Конфессии народа Беларуси как объекты экскурсий: памятники, обряды, праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать иудаизм с точки зрения туризма.
Задачи работы:
- определить сущность иудаизма
-исследовать обряды, праздники, памятники архитектуры, относящиеся к иудаизму
- выявить объекты для показа в определенном регионе
- определить потенциал выбранного региона

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Иудаизм как объект туризма на территории Беларуси………..…….……....…..4
1.1 Конфессии на территории Беларуси …………….………….…..……………...4
1.2 Иудаизм. Верование. Обряды. Праздники …………………..………….……..5
1.3 Памятники иудаизма на территории Беларуси ……………..……………..…9
1.4 Особенности экскурсионной разработки……………...………………….….12
2 Иудаизм как объект экскурсий на территории Минского региона ………......14
2.1 Потенциал Минского региона..………………………………………………..14
2.2 Анализ турпредложений……………………………………………………....16
3 Предложения по совершенствованию экскурсионного обслуживания в Минском регионе ……………………………………………………………….….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_exkursovedenie_1.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

            Суккот (праздник кущей). Суккот - один из основных праздников еврейского народа, начинается 15 числа месяца тишрей (осенью) и продолжается семь дней. В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход) [2]. Суккот является одним из трех паломнических праздников, во время, которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Сукка строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение сорока лет. Все обычаи и обряды Суккота связаны с водой, с надеждой на дождь. Суккот - праздник семейный, еще до праздника вся семья дружно строит шалаш.  Шалашом называется временная постройка, имеющая четыре стены и крышу, сделанную из веток. Шалаш, как жилище временное и непрочное, символизирует мимолетность нашей жизни, но, несмотря на это, основное настроение праздника - веселье и надежда. А самые маленькие члены семьи мастерят замечательные украшения, яркие и веселые из цветной бумаги, чтобы вся семья могла порадоваться в эти дни, какой прекрасный шалаш у них получился. В шалаше происходит и семейный обед, на который приглашают гостей [7].

           Обряды. Обряды, существующие у евреев, тесно связаны с верованиями. Все еврейские обряды носят религиозный характер, среди них брит мила (обрезание), бар-мицва (совершеннолетие), хупа (обряд бракосочетания) и ктуба (брачный договор), гиюр (обращение нееврея в иудаизм).

           Брит мила (обрезание) - символ завета (договора) между Богом и народом Израиля. Библейские пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер.4:4). Метафорически обрезание олицетворяет греховность и порочность человека. Тем самым, «духовное обрезание» необходимо человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении. Согласно еврейской традиции, Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения, однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста. Обрезание является обязательной частью процесса гиюра (перехода в иудаизм).

           Бар-мицва. Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар-мицва.

           Хупа  - в иудаизме обряд бракосочетания, названный по одноименному навесу, под которым происходит сам обряд. Навес, символизирующий будущий дом, в который жених вводит невесту, представляет собой ткань, накинутую на четыре столба. Еврейская свадьба обычно многолюдна и полна песен и танцев.

           Ктуба  – это еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака. В нем перечисляются такие обязанности мужа по отношению к жене как предоставление еды, одежды, исполнение супружеских обязанностей, а также обязанность выплатить определенную сумму денег в случае развода. Мужчина, желающий развестись может, выдать своей жене «гет» (документ о разводе).

           Гиюр  - обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. Кандидат обязан принять на себя все 613 заповедей Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат — мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления — окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве.  «Миква эили Ми́квэ (ивр. מִקְוֶה‎, в сефардском произношении микве́, букв. `скопление [воды]`) — в иудаизме водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты» [18].

    

 

 

 

 

 

 

   1.3 Памятники иудаизма на территории Беларуси 

 

             Исторические сведения о жизни евреев на территории Беларуси. В XIV веке привелеями Витовта, которые были самыми веротерпимыми из всех юридических документов, выдаваемых евреям Европы, – в Великом княжестве Литовском евреям гарантировалась значительно большая полнота прав и свобод, чем в какой-либо другой европейской стране. Привелеями Витовт сознательно стремился привлечь новых еврейских подданных, которые должны были бы пополнить торговый класс государства, к тому времени очень незначительный. С тех пор еврейское население Великого княжества Литовского неуклонно росло. Привилеи создали юридический прецедент, после которого все законы Великого княжества Литовского отличались веротерпимостью по отношению к еврейскому населению – по многим юридическим пунктам евреи приравнивались к шляхте.

       Так к концу XVIII века еврейское население белорусских земель было уже довольно многочисленным. По некоторым данным в 1788–1792 годах евреев в Речи Посполитой было примерно 900 тысяч человек.

