МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления туризмом
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экскурсоведение
на тему: Конфессии народа
Беларуси как объекты экскурсий: памятники,
обряды, праздники.
Студентка
ВШТ, 4-ый курс, ЗТТ-1
М.В. Белячиц
Руководитель
ассистент кафедры
управления туризмом БГЭУ.
П.А. Литвинов
МИНСК 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Иудаизм как объект туризма на территории
Беларуси………..…….……....…..4
1.1 Конфессии на территории Беларуси
…………….………….…..……………...4
1.2 Иудаизм. Верование. Обряды. Праздники
…………………..………….……..5
1.3 Памятники иудаизма на территории
Беларуси ……………..……………..…9
1.4 Особенности экскурсионной
разработки……………...………………….….12
2 Иудаизм как объект экскурсий на территории
Минского региона ………......14
2.1 Потенциал Минского региона..………………………………………………..14
2.2 Анализ турпредложений……………………………………………………....16
3 Предложения по совершенствованию
экскурсионного обслуживания в Минском
регионе ……………………………………………………………….….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников………………………………………….......19
Приложение А Схема маршрута…….………………………………………..…...20
Приложение Б Технологическая
карта…………….………………………….…..21
Приложение В Контрольный текст
экскурсии…………………………….....…..28
Приложение Г Карточки объекта.………………………………………….……..38
Приложение Д Комплект наглядных
пособий………….………………………..40
ВВЕДЕНИЕ
На территории Беларуси, на
ряду, с другими конфессиями существует
иудаизм. Носителем иудаизма является
никто иной, как еврейский народ, с его
многовековой, яркой, аутентичной культурой.
В нашей стране, проживало большое количество
иудеев, что определенно оставило свой
след в истории Беларуси. А также наложило
отпечаток на элементы белорусской
культуры и быта. До наших дней сохранились
памятники еврейской архитектуры, здания
синагог, учебных заведений, в том числе
и высшие духовные учебных заведений,
знаменитых на весь мир. Все это наследие,
как материальное, так и нематериальное,
верования, обряды, праздники, и другие
элементы еврейской культуры необходимо
бережно сохранить и передать будущему
поколению. Создание экскурсий на заданную
тему - один из способов достичь такого
результата.
Данная работа состоит из
трех глав. В первой дается общее понятие
об иудаизме, рассматриваются обряды,
праздники с ним связанные. А также выделяются
памятники архитектуры, сохранившиеся,
на территории Беларуси. Во второй главе
автор рассматривает потенциал Минского
региона, анализирует предложения турфирм,
предлагающие экскурсии по региону. В
третьей главе предлагаются идеи по совершенствованию
экскурсионного обслуживания.
Тезис работы: «Иудаизм как
объект туризма обладает большим потенциалом
на территории Беларуси»
Объект исследования данной
работы – иудаизм. Предмет исследования
- иудаизм на территории Беларуси
Цель работы – исследовать
иудаизм с точки зрения туризма.
Задачи работы:
- определить сущность иудаизма
-исследовать обряды, праздники, памятники
архитектуры, относящиеся к иудаизму
- выявить объекты для показа в определенном
регионе
- определить потенциал выбранного
региона
-проанализировать туристические предложения
по экскурсиям, касаемых, Минского региона
-предложить новые формы экскурсионного
обслуживания по заданной теме в Минском
регионе.
В процессе написания работы
были использованы следующие методы: анализа,
синтеза, группировки, рассуждения.
1 Иудаизм как объект туризма
на территории Беларуси
1.1 Конфессии на
территории Беларуси
В Беларуси
существуют такие конфессии, как православие,
католицизм, протестантизм, старообрядчество,
иудаизм, ислам. К нехристианским, относятся
иудаизм и ислам. Ст. 3 Закона Республики
Беларусь «О свободе совести и религиозных
организациях» даёт такое определение
религии: религия-мировоззрение и мироощущение,
а так же соответствующие им поведение
и специфические действия (культ), основанные
на вере в сверхъестественное.«Конфе́ссия (лат. Сonfessio-испове́дание)
или вероиспове́дание - особенность вероисповедания
в пределах определённого религиозного
учения, а также объединение
верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Например, в христианстве, церкви,
в исповедании употребляющие разные символы
веры, образуют разные конфессии[18]. В общем
значении слова термин «конфессия» является синонимомом
определённого направления в рамках отдельной
религии. Иногда отождествляется с термином деноминация»
[18].
