные темы. Графическое мастерство
флорентийской школы живописи развивалось
такими художниками 15 в., как Доменико
Гирландайо и Сандро Боттичелли. В конце
15 - начале 16 в. в итальянском искусстве
выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело
Буонаротти, величайший из деятелей эпохи
Возрождения, прославился как скульптор
(Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший
потолок Сикстинской капеллы, и архитектор,
проектировавший купол собора св. Петра
в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная
вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу
шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти
в своих полотнах (Сикстинская Мадонна,
Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие
идеалы эпохи Возрождения. Расцвет искусства
в Венеции наступил позже, чем во Флоренции,
и продолжался гораздо дольше. Венецианские
художники по сравнению с флорентийскими
были менее связаны с определенным направлением,
но на их полотнах ощущается кипение жизни,
эмоциональная насыщенность и буйство
красок, обеспечившие им неувядающую славу.
Тициан, величайший из венецианских художников,
существенно обогатил живопись, применив
свободное письмо открытым мазком и тончайший
красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом
в венецианской живописи доминировали
Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто
и Паоло Веронезе. Ведущим итальянским
мастером 17 в. был скульптор и архитектор
Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект
колоннады на площади перед собором св.
Петра, а также многие монументальные
скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи
создали новые важные направления в живописи.
Венецианская живопись пережила краткий
период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист
Каналетто и создатель декоративных росписей
и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди
итальянских художников 18-19 вв. выделяются
гравер Джованни Баттиста Пиранези, который
приобрел известность картинами руин
древнего Рима; скульптор Антонио Канова,
работавший в неоклассическом стиле; группа
флорентийских живописцев, представителей
демократического направления в итальянской
живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли. Италия
дала миру много талантливых живописцев,
и в 20 в. Амедео Модильяни прославился
своими меланхоличными обнаженными фигурами
с характерными вытянутыми овальными
лицами и миндалевидными глазами. Джорджо
де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое
и сюрреалистическое направления в живописи,
завоевавшие популярность после Первой
мировой войны. Многие итальянские художники,
включая Умберто Боччони, Карло Карра,
Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино
Серверини, принадлежали к футуристическому
течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители
этого направления частично унаследовали
технику кубистов и широко использовали
правильные геометрические формы. После
Второй мировой войны молодое поколение
художников в поисках новых путей обратились
к абстрактному искусству. Лучо Фонтана,
Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли
ключевую роль в послевоенном возрождении
итальянской живописи. Они заложили основу
того, что позже было названо "искусство
нищеты" (arte povere). В последнее время международное
признание завоевали Сандро Киа, Миммо
Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.
Среди видных современных итальянских
скульпторов выделяются уроженец Швейцарии
Альберто Джакометти, известный искусно
выполненными произведениями из бронзы
и терракоты, Мирко Базальделла, создающий
монументальные абстрактные композиции
из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини.
В архитектуре наиболее прославился Пьер
Луиджи Нерви, использующий новые инженерные
принципы при строительстве стадионов,
ангаров для самолетов и заводов.
Музыка.
Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел
на Западе греческий стиль в церковном
пении, Италия стала лидировать в создании
и развитии новых вокальных форм. Именно
здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы,
друга великого поэта Данте Алигьери,
возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего
развития в 16 в. в лирических и эмоциональных
мадригалах Луки Маренцио, напоминающих
диссонансные произведения композитора
Карло Джезуальдо ди Веноза. В области
церковной музыки Италия эпохи Возрождения
подарила миру одного из величайших композиторов
Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи
мессы и мотеты до сих пор используются
как совершенные образцы музыкального
мастерства. Итальянское музыкальное
искусство достигло высшей точки своего
развития прежде всего в опере. Вероятно,
первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная
в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика
она послужила стимулом для творчества
великого Клаудио Монтеверди, прославившегося
тогда своими знаменитыми мадригалами.
В Орфее Монтеверди впервые создал истинно
современную музыкальную драму. С этого
времени опера на протяжении более 100 лет
являлась господствующей формой музыкального
искусства в Европе, причем тон задавали
итальянские композиторы. Итальянская
опера достигла расцвета в 19 в. Великими
композиторами в начале этого столетия
были Джоаккино Россини, прославившийся
Севильским цирюльником и Семирамидой,
и его современники Гаэтано Доницетти
и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался
новый подъем оперной музыки. Джузеппе
Верди продемонстрировал мастерство в
таких драматических шедеврах, как Риголетто,
Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 - начале
20 в. реализм в опере достигает высшей
стадии развития в произведениях Пьетро
Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло
(Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье)
и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам
Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор
отдают предпочтение знаменитым операм
прошлого, постепенно растет популярность
современных произведений. Среди лучших
оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо
Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко
Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала);
Пьетро Каноника (Коринфская невеста и
Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо
Петрасси (Кордовано). Всемирную известность
приобрели "Театро дель опера в Риме"
и "Ла Скала" в Милане, где ставятся
оперные спектакли. Наряду со многими
оперными театрами Италии они субсидируются
государством. Великолепные оперные сезоны
проходят в Неаполе, Палермо, Венеции,
Флоренции, Болонье и Турине. В летнее
время спектакли на открытом воздухе устраивают
в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской
арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане,
на о.Сан-Джорджо в Венеции и в "Театро
Медитерранео" в Неаполе. Италия дала
миру многих выдающихся оперных певцов,
включая теноров Энрико Карузо, Беньямино
Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако,
Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов
Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе
Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи;
сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи,
Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу
Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.
