Конфессии народа Беларуси как объекты экскурсий: памятники, обряды, праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать иудаизм с точки зрения туризма.
Задачи работы:
- определить сущность иудаизма
-исследовать обряды, праздники, памятники архитектуры, относящиеся к иудаизму
- выявить объекты для показа в определенном регионе
- определить потенциал выбранного региона

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Иудаизм как объект туризма на территории Беларуси………..…….……....…..4
1.1 Конфессии на территории Беларуси …………….………….…..……………...4
1.2 Иудаизм. Верование. Обряды. Праздники …………………..………….……..5
1.3 Памятники иудаизма на территории Беларуси ……………..……………..…9
1.4 Особенности экскурсионной разработки……………...………………….….12
2 Иудаизм как объект экскурсий на территории Минского региона ………......14
2.1 Потенциал Минского региона..………………………………………………..14
2.2 Анализ турпредложений……………………………………………………....16
3 Предложения по совершенствованию экскурсионного обслуживания в Минском регионе ……………………………………………………………….….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_exkursovedenie_1.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

 

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра управления туризмом

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

      по дисциплине:  Экскурсоведение

       на тему: Конфессии  народа Беларуси как объекты экскурсий: памятники, обряды, праздники.

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

Студентка

ВШТ, 4-ый курс, ЗТТ-1                                                           М.В. Белячиц

                                                      

                                                                                            

                                                                                            

 

Руководитель   

ассистент кафедры                                                                                  

управления туризмом БГЭУ.                                   П.А. Литвинов                

 

 

 

 

МИНСК 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...…3  

1 Иудаизм как объект туризма на территории Беларуси………..…….……....…..4 

1.1 Конфессии на территории Беларуси …………….………….…..……………...4

1.2 Иудаизм. Верование. Обряды. Праздники …………………..………….……..5   

1.3 Памятники иудаизма на территории Беларуси  ……………..……………..…9

1.4 Особенности экскурсионной разработки……………...………………….….12

2 Иудаизм как объект экскурсий на территории Минского региона ………......14

2.1 Потенциал Минского региона..………………………………………………..14

2.2 Анализ турпредложений……………………………………………………....16

3 Предложения по совершенствованию  экскурсионного обслуживания в Минском регионе ……………………………………………………………….….17

Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованных источников………………………………………….......19

Приложение А Схема маршрута…….………………………………………..…...20

Приложение Б Технологическая карта…………….………………………….…..21

Приложение В Контрольный текст экскурсии…………………………….....…..28

Приложение Г Карточки объекта.………………………………………….……..38

Приложение Д Комплект наглядных пособий………….………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На территории Беларуси, на ряду, с другими конфессиями существует иудаизм.  Носителем иудаизма является никто иной, как еврейский народ, с его многовековой, яркой, аутентичной культурой. В нашей стране, проживало большое количество иудеев, что определенно оставило свой след в истории Беларуси. А также наложило отпечаток на элементы белорусской  культуры и быта. До наших дней сохранились памятники еврейской архитектуры, здания синагог, учебных заведений, в том числе и высшие духовные учебных заведений, знаменитых на весь мир.  Все это наследие, как материальное, так и нематериальное, верования, обряды, праздники, и другие элементы еврейской культуры необходимо бережно сохранить и передать будущему поколению.  Создание экскурсий на заданную тему - один из способов достичь такого результата.

 Данная работа состоит из трех глав. В первой дается общее понятие об иудаизме, рассматриваются обряды, праздники с ним связанные. А также выделяются памятники архитектуры, сохранившиеся, на территории Беларуси. Во второй главе автор рассматривает потенциал Минского региона, анализирует предложения турфирм, предлагающие экскурсии по региону. В третьей главе предлагаются идеи по совершенствованию экскурсионного обслуживания.

Тезис работы: «Иудаизм как объект туризма обладает большим  потенциалом на территории Беларуси»

Объект исследования данной работы – иудаизм. Предмет исследования - иудаизм на территории Беларуси

Цель работы – исследовать иудаизм с точки зрения туризма.

Задачи работы:

- определить сущность иудаизма

-исследовать обряды, праздники, памятники архитектуры, относящиеся к иудаизму

- выявить объекты для показа в определенном регионе

             - определить потенциал выбранного региона

-проанализировать туристические предложения по экскурсиям, касаемых, Минского региона

-предложить новые формы экскурсионного обслуживания по заданной теме в Минском регионе.

 В процессе написания работы были использованы следующие методы: анализа, синтеза, группировки, рассуждения.

 

 

 

         1 Иудаизм как объект туризма  на территории Беларуси

1.1 Конфессии на  территории Беларуси

 

           В Беларуси существуют такие конфессии, как православие, католицизм, протестантизм, старообрядчество, иудаизм, ислам. К нехристианским, относятся иудаизм и ислам. Ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» даёт такое определение религии: религия-мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное.«Конфе́ссия (лат. Сonfessio-испове́дание) или  вероиспове́дание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии[18]. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимомом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация» [18].

