Классификация экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Содержание работы

1.Введение.
2.Первая классификация экскурсий.
3.Классификация экскурсий по признакам.
4.Выводы.
5.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по Экскурсионным услугам.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики  и управления туризмом

РЕФЕРАТ

на тему: «Классификация экскурсий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнил:

                                                                                                студент III курса

                                                                                                            10 группы

заочной формы обучения

Специальности «Туризм»

Тимофеенко Александр  Олегович

Проверил преподаватель:

Нездойминов С.Г.

Одесса-2013

План

  1. Введение.
  2. Первая классификация экскурсий.
  3. Классификация экскурсий по признакам.
  4. Выводы.
  5. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

    Экскурсия представляет собой процесс познания окружающего нас мира, его предметов и явлений. Это познание начинается с непосредственного чувственного восприятия изучаемого объекта или явления, с ощущений, которые получаются с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

    Экскурсия – (лат. «excursion» – поездка) коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями.

    Возникновение экскурсионной теории – результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория появилась как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела. К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела теория, методика, практика. Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

    Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека).

    Специфика  экскурсии заключается в органическом  сочетании показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам  объекты и сопровождает показ  комментариями, пояснениями, историческими  справками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая классификация  экскурсий

    Экскурсионное дело имеет более чем двухвековую историю, начиная свое летоисчисление с первых школьных экскурсий последней четверти 18 в. Именно в это время передовые российские педагоги Российской академии наук неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий в природу.

    Экскурсионное дело стремительно развивалось. В 1910-е гг. в России начали издаваться три специальных журнала, посвященных экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. В них постоянно публиковались статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу.

    Ведущим экскурсионным журналом в России к середине 1910-х гг. становится «Русский экскурсант». Его популярность была велика, к его работе привлекались специалисты многих городов России: Москвы, Петрограда, Киева, Саратова, Ростова-на-Дону, Владивостока и др. Свою задачу редакция «Русского экскурсанта» видела в том, чтобы «раскрыть глаза подрастающих поколений на дивную картину России, дать им почувствовать все обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно-любопытным сторонам её многопланового быта».

    Журнал «Русский экскурсант» опубликовал и одну из первых попыток классификации экскурсий для учащихся. Все они были сгруппированы в восемь типов:

  1. историко-археологические;
  2. историко-литературные;
  3. естественноисторические
  4. на фабрики и заводы;
  5. художественно-географичекие и этнографические;
  6. экскурсии трудовой помощи;
  7. общеобразовательные и бытовые;
  8. экскурсии отдыха и развлечений.

    Приведенная экскурсионная классификация, без сомнения, вызывает сегодня ряд возражений, но нельзя забывать, что это был первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, и её несовершенства вполне объяснимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация экскурсий  по признакам

    В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

    Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

    По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

    Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

    В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

    Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

    Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

    По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

- историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

- археологические (например, в г.  Херсонесе с показом вещественных  исторических источников-раскопок);

- этнографические, рассказывающие  о нравах и обычаях разных  наций и народностей;

- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);

- историко-биографические (по местам  жизни и деятельности известных  людей);

- экскурсии в исторические музеи.  Производственные экскурсии делятся  на подгруппы:

- производственно-исторические;

- производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

- производственно-технические;

- профессионально-ориентационные  для учащихся. Искусствоведческие  экскурсии имеют подгруппы:

- историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);

- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);

- по народным художественным  промыслам (например, Гжель, Палех,  Федоскино и др.);

- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);

- в картинные галереи и выставочные  залы, музеи, в мастерские художников  и скульпторов.

    Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся  по местам, которые хранят память  о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве  и Подмосковье", "Куприн в  Санкт-Петербурге" и т. д.);

- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);

- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии  (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

    Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии с показом  архитектурных построек данного  города;

- экскурсии, связанные  с показом памятников архитектуры  определенного исторического периода;

- экскурсии, дающие  представление о творчестве одного  архитектора;

- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

- экскурсии с демонстрацией  образцов современной архитектуры;

- экскурсии по новостройкам.

    Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

    По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

    Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

    По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

    По способу передвижения – пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

    Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Маршрут пешеходной экскурсии − логический, последовательный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных − 10-12 км.

    Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

    Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

    Экскурсии с использованием транспортных средств носят характер массовости и требуют тщательной проработки маршрута, оценка полезности которого может быть получена с помощью коэффициента познавательности.

Информация о работе Классификация экскурсий