Итальянцы проявили музыкальные таланты
не только в оперном искусстве. Они выступили
как новаторы и в других областях музыки.
В 11 в. монах Гвидо Д'Ареццо изобрел систему
нотного письма (включая знаки ключей),
ставшую предшественницей современной
музыкальной грамоты. Развитию инструментальной
музыки на Западе весьма способствовало
творчество композитора эпохи Возрождения
Андреа Габриели и его племянника Джованни
Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди
обогатил органную музыку. Арканджело
Корелли и Антонио Вивальди были создателями
музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро
Скарлатти заложил гармонические основы
симфонической музыки, а его сын Доменико
Скарлатти был одним из основоположников
виртуозной игры на клавесине. В современной
музыкальной жизни яркую роль сыграли
итальянские дирижеры. Артуро Тосканини
и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся
дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три
из пяти самых престижных дирижерских
постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо
в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме
и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины
этой профессии достиг Карло Мария Джулини
(р. 1914).
Образование.
Система образования в Италии находится
под контролем государства. Министерство
образования обеспечивает материальное
содержание школ на всех уровнях и строго
контролирует обучение в частных школах.
Оно разрабатывает учебные программы
и устраивает конкурсные экзамены для
занятия преподавательских должностей
во всех государственных школах. Хотя
большинство университетов и других высших
учебных заведений содержится государством,
все они пользуются автономией в организационном
отношении и свободой составления учебных
программ. Для поддержания высокого уровня
образования для большинства профессий
введены обязательные государственные
экзамены. Для детей в возрасте до шести
лет имеются частные ясли и детские сады.
Их посещение не является обязательным.
Тем не менее Министерство народного образования
оказывает им значительную финансовую
поддержку. Обучение детей в возрасте
от 6 до 14 лет - обязательное и бесплатное.
Начальную пятилетнюю школу посещают
дети с 6 до 11 лет. До 1963 по окончании такой
школы ребенок мог приступить к изучению
общеобразовательных гуманитарных, естественных
и педагогических дисциплин или поступить
в профессиональную школу для овладения
каким-либо ремеслом или основами торгового
дела. В 1963 оба типа школ слились в объединенную
трехлетнюю школу, и получение образования
на этом уровне стало обязательным. По
окончании такой школы в возрасте 14 лет
перед учащимся, желающим продолжить школьное
образование, открываются два пути: общеобразовательные
(академические) школы и технические училища,
т.н. институты - те и другие с пятилетним
сроком обучения. Общеобразовательные
школы имеют четыре специализации: гуманитарную,
естественнонаучную, педагогическую и
художественную. По окончании одной из
таких школ учащийся может поступить в
университет. Технические училища подразделяются
на сельскохозяйственные, торговые, землеустроительные,
мореходные и промышленные. Выпускники
училищ могут поступить на соответствующие
факультеты университетов.
Университеты.
В начале 1990-х годов в Италии насчитывался
41 государственный университет, из них
20 были основаны до 1600. Крупнейшие университеты
находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье
и Падуе. Кроме того функционировали политехнические
институты в Милане и Турине, а также ряд
частных университетов, включая самый
большой - Католический университет в
Милане. Во многих итальянских городах
имеются консерватории и художественные
институты. Болонский университет, основанный
в 11 в., был широко известен еще в Средние
века. Другие старинные университеты были
основаны в Парме (962); Модене (1175); Перудже
(1200); Падуе (1222); Неаполе (1224); Сиене (1240);
Мачерате (1290); Риме (1303); Флоренции (1321);
Камерино (1336); Пизе (1343); Павии (1361) и Ферраре
(1391). В начале 1990-х годов (по последней
переписи) во всех высших учебных заведениях
Италии обучалось ок. 1,2 млн. студентов
(из них более 1 млн. - в государственных
университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х
годов. Рост числа студентов во многом
связан с вовлечением женщин в систему
высшего образования. В конце 1930-х годов
на их долю приходилось лишь 20%, а в конце
1970-х - более 40%. Несмотря на эти достижения,
Италия продолжает отставать от ведущих
европейских стран по размерам расходов
на высшее образование и числу дипломированных
специалистов. Срок обучения на большинстве
факультетов университетов рассчитан
на четыре года, однако на химическом,
инженерном и архитектурном факультетах
он составляет пять лет, а на медицинском
- шесть. С 1963 студенты, имеющие оценки
выше средних и нуждающиеся в средствах,
получают небольшие стипендии. В начале
1990-х годов в итальянских университетах
обучались более 25 тыс. иностранных студентов.