  К концу XIX века в большинстве городов Беларуси не менее 50 % жителей были евреями.  В начале XX века на белорусских землях было огромное количество синагог. Их число заметно превышало количество церквей и костелов Минска. Городские евреи занимались в основном торговлей и ремеслом. В городе были еврейские коммерческие, культурно-просветительные и учебные заведения. Среди них можно назвать еврейские библиотеки, больницу, отделение, Общества просвещения евреев в России, еврейское училище, гимназию, прогимназию, начальные школы, две зубоврачебные школы, Талмуд–Тора, свыше 30 хедеров (школ, дающих иудейское образование), мужское и женское ремесленное училища. По инициативе состоятельных евреев было создано Минское общество любителей изящных искусств, городская библиотека имени Пушкина и многие другие организации. Евреи исполняли роль экономических посредников  - были торговцами. Из всех европейских губерний Российской империи только в Беларуси евреи могли заниматься сельским трудом, а это сближало евреев и белорусов. Это одна из важных причин, почему между двумя народами  были традиционно добрососедские отношения. Во многих деревнях совместно проживали как белорусы, так и евреи. А некоторые деревни и вовсе состояли из одних еврейских семей.

   Разговорным языком евреев, проживавших в Беларуси, был идиш. Идиш оказал заметное влияние на белорусский язык. Примеров заимствований в белорусском языке лексики из языка идиш довольно много, например «цэгла» (кирпич), и «дах» (крыша), и «цыбуля» (лук), и «цвик» (гвоздь). В свою очередь часть лексики идиш белорусских евреев была непосредственно взята из белорусского языка. Евреи и белорусы совместно проживали на белорусских землях более шести столетий, их культуры незримо переплетались между собой.

  Однако спокойное, мирное время закончилось с приходом советской власти, которая устраивала гонения на евреев, закрывала учебные заведения, немало было репрессировано евреев. В годы войны в Беларуси было уничтожено, по разным подсчетам, от 400 до 900 тысяч евреев. Всего же в Европе их погибло около 6 миллионов. До конца 50-годов была практически прекращена деятельность религиозных общин. В 1979 году на территории Беларуси проживало около 130 000 евреев.

С 1990-х годов наблюдаются одновременное усиление активности жизни еврейских общин и уменьшение количества евреев за счет эмиграции в Израиль, США, Германию и ряд других стран. Число евреев в Беларуси, по данным переписей, быстро сокращается. В период между 1994-1996 годом еврейской общине Беларуси вернули три здания синагог, конфискованных коммунистами.

По данным переписи населения Республики Беларусь 2009 года, в стране проживает около 13 тысяч евреев – большее число в Минске [18].

          Памятники. После войны сохранившихся на территории синагог, духовных учреждений, школ осталось немного. В Беларуси сохранилось свыше 100 зданий бывших синагог, однако во многих сегодня находятся различные учреждения (культуры, спорта).  В г. Минск на ул. Володарского, 5  Главная Хоральная синагога (1906), теперь Национальный драматический театр им. Горького. Также в г. Минск, ул. Раковская, 24 Синагога «Зальцмана» (1864), построена на средства купца Зальцмана для бедных евреев г. Минска, ныне шахматно-шашечная школа. Синагога мещан «Китаевская» (1874)  г. Минск, ул. Богдановича, 9а (Троицкое предместье). Являлась центральным молитвенным местом для евреев-мещан г. Минска, ныне Дом природы. Синагога (1901) в г. Бобруйск, ул. Социалистическая, 34, Могилевская область. Главная синагога города, была закрыта в 1927 г. Сохранены все внешние элементы архитектурного здания. Являлась резиденцией главного раввина города, сейчас спортивный зал. В г. Любань, ул. Первомайская, Минская область Синагога (1896). Ее основатель раввин Мойше Файнштейн – один из известнейших авторов книг по изучению иудаизма, теперь музыкальная школа. Синагога (1912) в г.п. Ивенец, ул. Школьная, 1, Минская област. Одна из 3-х сохранившихся в Беларуси деревянных синагог. Два года назад открыты старые фрески на стенах, сейчас Дом культуры.

  Некоторые старинные синагоги – памятники истории и архитектуры – законсервированы или реставрируются. Из них уникальная оборонительная синагога в Быхове, была построена в начале 17 века, сейчас реставрируется.  Еще одна оборонительная Синагога (1648) в г. Слоним, ул. Советская, 1, Гродненская область, где частично сохранились настенные росписи. Действовала до 1940 г., в 2001 г. была передана в собственность Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь, сейчас находится на реставрации. В г. п. Ружаны, ул. Я.Коласа, 6, Пружанский район, Брестская область Синагога (1648). Точная копия синагоги в г. Слониме, уменьшенная на 1/3. Частично сохранились оригинальные еврейские фрески.

     На сегодняшний день  в Беларуси действуют 8 синагог, среди которых и величественные храмы-памятники архитектуры, среди которых Большая хоральная синагога (1578) , г. Гродно одна из старейших действующих и самых красивых в Европе , здесь же создан музей истории евреев. Синагога (18-19 века) в г. Бобруйск, ул.Социалистическая, 36. Была закрыта в 1937 году. И лишь в 2002 году пыла передана евреям.