         По состоянию на 1 сентября 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 3094 религиозные общины, которые представляют 25 конфессий и религиозных направлений. Кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения).

           Белорусская православная церковь (БПЦ) объединяет 11 епархий, 1498 православных приходов, 5 духовных учебных заведений, 31 монастырь, 14 братств, 9 сестричеств. Действуют 1274 православных храма, 152 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано более 820 бывших культовых и других зданий. Священнослужители получают религиозное образование в пяти духовных учебных заведениях. 

           В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.

          Римско-католическая церковь объединяет четыре епархии, которые насчитывают 470 общин. В республике действует 9 миссий и 9 монастырей РКЦ. Общины располагают 451 костелом, 35 строятся. 

         Протестантские религиозные организации представлены 996 религиозными общинами, 22 объединениями, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти направлений. Лютеранство насчитывает 27 общин, наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (501 община), евангельских христиан баптистов (271 общин), адвентистов седьмого дня (72 общины).

          В Республике Беларусь действуют 24 мусульманские религиозные общины суннитского направления и 1 шиитского. Действуют 6 мечетей, в 2008 году возобновились строительные работы на мечети в г. Минске.

           В 3 иудейских религиозных объединениях насчитывается 46 общин, которые располагают 7 культовыми зданиями [12].

 

 

1.2 Иудаизм. Верование. Обряды. Праздники  

 

 

             Верования евреев.  Иудаизм - национальная религия евреев, так же как и их история, - одна из древнейших в мире, начало которой восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х. Несколькими столетиями позже жил Моисей - пророк, через которого Бог дал евреям Закон, Тору, и ввел их в Землю обетованную.

            Религия евреев - это связь человека со своим Творцом, их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми; это система взглядов на природу Бога и на Его отношение к людям. Вера во всемогущего Бога составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения мира, и будет существовать всегда - Бог есть Дух, Мысль и Слово. К догматам иудаизма относится и учение о богодухновенности Ветхого Завета, первые пять книг которого составляют Тору. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет израильтян.  Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом.  Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего Бог ожидает от людей. Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля, как народа избранного Богом. Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя Мессия придет свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир [4].

             Выделяют следующие основные принципы иудаизма:

    1. Бог- создатель всего, Он совершенен, самодостаточен, вечен.
    2. Бог един, его нельзя потрогать, так как он не обладает привычным нам телом.
    3. Лишь одному Богу следует поклоняться и повиноваться, — не существует никаких посреднических сил, которые могли бы по собственному усмотрению удовлетворять людские мольбы, и потому не следует их призывать.
    4. Вера в пророчество.
    5. Моисей стоит выше всех пророков, вся Тора (Пятикнижье) была дана Моисею.
    6. К Торе нельзя ничего добавлять или убирать.
    7. Богу известны деяния людей, Бог вознаграждает тех, кто следует заповедям Торы и наказывает тех, кто нарушает их.
    8. Мессия придет, будет воскресение из мертвых [11].         

 

Иудаизм, с его глубоким духовным и нравственным содержанием, богатой традициями историей, а также привлекательной культурой,   несомненно, обладает неподдельным интересом для туризма.

           Основные праздники и обряды. У евреев традиционно существует около двадцати праздников и памятных дней.  Памятные дни это общепринятые дни траура и поста. Каждый праздник имеет свое историческое и религиозное значение. Этапы подготовки к празднику и само празднование установлено Торой или Талмудом. «Талмуд — фундаментальный труд еврейских мудрецов, являющийся упорядоченной записью Устной Торы (часть Торы, которая была дана еврейскому народу в устной форме и передавалась устно из поколения в поколение)» [16]. Еврейские праздники интересны своей необычностью, строгостью следования обрядам, а также весельем с танцами, ритуалами и своей непохожей на другие национальной кухней. Именно национальной, ведь в общепринятом понимании все евреи иудеи, то есть исповедуют  иудаизм, хотя в последнее время есть и исключения из правил. 

           Шаббат (суббота). «Шаббат - в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в этот день нельзя выполнять никакую работу, более того нельзя включать телевизор и свет. Шаббат считается самым первым праздником, установленным Богом еще при сотворении мира. Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им временем для встречи с еврейским народом. В Шаббат иудеи не готовят горячую еду, они готовят ее заранее и держат в подогретом состоянии до обеда в Субботу.

               Песах (Пасха). 15-22 месяца нисан (март - апрель),  центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта.  В Израиле Песах - семидневный праздник, первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Слово песах (пасха) означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время трапезы в определенной последовательности читают повествование об Исходе из Египта и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов. Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

             Традиционно на Пасху кушают  мацу, бездрожжевой хлеб. Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина  напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи. На блюдо кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ. 

Информация о работе Конфессии народа Беларуси как объекты экскурсий: памятники, обряды, праздники