Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:24, реферат
В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу
1. Глава I. «Зарождение учений Конфуция»……………………………...…3
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо»……............................................................7
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
Конфуцианцы в жизни Китая………………….……................................10
4. Заключение...................................................................................................12
5. Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет переподготовки и переквалификации кадров
«Школа туризма и
Реферат по курсу «Культорология и религиоведение»
«КОНФУЦИАНСТВО В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Гродно 2013
Содержание
1. Глава I. «Зарождение учений Конфуция»……………………………...…3
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков
и нормы «сяо»…….......................
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
Конфуцианцы
в жизни Китая………………….……...............
4. Заключение...............
5. Список использованной
литературы……………………............
Глава I.
«Зарождение учений Конфуция.»
В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать.По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана
3
стала позже одним из ключевых
моментов учения Конфуция о государстве
и роли в нем правителя. Безраздельная
власть требовала одновременно и
особой нравственной чистоты, добродетельности,
личного духовного совершенства
вана, к чему призывал Конфуций.Существовал
принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный
не мог быть не только богатым, но даже
зажиточным.На первый взгляд такая
система может показаться несправедливой
и даже бесчеловечной. Но не стоит
оценивать древность с точки
зрения современных представлений
о свободе, равенстве возможностей,
демократических правах. Факт остаётся
фактом: в течение многих веков
именно такая система социального
разделения с её жесткими предписаниями
поддерживала стабильность в обществе
и достаточно ровные отношения между
властями и народом.В китайской
истории период правления Чжоурской
династии считается едва не идеальным
временем в жизни людей и государства,
когда все жили в достатке и
каждый «знал своё место». Как сказал
бы Конфуций, «правитель был правителем,
а подданный - подданным».Основателем
дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный
и добродетельный человек. Он выгодно
отличался от своего неудачливого предшественника,
последнего правителя династии Инь,
который погряз в разврате. Именно
Чжоу-гуну история приписывает лозунг:
«Уважать добродетель и оберегать
народ». Многие мудрецы, в том числе
и Конфуций, называли его образцом
лучших нравственных качеств, подтвержденных
временем. Учитель ставил Чжоу-гуна
выше всех правителей древности, указывая
на то, что он «полностью овладел
культурным началом»,а значит, и
«ритуальными» нормами
4
уже великих мудрецов древности
- Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных
возвратить Китай в лоно вселенской
гармонии. Да разве найдется сегодня
тот, кто передаст правление не по
наследству, а по заслугам - самому достойному,
как великий правитель
5
кризис архаического сознания,
духообщение уже не давало человеку
полноты истины, а человек стремился
именно к ней, его больше не устраивало
просто спасение от бед и несчастий.
Не случайно Конфуций однажды заметил,
что «если утром постигнешь истину,
то вечером можно и умереть».
6
Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо».
Речь идет о культе предков
- как живых так и мертвых. Значительно
изменив содержание и формы этого
культа, известного в своих основных
чертах едва ли не всем народам («Чти отца
и матерь свою», - сказано в Библии),
конфуцианство придало ему
7
император Вэнди во время
трехлетней болезни матери не отходил
от её ложа, лично готовил ей еду
и пробовал все предназначавшиеся
ей лекарства. Эти и многие другие
аналогичные рассказы призваны были
с детства воспитывать в
Культ семьи и клана.
Конфуцианский культ предков
и нормы сяо способствовали расцвету
культа семьи и клана. Семья считалась
сердцевиной общества, интересы семьи
намного превосходили интересы отдельно
взятой личности, которая рассматривалась
лишь в аспекте семьи, сквозь призму
её вечных - от далеких предков к
далеким потомкам - интересов. Подросшего
сына женили, дочь выдавали замуж по
выбору и решению родителей, причем
это считалось настолько
8
женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо описан в классическом китайском романе «Сон в красном тереме»). Такие семьи делились лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и населявших порой всю деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны.
9
Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»
Конфуцианцы в жизни Китая.
Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов конфуцианского государства. Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых, своими обличиями иеучастием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
10
Культ этот всегда был очень
заметен в Китае. Не аристократ или
священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт,
а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик
всегда был социальным идеалом в
старом Китае. Вся направленность социальных
устремлений, весь импульс жизни, все
личные желания каждого честолюбивого
китайца концентрировалось на этом:
в многочисленных новеллах и романах,
драмах и стихах основная сюжетная
линия всегда так или иначе
была связана с темой бедного
студента, который благодаря терпению,
труду, стараниям и способностям
преодолел все препятствия, успешно
сдал экзамены, получил должность
и оказался на вершине почета, славы
и богатства. При этом речь шла
не просто о грамотности, образованности
и причастности к власти. Мудрость
шэньши опиралась в конечном счете
на священные конфуцианские