     В Беларуси также сохранились старинные здания иешив (высших духовных училищ для обучения раввинов). В г. Воложин, пл. Свободы, 5, находится Воложинская иешива (1803), первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов. Передано в собственность Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь в 2000 г. В г.п. Мир, ул. Кирова, Гродненская область находится иешива (1815), которая являлась второй по величине (250 учеников) иешивой для подготовки раввинов после Воложинской иешивы. Закрыта в 1940 г., по сегодняшний день имеет свои отделения в Израиле и США и является крупнейшей в мире. К числу учебных заведений,  не сохранившихся до наших дней, относится Еврейская школа (1888) г. Минск, ул. Витебская, 10. Являлась центральной иешивой для подготовки раввинов в г. Минске на 160 человек. Была закрыта в 1921 г. сейчас ресторан «Раковский бровар».

    В память о печальные страницах еврейской истории, о годах Второй мировой войны,  на территории Беларуси установлены памятники на местах массовых расстрелах и в память о них. Так в  г. Минск, ул. Мельникайте установлен Мемориал «ЯМА» (1947). Место расстрела 5000 минских евреев в 1942 г. Памятник установлен в 1947 г., скульптурная композиция – в 2000 г.

  Еврейское кладбище, г. Минск, ул. Коллекторная (1868). Действовало до 1946 г. В 1972 г. частично уничтожено. В 1990 г. уничтожено полностью. Также место расстрела евреев в годы войны. Сохранилось около 15 памятников. Установлено три памятника уничтоженным (около 3000 человек) во время войны евреям из Германии. Еврейское кладбище (1648) в г.п. Раков, Воложинский р, Минская обл. 950 евреев Ракова были сожжено в здании синагоги, 112 человек расстреляли на кладбище. В июле 2005 года на месте трагедии был открыт памятник. В центре г. Воложин, Минская область, расположено Еврейское кладбище (1642). На кладбище находится могила основателя Воложинской иешивы – раввина Хаима Воложинера, а также 6 братских могил евреев Воложина, расстрелянных в годы войны [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Особенности экскурсионной разработки

 

 В первую очередь для определения особенностей туристической разработки необходимо определить виды туризма, которые будут разрабатываться для конкретного региона, и категории потенциальных туристов. Рассмотрим некоторые виды туризма применительно к выбранной нами тематики.

Религиозный. Беларусь не отличается значительным количеством «святых мест». Большинство иудейских культовых зданий было уничтожено в советский период и во время Второй мировой войны. Оставшиеся и вновь построенные религиозные объекты малочисленны и скорее представляют интерес для местных общин.

 Ностальгический. Этот вид туризма, при всей его специфичности, может разрабатываться практически для любого региона Беларуси. Это обусловлено значительным количеством эмигрировавших евреев в довоенный период, в период Второй мировой войны и особенно в постсоветское время.

 Культурно-познавательный. Учитывая незначительное количество сохранившихся объектов материально-культурного наследия и их состояние, наиболее целесообразно особое внимание при разработке уделить нематериальному наследию: традициям, обрядам, кулинарным традициям и т.д.

 Кулинарный. Культура пищи иудеев уходит далеко в глубь еврейской истории, процесс приготовления пищи проходит строго по целому ряду правил и ритуалов, целью которых является сделать еду кашерной, то есть чистой, освященной. В продаже уже есть еврейские продукты со знаком «кашерный», что вызывает  доверие у знающих покупателей.  Скажем прямо,  еврейская кухня не является очень популярной и еврейское меню в ресторанах и кафе встречается не часто.  Но все больше людей узнают о ее полезных свойствах, что увеличивает ценность кулинарии иудеев, как туристического объекта.

 Туристов необходимо поделить по критерию отношения к рассматриваемой  конфессии: иудеи и неиудеи, для того чтобы определить вид экскурсии.

          По ряду причин евреи плохо ассимилировались с белорусами. В первую очередь сюда следует отнести разницу в религиозных воззрениях. Также огромную роль сыграло то, что долгое время евреям запрещалось иметь свою землю и заниматься сельским хозяйством, основная их масса проживала в городах и поселках (мястэчках) и занималась ремесленной деятельностью, торговлей, ростовщичеством, оказанием услуг. В этой среде сформировалась своя особая культура, которая включала в себя манеру общения, специфический юмор, свою «жизненную философию». Все это уже само по себе является объектом экскурсии. Без понимания и ощущения этой специфической атмосферы невозможно правильное понимание иных объектов экскурсии. Таким образом, мы приходим к необходимости воспользоваться услугами не экскурсовода – носителя информации, а экскурсовода – носителя данной культуры. Учитывая возможные сложности при поиске такого лица, можно добиться аналогичного результата путем использования аниматоров – носителей культуры.  

Информация о работе Конфессии народа Беларуси как объекты экскурсий: памятники, обряды, праздники