По состоянию
на 1 сентября 2009 г. в Республике Беларусь
зарегистрировано 3094 религиозные общины,
которые представляют 25 конфессий и религиозных
направлений. Кроме того, в соответствии
со своими уставами действуют 158 религиозных
организаций, имеющих общеконфессиональное
значение (религиозные объединения, монастыри,
миссии, братства, сестричества, духовные
учебные заведения).
Белорусская православная церковь (БПЦ)
объединяет 11 епархий, 1498 православных
приходов, 5 духовных учебных заведений,
31 монастырь, 14 братств, 9 сестричеств.
Действуют 1274 православных храма, 152 строятся.
За период с 1990 года БПЦ передано более
820 бывших культовых и других зданий. Священнослужители
получают религиозное образование в пяти
духовных учебных заведениях.
В Республике Беларусь зарегистрированы
32 религиозные общины старообрядцев, в
распоряжении верующих имеется 27 культовых
зданий.
Римско-католическая церковь объединяет
четыре епархии, которые насчитывают 470
общин. В республике действует 9 миссий
и 9 монастырей РКЦ. Общины располагают
451 костелом, 35 строятся.
Протестантские религиозные организации
представлены 996 религиозными общинами,
22 объединениями, 22 миссиями и 5 духовными
учебными заведениями 14-ти направлений.
Лютеранство насчитывает 27 общин, наиболее
многочисленными среди протестантских
направлений являются объединения христиан
веры евангельской (501 община), евангельских
христиан баптистов (271 общин), адвентистов
седьмого дня (72 общины).
В Республике Беларусь действуют 24 мусульманские
религиозные общины суннитского направления
и 1 шиитского. Действуют 6 мечетей, в 2008
году возобновились строительные работы
на мечети в г. Минске.
В 3 иудейских религиозных объединениях
насчитывается 46 общин, которые располагают
7 культовыми зданиями [12].
1.2 Иудаизм. Верование.
Обряды. Праздники
Верования евреев. Иудаизм - национальная
религия евреев, так же как и их история,
- одна из древнейших в мире, начало которой
восходит к праотцам Израиля Аврааму,
Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей,
с которым Творец заключил завет, жил более
2000 лет до Р. Х. Несколькими столетиями
позже жил Моисей - пророк, через которого
Бог дал евреям Закон, Тору, и ввел их в
Землю обетованную.
Религия евреев - это связь человека со
своим Творцом, их взаимоотношения и взаимоотношения
между людьми; это система взглядов на
природу Бога и на Его отношение к людям.
Вера во всемогущего Бога составляет основу
иудаизма как религии. В иудаизме впервые
в истории религий монотеизм был провозглашен
в качестве последовательного принципа.
Бог, по учению иудаизма, существовал до
сотворения мира, и будет существовать
всегда - Бог есть Дух, Мысль и Слово. К
догматам иудаизма относится и учение
о богодухновенности Ветхого Завета, первые
пять книг которого составляют Тору. Тора
- верховный авторитет иудаизма, наивысший
авторитет израильтян. Закон включает
в себя и Десять заповедей, выражающих
сущность предписываемых Богом норм в
отношениях людей друг с другом и с Богом.
Закон включает и правила, относящиеся
к религиозной и общественной жизни, вплоть
до детальной разработки вопросов гигиены
и повседневного поведения. Закон показывает,
чего Бог ожидает от людей. Существенным
элементом иудаизма является понимание
миссии Израиля, как народа избранного
Богом. Составной частью иудаизма является
догмат о приходе Мессии-Спасителя Мессия
придет свершить праведный суд, воздать
людям по делам их, обновить мир [4].
Выделяют следующие основные принципы
иудаизма:
- Бог- создатель всего, Он совершенен, самодостаточен, вечен.
- Бог един, его нельзя потрогать, так как
он не обладает привычным нам телом.
- Лишь одному Богу следует поклоняться
и повиноваться, — не существует никаких
посреднических сил, которые могли бы
по собственному усмотрению удовлетворять
людские мольбы, и потому не следует их
призывать.
- Вера в пророчество.
- Моисей стоит выше всех пророков, вся
Тора (Пятикнижье) была дана Моисею.
- К Торе нельзя ничего добавлять или убирать.
- Богу известны деяния людей, Бог вознаграждает
тех, кто следует заповедям Торы и наказывает
тех, кто нарушает их.
