Конфуцианство в китайской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу

Содержание работы

1. Глава I. «Зарождение учений Конфуция»……………………………...…3
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо»……............................................................7
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
Конфуцианцы в жизни Китая………………….……................................10
4. Заключение...................................................................................................12
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНФУЦИАНСТВО.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Факультет переподготовки и  переквалификации кадров

«Школа туризма и гостеприимства»

Реферат по курсу «Культорология и религиоведение»

 

 

«КОНФУЦИАНСТВО  В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

 

                                                                      Исполнитель:

                                                                      Шинкевич Екатерина Михайловна

 

 

                                                                       Преподаватель:

                                                                       _______________ (оценка)

                                                                       _______________Китурко И.Ф.

 

 

 

Гродно 2013

Содержание

1.   Глава I. «Зарождение учений Конфуция»……………………………...…3

2.   Глава II. «Культы конфуцианства».

      «Культ предков и нормы «сяо»……............................................................7

3.   Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»

      Конфуцианцы в жизни Китая………………….……................................10

4.   Заключение...................................................................................................12

5.   Список использованной     литературы…………………….........................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

«Зарождение учений Конфуция.»      

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать.По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана

3

стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве  и роли в нем правителя. Безраздельная  власть требовала одновременно и  особой нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.Существовал  принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный  не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.На первый взгляд такая  система может показаться несправедливой и даже бесчеловечной. Но не стоит  оценивать древность с точки  зрения современных представлений  о свободе, равенстве возможностей, демократических правах. Факт остаётся фактом: в течение многих веков  именно такая система социального  разделения с её жесткими предписаниями  поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между  властями и народом.В китайской  истории период правления Чжоурской  династии считается едва не идеальным  временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и  каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный - подданным».Основателем  дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и добродетельный человек. Он выгодно  отличался от своего неудачливого предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель и оберегать  народ». Многие мудрецы, в том числе  и Конфуций, называли его образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он «полностью овладел  культурным началом»,а значит, и  «ритуальными» нормами поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии. Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшие социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к такому кризису.Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью, богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет

4

уже великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных  возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня  тот, кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному, как великий правитель древности  Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы  измельчали, все власть предержащие  заботятся лишь о собственном  достатке и страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких царств, непрестанно враждовавших между  собой. Не случайно эта эпоха (V - III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие государства).Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие, изнурительные и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территории центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не проходило и года, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в другое, пытались уладить конфликты между правителями. К таким людям принадлежал известный философ Мо-цзы. В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших» царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута? Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась «великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных, философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм, даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация сегодня просто немыслима без них.И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то же время. Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну к гармонии. Наступил

5

кризис архаического сознания, духообщение уже не давало человеку полноты истины, а человек стремился  именно к ней, его больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером можно и умереть». Единственное известное крупное мистическое произведение архаической традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить её название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н. Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как «вечное непостоянство», как переход двух противоположных и взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способ символического выражения этой внутренней реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей китайской философии, видимо, содержалось какое-то  древнее  мистическое  знание,суть  которого выходила  далеко  за  рамки  гадательной  практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.  

 

 

 

 

6

Глава II. «Культы конфуцианства».

«Культ предков  и нормы «сяо».      

Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно  изменив содержание и формы этого  культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка  и превратило его в первейшую  обязанность каждого китайца, универсальную  и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности. Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи, - служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что опять таки восходило к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть его, даже если он «украл барана».Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания. Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров - пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы сварить бульон для ослабевшего отца; добродетельный ханьский

7

император Вэнди во время  трехлетней болезни матери не отходил  от её ложа, лично готовил ей еду  и пробовал все предназначавшиеся  ей лекарства. Эти и многие другие аналогичные рассказы призваны были с детства воспитывать в почтительном сыне готовность к самопожертвованию  во имя культа предков.

Культ семьи и клана.      

Конфуцианский культ предков  и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась  сердцевиной общества, интересы семьи  намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась  лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких предков к  далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви  при этом вовсе не вставала. Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся  категорией высокого морального долга, «и». Любовь могла придти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины  из состоятельных семей могли  компенсировать её отсутствие выбором  наложницы по вкусу - этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному). Но это никогда не мешало  нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная семья ( та самая, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для её небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратическими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число

8

женатых сыновей, множество  внуков и иных родственников и  домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории  Китая (образ жизни одной из них  хорошо описан в классическом китайском  романе «Сон в красном тереме»). Такие  семьи делились лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший  сын занимал место главы семьи  и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная  часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них  становился главой своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение длительного времени  продолжали находиться в зависимости  от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от всего клана. Возникал мощный разветвленный  клан сородичей, крепко державшихся  друг за друга и населявших порой  всю деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»

Конфуцианцы в  жизни Китая.      

Конфуцианцы и рекрутировавшиеся  из их числа чиновники обычно эффективно управляли своей огромной империй  за исключением тех периодов, когда  Китай находился в состоянии  кризиса и центральная власть заметно ослабевала. В периоды  кризисов с особой силой проявлялась  весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в  определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого  упадка и развала империи в  среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели, которые находили в себе мужество пойти против течения и резко  обличали пороки современного им общества. При этом они руководствовались  не только интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены  нелегкой задачей спасти готовый  рухнуть порядок вечных и священных  принципов конфуцианского государства. Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых, своими  обличиями иеучастием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.

10      

Культ этот всегда был очень  заметен в Китае. Не аристократ или  священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в  старом Китае. Вся направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все  личные желания каждого честолюбивого  китайца концентрировалось на этом: в многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия всегда так или иначе  была связана с темой бедного  студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все препятствия, успешно  сдал экзамены, получил должность  и оказался на вершине почета, славы  и богатства. При этом речь шла  не просто о грамотности, образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в конечном счете  на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме считались  сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим истинам  даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого народа.

Информация о работе Конфуцианство в китайской культуре