Некоторые университеты предлагают для
иностранцев специальные программы по
итальянскому языку, литературе, искусству
и культуре.
Учреждения
культуры. Академии. В ведении Министерства
народного образования находятся свыше
200 академий и учреждений культуры, включая
учебные центры и объединения по изучению
итальянской истории, а также научные
и литературные институты и общества.
Задача национальной Академии Линчеи,
основанной в 1603, - распространение знаний
в области науки, истории и филологии.
Национальное общество Данте Алигьери
ставит своей целью оказание помощи в
изучении итальянского языка и культуры
за пределами Италии. Литературная академия
Аркадия, созданная в 1690, занимается исследованиями
в области литературы и наук. Широкую известность
приобрели также Академия наук в Болонье,
Академия итальянского языка Круска, Ломбардский
институт наук и литературы, Виргилианская
академия наук, литературы и искусств
в Мантуе, и Академия наук, литературы
и изящных искусств в Палермо. Эти академии
и институты финансируют часто созываемые
конференции ученых, писателей и художников
из Италии и других стран. Многие европейские
и американские страны организовали в
Италии свои академии. Самая старая и наиболее
знаменитая - Французская академия в Риме,
основанная в 1666. Другие иностранные институты,
преимущественно специализирующиеся
в области искусств и археологии, находятся
во Флоренции, Болонье, Неаполе, Риме, Милане
и Турине. Американская академия в Риме
предлагает желающим курсы по архитектуре,
живописи, скульптуре, изучению античного
мира и музыкальной композиции.
Библиотеки.
Во всех крупных и во многих средних городах
имеются превосходные библиотеки. Помимо
специальных и университетских библиотек,
имеются также национальные и провинциальные
библиотеки, бесплатно обслуживающие
учащихся. Наиболее крупные библиотеки
Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека
Сената, Библиотека Палаты депутатов и
Центральная национальная библиотека
в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная
библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого
университета Луиджи Боккони в Милане;
Библиотека Медичи Лауренциана и национальные
библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции.
Для организации временного пользования
книгами создана национальная система
книгообмена.
Музеи.
Знаменитый Ватиканский музей представляет
собой всемирно известное собрание произведений
искусства и античных древностей. Другие
крупные музеи - Капитолийский музей, галерея
Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия
в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти
во Флоренции, музей Полди - Пеццоли и Пинакотека
Брера в Милане, Городской музей в Болонье
и Национальный археологический музей
в Неаполе.
Средства
массовой информации. Печать. В Италии
в 1990-х годах выходило 73 ежедневных газеты
общим тиражом ок. 9 млн. экземпляров, т.е.
на каждые шесть человек приходилась одна
газета. 38 ежедневных газет издаются в
северной части страны, 23 - в центральной
и 12 - в южной. Такое распределение отражает
не столько различные уровни политического
сознания, сколько различия в численности
неграмотных и покупательной способности
населения. Ежедневный тираж газет колеблется
от 10-20 тыс. экземпляров для небольших
провинциальных изданий до 500 тыс. экземпляров
и более - для крупных национальных газет.
Основные независимые ежедневные газеты
- "Корриере делла сера", "Нотте",
"Джорнале Нуово" и "Джорно",
в Милане; "Стампа" в Турине; "Мессаджеро",
"Темпо", и "Репубблика" в Риме;
"Ресто дель Карлино" в Болонье; "Национе"
во Флоренции и "Гадзеттино" в Венеции.
Официальными органами основных политических
партий являются "Пополо" (Христианско-демократическая
партия), "Унита" (Демократическая
левая партия), "Аванти" (Социалистическая
партия) и "Уманита" (Социал-демократическая
партия). Ведущие финансовые газеты Италии:
"Соле - 24 оре" в Милане и "Фьорино"
в Риме. В Ватикане регулярно выходит газета
"Оссерваторе романо". Для итальянских
газет характерно наличие раздела о культуре,
т.н. "третьей страницы". Этот раздел
открывается литературным обзором (elzeviero).
В создании данного раздела принимают
участие видные писатели, историки, художники,
юристы, социологи и ученые.