- Мессия придет, будет воскресение из
мертвых [11].
Иудаизм, с его глубоким духовным и нравственным
содержанием, богатой традициями историей,
а также привлекательной культурой,
несомненно, обладает неподдельным интересом
для туризма.
Основные праздники и обряды. У евреев традиционно существует
около двадцати праздников и памятных
дней. Памятные дни это общепринятые
дни траура и поста. Каждый праздник имеет
свое историческое и религиозное значение.
Этапы подготовки к празднику и само празднование
установлено Торой или Талмудом. «Талмуд
— фундаментальный труд еврейских мудрецов,
являющийся упорядоченной записью Устной
Торы (часть Торы, которая была дана еврейскому
народу в устной форме и передавалась
устно из поколения в поколение)» [16]. Еврейские
праздники интересны своей необычностью,
строгостью следования обрядам, а также
весельем с танцами, ритуалами и своей
непохожей на другие национальной кухней.
Именно национальной, ведь в общепринятом
понимании все евреи иудеи, то есть исповедуют
иудаизм, хотя в последнее время есть и
исключения из правил.
Шаббат (суббота).
«Шаббат - в иудаизме седьмой день недели
(приходится на субботу), в этот день нельзя
выполнять никакую работу, более того
нельзя включать телевизор и свет. Шаббат
считается самым первым праздником, установленным
Богом еще при сотворении мира. Шаббат
начинается в пятницу вечером с праздничного
ужина при зажженных свечах, после чего
последующие 24 часа отделяются для общения
со Всевышним. Это является еженедельным,
установленным Им временем для встречи
с еврейским народом. В Шаббат иудеи не
готовят горячую еду, они готовят ее заранее
и держат в подогретом состоянии до обеда
в Субботу.
Песах (Пасха). 15-22 месяца нисан (март - апрель), центральный
иудейский праздник в память об Исходе
из Египта. В Израиле Песах - семидневный
праздник, первый и последний дни которого
- полноценные праздники и нерабочие дни.
Слово песах (пасха) означает «прохождение
мимо». Праздник получил такое название
в память о том, как ангел смерти проходил
мимо домов иудеев, поражая только египетских
первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские
дома от египетских, каждая еврейская
семья должна была заколоть ягненка и
его кровью помазать косяки дверей. Только
после смерти всех египетских первенцев
фараон позволил евреям покинуть Египет.
Кульминационным моментом Песаха является
вечерняя трапеза, которая устраивается
в первую и во вторую ночь праздника. Во
время трапезы в определенной последовательности
читают повествование об Исходе из Египта
и едят особые символические блюда. Остальные
дни Песаха предназначенные для разного
рода праздничных занятий. Как правило,
в эти дни не работают и не решают деловых
вопросов. Не выполняют и домашнюю работу
- стирку, уборку дома и т.д. Приготовление
пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся
время используют для более глубокого
изучения Торы. Проводят больше времени
с семьей. Ходят в гости. На основании предписаний
Торы в праздник Песах каждый должен был
совершить паломничество в Иерусалимский
Храм и там на второй день праздника принести
в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой
день Песаха евреи празднуют окончательное
освобождение. В синагоге во время пасхального
богослужения читается Песнь Песней. Этот
день завершает торжества праздника Песах
и считается нерабочим. Он отмечается
в радостной атмосфере, с пением и танцами.
В семьях с наступлением вечера делают
разделение между праздничным днем и буднями.
Выпивают последний символический бокал
вина и после произносят: В будущем году
- в Иерусалиме!
Традиционно на Пасху кушают
мацу, бездрожжевой хлеб. Мацу едят в память
о том, что во время исхода израильтяне
пекли пресные лепешки, так как не могли
ждать, пока тесто забродит. Горькая и
тертая зелень символизирует горечь египетского
рабства. Ее принято обмакивать в соленую
воду, которая символизирует слезы, пролитые
израильтянами в Египте, и море, пересеченное
во время исхода. Смесь из тертых яблок,
фиников, орехов и вина напоминает
своим цветом глину, из которой порабощенные
евреи делали кирпичи. На блюдо кладут
еще три символических блюда, которые
не едят: прожаренный кусок баранины с
косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном
агнце, не приносимом в жертву со времен
разрушения Иерусалимского Храма, крутое
яйцо - символ рождения новой жизни народа,
вышедшего из рабства, и весенний овощ.