Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 21:50, курсовая работа
Цель работы – исследовать иудаизм с точки зрения туризма.
Задачи работы:
- определить сущность иудаизма
-исследовать обряды, праздники, памятники архитектуры, относящиеся к иудаизму
- выявить объекты для показа в определенном регионе
- определить потенциал выбранного региона
Введение…………………………………………………………………………...…3
1 Иудаизм как объект туризма на территории Беларуси………..…….……....…..4
1.1 Конфессии на территории Беларуси …………….………….…..……………...4
1.2 Иудаизм. Верование. Обряды. Праздники …………………..………….……..5
1.3 Памятники иудаизма на территории Беларуси ……………..……………..…9
1.4 Особенности экскурсионной разработки……………...………………….….12
2 Иудаизм как объект экскурсий на территории Минского региона ………......14
2.1 Потенциал Минского региона..………………………………………………..14
2.2 Анализ турпредложений……………………………………………………....16
3 Предложения по совершенствованию экскурсионного обслуживания в Минском регионе ……………………………………………………………….….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников………
Ктуба – это еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака. В нем перечисляются такие обязанности мужа по отношению к жене как предоставление еды, одежды, исполнение супружеских обязанностей, а также обязанность выплатить определенную сумму денег в случае развода. Мужчина, желающий развестись может, выдать своей жене «гет» (документ о разводе).
Гиюр - обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. Кандидат обязан принять на себя все 613 заповедей Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат — мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления — окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. «Миква эили Ми́квэ (ивр. מִקְוֶה, в сефардском произношении микве́, букв. `скопление [воды]`) — в иудаизме водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты» [18].
1.3 Памятники иудаизма на территории Беларуси
Исторические сведения о жизни евреев на территории Беларуси. В XIV веке привелеями Витовта, которые были самыми веротерпимыми из всех юридических документов, выдаваемых евреям Европы, – в Великом княжестве Литовском евреям гарантировалась значительно большая полнота прав и свобод, чем в какой-либо другой европейской стране. Привелеями Витовт сознательно стремился привлечь новых еврейских подданных, которые должны были бы пополнить торговый класс государства, к тому времени очень незначительный. С тех пор еврейское население Великого княжества Литовского неуклонно росло. Привилеи создали юридический прецедент, после которого все законы Великого княжества Литовского отличались веротерпимостью по отношению к еврейскому населению – по многим юридическим пунктам евреи приравнивались к шляхте.
Так к концу XVIII века еврейское население белорусских земель было уже довольно многочисленным. По некоторым данным в 1788–1792 годах евреев в Речи Посполитой было примерно 900 тысяч человек.
К концу XIX века в большинстве городов Беларуси не менее 50 % жителей были евреями. В начале XX века на белорусских землях было огромное количество синагог. Их число заметно превышало количество церквей и костелов Минска. Городские евреи занимались в основном торговлей и ремеслом. В городе были еврейские коммерческие, культурно-просветительные и учебные заведения. Среди них можно назвать еврейские библиотеки, больницу, отделение, Общества просвещения евреев в России, еврейское училище, гимназию, прогимназию, начальные школы, две зубоврачебные школы, Талмуд–Тора, свыше 30 хедеров (школ, дающих иудейское образование), мужское и женское ремесленное училища. По инициативе состоятельных евреев было создано Минское общество любителей изящных искусств, городская библиотека имени Пушкина и многие другие организации. Евреи исполняли роль экономических посредников - были торговцами. Из всех европейских губерний Российской империи только в Беларуси евреи могли заниматься сельским трудом, а это сближало евреев и белорусов. Это одна из важных причин, почему между двумя народами были традиционно добрососедские отношения. Во многих деревнях совместно проживали как белорусы, так и евреи. А некоторые деревни и вовсе состояли из одних еврейских семей.
Разговорным языком евреев, проживавших в Беларуси, был идиш. Идиш оказал заметное влияние на белорусский язык. Примеров заимствований в белорусском языке лексики из языка идиш довольно много, например «цэгла» (кирпич), и «дах» (крыша), и «цыбуля» (лук), и «цвик» (гвоздь). В свою очередь часть лексики идиш белорусских евреев была непосредственно взята из белорусского языка. Евреи и белорусы совместно проживали на белорусских землях более шести столетий, их культуры незримо переплетались между собой.