Большим успехом в Италии пользуются еженедельные
иллюстрированные журналы "Эуропео",
"Эпока", "Темпо", "Оджи",
"Дженте", "Эспрессо" и др. Их
общий тираж превышает 900 тыс. экземпляров.
Радио
и телевидение. В Италии взимается
абонентская плата за пользование радиоприемниками
и телевизорами. Государственная компания
"Радиотелевизионе Италия" имела
монополию на радио- и телевещание со времени
ее основания в 1924 до 1976. Эта компания ведет
передачи по трем телевизионным каналам,
один из них для христианских демократов,
другой - для социалистов, и третий - в основном
для бывших коммунистов. Функционируют
несколько частных телекомпаний.
Кино.
Итальянские кинокартины получили всемирное
признание в период после окончания Второй
мировой войны, что благоприятствовало
стабильному развитию киноиндустрии.
В то время утвердилось целое направление
в итальянской кинематографии - неореализм.
К числу первых образцов неореалистических
фильмов относятся работы режиссеров:
Роберто Росселини Рим - открытый город
(1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946),
Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти
Горький рис (1950). Среди других фильмов
этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша
(1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика,
а также фильм Федерико Феллини Дорога
(1954). Впоследствии итальянские режиссеры
испытали на себе влияние французского
кино новой волны. Здесь можно вспомнить
фильмы Росселини Генерал делла Ровере
(1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланжело
Антониони Приключение (1961). Показателем
тематического разнообразия итальянских
кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая
комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски
(1962) и реалистический фильм Пьера Паоло
Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини
все более уходит в мир фантазии в таких
фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта
и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е
годы итальянские мастера кино начинают
проявлять больший интерес к историческим
сюжетам. События фашистского периода
показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо
Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио
де Сика, в весьма противоречивом фильме
Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток
(1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов
1980-х - начала 1990-х годов следует выделить
работы Микеланджело Антониони Идентификация
женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата
(1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль
идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер
Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе
Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые
двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках
и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный
для всех (1991). В Венеции ежегодно проводится
кинофестиваль "Международная выставка
киноискусства".
Наука.
В Италии существуют издавна сложившиеся
научные традиции. Среди великих ученых
прошлого выделяются основоположники
современной физики Галилео Галилей и
Эванджелиста Торричелли ; исследователи
электричества Алессандро Вольта и Луиджи
Гальвани; создатель современной молекулярной
теории газов Амедео Авогадро и изобретатель
беспроволочного телеграфа Гульельмо
Маркони. Развитие науки в Италии затормозилось
в период фашистской диктатуры, когда
страну покинули некоторые видные ученые,
включая лауреата Нобелевской премии
по физике Энрико Ферми. До недавнего времени
наука не получала широкой финансовой
поддержки от правительства, частных фондов
и промышленных компаний, как это обычно
бывает во многих других странах. Теперь
правительство через Национальный совет
исследований приняло программу предоставления
финансовой помощи научным институтам
страны для осуществления исследовательских
проектов.
Ядерные
исследования. Сразу после Второй
мировой войны многие итальянские ученые
вошли в состав Национального института
ядерной физики. В 1952 был создан Национальный
комитет по ядерным исследованиям, а в
1960 он был преобразован в Национальный
комитет по ядерной энергии, учрежденный
с целью создания независимой итальянской
атомной энергетики. В 1959 в Казачче близ
Рима был основан итальянский центр по
ядерным исследованиям, где был построен
один из самых крупных в мире экспериментальных
синхрофазотронов. Впоследствии были
созданы и другие исследовательские центры
- в Варесе, Палермо, Салудже (близ Верчелли)
и в Милане (Центр по ядерным исследованиям
имени Энрико Ферми). Италия - член Евроатома
(Европейского агентства по мирному использованию
атомной энергии). Она является одним из
основателей Европейского центра ядерных
исследований.
Спорт.
Самый популярный вид спорта в Италии
- футбол. В выходные дни трибуны заполняются
болельщиками, фанатически преданными
своим командам. "Адзурри" (небесно-голубые)
- название профессиональной сборной команды
страны. Итальянские команды выигрывали
кубок мира по футболу и становились чемпионами
Олимпийских игр. Не менее популярны велосипедные
гонки, по которым в Италии самое большое
число чемпионов мира. Ежегодно в стране
проводятся велосипедные гонки "Джиру
Италия". Трасса охватывает почти всю
страну, и соревнования продолжаются около
трех недель. Итальянские гоночные машины
и автомобилисты на протяжении многих
лет активно участвовали в международных
соревнованиях. Знаменитый гоночный трек
в Монце считается одним из лучших в мире,
и там ежегодно проводятся международные
состязания. Другие виды спорта, в которых
прославились итальянцы, - теннис, фехтование,
верховая езда, бобслей и парусный спорт.