Конфуцианство в китайской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу

Содержание работы

1. Глава I. «Зарождение учений Конфуция»……………………………...…3
2. Глава II. «Культы конфуцианства».
«Культ предков и нормы «сяо»……............................................................7
3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»
Конфуцианцы в жизни Китая………………….……................................10
4. Заключение...................................................................................................12
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНФУЦИАНСТВО.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Заключение

 

Конфуцианство - регулятор жизни Китая.      

Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного  развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора  переходило допустимые границы, это  вело к значительному снижению доходов  казны и распутству всей административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становились сильнее, а частный сектор должен был начинать всё заново.Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической и организационной опоры.Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во

12

взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с  различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство  поддержало и вознесло созданный  ещё в иньско-чжоуское время культ  правителя, императора, «сыны Неба», управляющего Поднебесной от имени  великого Неба. С течением времени  сложился подлинный культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр Вселенной, вершина  мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был  только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, населявших окраины, прозябавших  в темноте и невежестве и черпавших  знания и культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое  прибытие в Китай иностранцев  всегда рассматривалось как признание  сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, - спорадически завоевывавшие  Срединную империю и даже основывавшие свои династии, со временем неизменно  окитаевались, что укрепляло у  китайцев сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском  троне варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы - принимать конфуцианскую систему  администрации, и это же как бы подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и  регулировавшейся им китайской империи, китайской цивилизации. Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с сей ориентацией на моральное усовершенствование индивидов рамках корпораций и в пределах строго фиксированных, освященных авторитетом древности норм была , по существу, эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры, которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной, естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо и где в качестве великого пророка выступал не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус, Моисей, Мухаммед

13

или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало  большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор  экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской  цивилизации. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря  конфуцианству со всем его культом  древности и консерватизмом китайское  государство и общество не только просуществовало более двух тысяч  лет в почти не менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный XXвек , покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко не в праве считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае для старого Китая незаменимым. Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу , а вместо этого старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению к старшим. Также по-моему мнению с этим культом связано и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую

14

позицию по численности населения  среди всех крупнейших стран. В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое количество пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим. Уважение к старшим мы видим везде: в общественном транспорте, в магазине и других общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот быть и не было бы даже такого роста детской преступности, так как многие дети сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в Китае, где дети ради своих родителей были готовы на крайность, то они бы задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных деяний. Я думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться ещё в раннем детстве. Это постепенно приведет к воспитанию в детях патриотизма, чего сейчас так не хватает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Список использованной литературы:

 

1.   Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д. Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.

2.   Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.

3.   Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.

4.  Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 «Религии мира» - главный редактор М. Д. Аксёнова: М. «Аванта +».1999 г.

5.    Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.

6.    Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.

7.     Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М.    Д. Аксёнова: М.: «Аванта +».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16


Информация о работе Конфуцианство в китайской культуре