Однако спокойное, мирное время закончилось с приходом советской власти, которая устраивала гонения на евреев, закрывала учебные заведения, немало было репрессировано евреев. В годы войны в Беларуси было уничтожено, по разным подсчетам, от 400 до 900 тысяч евреев. Всего же в Европе их погибло около 6 миллионов. До конца 50-годов была практически прекращена деятельность религиозных общин. В 1979 году на территории Беларуси проживало около 130 000 евреев.
С 1990-х годов наблюдаются одновременное усиление активности жизни еврейских общин и уменьшение количества евреев за счет эмиграции в Израиль, США, Германию и ряд других стран. Число евреев в Беларуси, по данным переписей, быстро сокращается. В период между 1994-1996 годом еврейской общине Беларуси вернули три здания синагог, конфискованных коммунистами.
По данным переписи населения Республики Беларусь 2009 года, в стране проживает около 13 тысяч евреев – большее число в Минске [18].
Памятники. После войны сохранившихся на территории синагог, духовных учреждений, школ осталось немного. В Беларуси сохранилось свыше 100 зданий бывших синагог, однако во многих сегодня находятся различные учреждения (культуры, спорта). В г. Минск на ул. Володарского, 5 Главная Хоральная синагога (1906), теперь Национальный драматический театр им. Горького. Также в г. Минск, ул. Раковская, 24 Синагога «Зальцмана» (1864), построена на средства купца Зальцмана для бедных евреев г. Минска, ныне шахматно-шашечная школа. Синагога мещан «Китаевская» (1874) г. Минск, ул. Богдановича, 9а (Троицкое предместье). Являлась центральным молитвенным местом для евреев-мещан г. Минска, ныне Дом природы. Синагога (1901) в г. Бобруйск, ул. Социалистическая, 34, Могилевская область. Главная синагога города, была закрыта в 1927 г. Сохранены все внешние элементы архитектурного здания. Являлась резиденцией главного раввина города, сейчас спортивный зал. В г. Любань, ул. Первомайская, Минская область Синагога (1896). Ее основатель раввин Мойше Файнштейн – один из известнейших авторов книг по изучению иудаизма, теперь музыкальная школа. Синагога (1912) в г.п. Ивенец, ул. Школьная, 1, Минская област. Одна из 3-х сохранившихся в Беларуси деревянных синагог. Два года назад открыты старые фрески на стенах, сейчас Дом культуры.
Некоторые старинные синагоги – памятники истории и архитектуры – законсервированы или реставрируются. Из них уникальная оборонительная синагога в Быхове, была построена в начале 17 века, сейчас реставрируется. Еще одна оборонительная Синагога (1648) в г. Слоним, ул. Советская, 1, Гродненская область, где частично сохранились настенные росписи. Действовала до 1940 г., в 2001 г. была передана в собственность Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь, сейчас находится на реставрации. В г. п. Ружаны, ул. Я.Коласа, 6, Пружанский район, Брестская область Синагога (1648). Точная копия синагоги в г. Слониме, уменьшенная на 1/3. Частично сохранились оригинальные еврейские фрески.
На сегодняшний день в Беларуси действуют 8 синагог, среди которых и величественные храмы-памятники архитектуры, среди которых Большая хоральная синагога (1578) , г. Гродно одна из старейших действующих и самых красивых в Европе , здесь же создан музей истории евреев. Синагога (18-19 века) в г. Бобруйск, ул.Социалистическая, 36. Была закрыта в 1937 году. И лишь в 2002 году пыла передана евреям.
В Беларуси также сохранились старинные здания иешив (высших духовных училищ для обучения раввинов). В г. Воложин, пл. Свободы, 5, находится Воложинская иешива (1803), первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов. Передано в собственность Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь в 2000 г. В г.п. Мир, ул. Кирова, Гродненская область находится иешива (1815), которая являлась второй по величине (250 учеников) иешивой для подготовки раввинов после Воложинской иешивы. Закрыта в 1940 г., по сегодняшний день имеет свои отделения в Израиле и США и является крупнейшей в мире. К числу учебных заведений, не сохранившихся до наших дней, относится Еврейская школа (1888) г. Минск, ул. Витебская, 10. Являлась центральной иешивой для подготовки раввинов в г. Минске на 160 человек. Была закрыта в 1921 г. сейчас ресторан «Раковский бровар».
В память о печальные страницах еврейской истории, о годах Второй мировой войны, на территории Беларуси установлены памятники на местах массовых расстрелах и в память о них. Так в г. Минск, ул. Мельникайте установлен Мемориал «ЯМА» (1947). Место расстрела 5000 минских евреев в 1942 г. Памятник установлен в 1947 г., скульптурная композиция – в 2000 г.
Еврейское кладбище, г. Минск, ул. Коллекторная (1868). Действовало до 1946 г. В 1972 г. частично уничтожено. В 1990 г. уничтожено полностью. Также место расстрела евреев в годы войны. Сохранилось около 15 памятников. Установлено три памятника уничтоженным (около 3000 человек) во время войны евреям из Германии. Еврейское кладбище (1648) в г.п. Раков, Воложинский р, Минская обл. 950 евреев Ракова были сожжено в здании синагоги, 112 человек расстреляли на кладбище. В июле 2005 года на месте трагедии был открыт памятник. В центре г. Воложин, Минская область, расположено Еврейское кладбище (1642). На кладбище находится могила основателя Воложинской иешивы – раввина Хаима Воложинера, а также 6 братских могил евреев Воложина, расстрелянных в годы войны [3].
1.4 Особенности экскурсионной разработки
В первую очередь для определения особенностей туристической разработки необходимо определить виды туризма, которые будут разрабатываться для конкретного региона, и категории потенциальных туристов. Рассмотрим некоторые виды туризма применительно к выбранной нами тематики.
Религиозный. Беларусь не отличается значительным количеством «святых мест». Большинство иудейских культовых зданий было уничтожено в советский период и во время Второй мировой войны. Оставшиеся и вновь построенные религиозные объекты малочисленны и скорее представляют интерес для местных общин.
Ностальгический. Этот вид туризма, при всей его специфичности, может разрабатываться практически для любого региона Беларуси. Это обусловлено значительным количеством эмигрировавших евреев в довоенный период, в период Второй мировой войны и особенно в постсоветское время.
Культурно-познавательный. Учитывая незначительное количество сохранившихся объектов материально-культурного наследия и их состояние, наиболее целесообразно особое внимание при разработке уделить нематериальному наследию: традициям, обрядам, кулинарным традициям и т.д.
Кулинарный. Культура пищи иудеев уходит далеко в глубь еврейской истории, процесс приготовления пищи проходит строго по целому ряду правил и ритуалов, целью которых является сделать еду кашерной, то есть чистой, освященной. В продаже уже есть еврейские продукты со знаком «кашерный», что вызывает доверие у знающих покупателей. Скажем прямо, еврейская кухня не является очень популярной и еврейское меню в ресторанах и кафе встречается не часто. Но все больше людей узнают о ее полезных свойствах, что увеличивает ценность кулинарии иудеев, как туристического объекта.
Туристов необходимо поделить по критерию отношения к рассматриваемой конфессии: иудеи и неиудеи, для того чтобы определить вид экскурсии.
По ряду причин евреи плохо ассимилировались с белорусами. В первую очередь сюда следует отнести разницу в религиозных воззрениях. Также огромную роль сыграло то, что долгое время евреям запрещалось иметь свою землю и заниматься сельским хозяйством, основная их масса проживала в городах и поселках (мястэчках) и занималась ремесленной деятельностью, торговлей, ростовщичеством, оказанием услуг. В этой среде сформировалась своя особая культура, которая включала в себя манеру общения, специфический юмор, свою «жизненную философию». Все это уже само по себе является объектом экскурсии. Без понимания и ощущения этой специфической атмосферы невозможно правильное понимание иных объектов экскурсии. Таким образом, мы приходим к необходимости воспользоваться услугами не экскурсовода – носителя информации, а экскурсовода – носителя данной культуры. Учитывая возможные сложности при поиске такого лица, можно добиться аналогичного результата путем использования аниматоров – носителей культуры.
Информация о работе Конфессии народа Беларуси как объекты экскурсий: памятники, обряды, праздники